Активизация познавательной деятельности учащихся на основе использования информационных технологий
Автор: Раздобурдина Наталья Николаевна, учитель высшей категории, учитель - методист
Дачновская общеобразовательная школа I –III г. Судак, учитель географии и биологии.
« Как правило, наибольшего успеха добивается тот,
кто располагает лучшей информацией»
Бенджамин Дизраэли
Введение
Человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве.
В нашу жизнь стремительно ворвались информационные образовательные технологии. Наибольшую актуальность вопрос о роли современных информационных технологий получил в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса компьютеров, объединенных как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть.
Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся, поэтому данную технологию, считаю особенно актуальной.
Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы.
Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.
Поэтому своей целью считаю: Формирование у учащихся информационной компетентности на основе использования современных педагогических технологий.
Основные задачи:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников на уроках географии с помощью средств информационных технологий;
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества и пространства;
- формирование самостоятельного приобретения знаний и использование их при подготовке домашнего задания с помощью средств информационных технологий;
- вырабатывать у учащихся умения практически использовать полученные знания, пользоваться источниками географической информации, самостоятельно, анализировать и передавать ее;
- подготовка личности «информационного общества»;
- организация внеурочной деятельности школьников с использованием информационных технологий;
Ожидаемые результаты
- Использование компьютерных презентаций в преподавании курса географии в школе сделает урок наглядным и выразительным;
- поможет лучшему усвоению нового материала, (Практика показывает широкий интерес школьников к таким урокам);
- качественно изменится отношение ученика к географии, как учебному предмету;
- повысится учебная активность учащихся на уроке, значительно улучшится восприятие изучаемого материала и его запоминание;
- повышения качества обучения, будет развивать педагогику сотрудничества;
- новые технологии позволят творчески выполнять домашние задания, больше узнавать нового;
- работая над интересующими темами, ребята вовлекаются в мир науки, тем самым участвуют в разработке и написании научно-исследовательских работ.
Описание опыта работы
Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Так, при изучении темы «Рельеф», «Природные зоны», представляю электронные презентации, иллюстрирующие памятники природы, например «Заповедники и заказники», « Карпаты», «Крымские горы». Такие презентации позволяют создать образ описываемой территории, показывают ее красоту, уязвимость, что побуждает школьников высказывать свои мысли о значимости таких мест для человека, о необходимости их охранять, беречь.
В 6 классе электронные презентации позволяют иллюстрировать изучаемый материал, расширять кругозор учащихся, мотивировать их на изучение предмета. За отведенное время необходимо освоить новые понятия и термины, понять суть изучаемого материала и закрепить материал. Так, при изучении темы «Вулканы», можно в презентации показать виды разных вулканов - действующих и потухших, показать внутреннее строение вулкана, вынести ключевые определения и показать картины извержения вулканов в настоящее время и в прошлом - «Гибель Помпеи». Для закрепления материала можно на слайде представить вопросы или задания теста, что позволит сэкономить бумагу на распечатывание тестов или заданий.
В 7 классе, где на уроках часто используется несколько карт, можно карты сканировать и представлять на слайдах электронной презентации, это позволяет использовать на уроке большее количество карт, экономит место и время на перевешивание карт, если в работе задействована и доска. Кроме этого можно уже с 7 класса привлекать учащихся к созданию собственных презентаций, оказывать помощь им в этом, учить работать правильно с информацией.
Таким образом, демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран. Мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран) позволяют проводить обучение школьников с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников. Введение новых информационных технологий в образовательный процесс позволяет изменять традиционную систему обучения, вносить естественным путем совершенно новые компоненты содержания образования, необходимые для подготовки «жителя информационного века».
В 6 классе на уроках географии изучая темы раздела «План и карта» можно использовать ролик «Ориентирование на местности», который позволяет не только получить новые знание, но и закрепить полученные. Благодаря интерактивным средствам можно быстрее объяснить понятие «Азимут» и выполнить практическую работу «Построение графика температур и розы ветров» в теме «Погода и климат».
Средства мультимедиа позволяют направить внимание учеников на важнейшие объекты и явления, возможен переход от одних объектов к другим в любой последовательности. Возможно его использование и на уроках изучения новой темы, и закрепления пройденного материала. Весь курс географии сопровождается изучением различных процессов, механизмов, происходящих в природе и обществе - «Круговорот воды в природе», «Циркуляция воздушных масс», «Смена времен года», «Смена природных зон от экватора к полюсам», «Животный и растительный мир природных зон» и т.д. При изучении таких процессов, механизмов можно создавать свои презентации, используя Интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками по географии для 6-10 класса, Географической энциклопедией стран для 10 класса, энциклопедией Кирилла и Мефодия и др. Мультимедийное представление последовательности извержения вулкана, возникновение цунами, образование складчатых и глыбовых гор, циклона и антициклона и т.д., удачно использованное в структуре урока позволит учащимся лучше усваивать данные темы учениками.
При помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся. Для этого использую компьютерные тесты, составленные самостоятельно в различных готовых оболочках. Кроме того, использую и готовые тесты. Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 8 классе при изучении природы России можно создать презентации «Рельеф России», «Реки», «Заповедники и национальные парки». В 9 классе - можно сделать презентации по темам «Население», «Растениеводство», «Топливно-энергетический комплекс» и т.д. На защите проектов в 9 классе и в 10 классе по экономической и социальной географии мира ученики могут использовать электронное приложение к своему проекту, где могут быть представлены ключевые моменты доклада, подборка материалов из Интернета (цифры, фото, диаграммы т.п.).
Развитие познавательных способностей и творческой активности учащихся на уроках географии сегодня находятся в прямой зависимости от использования инновационных технологий в преподавании предмета.
Информационные технологии помогают учащимся быстрее вовлекаться в научно-исследовательскую деятельность. Готовясь к урокам создавая презентации или проекты, учащиеся постепенно расширяют свои знания, отвечают, на вновь поставленные цели тем самым делая, свою работу более глубокой, научной. Поэтому основными целями научно- исследовательской деятельности я считаю:
1. Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
2. Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
3. Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
4. Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
5. Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
6. Способствовать развитию интегрированного подхода к решению проблем.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Благодаря этой деятельности появились такие работы МАН как «Памятник природы гора Лягушка», «Исследование Черного моря», « Соль - белое золото Земли» и другие. Ребята смогли, используя информационные технологии написать работу, составить презентацию к защите, а также правильно использовать необходимую информацию по тому или иному вопросу.
![](file:///C:\Windows\TEMP\msohtmlclip1\01\clip_image002.jpg)
Рис.1. Выступление Османова О. на конференции в рамках « Недели географии»
Результативность
В результате использования информационных технологий значительно вырос интерес к предмету. Многие мои ученики стали более грамотно работать с информацией. Теперь для них нет трудностей, в умении собрать нужную информацию, сделать необходимые обобщения и выводы, а также применить правильно ту или иную информацию. Самостоятельная работа позволила создавать очень хорошие презентации и правильно их использовать на уроке. Все это способствует развитию творчества школьников и их заинтересованность в научной работе по предмету. За последние годы увеличилось количество победителей II этапа олимпиады по географии и III этапа.
Результатом научно-исследовательской деятельности за последние пять лет:
- пять действительных членов МАН,
- семь учащихся носят звание кандидатов в действительные члены МАН.
Мои ученики ежегодно принимают участие в научно-исследовательских конференциях города Старый Крым, Судак, Симферополь, являются участниками II этапа конкурса-защиты МАН в городе Симферополе, победителями многих Республиканских конкурсов и экспедиций. Свои работы ребята печатают в местной газете «Судакский вестник», «Крымская пятница», создают буклеты, коллекции, приумножают поисковыми и исследовательскими работами библиотеку и музей школы.
Благодаря активной работе по изучению родного края, ребята собрали большой материал об истории села, разработали несколько экскурсионных маршрутов, участвуют в программе развития сельского зеленого туризма в селе Дачное. Результатом этой работы стал выпуск нескольких буклетов.
Принимая участие в экологических конференциях, ребята затронули немало важных экологических тем, из которых получились серьезные научные работы, опубликованные в журнале «Экомир» №2 за 2012 год.
![](file:///C:\Windows\TEMP\msohtmlclip1\01\clip_image004.jpg)
Рис.2.Ученица 7 класса Рейнова А., готовит новую презентацию