СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция современных образовательных технологий в обучении математики и физики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеграция в обучении математики и физики

Просмотр содержимого документа
«Интеграция современных образовательных технологий в обучении математики и физики»

Слияние или интеграция современных образовательных технологии в обучении математике и физике

Слово «integer» в переводе с латинского означает «цельный». Интеграция на уроках математики и физики это средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Интегрированные уроки дают возможность показать взаимосвязь с самыми разными науками, учебными предметами, и способны формировать универсальные знания у обучающихся, придать им практическую направленность.

Интегрированный урок ‒ это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Основная цель его проведения ‒ повышение эффективности учебного процесса, за счёт внедрения новых педагогических технологий. Сегодня рассмотрим две из них – технологию оценивания учебных успехов и развития критического мышления.

Задачи интегрированных уроков:

‒ формирование активного и осознанного усвоения учениками учебного материала;

‒ повышение мотивации в обучении, развитие любознательности и интереса к учебным предметам;

‒ формирование синтезированного мировоззрения обучающихся, целостного взгляда на разнообразие, различия и сходные черты современного мира.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Структура интегрированного урока отличается от обычного предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала, методологической взаимообусловленностью, смысловой связанность материала. Сильные стороны интегрированного урока в том, что идёт развитие потенциала самих школьников, побуждение к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Сегодня требования ФГОС и ФОП ООО и СОО изменили цели образования, изменилась вся дидактика и методика обучения в школе. Отражение содержания предмета через интеграцию различных смежных и, казалось бы, несмежных образовательных областей в целом очень актуально. Учителя-предметники при реализации новых учебных программ в основной и старшей школе видят необходимость обращения к интегрированному обучению для качественной реализации требований ФГОС ООО и СОО

Технология оценивания образовательных достижений

(учебных успехов)

ФГОС и ФОП ООО и СОО определяет требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:

1. Фиксировать цели оценочной деятельности:

а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);

б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (личностных, метапредметных и предметных);

в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.

2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.

3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.

В примерной основной образовательной программе предложена система оценки планируемых результатов обучения. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательной организации) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний будут оцениваться разные направления деятельности учеников.

Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

Помимо традиционных контрольных работ необходимо проводить контрольные работы, включающие комплексно-ориентированные задания, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных результатов обучения.

Совершенно новым для образовательных организаций является реализуемая ФГОС ООО и СОО диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учениками качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Привычная форма письменной контрольной работы дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

‒ целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);

‒ самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);

‒ результаты учебных проектов;

‒ результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.


Технология развития критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

1. Критическое мышление – мышление самостоятельное.

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

5. Критическое мышление – мышление социальное.

Данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребёнка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

Технология развития критического мышления включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.

Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания обучающихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.

На данной стадии основными функциями являются:

‒ мотивационная (побуждение к работе);

‒ информационная (ученики вспоминают ранее полученные знания);

‒ коммуникационная (обмен информацией).

На этой стадии при проведении урока физики «Атмосферное давление» в 7-м классе можно предложить ученикам ответить на прямые и косвенные вопросы.

Прямые вопросы

Косвенные вопросы

1.Что мы называем атмосферой Земли?

1. Имеет ли воздух вес?

2.Что такое давление?

2. Оказывает ли атмосфера давление?

3.Как связаны давление, сила и площадь?

3. Почему высоко в горах не рекомендуется варить мясо?


Можно воспользоваться приёмом «Верите ли вы…».
Например, верите ли вы:

‒ Что каждый день на плечах носите воздух массой более 100 кг?

‒ Что масса воздуха в классе примерно 200 кг?

‒ Что мы живём на дне воздушного океана?

Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…

На данной стадии основными функциями являются:

‒ информационная (получение новых знаний);

‒ систематизационная (группировка новых знаний по разделам и категориям);

‒ мотивационная (сохранить интерес).

Проведение школьниками эксперимента на данной стадии отвечает всем вышеизложенным функциям. Ученики могут работать как в группе, так и индивидуально.

Например, при изучении темы «Атмосферное давление» подойдет опыт «тяжелая газета». Для проведения опыта понадобится длинная линейка и газета. На край стола кладут линейку, большая часть которой лежит на столе. Накрывают сверху расправленной газетой. Если давить на край линейки медленно, то она поднимет газету. Но если ударить быстро — линейка может сломаться. Ученики пробуют объяснить этот эксперимент, обсуждают его друг с другом, выдвигают различные гипотезы и обсуждают их.

Учитель регулирует и направляет помогая прийти к правильному выводу, итогом может стать обобщающая таблица, которая заполняется всем классом.

Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.

На данной стадии основными функциями являются:

‒ коммуникационная (обмен мнениями о полученной информации);

‒ мотивационная (не останавливаться на достигнутом, а углублять свои знания);

‒ оценочная (оценить личный вклад в изучении новой темы).

Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы её применимости


Стадия

Функции

Вызов

‒Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).

‒ Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.

‒Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания

‒ Информационная (получение новой информации по теме).

‒ Систематизационная (классификация полученной информации).

‒ Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Рефлексия

‒ Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

‒ Информационная (приобретение нового знания).

‒ Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).

‒ Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).


Преимущества технологии развития критического мышления:

‒ работа в паре, группе развивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;

‒ совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста;

‒ есть возможность повторения, усвоения материала;

‒ усиливается диалог по поводу смысла текста;

‒ вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

‒ появляется большая глубина понимания, возникает новая, ещё более интересная мысль;

‒ обостряется любознательность, наблюдательность;

‒ дети перенимают опыт других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

‒ в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это ещё раз работает на понимание;

‒ развивает активное слушание.

Приведём примеры использования некоторых приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики и физики.

Приём «Знаю – Хочу узнать - Узнал» (З-Х-У)

Тема урока: «Сложение дробей» 5 класс


Знаю

Хочу узнать

Узнал новое

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

‒ Как складывать дроби с разными знаменателями?

‒ Как вычитать дроби с разными знаменателями?

‒ Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

‒ Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

‒ Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

‒ Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.


. В первый столбец «Знаем» записываем идеи учеников, которые они предлагают.

Во второй столбик «Хотим узнать» предлагаем ученикам внести свои опорные мысли и идеи, которые у них возникли в процессе обсуждения темы. Затем при чтении нового текста, обучающиеся пытаются найти ответы на поставленные вопросы,требованием при этом является – записать сведения, понятия и факты необходимо своими словами, не цитируя учебник. После изучения темы, учащиеся соотносят полученную информацию с той, которая была у них в начале урока.

Приём «Кластер»

Данный приём – приём систематизации изучаемого материала в виде схемы. Приём «Кластер» применяется на стадиях вызова и рефлексии, безусловно, он является способом мотивации к размышлению или до изучения нового материала, или формой систематизации изученной информации при подведении итогов.

Приём «Синквейн»

Это пятистрочная стихотворная форма, которая помогает описывать суть изучаемых понятий в лаконичной форме, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Правило построения синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

При составлении синквейна, у детей развивается не только критическое мышление, но и образное. Данная форма работы направлена на развитие у обучающихся творческих способностей.


1. Уравнение.

2. Линейное, квадратное (подобные, слагаемые…).

3. Переносить члены, приводить подобные, делить на коэффициент при неизвестном, решать.

4. Равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой.

5. Равенство.

1.Квадрат

2. Симметричный, равносторонний, прямоугольный, правильный

3. Находить (периметр, площадь), строить, изучать

4. Прямоугольник, у которого все стороны равны

5. Правильный многоугольник


Приём «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы?»

Этот приём может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. Затем просьба к обучающимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём «Концептуальная таблица»

Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.



Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Факты




Факты





В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться обучающимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение. В дальнейшем, учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.

Например, при изучении темы «Четырёхугольники» можно составить такую таблицу.

Линия сравнения

Параллелограмм

Прямоугольник

Ромб

Квадрат

Трапеция

Чертёж






Свойства сторон






Свойства углов






Свойства диагоналей








Литература

1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.

2. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М., 2006. – 176 с.

3. Мачинская С.В и др. Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога: материалы III Международной заочной научно-практической конференции работников образования. – Челябинск: МБУ ДПО ЦРО, 2020. ‒ 340 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.

5. Циулина М.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.В. Циулина. ‒ Челябинск: Из-во ЮУрГГПУ,2016. ‒ 227 с