СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование современных образовательных инновационных технологий является обязательным условием обучения современного школьника, его интеллектуального, творческого, нравственного развития. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие - это взаимодействие между человеком и человеком или между человеком и машинными системами (ИКТ).

Просмотр содержимого документа
«"Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС"»

«Инновации в образовании. Основные направления по организации преподавания биологии и химии в 2024 - 2025 уч. году.»

Институт стратегии развития образования РАО подготовил методическое пособие для педагогов, преподающих предметы естественно-научного профиля. Его цель — адаптировать преподавателей к подходам и концепциям, которые предполагает новый ФГОС. Разобрать, что нужно знать учителям в связи с изменениями.

В соответствии с новыми стандартами подходы к преподаванию биологии и химии предполагают изменения

Переход школ на обновленные ФГОС осуществляется в следующие сроки: 

  • 2022/2023 учебный год – 1 и 5 классы, остальные классы по мере готовности школ; 

  • 2023/2024 учебный год – 1-4, 5-7 классы, остальные классы по мере готовности школ; 

  • 2024/2025 учебный год — 1-9 классы;

  • 2023/2024 учебный год — старшие классы. 

1. Изменения в учебном плане – путь к вариативности 

В новой редакции ФГОС СОО изменили названия предметной области «Естественные науки» на «Естественно-научные предметы» соответственно. Из перечня учебных дисциплин в старшей школе исключили предметы «Астрономия», «Естествознание» и «Экология». 

Содержание курса «Астрономия» и требования к его предметным результатам вошли в полном объеме в изучение на уроках физики. Естествознание и экологию сквозной линией включили в биологию, химию, физику.

Теперь в школе есть возможность изучать физику, химию, биологию на базовом или углублённом уровне с 7-го класса. До этого времени углубленное изучение этих предметов предполагалось только в старшей школе при профильном обучении. 

Для организации вариативного обучения образовательные организации вправе включить в учебные планы дополнительные курсы по выбору. 

2. Содержание предметов: акцент на современные технологии 

В связи с разделением на базовый и углубленный уровень преподавания уже с 7 класса, предметные результаты на углубленном и базовом уровне для физики, химии и биологии тоже разделили. 

В старой программе результаты обучения были расписаны по ступеням обучения. Для основной школы в новой программе они детализированы по годам обучения для каждого класса отдельно. 

Биология

Расширили круг тем, рассматриваемых в курсе биологии. В содержание раздела «Общая биология» введены, например, темы «Клеточная биология» и «Биотехнология и синтетическая биология».

Химия

В химии усиливают связь с другими науками через введение дополнительных понятий, например, с физикой (изотопы, радиоактивность, идеальный газ и другое), с биологией (метаболизм, гормоны, ферменты и другое), с географией (топливо, ресурсы, горные породы и другое). 

Акцент в программах сделали на внеурочную деятельность и использование инновационных технологий для формирования мотивации школьников к изучению естественно-научных предметов и в дальнейшем выбору профессий инженерной, медицинской направленности. 

Одна из ключевых компетенций школьника – функциональная грамотность. Педагоги должны развивать способность учеников решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. 

Как оценивать результаты обучения, составлять задания на формирование естественно-научной и функциональной грамотности обучающихся – проблемное поле для учителя. Для уточнения, что же проверяется в международных исследованиях  по модели PISA, выпущены специальные методические рекомендации для педагогов.

3. Планируемые результаты – ориентир на дальнейшее образование ученика

В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения программ на каждом уровне: личностные, метапредметные, предметные. 

Возникли и противоречия: например, предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии.

Например, в концепции преподавания химии не учитывается разделение предметных результатов на базовый и углубленный уровень в 8-9 классах. Курс химии в 7 классе оставлен в новом ФГОС как вариативный пропедевтический предмет. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.  

Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

В новых — каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», — это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.

Особое внимание уделили развитию метапредметных результатов. При таком высоком темпе развития наук и накопления информации важно научить учащихся умению добывать знания и применять их в разных ситуациях. 

Изучение биологии, химии, физики в старших классах на углубленном уровне ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению образования в вузах и организациях среднего профессионального образования. 

4. Рабочие программы педагогов: облегчение или нагрузка 

Для составления рабочих программ по предметам используется универсальный «Конструктор рабочих программ». Экспертиза рабочей программы делается федеральными экспертами и уже больше не требует подтверждения.  

Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Из положительного при составлении программы: учителю не требуется дополнительно искать цифровые ресурсы соответствующие теме урока, так как в конструктор интегрирован «Каталог цифрового образовательного контента».

Все рабочие программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания, которую разрабатывают в каждой школе самостоятельно творческие группы педагогов. В нее входят обязательные модули и те, что отражают специфику школы. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий. Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал.  

5. Действующие учебники: что выбрать 

Учебники школа выбирает из Федерального перечня учебников, которые разрешены к использованию.

Действующие учебники могут не соответствовать содержанию обновленного ФГОС СОО, поэтому учителю необходимо выстраивать процесс изучения своего предмета в соответствии с рабочей программой выбранного уровня. 

Большие проблемы в связи с этим испытывают учителя биологии, так как в этом году происходит переход от концентрического к линейному подходу изучения.

Раньше 9 класс заканчивался изучением курса общей биологии, а по новым стандартам будет заканчиваться анатомией и физиологией человека. Учащиеся 7 класса на уроках в этом году уже будут повторять систематические группы организмов вместо изучения зоологии. Акцент делается на включение в программу большего количества лабораторных и практических работ. Учебника для этого года обучения нет.

Если в учебнике отсутствуют отдельные темы, которые необходимо изучить в соответствии с программой, учитель может использовать другой учебник из Федерального перечня. 

Школа по-прежнему обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО). 

6. Оснащение кабинетов – цифровые лаборатории 

Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования.

Например, «ГИА – лаборатория по физике», компьютерные модели по физике и виртуальные лабораторные работы, физический практикум включает лабораторные по астрономии. 

Химия – наука экспериментальная, но не все реактивы разрешены для использования в школе, часто не хватает лабораторного оборудования. Выйти из положения можно, применяя технологию компьютерного моделирования в процессе исследовательского и проектного обучения. 

В тех школах, где есть федеральный центр «Точка роста» естественнонаучной направленности, рекомендуют использовать наборы цифрового оборудования на уроках.

Вывод: акцент на естественно-научную грамотность

ФГОС сегодня сосредоточены на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни. 

Среди новшеств в преподавании естественно-научных предметов выделяются:

  • вариативность,

  • функциональная грамотность,

  • единство воспитания и обучения и практико-ориентированный подход в обучении.