СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция инклюзивного образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеграция инклюзивного образования»



Введение

Принадлежность ребенка к этническому, языковому, культурному, религиозному меньшинствам, одаренность, психофизические отклонения от нормы ставит его в позицию субъекта инклюзивного образовательного процесса и предполагает глубокое изучение основных закономерностей, технологий и механизмов его обучения и воспитания в общеобразовательной школе.

Основной стимул для инклюзивного образования был дан на Всемирной конференции по особым образовательным потребностям: «Доступ и качество», которое состоялось в июне 1994 года Саламанке, Испания. Многие страны подписали заявление ЮНЕСКО Саламанкской декларации в рамках действий в области образования для людей с особыми потребностями.

В условиях современных социально-экономических преобразований в стране, кардинально изменивших социокультурную ситуацию и стоящих перед обществом задач модернизации сферы образования, особое значение приобретает проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования. Для каждой категории пользователей, испытывающих трудности в процессе коммуникации, должны быть подобраны и адаптированы специальные вспомогательные устройства и программное обеспечение. Прежде всего, речь идет о компьютере для людей, у которых трудности коммуникации осложняются двигательными нарушениями, технологии зачастую являются единственным способом связи с внешним миром, позволяющим выразить свои мысли и потребности.

Совершенствование образовательной политики и системы наряду с разработкой национальных программ по реабилитации и адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья, основанных на принципах равноправия и борьбы с дискриминацией, решительные действия должны быть направлены на интеграцию современных технологий коммуникации и обмена информацией в образование.






  1. Интеграция ИКТ в образование людей с ОВЗ

Среди задач международной политики, направленной на интеграцию ИКТ в образование людей с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить следующие:

  • создание единой системы управления для координации мер по планированию, реализации и мониторингу эффективности интеграции ИКТ в систему образования лиц с особыми потребностями;

  • разработка стратегий, направленных на предоставление равноправного доступа к образованию всех граждан вне зависимости от их индивидуальных возможностей;

  • повышение информированности общества о роли ИКТ в образовании и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание местных структур управления (таких как Совет по вопросам обеспечения доступности информационных ресурсов и технологий) и развитие пилотных проектов.

Институт ЮНЕСКО разработал проект «ИКТ в образовании людей с особыми потребностями». Одним из наиболее значимых достижений проекта является разработка и публикация специализированного учебного курса «ИКТ в образовании людей с особыми потребностями», посвященного вопросам общего и специального применения ИКТ в очном и дистанционном обучении людей, имеющих двигательные, зрительные, слуховые, речевые и интеллектуальные нарушения, а также специфические трудности в обучении.


  1. Области применения ИКТ в образовании людей с особыми потребностями

В условиях бурного технологического развития во всех сферах человеческой деятельности необходимым условием развития и процветания государства становится включение людей с особыми потребностями в новую образовательную среду, основанную на использовании ИКТ.

Несмотря на то, что области применения ИКТ в образовании людей с особыми потребностями чрезвычайно разнообразны, можно выделить следующие основные направления в их использовании:

1. Использование ИКТ для решения вспомогательных задач. Компьютерные технологии помогают людям с ограниченными возможностями восполнять свои ограничения, например, помогает писать при двигательных нарушений, а для людей с нарушениями зрения помогают в возможности чтения различными способами (аудио тексты и.т.д.).

2. Использование ИКТ для решения задач обучения. Использование компьютерных технологий позволяет улучшить взаимоотношения между преподавателем и учащимся, потому что с одной стороны компьютер никогда не «наказывает», не «ругает», а «терпит», что хорошо отражается в психологической стороны, а с другой, ставит новые современные дидактические задачи, связанные с компьютерными условиями, например дистанционное обучение, коммуникация и.т.д.

3. Использование ИКТ для решения коммуникативных задач. Современные технологии позволяют помочь людям с ОВЗ в преодолении коммуникативных преград. У людей с опорно-двигательными нарушениями обычно в основном сложности передвижения, и компьютерные технологии зачастую являются единственным способом решения такой коммуникативной задачи.


3. Дистанционное образование как эффективный инструмент реализации компетентностного подхода в образовании

Введение инклюзивного обучения рассматривается как высшая форма развития образовательной системы в направлении реализации права человека на получение качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и адекватной его здоровью среде по месту жительства.

Создание равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства, состояния здоровья и условий жизни школьников является перспективным направлением развития муниципальной системы образования. Ключевую роль в создании таких условий играет развитие дистанционного образования, основанного на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, предполагающего обучение на расстоянии и позволяющего успешно осуществлять многоплановые образовательные задачи.

На сегодняшний день дистанционное обучение детей-инвалидов можно считать одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации. В условиях быстрых изменений в общественной жизни, стремительного развития информационных технологий общеобразовательная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании. Так как в условиях дистанционного обучения учащийся приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.

Отличительной чертой дистанционного обучения, в сравнении с самостоятельной работой с учебными пособиями и другими источниками информации, заключается в предоставлении поддержки и осуществления процесса взаимодействия учащегося с учителем в ходе обучения. Под дистанционным обучением понимается особая форма обучения, которая имеет место в случае территориальной удаленности обучающегося от педагога и при наличии особых технических средств коммуникации.

При дистанционном образовании учащимся не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих сверстников, так как они всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, повторить нужные темы, а уже известные могут пропустить. Огромным плюсом для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, так как учащиеся могут учиться, не выходя из дома по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе. Большую часть учебного материала учащийся может изучать самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

Для того чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Занимаясь с помощью компьютера, ребенок не ощущает себя инвалидом, ограниченным пространственными и временными рамками, у него появляется связь буквально со всем миром. Таким образом, для детей с ограниченными возможностями здоровья дистанционное образование – это, пожалуй, единственная возможность реализовать себя, возможность быть успешным в жизни наравне со здоровыми сверстниками.

Однако внедрение дистанционного обучения как инновационной технологии выявило ряд преимуществ:

- доступ детей-инвалидов к образовательным и иным информационным ресурсам;

- социализация и интеграция детей с ОВЗ в общество широкий охват аудитории обучающихся;

- учет индивидуальных особенностей детей;

- интерактивность обучения;

-пространственная и временная безграничность обучения; постоянное технологическое совершенствование - качественное образование детей с ОВЗ;

- поддержка семьям детей-инвалидов.

Между тем, определенные трудности в ходе реализации дистанционного обучения детей связаны с высокими материальными затратами на техническую основу обучения; педагогической и методической готовностью педагогов; технологической готовностью участников образовательного процесса; готовностью участников образовательного процесса к коммуникации в сети.

В настоящее время развитие глобальных сетей создало принципиально новые условия для получения образования. Переход к новым аудиовизуальным, мультимедийным технологиям в обучении обеспечивает учащимся с тяжёлыми нарушениями развития равные возможности в обучении.

Мультимедиа – это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Использование мультимедийности помогает решить следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению в целом;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Для того чтобы обучающийся мог в дальнейшем самостоятельно выполнить рекомендуемые комплексы заданий, учитель размещает иллюстративный материал с необходимыми инструкциями в электронных учебниках. Учебная среда содержит в себе электронные журналы и прозрачную систему отчётности, благодаря которой учитель может получить полную информацию об активности ребёнка в изучении учебного материала и выполнении заданий. Использование цифровых образовательных ресурсов помогает учителю значительно сократить время на изложение материала, создавать интересные учебные и дидактические пособия, раздаточные оценочные и тестирующие материалы, необходимые для реализации поставленных коррекционно-образовательных задач, быстро находить основные и дополнительные учебные материалы по теме урока. Введение информационных технологий направлено на решение таких задач, как: максимально возможное развитие ребенка, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии.

Использование информационных технологий способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и познавательных процессов, что является приоритетной целью современного образования. Они решают такие задачи как изучение компьютера, коррекция психического здоровья, индивидуализации и дифференциации обучения, повышение эффективности обучения, интеграция детей в информационное общество.

Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и создавать новые организационные формы и методы обучения. Одним из главных преимуществ использования компьютерных средств обучения в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья является их большие возможности в визуализации предоставляемого учебного материала.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. При традиционном обучении учителю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у компьютера ответы на возникающие вопросы. Следовательно, современное образование должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы и технологии должны обеспечивать максимально благоприятные условия для саморазвития и адаптации.

В Казахстане доминирует инклюзивное образование в отношении лиц с ограниченными возможностями, предусматривающее совместное обучение и равный доступ с иными категориями обучающихся. В 2015 году выявлено 141952 детей с ограниченными возможностями в развитии в возрасте от рождения до 18 лет, или 2,8% от общего числа детского населения. Из них школьного возраста – 94266 детей. Выявление детей с ограниченными возможностями составляет 2,8% в сравнении с мировым показателем 7-12%. В настоящее время в 30,5% школ созданы условия для инклюзивного обучения 27% детей с ограниченными возможностями.

Анализ международного опыта показывает, что существует необходимость реализации следующих показателей:

- расширение доступа для людей с ограниченными возможностями к инфраструктуре ИКТ;

- содействие к обучению базовой грамотности в области ИКТ и развитие программ профессиональной подготовки, направленные конкретно на наиболее уязвимые слои общества;

- поддержка региональных, межрегиональных и международного сотрудничества обмена передовым опытом использования ИКТ для групп лиц с ограниченными возможностями.




















Заключение

В условиях бурного технологического развития во всех сферах человеческой деятельности необходимым условием развития и процветания государства становится включение людей с особыми потребностями в новую образовательную среду, основанную на использовании ИКТ.

На сегодняшний день дистанционное обучение детей-инвалидов можно считать одной из самых главных инноваций современной школы в Российской Федерации.

В условиях быстрых изменений в общественной жизни, стремительного развития информационных технологий общеобразовательная школа уже сейчас должна: активно использовать возможности дистанционного образования как эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании.

Огромным плюсом для детей с ограниченными возможностями здоровья, является отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение, так как учащиеся могут учиться, не выходя из дома по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.

Учащихся привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Использование информационных технологий способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и познавательных процессов, что является приоритетной целью современного образования.

Уроки, проводимые с использованием ИКТ в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!