СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС НОО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС»



Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС НОО. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку

Система оценивания выполняет следующие функции:   

- нормативная позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;

- информирующая даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;

- корректирующая способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов; 

- воспитывающая создаёт условия для воспитания личностных качеств; 

- социальная влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

  - диагностическая определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений; 

- стимулирующая способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.        

Система оценивания организована так, чтобы с ее помощью можно было:

    устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

    давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;

    отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

    обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

    отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.


Система оценивания образовательных результатов


Особенности системы оценивания

Объект оценивания

ЗУН, познавательные, регулятивные результаты

 личностные результаты

Форма

Персонифицированная количественная оценка

Персонифицированная/ неперсонифицированная качественная оценка

Средства фиксации результатов оценки

Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутришкольного контроля

Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)

Характеристики обучающихся

Способ (поэтапность процедуры)

Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера

Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания

В ОУ они могут быть различными, но систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога


1.  Технология оценивания

В начальной школе используются три вида оценивания:

стартовая диагностика

текущее оценивание, 

итоговое оценивание.


2.1. Стартовая диагностика

Предметная стартовая диагностика проводится с целью

٧  выяснения общего уровня готовности класса к изучению того или иного раздела или темы курса;

٧  выяснения уровня готовности данного ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.


2.2.  Текущее оценивание

Текущее оценивание предполагает комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов). В качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.


2.2.1 Методы текущего оценивания

С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения,

открытый ответ.


Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации наличия заранее выделенных показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений).

Например, при формировании навыков работы в группе можно предложить учащимся в ходе групповой работы совместно заполнить такой лист наблюдений про каждого из участников групповой работы:


 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

 

 

Оценка работы в группе

 

 

Дата ________________

 

 

Имя, фамилия ___________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        чередует говорение и слушание;

 

 

 

 

        задает уместные вопросы;

 

 

 

 

        говорит по теме;

 

 

 

 

        пытается полно отвечать на замечания и вопросы товарищей по работе;

 

 

 

 

 

 


Для отработки навыков устной речи можно предложить учащимся, слушая устную презентацию одноклассника, одновременно с учителем заполнять следующий лист наблюдений:


 

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ

 

 

Оценка устной презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        наглядно передает содержание и структуру сообщения

 

 

 

 

        выбирает доступное содержание

 

 

 

 

        выбирает удачную форму подачи информации, помогающую понять смысл сообщения

 

 

 

 

        привлекает аудиторию с помощью глазного контакта, уместных устных реплик и тона

 

 

 

 

        использует специальные слова и выражения

 

 

 

 

        использует разнообразные предложения и словосочетания, которые оживляют речь

 

 

 

 

 

 

   

Для фиксации результатов наблюдений в этом случае наиболее целесообразно пользоваться так называемыми линейками достижений.  Линейки достижений позволяют наглядно увидеть как степень сформированности того или иного навыка на данный момент, так и индивидуальный прогресс ребенка. Примеры таких линеек достижений для фиксации оценки результатов наблюдений для некоторых из указанных навыков приведены на слайде.


Формулировка вопросов, постановка проблемы


        Задает простые ввопросы

        Задавая вопрос, использует вопросительные слова

        Задает конкретные вопросы, показывающие область интересов

        Пытается формулировать ясные вопросы по теме исследования

        Ставит исследовательские вопросы

        Активно участвует в постановке вопросов по теме исследования

 

ДАТА ___________


Уровень развития способности

Планирование


        Ставит цель исследования с помощью учителя

        Следует плану, предложенному учителем

        Использует источники информации, рекомендованные учителем

        Ставит цель исследования самостоятельно

        В целом представляет, как достичь цели

        Пытается обнаружить способы получения информации

        Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

        Планирует исследовательский проект

        Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

 

 

 

 

 

ДАТА ___________


Уровень развития способности

Сбор и организация данных


        В качестве источника информации использует только учебник

        Описывает наблюдения с помощью учителя

        Пытается использовать различные источники информации

        Описывает наблюдения, используя знакомые способы

        Отбирает нужную информацию из большого ее массива

        Описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики

 

 

 

 

 

ДАТА ___________

     оценивание процесса выполнения - метод оценивания, который представляет собой целенаправленное оценивание на основе критериев, отражающих особенности целеполагания и реальных условий выполнения деятельности.


     открытый ответ  представляет собой, как правило, письменный ответ, который дается в форме небольшого текста, рисунка, диаграммы или решения. Обычно этот метод также используется для дифференцированной оценки отдельных аспектов достигаемых образовательных результатов, однако иногда может быть использован и для интегральной оценки.


   Вопросы для самоанализа

Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:


Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому  что___

Наиболее трудным мне показалось____________________________

Я думаю, это потому, что ____________________________________

Самым интересным было _____________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ____

Я бы хотел попросить своего учителя ______________________________


В «Планируемых результатах освоения программ начального образования» по отношению к каждому из выделенных ожидаемых результатов рекомендуется уделять преимущественное внимание отдельным группам методов и источников информации для оценивания. Сводные данные о них приводятся соответственно в таблицах.


Рекомендуемые источники информации для оценивания


Источник информации

Частотность

Работы учащихся

%

Деятельность учащихся

%

Статистические данные

%

Результаты тестирования

%


Рекомендуемые методы оценивания


Источник информации

Частотность

Наблюдение

%

Оценка выполнения

%

Выбор ответа

%

Краткий ответ

%

Открытый ответ

%

Портфолио

%

Самоанализ

%

 

2.2.2 Инструменты текущего оценивания


Для использования перечисленных выше методов оценивания рекомендуются следующие инструменты:

критериальные описания,

эталоны,

памятки,

линейки достижения.


Рекомендуемые методы и инструменты оценивания

 

Методы оценивания

Инструменты оценивания

Критериаль-ные описания

Эталоны

Памятки

Линейки достижений

Наблюдения

 

Оценивание процесса выполнения

Выбор ответа, краткий ответ

 

 

Открытый ответ

 

Критериальные описания – наборы критериев, которые указывают на черты или знаки, которые следует отметить в работе, а также устанавливают правила количественной оценки работы по заранее установленной шкале.


Эталоны – представляют собой образцы детских работ, с которыми сравниваются оцениваемые работы.


Памятки – содержат перечни информации, данных, элементов, характерных признаков и свойств, которые должны быть отражены в работе или в процессе ее выполнения.


Пример такой памятки:


Памятка по подготовке и выполнению письменной работы

1.    1.    Начало работы:

Обсудить замысел в малой группе

Поделиться идеями

2.                   Подготовительный этап

Проговорить план в малой группе

Выбрать тип текста, основную идею и тему

Изобразить схематически развитие сюжета (начало – середина – окончание)

 Подобрать материалы, информацию, идеи

Создать банк слов

3.                   Основной этап

Написать черновик

Прочитать черновик в малой группе, отметить места, требующие правки

Внести исправления

4.                   Подготовка окончательной версии

 Еще раз прочитать в малой группе, попросить прочитать товарищей или учителя, перечитать самому и внести окончательную правку

Оформить работу: красиво разместить на страницах и проиллюстрировать

 

Линейка достижений – наглядные свидетельства достижения какого-либо этапа обучения. Используются, чтобы продемонстрировать индивидуальный прогресс или определить этап, на котором находится ребенок в данный момент времени. Примеры некоторых возможных линеек достижений приводились выше.

Введение ФГОС НОО ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. В связи с этим предлагается внедрить в практику формы формирующего подхода оценки учебных достижений. Что же такое формирующее оценивание? Это когда учеником последовательно формируются важнейшие умения, которые в новом стандарте отнесены к общеучебным:

- анализировать и понимать новую информацию, а не просто приобретать знания;

- вписывать новые идеи и концепции в имеющиеся у обучающегося контексты;

- оценивать свои результаты и результаты соучеников, соотнося их с четко определенными учебными целями и ясными критериями качества.

Существуют следующие инструменты формирующего оценивания:

- критериальное самооценивание (оно позволяет оценивать не только результат деятельности, но процесс работы, приводящий к этому результату);

- критериальное взаимооценнивание (оно позволяет учащимся оказывать помощь друг другу и получать нужную и объективную информацию о своих достижениях и проблемах)

Критерии заранее устанавливаются учениками и учителем. Одним из эффективных оценочных инструментов является оценочная методика-это карта понятий. Карты понятий существуют двух видов: кластерная карта и карта причин и следствий.






Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы. Карта понятий представляет собой иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:

- проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

- проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

- оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Основой этой методики является противопоставление осмысленного и механического усвоения знаний. Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на основании существенных (не случайных) связей сознательно и целенаправленно соотносятся с уже существующими внутри определённой рамочной структуры.

Основное положение карты понятий состоит в том, что соотнесённость понятий, «взаимосвязанность» – это наиболее существенное качество знания, и что понимание может быть представлено как богатая сеть связей между существенными понятиями из контекста данного предмета.

Для оценивания проектной деятельности подходит методика карт самоотчета. Карты самоотчета представляют собой таблицу, в которой ученику предстоит оценить качество своей работы над проектом по следующим направлениям:


- В ходе работы над проектом я пробовал новые вещи

- В ходе работы над проектом я ждал своей очереди

- В ходе работы над проектом я работал вместе

- В ходе работы над проектом я спрашивал, помогал

- В ходе работы над проектом я решал проблемы

- В ходе работы над проектом я делал правильный выбор

- В ходе работы над проектом я проверял свою работу


Каждое из данных направлений деятельности оценивается учеником по 3 бальной шкале, что дает учителю возможность объективно оценить роль и участие каждого из учеников в создании коллективных проектов.

Следующая оценочная методика: составление тестов. Ее суть – учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая выявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.

Данная методика позволяет:


- повысить качество выполнения домашнего задания;

- выявить уровень понимания материала учащимися и разобрать моменты, вызвавшие затруднения;

- развить критическое мышление;

- построить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.


Данные методики формирующего оценивания, позволяют учителю:


- быть уверенным в том, что каждый ученик может стать лучше,

- создавать среду, способствующую партнёрству учителя и учеников,

- использовать оценивание, чтобы получать информацию об учении и преподавании,

- обсуждать с учениками результаты оценивания и вместе устанавливать ясные и достижимые учебные цели,

- давать обратную связь, помогая ученикам определить свои следующие шаги и то, как их осуществить.


2. Оценка личностных результатов


Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов в их личностном развитии.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно- познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

• морально- этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.


3.   Оценка метапредметных результатов


Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.


Сейчас идет  достаточно трудный путь реализации требований ФГОС нового поколения. Школа создаёт такую систему оценивания, которая точно и объективно позволяет отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и даёт действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Существуют и другие подходы к контрольно-оценочной деятельности

Основу контрольно-оценочной деятельности учителя составляет умение устанавливать контакт с учеником, учитывая его психологические особенности, уровень развития, мотивы обучения и т.д.; использовать в общении оптимальные педагогические средства; строить педагогический процесс от личности обучающегося.

Педагоги в своей деятельности используют два типа эталонов в оценке знаний обучающихся.

        Социальная нормативная ориентация: критерий оценки – социальные нормы, общезначимые сравнения. При сопоставительном критерии преподаватель сравнивает действия и учебный результат одного ученика с аналогичным результатом другого или всех учащихся класса. При нормативном критерии результат ученика оценивается с точки зрения установленной нормы, единого общепринятого стандарта (например, одна ошибка – «4», две ошибки – «3»). Оценке подвергаются только наличные знания. Включенность в процесс учебной деятельности, успешность усилий, внутреннее состояние студента не учитываются. «Сильных» учащихся преподаватель хвалит всегда, «слабых» - очень редко. Чаще всего дает всем одинаковые задания.

        Индивидуальная нормативная ориентация: критерий оценки – индивидуальный, личностный, при котором человек сравнивается с самим собой вчерашним, вследствие чего можно выявить индивидуальные успехи или их отсутствие. Применение такого эталона позволяет анализировать причины, способствующие или мешающие продвижению студентов. «Сильных» обучающихся преподаватель порицает за ухудшение, «слабых» хвалит за улучшение. Поощряет за старание в процессе работы. Чаще всего дает индивидуальные, разные по сложности задачи.

При этом компетентный учитель должен уметь пользоваться в работе параллельно как общепринятой социальной, так и индивидуальной шкалой оценивания.

Очень часто учитель оценку за деятельность учащегося отождествляет с оценкой его личности в целом. Это формальное отношение отрицательно сказывается на формировании положительной установки на учение: у «слабого» учащегося создает ложное представление о бесполезности его учебно-познавательных усилий, а у «сильного» - завышенный уровень притязаний.

Выполняя в основном контролирующую функцию, проверка знаний существенным образом влияет на управление процессом обучения, на выявление его эффективности. Контроль и оценка знаний осуществляются в большей степени для получения сравнительных результатов, выработки своеобразных общественно значимых нормативов. В то же время по разным предметам отметки выставляются с разной степенью строгости. Так, голландские ученые доказали, что один и тот же предмет оценивается иначе, если он не является основным в школе, то есть «трудность» предмета не зависит от его содержания. Например, в российских школах второй ступени строже всего оцениваются знания по иностранному языку и математике, наиболее мягко – по физкультуре и предметам, связанным с художественным воспитанием.

Отметка, являясь педагогическим стимулом, соединяет в себе свойства поощрения и наказания. Но чтобы воздействовать отметками, нужно учитывать, как они действовали ранее и какой эффект обнаруживался в разных ситуациях. Часто обучающегося больше стимулирует отметка «4», а не «5»; «3», а не «2». Ответив на «четыре», у ученика есть возможность добиться большего. Но при этом, получая постоянно «отлично», ученик может частично утратить смысл дальнейшего совершенствования своей учебы. Но если данная отметка, являясь редкой для обучающегося, понравилась, вызвав положительные эмоции, то она будет выполнять в дальнейшем свою стимулирующую функцию, повышая и уровень притязаний студента.

Получение учащимся часто низких отметок существенно понижает его стремление к улучшению своих результатов, так как их трудно исправить на высший балл. А после отметки «три», приложив усилия, можно добиться хорошей успеваемости. Постоянное получение обучающимся либо одних и тех же положительных отметок, либо отрицательных воспринимается человеком с меньшими эмоциональными переживаниями, в результате чего утрачивается мотивирующее действие оценки (слайд).

Ш.А. Амонашвили указывает психологический смысл и социальную сущность отметок для школьников.

        «Торжествующая пятерка». Чувство повышенного престижа в разных социальных кругах (родителей, родственников, однокурсников). Полное доверие со стороны взрослых (родителей) и свободное пользование им. Некоторое влияние на преподавателей (известный принцип студентов: «Первый год студент работает на зачетку, а потом – она на него»).

        «Обнадеживающая четверка». Поощрение со стороны родителей и надежда на большие успехи. При снижении успеваемости с высшего балла – обратная реакция.

        «Привычная тройка». Без особых эмоций такая отметка воспринимается как родителями, так и однокурсниками. Отсутствие стипендии. Но «тройка» у студента может вызывать и радость, и удовлетворение при условии отсутствии знаний по определенному предмету.

        «Угнетающая двойка». Возможные конфликты с преподавателями и родителями. При постоянной неуспеваемости по дисциплинам возможность отчисления из вуза. Угнетенное, напряженное положение в семье, уязвленное самолюбие.

Современные педагоги указывают несколько причин субъективизма педагогической оценки:

        весьма условно обозначение результатов обучения: знания, умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения.

        Пока не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят опосредованно по ответам или действиям обучающихся.

        Недостаточная разработанность критериев оценивания. Пятибалльная система проста и привычна, но субъективна и обладает слабой дифференцирующей способностью.

В связи с переходом на новые ФГОС наметился перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на общеучебные умения, на развитие самостоятельности учебных действий, а это влечет за собой изменение системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни.

Для этого необходимо перейти на такую систему оценивания учебных достижений школьников, которая требует отказа от отметки, а оценку делает более доступной и содержательной. В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика. Данный подход к оцениванию позволяет устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации, сохранению и укреплению здоровья

Формирование контрольно – оценочной самостоятельности младших школьников, закладывающей основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться) необходимо рассматривать исключительно в контексте другой более серьёзной, более масштабной проблемы – безотметочное обучение.

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников (слайд), которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития. Эта система ориентирована на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Безотметочное оценивание опирается на следующие принципы, разработанные Г.А. Цукерман:

самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке. Необходимо отметить, что для оценивания (самооценивания)особенно для первоклассников, должны выбираться только те задания, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы).

- - оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, с опорой на правило «добавлять, а не вычитать». Ребёнок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Фактически оцениваются в первую очередь индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

содержательное (само) оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать. На первых этапах обучения контрольные действия учащихся производятся после сопоставления оценки учителя и оценки ребёнка. Несовпадение этих оценок создаёт условия для постановки специальной задачи для учащихся - контроля для своих действий (а не просто достижение результата). Кроме этого необходимо предусмотреть особые задания, обучающие ребёнка сличать свои действия с образцом.

учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объёма домашних заданий. При обучении необходимо постепенно вводить средства, позволяющие самому ребёнку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки (графики скорости чтения, количество ошибок в диктанте в оценочных листах учащихся, тетради «Мои достижения»)

- учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которые оформляются в классе и дома особым образом. Для этого можно вводить специально организованное место в пространстве класса: «Место сомнений», в противовес этому месту может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создаётся система заданий, специально направленных на обучение ребёнка отделять известное от неизвестного.

- для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок. Данный принцип оценивания связан прежде всего с освоением западной технологии «учебное портфолио». При такой системе накапливаются не отметки за работы учащихся, а содержательная информация о них и даже сами работы в рамках определённых информативных технологий.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как

формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе, с разъяснения смысла однокоренных слов – «цена» и «оценка». Организовывая наблюдения за природой и за предметами, сделанными руками человека, за действиями и поступками людей, можно подвести детей к пониманию того, что всё на свете имеет «цену». Поскольку первоклассник в силу возрастных особенностей не готов серьёзным размышлениям и мир воспринимает душой и глазами, начинается работа с описания зримого и чувственного образа. Обучаясь в первом классе учащиеся приобретают следующие умения:

  • оценивать свою работу по заданным учителям критериям с помощью «Волшебных линеечек», цветовой радуги и т.д.

  • соотносить свою оценку с оценкой учителя;

  • договариваться о выборе образца для сопоставления работ;

  • обнаруживать совпадение и различие своих действий с образцом.

На первых уроках работая над этим можно выяснить, какой элемент в написании буквы у детей не получается и почему, что необходимо сделать, чтобы добиться соответствия образцу. Необходимо обсудить, что даёт красиво выполненная работа самому себе.

Напоминать о том, что все работы нужно делать аккуратно, чисто и в соответствии с образцом. Итак, вырабатывается первый критерий аккуратность. После выполнения предложенного задания ученик может зафиксировать на полях тетради мнение о красоте своей работы. Затем в совместной деятельности вырабатываются другие понятные детям критерии для оценки устных ответов и письменных работ. Каждый раз ученики совершенствуются в умении оценивать свою работу, ищут причины, которые пока не позволяют достичь желаемого результата. Таким образом, первоклассники оценивают свою работу, как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

Во втором классе оценочная деятельность учащихся становится более осознанной. Например, по русскому языку предлагается задание: «Подобрать пять слов с парной согласной в корне слова». Вначале необходимо выяснить, что необходимо знать и уметь для достижения цели:

        знание парной согласной;

        умение выделять и находить корень;

        подбирать проверочные слова

Таким образом, составляется план совместных действий, определяется последовательность. После завершения работы идёт самопроверка, где ребёнок учится контролировать самого себя. На полях тетради фиксирует знаком, символом результат выполнения задания. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. При таком несовпадении идёт разъяснительная работа с учащимся. Ошибки, исправленные детьми, считаются их достоинством, так как в большинстве случаев своих ошибок дети не видят. Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Негативная оценка вовсе не означает, что ты плохой ученик, а лишь фиксирует сам факт ошибки. Одноклассники говорят, что и как нужно сделать, дают рекомендации. При этом у ребёнка всегда есть право выбора: отказаться от оценки одноклассника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Пример с урока литературного чтения, где проверяется мастерство чтения учащихся. Сначала дети по желанию выступают со стихами, затем даётся оценка услышанного. Оценочные суждения бывают разные: «Было интересно слушать Машу, хотя некоторые слова произносились невнятно. Мне понравилось, как Алёша громко, выразительно рассказывал стихотворение. Хочу сделать замечание Насте, чтоб она не торопилась и читала громко».

Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

На уроках необходимо использовать прогностическую и ретроспективную самооценку. При ретроспективной самооценке ученик проверяет работу и сдаёт на проверку. Учитель исправляет ошибки и возвращает тетрадь. Ученик, видя исправленные ошибки, соотносит с критериями оценивания и результат символом фиксирует на полях.

Формирование прогностической самооценки осуществляется следующим образом. Ученику предлагается выполнить задание, он внимательно знакомится с содержанием задания, соотносит свои возможности с работой и до выполнения себя оценивает. После выполнения задания снова идёт оценивание. Таким образом, сравнение прогностической оценки с ретроспективной, позволяет ребёнку увидеть свои успехи и затруднения.

Выделяется 4 этапа формирования оценочной деятельности

Первый и второй этап - целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе (определить объём и содержание требуемой дополнительной тренировки).

Последний этап необходимо организовать при переходе из начальной в основную школу (4 класс- II полугодие, 5 класс - Iполугодие) При такой этапности формирования оценки переход на любую нормативную систему оценивания в основной школе не будет травмирующим для учащихся и будет способствовать дальнейшему формированию учебной самостоятельности при определении учащимися своей границы знания – незнания.

Таким образом, поворот образовательного процесса в начальной школе к формированию учебной самостоятельности требует серьёзных изменений в содержании и организации образовательного процесса:

     Разгрузка предметного содержания с целью высвобождения времени по формированию оценочной самостоятельности (специальные уроки по выработке правил оценочной безопасности, средств и форм контроля и оценки) работа с оценочными листами, с тетрадями «Открытий», «Моих достижений. Проведение проверочных работ с учётом всех этапов (минимум 3 урока), уроки предъявления личных достижений учащихся, в том числе уроки на формирование «портфеля» ученика и его презентацию.

     Переход на особые ритмы в построении учебного плана, учебного расписания. Особое место в образовательном процессе должно быть уделено первому месяцу учебного года, когда должна идти работа по фиксации «стартовых» для данного учебного года достижений учащихся, необходимая коррекционная работа, определение задач учебного года, а также второй половине апреля – мая (рефлексивной фазе учебного года), когда идёт работа по подведению итогов года, оформлению портфеля ученика, проводится итоговая работа.

     Изменения в системе контрольно – оценочных работ. Необходимо переосмысление и другая технология всего внутришкольного контроля: способах оценивания, фиксирование полученных результатов в классных журналах, в системе административных проверочных работ, в проверке тетрадей и т. п.

Выводы:

      За безотметочным обучением будущее

      Происходит реальное развитие оценочных умений

      Снижается уровень общей и учебной тревожности

      Осуществляется дифференциация не только по процессу, но и по результату обучения

      Система оценивания позволяет увидеть достижения ученика в сравнении с самим собой

Проблемы:

      Продолжается поиск форм отслеживания результатов достижений учащихся

      Необходимо разработать критерии оценивания учащихся по труду, литературному чтению

      Необходимо взаимодействие учителей начальных классов и учителей –предметников в разработке единой системы оценивания по физкультуре, изо, музыке, английскому языку

Ошибки оценивания

К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся:

  • великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания, искореняемая теперь в школах;

  • перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку);

  • оценка по настроению;

  • отсутствие твердых критериев (за слабые ответы преподаватель может ставить высокие отметки или наоборот);

  • центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например не ставить двоек и пятерок);

  • неустойчивость системы (преподаватель или долго не спрашивает, или весь урок ведет опрос);

  • близость оценки той, которая была выставлена ранее (например, на предыдущих экзаменах другими преподавателями или учителю трудно сразу после двойки поставить пятерку);


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!