Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Техникум отраслевых технологий»
«ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ»
Разработала: преподаватель
Рубченко Р.Г.
г Тамбов
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способной к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильного.
Высокий уровень профессиональной мобильности, необходимость обеспечения доверия доверия общества к результатам профессионального образования требуют совершенно иного подхода к организации процесса обучения, начиная с отбора и структурирования содержания и методов работы и заканчивая оценкой качества подготовленности обучающихся.
Контроль знаний, умений и навыков, учет успеваемости обучающихся являются одним из важнейших звеньев учебного процесса. Процесс обучения не может быть полноценным без учета того, как обучающиеся воспринимают, осмысливают и запоминают изучаемое, как применяют знания для решения практических задач.
Задачами контроля и учета успеваемости являются:
- проверка готовности обучающихся к восприятию и усвоению новых знаний и умений
- получение информации о характере познавательной деятельности обучающихся – «обратная связь»
- выявление трудностей, ошибок обучающихся и причин их возникновения
- определение эффективности организации, методов и средств обучения
- определение данных для объективной оценки успеваемости обучающихся.
Огромное значение для успешности обучения имеет оценка знаний и умений обучающихся. В жизни обучающегося получение оценки – всегда значительное явление, так как с ним зачастую связаны сложные переживания: чувства удовлетворения и радости, огорчения и разочарования.
Однако задача преподавателя не ограничивается только констатацией учебных успехов обучающихся. Опираясь на данные контроля, преподаватель намечает и проводит работу, необходимую для прочного усвоения знаний обучающимися.
Благодаря контролю между педагогом и обучающимися устанавливается обратная связь, дающая возможность управлять умственными и практическими действиями обучающихся в ходе обучения.
Чем полнее эта обратная связь, чем больше обучающихся охвачено
контролем и чем больше обеспечена его непрерывность, тем шире возможности управления процессом обучения.
Специфика контроля и оценки знаний, умений и навыков состоит в том, что они имеют обучающее, развивающее и воспитательное значение. Осуществляя эти элементы учебного процесса, преподаватель выявляет слабые и сильные стороны восприятия обучающихся, их памяти, мышления и речи, внимания и воли. Он изучает интересы и наклонности обучающихся, способности и дарования, заботится о развитии и формировании положительных качеств личности каждого.
Важной задачей контроля знаний, умений и навыков обучающихся является воспитание у них чувства ответственности и добросовестности в ходе выполнения учебных заданий .
Контроль знаний, умений и навыков дает необходимый и воспитательный эффект только тогда, когда он проводится своевременно и систематически, а не от случая к случаю. Преподаватель должен всегда знать, каковы успехи каждого обучающегося, с тем, чтобы иметь возможность вовремя выявить и исправить его ошибки, оказать необходимую помощь. Для обучающихся контроль их учебных успехов является фактором определяющим мотивы учебного труда.
Контролируя знания, умения и навыки обучающихся, преподаватель оценивает их. Оценка должна быть объективной и справедливой.
Правильно организованный контроль знаний, умений и навыков обучающихся должен быть, с одной стороны, всесторонним, т.е. охватывать все стороны учебной деятельности обучающихся при изучении учебного материала, и, с другой стороны, дифференцированным, т.е. охватывать каждый узловой вопрос программы. Такое диалектическое единство этих сторон контроля может обеспечить соответствующий учебный и воспитательный эффект.
Контроль и оценка учебных успехов обучающихся должны осуществляться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Ко всем обучающимся группы должны предъявляться одинаковые требования в отношении объема и качества знаний. Но следует принимать во внимание такие качества отдельных обучающихся, как робость или застенчивость, замедленность в мышлении, излишняя самоуверенность, физические недостатки. Для таких обучающихся провожу индивидуальные занятия и опрос после уроков.
Существующие виды контроля и учета успеваемости можно свести в схему:
ВИДЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ |
т екущий – на каждом уроке и этапе обучения |
П ериодический – по итогам изучения темы или нескольких взаимосвязанных тем предмета (контрольные вопросы, зачет) |
И тоговый – по итогам изучения предмета (экзамен) |
З аключительный – итоговая аттестация) |
Учет успеваемости проводится путем проверки знаний и умений, а также текущих наблюдений за обучающимися.
Проверка знаний и умений обучающихся – это самостоятельное звено процесса обучения, находящееся в тесной взаимосвязи с другими его элементами Проверке отводится определенное место и время: она может быть особым этапом урока, например, при проверке ранее изученных знаний в начале урока или при закреплении темы в конце урока. Проверка может сочетаться с усвоением нового материала, как например, при изучении темы по материаловедению сварщиков «Внутреннее строение металлов и сплавов». Текущие наблюдения не являются самостоятельным звеном учебного процесса. Они осуществляются на протяжении всего процесса обучения без выделения для них специального времени. При текущих наблюдениях произвожу контроль ( предлагаю ответить на вопрос, решить задачу, высказать мнение, прокомментировать ответ товарища и т.д.) в основном по желанию обучающихся. В результате проверки обучающемуся обычно выставляется оценка; в ходе текущих наблюдений оценки обычно не выставляются. Однако, несмотря на различие задач и времени проведения проверки и текущих наблюдений, они подкрепляют друг друга, содействуют успешной организации учета успеваемости.
Различают проверку знаний, умений и навыков устную, письменную и практическую. При использовании традиционных способов проверки знаний преподаватель в лучшем случае может выставить оценку обучающемуся за знание материала нескольких тем учебной программы. Учебный материал по остальным темам обучающийся может и не знать. Поэтому задача заключается в применении таких форм контроля и самоконтроля знаний, которые могли бы охватить возможно больше учебного материала и не требовали значительных затрат времени на подготовительную работу: составление специальных карточек-заданий, перфокарт и др.
На своих уроках применяю различные безмашинные способы контроля и самоконтроля знаний, которые позволяют обучающимся в течение 15 минут выполнить определенное задание. Рассмотрим некоторые из них.
Буквенные диктанты – контрольные работы, в которых ответы записываются в виде буквенных кодов. Например, при изучении темы «Сварка легированных сталей» использую этот способ контроля, когда обучающимся предлагается легирующиеся добавки заменить буквенным обозначением. Нередко работы проверяют сами обучающиеся. Для этого на доске представлен эталон ответа.
Графические диктанты – контрольные работы, в которых ответы-коды записываются условными знаками. Преподаватель зачитывает эти вопросы, а обучающиеся отвечают на них в своих тетрадях условными знаками: дуга, черточка и др. Для быстрой проверки правильности ответов ключ должен иметь одинаковый размер. Условные знаки преподавателя могут располагаться в обратном порядке. При проверке правильные ответы создают окружность или черту, а неправильные - сочетание черты с дугой. Этот способ проверки знаний позволяет за маленький отрезок времени (10 – 15 мин) провести опрос и проверить работы обучающихся, а самое главное, выявить на сколько точно обучающиеся усвоили материал. Хорошо проводить этот вид контроля, когда материал содержит большое количество определений.
Из нетрадиционных форм контроля знаний использую игровые моменты, например игру «Умник урока». Например, при изучении темы «Ручная
дуговая сварка металлов» обучающимся предлагается ответить на большое количество вопросов.. За каждый правильный ответ получают фишку. В конце игры обучающийся за наибольшее количество набранных фишек получает звание «умник урока» и оценку «отлично» . Вопросы желательно должны быть короткими и в большом количестве. Такой вид опроса вызывает большую активность обучающихся. Активны даже те, кто всегда при опросе старается отмолчаться.
Так как изучение специальных предметов по профессии «электрогазосварщик» располагает большим количеством электрических схем, то рационально для опроса использовать опрос в виде игры-схемы. Игры-схемы построены на принципе исключения из схемы необходимого одного или двух элементов. При изучении темы «Сварочный пост» провожу игры уже на первых уроках. Рационально проводить эту игру при изучении темы «Источники питания сварочной дуги.
На первом курсе на первых уроках обучающиеся сталкиваются с большим объемом материала , большим количеством новых видов сварки. Для того, чтобы проверить как материал отложился в голове применяю игру «Лабиринт». Цель игры состоит в том, что войдя в лабиринт, пройти к сварке плавлением или давлением только через те виды сварки, которые относятся данному виду. Решив эту задачу, обучающиеся хорошо запоминают способы сварки. Недостатка в желающих войти в лабиринт не бывает.
Традиционным способом контроля знаний обучающихся является опрос по карточкам, но и здесь можно карточку составить так, чтобы повысить интерес обучающихся, заставить его думать, размышлять. Это может быть наряду с обычными вопросами, задание на разгадывание небольшого ребуса, криптограммы, анаграммы… Даже обычная карточка-задание, но оформленная по-другому, вызывает интерес у обучающихся, а, следовательно повышается и работоспособность. Существуют различные виды карточек-заданий:
- на опознание – альтернативные
-на различение – вопрос с несколькими ответами, один или несколько из которых правильные; вопрос и несколько ответов в произвольном порядке;
- на подстановку – текст или формула, чертеж, схема с пропусками слов, фраз, букв, чисел, линий, элементов и т.п.
- конструктивные – предложение сформулировать правило, закономерность, написать формулу, составить схему, выполнить чертеж и т.п
-на соотнесение несколько вопросов и несколько правильных ответов на них, расположенных в произвольном порядке;
-типовые задачи –условия, данные, собственно задание.
.Работа по карточкам-заданиям позволяет судить о качестве знаний обучаемых, их правильности, точности, осознанности, об умении применить знания на практике, дает возможность в короткий срок одновременно проверить всех обучаемых группы.
Одним из способов контроля знаний, который способствует запоминанию терминов, понятий является разгадывание кроссвордов. Кроссворд –род задачи-головоломки- заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по вертикалям и горизонталям получились заданные по значениям слова. Кроссворды могут быть всего из нескольких слов, большого количества слов или очень большого. Так на зачетном уроке обучающимся предлагается разгадать кроссворд, который содержит все термины курса. Кроссворды способствуют не только запоминанию терминов, но и учат правописанию слов. Эту же цель преследуют криптограммы и чайнворды. Криптограмма – задача-головоломка – заполнение горизонтальных клеточек так, чтобы по вертикали получилось новое слово, относящееся или не относящееся к данной теме. Этот вид контроля применяю как при проведении контрольно-проверочных уроков, так и при проведении уроков усвоения новых знаний, например «Подготовка металла под сварку».
Одним из наиболее привычных способов контроля в последнее время является тестирование. Цель тестового контроля – обеспечение диагностичности, точности измерения качества знаний.
Основными инструментами тестового контроля являются тесты, включающие две основные части: задание и эталоны-образцы правильного выполнения этих заданий, с которыми сравниваются результаты
выполненных заданий, что обеспечивает диагностичность контроля. Применение тестов позволяет объективно оценить в совокупности уровень знаний . Тестирование провожу как по окончании изучении отдельной темы, так и при проведении контрольных итоговых контрольных срезовых работ в конце учебного года или полугодия. Работа с тестами не требует от обучающихся каких-либо построений, поэтому их можно использовать многократно и с минимальными затратами времени, получая максимальное представление о знаниях по данной теме или разделу. По итогам тестирования отмечаются вопросы , на которые обучающиеся затруднились ответить для составления плана индивидуальной работы с обучающимися.
Использование блочно-модульной педагогической технологии позволяет четко выделить учебную деятельность в образовательном процессе с тем, чтобы разработать и внедрить систему лабораторно-практических работ, вооружить обучающихся не только знаниями по предмету, но и умением быстро и без особых размышлений применять их для решения практических задач. Данный метод позволяет преподавателю более эффективно работать с обучающимися, глубже изучать и использовать их индивидуальные возможности и способности. Для объективной оценки знаний, умений и навыков разрабатываются критерии оценок. Таким образом при проведении лабораторно-практических работ на уроках спецдисциплин обучающиеся учатся применять теоретические знания в практической работе, самостоятельно выполнять заранее запланированные задания.
Роль информационных технологий в профессиональной подготовке обучающихся постоянно возрастает. От организации сбора, накопления, хранения и методов обработки зависит эффективность системы управления образовательным процессом.
Функциями и целями контроля в автоматизированной обучающей системе являются:
-оценка усвоения обучающимися определенного минимума основного учебного материала;
- проверка способности обучающегося к самостоятельному мышлению;
- определение умения перевести вопрос на формальный язык компьютера, выразить его в специальных терминах и символах;
- проверка умения правильной записи ответа и ввода его в систему. Преподаватель учреждения профессионального образования находится в постоянном поиске новых средств и методов обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучающихся, и, самое главное, - на формирование умений самостоятельно приобретать знания. Этому способствует использование информационных технологий в обучении, которые применяются не только для обучения, но и для контроля знаний. В кабинете спецдисциплин установлены компьютеры, благодаря которым можно разнообразить методы контроля знаний, повысить стремление обучающихся к обучению.
Экзамены –официальная форма контроля.. Порядок их проведения и материалы для них разрабатываются преподавателями и утверждаются на заседании методического объединения.
При проведении конкурсов (олимпиады, смотры ит.п.)важное значение приобретает правильная разработка заданий участникам. Обязательным условием успешного проведения конкурсов и смотров как формы учебного контроля является предварительная разработка четких условий их проведения, своеобразных единых требований к участникам. И второе условие – наличие компетентного и объективного жюри.
Конкурсы профессионального мастерства открывают перед обучающимися новые страницы в выбранной профессии, являются хорошей проверкой усвоения профессионально значимых знаний, сформированности умений и навыков, способствуют развитию смекалки, творчества, инициативы. Такие конкурсы стали в училище доброй традицией.
Таким образом используя различные методы можно говорить о том, что реализация такого подхода позволяет создавать определенный эмоциональный настрой и развивать интерес к предмету; организовывать работу обучающихся по контролю знаний; реализовать дифференцированный подход; развивать творческий потенциал обучающихся, логическое мышление; развивать навыки самоконтроля; интенсифицировать учебный процесс; обеспечить обучающихся дидактическими и раздаточными средствами обучения и контроля знаний.
Результативность применения постоянного контроля показана на графике изучения отдельных тем по предмету «материаловедение» электрогазосварщиков видно, что в группе, где регулярно осуществлялся один из видов контроля Ку (коэффициент усвоения) поднимается вверх. Из этого можно сделать вывод, что значение правильно поставленного учета в обучении трудно переоценить
экспериментальная
обычная
2013 2014 2015 2016 2017
Литература:
Скакун В.А.»Методика преподавания специальных и общетехнических предметов», «Академия», М, 2007.
Скакун В.А. «Методическое пособие для преподавателей профессиональных учебных заведений», М, 2001.
Коротов В.М. «общая методика учебно-воспитательного процесса», «Просвещение», М, 1983.
Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ», «Высшая школа», М, 1987.
Журналы «Профессиональное образование»