Инструктивная карточка.
Действия для ученика -1 (далее у-1).
прочитать текст «Байкальская нерпа».
На юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и республики Бурятия находится самый древний водоем нашей планеты - озеро Байкал. Байкал знаменит своей глубиной, чистотой воды и красивой природой вокруг. Но есть у него и ещё одна достопримечательность. Когда-то здесь поселились необычные тюлени, и таких животных нет ни в каком другом водоёме мира. Поэтому их называют эндемиками, то есть живущими в ограниченном пространстве, в небольшом ареале обитания. Образ жизни байкальских тюленей хорошо изучен. Но как, откуда попали они в этот удалённый от морей и океанов водоём, остаётся загадкой для учёных.
подобрать и записать заголовок к прочитанному тексту.
прочитайте свой текст ученику – 2 (далее у-2) и выслушайте пересказ
у-2 вашего текста.
задайте у-2 вопросы на понимание текста.
1) Что такое эндемики?
2) Как ты думаешь, почему Байкал называют жемчужиной Сибири?
5. у-2 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
Работа по вашему тексту окончена.
1. слушаете текст у-2, перескажите и ответьте на вопрос.
2. запишите заголовок текста у-2.
Работа пары у-1 и у-2 закончена. Теперь вы знаете содержание 2-х частей целого текста.
Вы переходите к у-4 и работаете в паре с ним по тому же принципу.
1. прочитайте свою часть текста ученику – 4 (далее у-4) и выслушайте пересказ у-4 вашего текста.
2.задайте у-4 вопросы на понимание текста.
1) Что такое эндемики?
2) Как ты думаешь, почему Байкал называют жемчужиной Сибири?
3.у-4 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
Затем:
1. перескажите у-4 вторую часть текста и выслушайте пересказ у-4 второго текста.
2.задайте у-4 вопрос на понимание текста.
1) Чем питается байкальская нерпа?
2) Почему тело нерпы по форме напоминает веретено?
3. у-4 озаглавливает второй текст, вы помогаете.
Далее вы выполняете те же действия с текстом у-4.
Работа пары у-1 и у-4 окончена. Теперь вы знаете содержание целого текста и имеете план пересказа.
Инструктивная карточка.
Действия для ученика - 2 (далее у-2).
1.прочитать текст «Байкальская нерпа».
Байкальская нерпа — крупное и сильное животное. В среднем может прожить до 56 лет. Половозрелые самцы могут достигать до двух метров в длину и до 165 килограмм живого веса. Туловище по форме похоже на веретено — оно расширяется к голове и сужается к хвосту, шеи нет. Передние ласты имеют большие когти и развиты сильнее, чем задние. Байкальский тюлень за день поедает 3-5 кг рыбы, а за год — почти тонну. Ему не надо соревноваться с человеком при добыче пропитания, ведь он охотится только на непромысловых представителей подводного мира. Но тюлень не откажется полакомиться и ценной породой, если окажется в том месте, где она попалась в рыбацкие сети.
2.подобрать и записать заголовок к прочитанному тексту.
3.слушаете текст ученика-1 (далее у-1) и перескажите текст и ответьте на вопросы.
4. запишите заголовок текста у-1.
5. прочитайте свой текст ученику – 1 и выслушайте пересказ вашего текста.
6. задайте у-1 вопросы на понимание текста.
1) Чем питается байкальская нерпа?
2) Почему тело нерпы по форме напоминает веретено?
7. у-1 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
Работа пары у-1 и у-2 закончена. Теперь вы знаете содержание 2-х частей целого текста.
Вы переходите к у-3 и работаете в паре с ним по тому же принципу.
1. перескажите часть текста у-1 ученику – 3 (далее у-3) и выслушайте пересказ.
2.задайте у-3 вопросы на понимание текста.
1) Что такое эндемики?
2) Как ты думаешь, почему Байкал называют жемчужиной Сибири?
3. у-3 озаглавливает текст, вы помогаете.
Затем:
1. прочитайте у-3 вашу часть текста и выслушайте пересказ у-3 вашего текста.
2.задайте у-3 вопрос на понимание текста.
1) Чем питается байкальская нерпа?
2) Почему тело нерпы по форме напоминает веретено?
3. у-3 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
Далее вы выполняете те же действия с текстом у-3.
Работа пары у-2 и у-3 окончена. Теперь вы знаете содержание целого текста и имеете план пересказа.
Инструктивная карточка.
Действия для ученика -3 (далее у-3).
1.прочитать текст «Байкальская нерпа».
Байкальским нерпам некого бояться в окружающем мире, для них опасны только люди-охотники. Спасаться от гибели животным помогают осторожность, способности пловцов и неприметный окрас. Этот вид тюленей хорошо переносит суровые климатические условия. Толстый слой жира под непромокаемой шерстью не допускает переохлаждения, он же даёт силы и энергию в случае нехватки пищи. На зимовку тюлени Байкала остаются в воде, подо льдом. Животные заранее когтями и зубами проделывают в нём отверстия для дыхания и потом до весны не дают этим лункам замерзать. У нерп отлично развиты зрение, слух и обоняние, а ловкость передвижения в воде кажется невероятной. При необходимости, они умеют:
• развивать скорость до 25 км/час;
• уходить на глубину до 400 метров;
• задерживать дыхание и находиться под водой до 40 минут.
2.подобрать и записать заголовок к прочитанному тексту.
3.прочитайте свой текст ученику – 4 (далее у-4) и выслушайте пересказ
вашего текста.
4.задайте у-4 вопросы на понимание текста.
1) Где зимуют нерпы?
2) Как вы думаете, почему человек является одним из злейших врагов байкальской нерпы?
5. у-4 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
Работа по вашему тексту окончена.
1. слушаете текст у-4, перескажите текст и ответьте на вопрос.
2. запишите заголовок текста у-4.
Работа пары у-3 и у-4 закончена. Теперь вы знаете содержание 2-х частей целого текста.
Вы переходите к у-2 и работаете в паре с ним по тому же принципу.
1. слушайте первую часть текста у-2, перескажите, ответьте на вопрос, запишите заголовок.
2. слушайте вторую часть текста у-2, перескажите, ответьте на вопрос, запишите заголовок.
Затем:
1. прочитайте у-2 свою часть текста и выслушайте пересказ.
2.задайте у-2 вопросы на понимание текста.
1) Где зимуют нерпы?
2) Как вы думаете, почему человек является одним из злейших врагов байкальской нерпы?
3. у-2 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
4. перескажите у-2 вторую часть текста и выслушайте пересказ.
5. задайте вопросы на понимание
1) Чем питается байкальская нерпа?
2) Почему тело нерпы по форме напоминает веретено?
6. у-2 озаглавливает текст, вы помогаете.
Работа пары у-2 и у-3 окончена. Теперь вы знаете содержание целого текста и имеете план пересказа.
Инструктивная карточка.
Действия для ученика - 4 (далее у-4).
1.прочитать текст «Байкальская нерпа».
Рождаются байкальские нерпы в марте-апреле. Новорождённые зверьки весят 3-4 кг. Они покрыты белым мехом, из-за чего получили от местных жителей прозвище белёк. Эта окраска служит им для маскировки на снежных просторах. Два месяца малыши живут вместе с мамами и питаются молоком. Потом они получают необходимые навыки, переходят на рыбный рацион, линяют, и окрас их шерсти постепенно меняется. Беременность нерп длится 11 месяцев. Очень удивительно то, что нерпа может приостанавливать свою беременность: такого не умеет больше ни одно животное на Земле. В некоторых случаях эмбрион прекращает развиваться, но не погибает и не разрушается, а просто впадает в анабиоз, который длится до следующего брачного периода. И тогда нерпа может родить сразу двух детенышей.
2.подобрать и записать заголовок к прочитанному тексту.
3. слушаете текст у-3, перескажите и ответьте на вопрос.
4. запишите заголовок текста у-3.
5. прочитайте свой текст ученику – 3 (далее у-3) и выслушайте пересказ
у-3 вашего текста.
6. задайте у-3 вопросы на понимание текста.
1) Как называют новорожденных детенышей нерпы?
2) Как выдумаете, по каким причинам может приостановиться беременность у нерпы?
7. у-3 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
Работа пары у-3 и у-4 закончена. Теперь вы знаете содержание 2-х частей целого текста.
Вы переходите к у-1 и работаете в паре с ним по тому же принципу.
1.слушайте содержание первой части текста у-1, перескажите и ответьте на вопрос. Запишите заголовок.
2. слушайте пересказ второй части текста, перескажите и ответьте на вопрос. Запишите заголовок.
Затем:
1. перескажите у-1 часть текста у-3 и выслушайте пересказ.
2.задайте у-1 вопрос на понимание текста.
1) Где зимуют нерпы?
2) Как вы думаете, почему человек является одним из злейших врагов байкальской нерпы?
3. у-1 озаглавливает текст, вы помогаете.
4. прочитайте у-1 вашу часть текста и выслушайте пересказ.
5. задайте вопрос на понимание
1) Как называют новорожденных детенышей нерпы?
2) Как выдумаете, по каким причинам может приостановиться беременность у нерпы?
6. у-1 озаглавливает ваш текст, вы помогаете.
Работа пары у-1 и у-4 окончена. Теперь вы знаете содержание целого текста и имеете план пересказа.