СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция и метапредметность на уроках русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме 

Просмотр содержимого документа
«Интеграция и метапредметность на уроках русского языка и литературы»

Интеграция и метапредметность на уроках русского языка и литературы

Интеграция и метапредметность на уроках русского языка и литературы

Метапредметные компетенции «Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов. Метапредметные компетенции значит освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные компетенции

«Мета» означает «стоящий за, над» – общий для всех предметов.

Метапредметные компетенции значит освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные умения Коммуникативные умение составлять связное устное высказывание; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую; владение монологической и диалогической формой речи и др.  Познавательные Регулятивные выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий; умение самостоятельно определять цели , ставить и формулировать для себя новые задачи ; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение извлекать информацию из различных источников; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и др. умение отбирать материал по заданной теме и др.

Метапредметные умения

Коммуникативные

умение составлять связное устное высказывание;

умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую;

владение монологической и диалогической формой речи и др.

Познавательные

Регулятивные

выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий;

умение самостоятельно определять цели , ставить и формулировать для себя новые задачи ;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение извлекать информацию из различных источников;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и др.

умение отбирать материал по заданной теме и др.

Алгоритм разработки урока по формированию метапредметных компетенций 1. Формирование темы занятия.  2. Формирование предметных, метапредметных целей урока.  3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.  4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.  5. Определение какой-либо проблемной образовательной ситуации.

Алгоритм разработки урока по формированию метапредметных компетенций

1. Формирование темы занятия. 2. Формирование предметных, метапредметных целей урока. 3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся. 4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться. 5. Определение какой-либо проблемной образовательной ситуации.

Ядро метапредметного урока Ядро метапредметного урока – проблемная образовательная ситуация, которая должна носить метапредметный характер и вызывать интерес у учащихся

Ядро метапредметного урока

Ядро метапредметного урока –

проблемная образовательная ситуация,

которая должна носить метапредметный характер и вызывать интерес у учащихся

Интеграция предметов Искусство История ИКТ Русский язык литература География Химия Математика Биология

Интеграция предметов

Искусство

История

ИКТ

Русский язык литература

География

Химия

Математика

Биология

 Человек и природа в рассказе В. П. Астафьева  «Васюткино озеро»

Человек и природа

в рассказе

В. П. Астафьева

«Васюткино озеро»

 Тайга - матушка Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко – далеко…

Тайга - матушка

Тайга… Тайга… Без

конца и края тянулась

она во все стороны,

молчаливая, равнодушная.

С высоты она казалась

огромным тёмным морем.

Небо не обрывалось сразу,

как это бывает в горах, а

тянулось далеко – далеко…

 Обитатели тайги  Кедровка На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло… Третий закон тайги : кедровка – птица полезная,  так как разносит по тайге семена кедра

Обитатели тайги

Кедровка

На самой вершине старой

взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло…

Третий закон тайги : кедровка – птица полезная,

так как разносит по тайге семена кедра

А. С. Пушкин

А. С. Пушкин

"Капитанская дочка"

Год рождения:  1742 Имя при рождении: Емельян Иванович Пугачёв Место рождения:  станица Зимовейская Социальное положение:   донской казак Род деятельности: Участник русско-турецкой войны (1768-1774); Предводитель Крестьянской войны (1773-1775). Участник семилетней войны (1756-1763); Подпись неграмотного Пугачёва

Год рождения: 1742

Имя при рождении:

Емельян Иванович Пугачёв

Место рождения:

станица Зимовейская

Социальное положение:

донской казак

Род деятельности:

  • Участник русско-турецкой войны (1768-1774);
  • Предводитель Крестьянской войны (1773-1775).
  • Участник семилетней войны (1756-1763);

Подпись неграмотного Пугачёва

Портрет Е. Пугачёва  на портрете  Екатерины II работы художника  Д. Левицкого

Портрет Е. Пугачёва

на портрете

Екатерины II

работы художника

Д. Левицкого

Русский язык + литература В качестве иллюстративного материала можно использовать текст любого изучаемого на литературе произведения Задания: 1. Во фразеологическом словарике найдите два-три примера крылатых выражений , которые пришли в русский язык из известных литературных произведений. Выпишите эти выражения, подумайте, в какой речевой ситуации уместно употребление каждого из них. Придумайте с ними предложения. (7 класс) Есть еще порох в пороховницах. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба») Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов «Горе от ума») А воз и ныне там. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука») Есть еще порох в пороховницах. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба») Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов «Горе от ума») А воз и ныне там. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука») 2. Выберите небольшой отрывок из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и охарактеризуйте признаки разговорной речи , свойственные этому фрагменту. Помогает ли речь героев понять их характер, культурный уровень, душевное состояние? Обоснуйте свою точку зрения. (8 класс)

Русский язык + литература

В качестве иллюстративного материала можно использовать текст любого изучаемого на литературе произведения

Задания:

1. Во фразеологическом словарике найдите два-три примера крылатых выражений , которые пришли в русский язык из известных литературных произведений. Выпишите эти выражения, подумайте, в какой речевой ситуации уместно употребление каждого из них. Придумайте с ними предложения. (7 класс)

  • Есть еще порох в пороховницах. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба») Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов «Горе от ума») А воз и ныне там. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)
  • Есть еще порох в пороховницах. (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
  • Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)
  • А воз и ныне там. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)

2. Выберите небольшой отрывок из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» и охарактеризуйте признаки разговорной речи , свойственные этому фрагменту. Помогает ли речь героев понять их характер, культурный уровень, душевное состояние? Обоснуйте свою точку зрения. (8 класс)

Русский язык, литература + история Писатель охватывает многие сферы и стороны реальной действительности, он может переносить своих действующих лиц в различные эпохи, города, страны. Задания: 1. В каких школьных учебниках широко используются имена числительные и почему? Приведите соответствующие примеры из учебника истории. (6 класс) 2. Обратившись к учебнику истории, составьте небольшой список устаревших слов. Составьте предложения с ними так, чтобы между подлежащим и сказуемым необходимо было поставить тире. (5 – 6 класс). 3. Составьте три-четыре предложения, в которых бы содержалась краткая характеристика выдающихся исторических деятелей России. Употребите составное именное сказуемое со связкой был и существительным в именительном или творительном падеже. (8 класс)

Русский язык, литература + история

Писатель охватывает многие сферы и стороны реальной действительности, он может переносить своих действующих лиц в различные эпохи, города, страны.

Задания:

1. В каких школьных учебниках широко используются имена числительные и почему? Приведите соответствующие примеры из учебника истории. (6 класс)

2. Обратившись к учебнику истории, составьте небольшой список устаревших слов. Составьте предложения с ними так, чтобы между подлежащим и сказуемым необходимо было поставить тире. (5 – 6 класс).

3. Составьте три-четыре предложения, в которых бы содержалась краткая характеристика выдающихся исторических деятелей России. Употребите составное именное сказуемое со связкой был и существительным в именительном или творительном падеже. (8 класс)

Русский язык, литература + география  В текстах художественных произведений часто встречаются описания природы, в которых можно рассматривать не только средства художественной выразительности, но физико-географические явления. Задания: 1. На уроке по теме «Фразеологизмы» определить этимологию фразеологизма… 2. Из учебника географии выписать несклоняемые собственные имена существительные, обозначающие названия географических объектов (топонимы). (6 класс)

Русский язык, литература + география

В текстах художественных произведений часто встречаются описания природы, в которых можно рассматривать не только средства художественной выразительности, но физико-географические явления.

Задания:

1. На уроке по теме «Фразеологизмы» определить этимологию фразеологизма…

2. Из учебника географии выписать несклоняемые собственные имена существительные, обозначающие названия географических объектов (топонимы). (6 класс)

Виды интегрированных уроков Семинар Урок-путешествие Конференция Мультимедиа-урок Урок творческого поиска Творческая мастерская Лабораторная работа Урок-встреча Урок-проект Театрализованный урок

Виды интегрированных уроков

Семинар

Урок-путешествие

Конференция

Мультимедиа-урок

Урок творческого поиска

Творческая мастерская

Лабораторная работа

Урок-встреча

Урок-проект

Театрализованный урок

Метод исследования на метапредметных уроках Это уроки - создания образовательного продукта: правила, алгоритма, сочинения, изложения.

Метод исследования на метапредметных уроках

Это уроки - создания образовательного продукта:

правила,

алгоритма,

сочинения,

изложения.

Виды деятельности на метапредметных уроках Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации.

Виды деятельности на метапредметных уроках

Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, учебно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроках являются выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!