Инсерт
« V » - знаю
«+» - новое для меня;
« - » - думал иначе;
« ? » - не понял, есть вопросы.
Кластеры
звуки
гласные
твёрдые
мягкие
согласные
безударные
ударные
шумные
сонорные
глухие
звонкие
Письмо с дырками
Восстановите текст
Текст – это связное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .
Основные признаки текста.
1. Единство … текста.
2. Наличие … мысли текста.
3. Относительная … текста.
4. Определённый … предложений.
5. … связь предложений в тексте.
Логические цепочки
План фонетического разбора слова
1. Записать слово буквами и указать их количество.
2. Затранскрибировать слово.
3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.
4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.
Морфемный анализ
А
Б
1
В
¬
2
-медл-
-двиг-
^
Г
ис-
3
-крик-
-а-
не-
4
-ех-
-ся
-и
за-
5
у-
-о-
-ет
6
-уч-
-хорош-
-л-
на-
7
-а
-о
пере-
8
-н-
-пуг-
-уклюж-
-енн-
вс-
-ит
без-
-нн-
-е-
-ы
-ть
1) «Соберите» словосочетание : Б 7 А 3 В 5 Г 2 + Б 1 А 7 В 1 В 7 В 3
( вскрикнет испуганно).
Обозначьте и объясните известные вам орфограммы :
2) (Не)медле(н,нн)о уехать . Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание (Б 2 А 1 В 6 В 3 + Б 4 А 4 В 1 Г 8 )
Морфологический анализ
Круги по воде
Подберите ( или придумайте сами ) примеры употребления тире .
сущ . в им.п. сущ . в им.п.
Т амань - самый скверный городишко из всех приморских городов России . (М.Ю.Лермонтов.)
неожиданное присоединение
И горь не поехал со всеми - и спектакль он не увидел .
условие совершения действия
Р адуга поперёк реки - будет хорошая погода . ( Пословица )
« Е рунда всё это », - тихо проговорил Прохор .
Реши пропорцию
(спит) как убитый = ? = сломя голову = ?
крепко темно ? ?
молодой = сухой = ? = ?
моложе ? веселее ?
Найди соответствия
Запишите предложения, соответствующие схемам:
1. [ ], и [ ]. 2. [ ]:[ ]. 3. [… ,обр.,… ]. 4. [ ],( ).
- Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России . (Ч.Айтматов.)
- Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)
- Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)
- Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)
- Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)
- Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)
синквейн
- В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
- Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.
синквейн
Паронимы
Разные , но близкие
Обогащают , используются , запутывают
Иногда неправильно употребляются в речи
Коварные слова
Мнемонические техники (ассоциации)
- Спряжения глаголов:
- Е ( I) И (II)
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
- Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем .
- Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта
- - умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование. ( Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)
Коммуникативные действия
- Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению проекта;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь презентацию...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
- умение работать в парах и малых группах;
Работа с текстом
- Воспитательная задача на уроке решается и через подбор единой темы высказывания (дружба, родина, мама, и тд., т.е темы, которые позволяют влиять на становление очень многих качеств личности учащихся )
- Например, комплексная работа с текстом
- Каждый текст сопровождается примерными вопросами для аналитических наблюдений и дифференцированными заданиями творческого характера.
Работа с текстом
- Коля заболел.
- Коля заб...лел. Лежит в постел... На шее компресс, в ушах вата, нос от капель щипл...т. И никто к нему в гости не приход...т. Лежит Коля скуча...т смотрит в окно. А что с третьего этажа увид...шь лежа? И вдруг видит Коля, что к самому ...кну красный шарик поднялся. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дергат(?)ся. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое?
- Ничего (не)понимает Коля. Потом пригл...делся. На шарике рожица нарисована. Коля дог...дался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо.
- Кажет(?)ся пустяк. Простой шарик в окошке а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку подергива....т а рядом все ребята стоят и советы дают.
- Хорошо, когда о тебе друзья помн...т.
- (А. Митт.)
Работа с текстом
- Вопросы для аналитического наблюдения:
-
- - Докажите, что это текст. Определите тип и стиль.
- - Сформулируйте основную мысль текста.
- - Какие средства художественной выразительности использует автор?
- - Что значит для вас «настоящий друг»?
-
- Грамматические задания:
-
- 1.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
- 2.Определите вид и время глаголов.
- 3.Выпишите глаголы 2 спряжения.
- 4. Произведите морфологический разбор 5 глаголов.
Работа с текстом
- Творческие задания:
-
- Вспомните и запишите пословицы о дружбе.
- Письменно ответьте на вопрос: « Отчего Коле стало хорошо?»
- Напишите миниатюру по личным впечатлениям «Друзья познаются в беде».
-
- Ожидаемые результаты:
- В процессе аналитических наблюдений над текстом и выполнения заданий учащиеся усовершенствуют умения анализировать структуру и языковые особенности текста; определять тему, основную мысль, стиль текста; осмыслят такие необходимые в жизни человека понятия как дружба, забота, товарищество, коллективизм.