СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные приемы на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё новое - это хорошо забытое старое. Как урок сделать интересным?

 

Просмотр содержимого документа
«Инновационные приемы на уроках русского языка»

Инсерт  « V » - знаю  «+» - новое для меня;  « - » - думал иначе;  « ? » - не понял, есть вопросы.

Инсерт

« V » - знаю

«+» - новое для меня;

« - » - думал иначе;

« ? » - не понял, есть вопросы.

Кластеры звуки гласные твёрдые мягкие согласные безударные ударные шумные сонорные глухие звонкие

Кластеры

звуки

гласные

твёрдые

мягкие

согласные

безударные

ударные

шумные

сонорные

глухие

звонкие

Письмо с дырками Восстановите текст   Текст – это связное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .   Основные признаки текста. 1. Единство … текста. 2. Наличие … мысли текста. 3. Относительная … текста. 4. Определённый … предложений. 5. … связь предложений в тексте.

Письмо с дырками

Восстановите текст

Текст – это связное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.

Логические цепочки План фонетического разбора слова  1. Записать слово буквами и указать их количество.  2. Затранскрибировать слово.  3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.  4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

Логические цепочки

План фонетического разбора слова

1. Записать слово буквами и указать их количество.

2. Затранскрибировать слово.

3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

Морфемный анализ А Б 1 В ¬ 2 -медл- -двиг- ^ Г ис- 3 -крик- -а- не- 4 -ех- -ся -и за- 5 у- -о- -ет 6 -уч- -хорош- -л- на- 7 -а -о пере- 8 -н- -пуг- -уклюж- -енн- вс- -ит без- -нн- -е- -ы -ть  1) «Соберите» словосочетание : Б 7 А 3 В 5 Г 2 + Б 1 А 7 В 1 В 7 В 3  ( вскрикнет испуганно).  Обозначьте и объясните известные вам орфограммы :   2) (Не)медле(н,нн)о уехать . Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б 2 А 1 В 6 В 3 + Б 4 А 4 В 1 Г 8 )

Морфемный анализ

А

Б

1

В

¬

2

-медл-

-двиг-

^

Г

ис-

3

-крик-

-а-

не-

4

-ех-

-ся

за-

5

у-

-о-

-ет

6

-уч-

-хорош-

-л-

на-

7

пере-

8

-н-

-пуг-

-уклюж-

-енн-

вс-

-ит

без-

-нн-

-е-

-ть

1) «Соберите» словосочетание : Б 7 А 3 В 5 Г 2 + Б 1 А 7 В 1 В 7 В 3

( вскрикнет испуганно).

Обозначьте и объясните известные вам орфограммы :

2) (Не)медле(н,нн)о уехать . Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б 2 А 1 В 6 В 3 + Б 4 А 4 В 1 Г 8 )

Морфологический анализ

Морфологический анализ

Круги по воде Подберите ( или придумайте сами ) примеры употребления тире .  сущ . в им.п. сущ . в им.п.  Т амань  - самый скверный городишко из всех приморских городов России .  (М.Ю.Лермонтов.)   неожиданное присоединение   И горь не поехал со всеми - и спектакль он не увидел .  условие совершения действия  Р адуга поперёк реки - будет хорошая погода .  ( Пословица ) « Е рунда всё это »,  - тихо проговорил Прохор .

Круги по воде

Подберите ( или придумайте сами ) примеры употребления тире .

сущ . в им.п. сущ . в им.п.

Т амань - самый скверный городишко из всех приморских городов России . (М.Ю.Лермонтов.)

неожиданное присоединение

И горь не поехал со всеми - и спектакль он не увидел .

условие совершения действия

Р адуга поперёк реки - будет хорошая погода . ( Пословица )

« Е рунда всё это », - тихо проговорил Прохор .

Реши пропорцию  (спит) как убитый  = ?  = сломя голову  =  ?  крепко темно ? ? молодой  = сухой  =  ?  = ?  моложе ? веселее ?

Реши пропорцию

(спит) как убитый = ? = сломя голову = ?

крепко темно ? ?

молодой = сухой = ? = ?

моложе ? веселее ?

Найди соответствия Запишите предложения, соответствующие схемам:  1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ). Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России . (Ч.Айтматов.) Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.) Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.) Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.) Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.) Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)

Найди соответствия

Запишите предложения, соответствующие схемам:

1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).

  • Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России . (Ч.Айтматов.)
  • Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)
  • Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)
  • Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)
  • Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)
  • Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
синквейн В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

синквейн

  • В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  • Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
синквейн  Паронимы Разные ,  но близкие Обогащают , используются , запутывают Иногда неправильно употребляются в речи Коварные слова

синквейн

Паронимы

Разные , но близкие

Обогащают , используются , запутывают

Иногда неправильно употребляются в речи

Коварные слова

Мнемонические техники (ассоциации) Спряжения глаголов:  Е ( I) И (II)

Мнемонические техники (ассоциации)

  • Спряжения глаголов:
  • Е ( I) И (II)
Регулятивные  действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; диспут;  заучивание материала наизусть в классе; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

  • Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • диспут;
  • заучивание материала наизусть в классе;
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем .

  • Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • работа со словарями;

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

  • знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
  • - умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование. ( Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)

Коммуникативные действия

  • Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению проекта;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- умение работать в парах и малых группах;

Работа с текстом Воспитательная задача на уроке решается и через подбор единой темы высказывания (дружба, родина, мама, и тд., т.е темы, которые позволяют влиять на становление очень многих качеств личности учащихся ) Например, комплексная работа с текстом Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.

Работа с текстом

  • Воспитательная задача на уроке решается и через подбор единой темы высказывания (дружба, родина, мама, и тд., т.е темы, которые позволяют влиять на становление очень многих качеств личности учащихся )
  • Например, комплексная работа с текстом
  • Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.
Работа с текстом  Коля заболел. Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому ...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое? Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На ша­рике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля ле­жит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива­....т а рядом все ребята стоят и советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помн...т. (А. Митт.)

Работа с текстом

  • Коля заболел.
  • Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому ...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?
  • Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На ша­рике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.
  • Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля ле­жит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива­....т а рядом все ребята стоят и советы дают.
  • Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.
  • (А. Митт.)
Работа с текстом  Вопросы для аналитического наблюдения:   - Докажите, что это текст. Определите тип и стиль. - Сформулируйте основную мысль текста. - Какие средства художественной выразительности использует автор? - Что значит для вас «настоящий друг»?    Грамматические задания:   1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. 2.Определите вид и время глаголов. 3.Выпишите глаголы 2 спряжения. 4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.

Работа с текстом

  • Вопросы для аналитического наблюдения:
  •  
  • - Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.
  • - Сформулируйте основную мысль текста.
  • - Какие средства художественной выразительности использует автор?
  • - Что значит для вас «настоящий друг»?
  •  
  • Грамматические задания:
  •  
  • 1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
  • 2.Определите вид и время глаголов.
  • 3.Выпишите глаголы 2 спряжения.
  • 4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.
Работа с текстом  Творческие задания:   Вспомните и запишите пословицы о дружбе. Письменно ответьте на вопрос: « Отчего Коле стало хорошо?» Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».    Ожидаемые результаты:  В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.

Работа с текстом

  • Творческие задания:
  •  
  • Вспомните и запишите пословицы о дружбе.
  • Письменно ответьте на вопрос: « Отчего Коле стало хорошо?»
  • Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».
  •  
  • Ожидаемые результаты:
  • В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.
Благодарю за внимание!
  • Благодарю за внимание!