Инновационные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС.
« Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.»
Древняя мудрость
Введение
Возрастающая потребность студентов в овладении иностранными языками как инструментом будущей профессиональной деятельности, открывающим доступ к престижной работе, зарубежным контактам, обязывает преподавателя иностранного языка выбирать технологии, которые могут способствовать созданию доброжелательной комфортной атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения и позволит раскрыть учащимся свою индивидуальность, способности и проявить активность.
Интерактивные методы обучения – это методы обучения, при которых сам процесс передачи информации построен на принципе активного двустороннего взаимодействия преподавателя и студента. Он предполагает большую активность студента, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, сокращение лекционных часов при одновременном увеличении семинарских и/или практических занятий, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, инициативность студента, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ.
Интерактивные методы включают: метод проблемного изложения, презентации, дискуссии, кейс-стади, групповую совместную работу студентов, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини – исследования, деловые игры, ролевые игры, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7-10 – минутное ассоциативное эссе), метод блиц- опроса, метод анкетирования и др.
Круглый стол – это один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Обсуждение проблем, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особо «горячих» вопросов придает круглому столу динамичность и насыщенность.
Метод кейс – стадии – метод конкретных ситуаций. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Метод case-study относится к неигровым имитационным активным методам обучения.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Отличительной особенностью метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Метод «мозговой атаки» или «мозгового штурма» (брейнсторминг) – представляет собой стратегию взаимодействия, позволяющую группам студентов эффективно генерировать идеи поиска решения трудной проблемы. Этот метод поощряет членов группы мыслить творчески и развивать идеи других членов группы. Основной целью метода мозговой атаки является создать фонд идей по определенной теме. В процессе мозговой атаки недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.
Кластер (от англ. cluster- кисть, пучок, гроздь) - это графический способ организации теоретического материала, изученного студентами.
Суть работы в следующем: в середине листа записывается ключевое слово (идея, тема), а по сторонам крупные смысловые единицы, включающие информацию, связанную с ним, которые соединяются между собой прямой линией.
Одним из продуктивных методов обработки информации является приём
«Фишбоун». Fishbone в переводе с английского языка означает «рыбная кость» или «скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Студентам предлагается изучить новый материал и систематизировать его с помощью указанной стратегии. Информацию проблемного характера обучающимся необходимо буквально «разложить по косточкам», на верхних «косточках» записываются проблемы, а на нижних факты, подтверждающие, что данные проблемы существуют. В «голове» обозначается изучаемая проблема, в «хвосте» - вывод по теме.
Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Применение ИКТ в процессе обучения иностранному языку способствует интеллектуальному и творческому развитию обучающихся.
Интернет-ресурсы позволяют:
- восполнить дефицит источников учебного материала;
- развивать навыки и умения информационно-поисковой деятельности;
- объективно оценивать знания и умения в более короткие сроки.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание студентов на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.
Заключение
Современная действительность предъявляет все более высокие требования уровню практического владения иностранным языком. В связи с этим использование инновационных образовательных технологий предоставляет огромные возможности для повышения эффективности процесса обучения.
Использование инновационных технологий в процессе обучения иностранному языку позволяет тренировать те или иные виды речевой деятельности, сочетая их в различных комбинациях, качественно повышать общекультурное развитие молодых людей, способствуя дальнейшему совершенствованию их навыков владения компьютерной техникой, способствуют реализации индивидуального подхода и повышению самостоятельности студентов. Это содействует формированию языковых компетенций, повышению мотивации в изучении иностранного языка. Отсюда использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам несет в себе огромный педагогический потенциал, позволяющий переводить овладение иностранным языком в живой творческий процесс.
Итак, в ходе рассмотрения современных образовательных технологий в профессиональном образовании, мы убедились, что «педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике»
Список литературы:
1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2,3 2001 г.
2. Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6.
3. Колкова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам - Санкт-Петербург: изд. «Каро» 2007
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центp Академия. 2000.
5. http://www. /pedagogika/inovacii. htm