Копылова Галина Петровна
учительIквалификационной категории
МОУ Загорненская СОШ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Цель: Повышение эффективности образовательного процесса через применение инновационных подходов к организации образовательной деятельности.
Задачи:
раскрыть понятие технологии деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;
показать специфику использования и применения технологии деятельностного метода обучения в начальной школе;
сформировать у обучающихся потребность и способность творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска;
способствовать повышению учебной мотивации, повышению качества знаний обучающихся.
Изменения, происходящие в политической, экономической и социальной жизни России, вызвали потребность в определении новых целей образования. Цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории.
В связи с тем, что введение ФГОС в образовательную систему требует от учителя предметных, метапредметных и личностных результатов, актуальным становится внедрение в процесс обучения, начиная со ступени начального образования, инновационных технологий, которые способствуют сделать урок современным, деятельностным, развивающим.
Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают: развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [3].
В основе ФГОС – системно – деятельностный подход в обучении. Преимущества системно – деятельностного подхода: формирование универсальных учебных действий.
Выделяют 4 вида УУД:
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Технологий, позволяющих формировать универсальные учебные действия учащихся, достаточно много:
«Технология проблемно – диалогового обучения» - автор Мельникова Е.А.
«Технология природосообразного воспитания грамотности» - автор Кушнир А.М.
«Технология деятельностного метода обучения» - автор Петерсон Л.Г.
«Технология критического мышления» - автор Заир – Бек С.
Опыт моей работы (стаж – 35 лет) показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени.
Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным. Как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаю я себе, приходя сегодня в класс. Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии, а именно: технология деятельностного метода обучения. Обучающиеся 1 класса показали положительные результаты. У меня не возникло сомнения продолжить работу во 2 классе по технологии деятельностного метода.
Суть деятельностного метода—учащиеся не получают знания готовыми, а сами достигают поставленных целей в процессе собственной учебной деятельности. Именно деятельностный метод включает человека в активную деятельность. Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки.Данная технология требует от обучающихся умения высказывать свое мнение, обосновывать его, выстраивать цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики[2].
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности)
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Обучающиеся выполняют работу на уроке по следующим направлениям:
- работают с источниками информации;
- решают познавательные и практические задачи;
- анализируют свою деятельность на уроке;
- аргументируют защиту своей позиции;
- выполняют творческие проекты.
В деятельностном методе обучения выделяют 4 типа уроков:
-Урок ОНЗ (открытие новых знаний)
-Урок рефлексии (закрепление),
-Урок построения системы знаний (обобщающий),
-Урок обучающего контроля (контроль деятельности всей системы).
Практически на любом из этих уроков можно применить компьютерные технологии. Уроки с использованием ИКТ повышают мотивацию обучения, развивают стремление к саморазвитию и творческому росту обучающихся. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках использую презентации. Учащиеся принимают активное участие в обсуждении увиденного. Тесты, ребусы, кроссворды помогают проверить знания учащихся.Для реализации данных технологий использую различные средства, методы и приёмы: физминутки, игры на свежем воздухе, зарядку для глаз, смену деятельности в течении урока, атмосферу доброжелательности, веру в силы учащегося, похвалу за старание[6].
Из опыта своей работы по применению деятельностного метода обучения на уроке ОНЗ - расскажу на примере урока русского языка во 2 классе по теме «Парные согласные».
1. Мотивация к учебной деятельности в классе.
Структура урока открытия нового знания:
Начинается каждый урок с мотивации (самоопределения)
- настрой на работу, где происходит включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
- Зачем мы здесь?
- Какую тему мы изучали?
- Какая работа предстоит вам на этом уроке? (Изучить что-то новое)
- Что для этого вы должны будете делать? (Понять, чего мы не знаем, и самим открыть новое).
- Я желаю вам удачи.
- Составьте предложение из слов: нас, всё. у. сегодня, получится!
Для успешной работы на уроке: девиз: «У нас сегодня всё получится!»
2. Актуализация знаний (повторяются знания, необходимые для открытия нового знания.)
2.1. Словарная работа (проверка).
У кого были ошибки? Что посоветуем? Оцените себя. (! +, -)
2.2. Прочитайте слова на карточке: доска – тоска, жар – шар, бочка – почка.
Произнесите первые звуки.
- Какие это согласные звуки? (звонкие и глухие)
- Каждый звонкий звук с соответствующим глухим образует пару.
- Как мы называем эти согласные? (Парными)
- Какой следующий шаг учебной деятельности? (Задание, в котором будет что-то новое).
2.3. Пробное действие:увидел новое знание - пробует выполнить.
Вставьте в слова пропущенные буквы: гри…, сле…, бере…, вра…
- Проверим, что получилось. (Учитель ведёт диалог с детьми)
- Значит, что показало пробное действие?
- Вы можете доказать правильность буквы?
- Что мы теперь должны сделать? (Разобраться, в чём наше затруднение)
Рассуждения учащихся.
3. Выявление места и причины затруднения.
Важно, чтобы каждый ребёнок проговорил, чего он не смог сделать.
- Где находится «опасное» место? (На конце слова)
- Почему возникло затруднение? (Ответы детей)
-Значит, что мы не знаем? (Не знаем, как писать парные согласные на конце слова.)
4. Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели, выбор способа и средств её реализации.
- Итак, какой должна быть цель нашего урока? (Будем учиться писать парные согласные на конце слова.)
- Сформулируйте тему урока. (Парные согласные)
- Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании парных согласных. (Подобрать проверочное слово)
- Значит, каким должен быть следующий шаг нашей деятельности? (Самим найти способ проверки).
5. Реализация построенного проекта.
Практическая работа – работа в парах
парохо… гла…
чи… хле…
эталон арбуз –арбузы; нет арбуза
- Смогли справиться с затруднением?
- Что надо сделать, чтобы проверить парные согласные на конце слова?
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи(применение нового знания в типовых заданиях).
1) Фронтальная работа (Запись слов под диктовку).
2) Работа в паре с проговариваием (докажите соседу, что вы правильно подобрали проверочные слова).
- У кого были ошибки? Почему? Кто выполнил верно?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Упр. 164. с. 108. (Дети объясняют, выполняют самостоятельно, проверяют по эталону).
Оцените себя (знаки: ! + -).
Необходима ситуация успеха (Похвалить всех: молодцы справились; нашли ошибку, исправили).
8. Включение в систему знаний и повторение (связь нового с ранее изученным).
наря(д,т), ду(б,п), моро(з,с)
- Докажите правильность выбора букв в скобках. (Учащиеся работают в парах, выслушиваются ответы).
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы, осознание метода построения нового знания).
- Достигли цели?
- А как узнать, что эта цель достигнута? (Когда будем писать без ошибок).
- Оцените свою деятельность на уроке.
- Лестница успеха ( рефлексия деятельности)
-Смайлики с разными выражениями лица (рефлексия эмоционального состояния)
- Рефлексия содержания учебного материала: сегодня я узнал, было трудно, мне захотелось узнать[1,5].
Достичь положительных результатов в обучении мне помогает использование разнообразных форм, методов и приёмов обучения, которые формируют умения самостоятельно добывать знания. Это групповая форма работы; работы в парах, индивидуальная форма работы; исследовательская деятельность; фронтальная работа; обучение самоконтролю, самооценке. Для повышения мотивации к учебной деятельности на уроках создаётся ситуация успеха, предлагаются задания, требующие логического мышления, используется наглядность.
Только при продуктивной совместной деятельности учителя и ученика, умения прийти к общему решению, взаимного контроля по ходу выполняемой деятельности, взаимопомощи, обучающиеся моего класса учатся объективно оценивать себя и своего товарища на уроках. Формировать оценочную самостоятельность я начала еще в 1 классе с работы с эталонами, а во 2 классе – мы остановились на знаках (! + -) и продолжаем эту работу в 3 классе. Система оценивания представлена следующими методами: это итоговые комплексные проверочные работы, промежуточная аттестация, фронтальные и письменные опросы, анкетирование, индивидуальная работа с обучающимися, портфолио обучающихся, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. В конце 2 класса родители получили консультации по результатам обучения за год, динамику развития ребёнка, план работы по отработке необходимых умений.Показателем результативности использования технологиидеятельностного метода является хорошее качество знаний по предметам обучающихся 2 класса, успешное участие моих учащихся в различных муниципальных, региональных, Всероссийских конкурсах, олимпиадах. (Приложение 1, 2. 3, 4, 5.) Так по итогам соревнования, класс получил звание «Класс – лидер года».
Из всего вышеизложенного я для себя сделала вывод:
1. Наиболее приемлемым методом обучения в современном мире современных детей является деятельностный метод.
2. То, что ты сделал сам, не забудется никогда.
3. В процессе обучения обучающиеся сами учатся добывать знания, используя различные источники информации.
4. Обеспечивается интенсивный процесс общения.
Литература:
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
2. Еременкова Т.Ю., Исаева С.А., Козина Е.В. Проектирование современного урока в начальной школе на основе технологической карты». ВИПКРО, 2013г.
3. Косицына Н.Н., Шолохова В.Н., Григорьева И.А. Образовательные технологии как средство эффективности процесса обучения. Методические рекомендации. – Благовещенск: Амурский областной институт развития образования, 2011г.
4. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г.Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода– Москва, 2012.
6.Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2013 г.
Приложение:
Таблица 1.
Итоги техники чтения 1 класс.
Итоги техники чтения 1 класс. | 1 полугодие | 2 полугодие | Темп чтения |
Даниленко И. | 58 | 73 | Выше нормы |
Иванова Д. | 37 | 44 | Выше нормы |
Кириллов И. | 47 | 55 | Выше нормы |
Окладникова Д. | 41 | 44 | Выше нормы |
Таблица 2.
Итоги техники чтения 2 класс.
Итоги техники чтения 2 класс. | 1 полугодие | 2 полугодие | Темп чтения |
Головкова С. | | 112 | Выше нормы |
Даниленко И. | 89 | 94 | Выше нормы |
Иванова Д. | 80 | 89 | Выше нормы |
Кириллов И. | 90 | 96 | Выше нормы |
Окладникова Д. | 81 | 86 | Выше нормы |
Таблица 3.
Диагностика по математике в 1 классе
№ | Фамилия имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Общий балл |
| Оценивается | Запись числа по порядку в заданном промежутке | Умение записывать цифрами числа | Записывать числа в заданной последовательности | Поиск верного равенства в приделах 10 | Решение примеров | Умение отвечать на вопрос прочитанной задачи | Умение отвечать на вопрос прочитанной задачи и записывать ответ | Чертить отрезки заданной длины | Распознавать и считать геометрические фигуры | Умение читать данные таблицы и верно находить ответы | |
| Фиксируется | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | |
| Макс. бал | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
1 | Даниленко И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 0,5 | 1 | 0,5 | 8,5 |
2 | Иванова Д. | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 6.5 |
3 | Кириллов И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 |
4 | Окладникова Д. | 1 | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 0,5 | 1 | 1 | 0,5 | 8 |
Таблица 4.
Результаты диагностики по математике в 1 классе
Результат | Отличный | Хороший | Удовлетв. | Не справились |
10 баллов | 9 баллов | 8 баллов | 7 баллов | 6 баллов | 5 баллов | Менее 5 баллов |
количество человек | 1 | | 2 | | 1 | | - |
Соотношение в % | 25 | | 50 | | 25 | | |
Итого | 25 | | 50 | | 25 | | |
Таблица 5.
Диагностика по русскому языку в 1 классе
№ | Фамилия имя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Общий балл |
| Оценивается | Выделение гласных звуков | Выделение твердых звуков | Определение кол-ва букв и звуков | Деление слов на слоги | Анализ звуковой схемы | Постановка ударения в словах омонимах | Определение предложения | Схема предложения | Составление предложения из слов | Составление ответа на вопрос(с выбором ответа) | |
| Фиксируется | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | балл | |
| Максимальный бал | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
1 | Даниленко И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 |
2 | Иванова Д. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 6 |
3 | Кириллов И. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 9 |
4 | Окладникова Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 8 |
Таблица 6.
Результаты диагностики по русскому языкув1 классе.
Результат | Отличный | Хороший | Удовлетв. | Не справились |
10 балов | 9 баллов | 8 баллов | 7 баллов | 6 баллов | 5 баллов | Менее 5 баллов |
количество человек | 1 | | 2 | | 1 | | - |
Соотношение в % | 25 | | 50 | | 25 | | |
Итого | 25 | | 50 | | 25 | | |
Диаграмма 7.

Рис.8. Диплом общероссийского конкурса «Умница». 6 место.

Рис.9. Диплом за 2 место в региональном рейтинге.

Рис.8.Диплом общероссийского конкурса «Умница». 13 место.