СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в логопедии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация будет интересна учителям-логопедам, интересующимся инновационными подходами в логопедии. Педагогам, которые стремятся использовать в  своей работе разнообразные методы для коррекции речевых нарушений у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в логопедии»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ

ПРАКТИКЕ


Концепция модернизации российского образования ставит перед современными образовательными учреждениями задачу достижения более высокого качества образования воспитанников, создания условий для творческого саморазвития ребёнка, для его полной реализации как части социума. И для того, чтобы в полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных программ и педагогических технологий.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технологии постановки звуков, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие)

Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую. В итоге, пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения технологии.

Сегодня хочу остановиться на четырёх составляющих технологиях: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, технологии сенсорного воспитания, информацио


Арт-терапия

Цель: формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, активизации словаря, развитию связной речи.

Данная технология способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопониманию между детьми, а также между ребёнком и взрослым, возникновению мотивации речевого общения, учит ребёнка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.






Музыкотерапия

Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов! Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия музыки.

Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установление контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение, усиливают внимание.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Кстати, музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно- психических заболеваний.

Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови.

На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Кстати, специалисты считают мyзыкy Моцаpта феноменом в области воздействия мyзыки на живые оpганизмы. Напpимеp, не так давно стаpейший в миpе бpитанский наyчный жypнал «Nature» («Пpиpода») опyбликовал статью амеpиканской исследовательницы из калифоpнийского yнивеpситета, доктоpа Фpанзис Раyшеp о положительном влиянии мyзыки Моцаpта на человеческий интеллект. Пpоведенные экспеpименты подтвеpждают, что это действительно так. После 10-ти минyтного пpослyшивания фоpтепианной мyзыки Моцаpта тесты показали повышение так называемого «коэффициента интеллектyальности» y стyдентов - yчастников экспеpимента в сpеднем на 8-9 единиц.

Интеpесным фактом явилось то, что мyзыка Моцаpта повышала yмственные способности y всех yчастников экспеpимента - как y тех, кто любит Моцаpта, так и y тех, комy она не нpавится.

Задачи:

- нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга

- нормализация биоритма

- стимуляция слухового восприятия

- улучшение общего состояния детей

- улучшение исполнения качества движений

- нормализация просодической стороны речи

- формирование навыков словообразования

- формирование слоговой структуры слова

Использовать элементы музыкотерапии во время логопедического массажа, во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.


Изо-теропия

- пальцевая живопись

- рисование мягкой бумагой

- рисование на манке

- техника рисования листьями, палочками, камушками

- техника отпечатывания ватой

- рисование ладонями

Цель: способствовать повышению стрессоустойчивости, улучшению мыслительной деятельности, памяти, внимания, как настроения, так и самочувствия, выполняющего их человека.


Биоэнергопластика

Кто-то умный решил: а чего тренировать артикуляционный аппарат и мелкую моторику кистей рук по отдельности? Если эти тренировки объединить, то может будет больше толку? И объединили. В результате появилось такое понятие, как биоэнергопластика. Вы заметили, что это сложное слово состоит из двух: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это не то, на что пытается перейти Европа в период энергетического кризиса. Это та энергия, которая находится внутри нас. Если разбираться глобально, то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания. А слово «пластика», как мне кажется, в комментариях не нуждается.

Так вот, исследователи заметили, что при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Якобы было замечено, что биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребенка, попутно развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела.

Нормализуют гипертонус и гипотонус.

- Упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений.

- дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

- развивают мозолистое тело

- повышают мыслительную деятельность

- способствуют улучшению памяти.

Криотеропия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев. Обладают благотворными свойствами.

Сказкотерапия – создание коммуникативной направленности каждого слова и высказываний ребёнка через проживание сказки

Куклотерапия – это раздел арт-терапии использует в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Цель: помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Песочная терапия – метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развития эмоционально-волевой сферы.

Смехотерапия - это вид терапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.

Аромотерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.

Цветотерапия – (хромотерапия) восстановление индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.


Возможности использования информационных технологий в логопедической практике.

  1. Повышение мотивации к логопедической непосредственно логопедической деятельности;

2 Организация объективного контроля развития деятельности детей;

3. Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

4. Возможность быстрого создания собственного дидактического материала и апробировать на дошкольниках.

5. Визуализация акустических компонентов речи;

6 Расширение спектра невербальных заданий.

Всё это способствует решению гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизируют психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!