Слияние или интеграция современных образовательных технологии в обучении математике и физике
Слово «integer» в переводе с латинского означает «цельный». Интеграция на уроках математики и физики это средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Интегрированные уроки дают возможность показать взаимосвязь с самыми разными науками, учебными предметами, и способны формировать универсальные знания у обучающихся, придать им практическую направленность.
Интегрированный урок ‒ это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Основная цель его проведения ‒ повышение эффективности учебного процесса, за счёт внедрения новых педагогических технологий. Сегодня рассмотрим две из них – технологию оценивания учебных успехов и развития критического мышления.
Задачи интегрированных уроков:
‒ формирование активного и осознанного усвоения учениками учебного материала;
‒ повышение мотивации в обучении, развитие любознательности и интереса к учебным предметам;
‒ формирование синтезированного мировоззрения обучающихся, целостного взгляда на разнообразие, различия и сходные черты современного мира.
В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим. Структура интегрированного урока отличается от обычного предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала, методологической взаимообусловленностью, смысловой связанность материала. Сильные стороны интегрированного урока в том, что идёт развитие потенциала самих школьников, побуждение к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Сегодня требования ФГОС и ФОП ООО и СОО изменили цели образования, изменилась вся дидактика и методика обучения в школе. Отражение содержания предмета через интеграцию различных смежных и, казалось бы, несмежных образовательных областей в целом очень актуально. Учителя-предметники при реализации новых учебных программ в основной и старшей школе видят необходимость обращения к интегрированному обучению для качественной реализации требований ФГОС ООО и СОО
Технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов)
ФГОС и ФОП ООО и СОО определяет требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата духовно-нравственного развития и воспитания (личностные результаты), формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты), освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (личностных, метапредметных и предметных);
в) обеспечивать возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
В примерной основной образовательной программе предложена система оценки планируемых результатов обучения. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательной организации) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний будут оцениваться разные направления деятельности учеников.
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо традиционных контрольных работ необходимо проводить контрольные работы, включающие комплексно-ориентированные задания, направленные на достижение как предметных, так и метапредметных результатов обучения.
Совершенно новым для образовательных организаций является реализуемая ФГОС ООО и СОО диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учениками качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Привычная форма письменной контрольной работы дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
‒ целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам);
‒ самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
‒ результаты учебных проектов;
‒ результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.
Технология развития критического мышления.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
1. Критическое мышление – мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
5. Критическое мышление – мышление социальное.
Данная технология способствует не только усвоению конкретных знаний, а социализации ребёнка, воспитанию доброжелательного отношения к людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.
Технология развития критического мышления включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания обучающихся, пробуждает интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.
На данной стадии основными функциями являются:
‒ мотивационная (побуждение к работе);
‒ информационная (ученики вспоминают ранее полученные знания);
‒ коммуникационная (обмен информацией).
На этой стадии при проведении урока физики «Атмосферное давление» в 7-м классе можно предложить ученикам ответить на прямые и косвенные вопросы.
Прямые вопросы | Косвенные вопросы |
1.Что мы называем атмосферой Земли? | 1. Имеет ли воздух вес? |
2.Что такое давление? | 2. Оказывает ли атмосфера давление? |
3.Как связаны давление, сила и площадь? | 3. Почему высоко в горах не рекомендуется варить мясо? |
Можно воспользоваться приёмом «Верите ли вы…».
Например, верите ли вы:
‒ Что каждый день на плечах носите воздух массой более 100 кг?
‒ Что масса воздуха в классе примерно 200 кг?
‒ Что мы живём на дне воздушного океана?
Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия). Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом. Причем «текст» нужно понимать достаточно широко: это может быть чтение нового материала в учебнике, осмысление условия задачи, речь учителя…
На данной стадии основными функциями являются:
‒ информационная (получение новых знаний);
‒ систематизационная (группировка новых знаний по разделам и категориям);
‒ мотивационная (сохранить интерес).
Проведение школьниками эксперимента на данной стадии отвечает всем вышеизложенным функциям. Ученики могут работать как в группе, так и индивидуально.
Например, при изучении темы «Атмосферное давление» подойдет опыт «тяжелая газета». Для проведения опыта понадобится длинная линейка и газета. На край стола кладут линейку, большая часть которой лежит на столе. Накрывают сверху расправленной газетой. Если давить на край линейки медленно, то она поднимет газету. Но если ударить быстро — линейка может сломаться. Ученики пробуют объяснить этот эксперимент, обсуждают его друг с другом, выдвигают различные гипотезы и обсуждают их.
Учитель регулирует и направляет помогая прийти к правильному выводу, итогом может стать обобщающая таблица, которая заполняется всем классом.
Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.
На данной стадии основными функциями являются:
‒ коммуникационная (обмен мнениями о полученной информации);
‒ мотивационная (не останавливаться на достигнутом, а углублять свои знания);
‒ оценочная (оценить личный вклад в изучении новой темы).
Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы её применимости
Стадия | Функции |
Вызов | ‒Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). ‒ Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. ‒Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). |
Осмысление содержания | ‒ Информационная (получение новой информации по теме). ‒ Систематизационная (классификация полученной информации). ‒ Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). |
Рефлексия | ‒ Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). ‒ Информационная (приобретение нового знания). ‒ Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). ‒ Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). |
Преимущества технологии развития критического мышления:
‒ работа в паре, группе развивает интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
‒ совместная работа способствует лучшему пониманию трудного текста;
‒ есть возможность повторения, усвоения материала;
‒ усиливается диалог по поводу смысла текста;
‒ вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
‒ появляется большая глубина понимания, возникает новая, ещё более интересная мысль;
‒ обостряется любознательность, наблюдательность;
‒ дети перенимают опыт других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
‒ в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это ещё раз работает на понимание;
‒ развивает активное слушание.
Приведём примеры использования некоторых приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики и физики.
Приём «Знаю – Хочу узнать - Узнал» (З-Х-У)
Тема урока: «Сложение дробей» 5 класс
Знаю | Хочу узнать | Узнал новое |
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями | ‒ Как складывать дроби с разными знаменателями? ‒ Как вычитать дроби с разными знаменателями? ‒ Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями | ‒ Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители. ‒ Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю. ‒ Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями. |
. В первый столбец «Знаем» записываем идеи учеников, которые они предлагают.
Во второй столбик «Хотим узнать» предлагаем ученикам внести свои опорные мысли и идеи, которые у них возникли в процессе обсуждения темы. Затем при чтении нового текста, обучающиеся пытаются найти ответы на поставленные вопросы,требованием при этом является – записать сведения, понятия и факты необходимо своими словами, не цитируя учебник. После изучения темы, учащиеся соотносят полученную информацию с той, которая была у них в начале урока.
Приём «Кластер»
Данный приём – приём систематизации изучаемого материала в виде схемы. Приём «Кластер» применяется на стадиях вызова и рефлексии, безусловно, он является способом мотивации к размышлению или до изучения нового материала, или формой систематизации изученной информации при подведении итогов.
Приём «Синквейн»
Это пятистрочная стихотворная форма, которая помогает описывать суть изучаемых понятий в лаконичной форме, а также осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правило построения синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
При составлении синквейна, у детей развивается не только критическое мышление, но и образное. Данная форма работы направлена на развитие у обучающихся творческих способностей.
1. Уравнение. 2. Линейное, квадратное (подобные, слагаемые…). 3. Переносить члены, приводить подобные, делить на коэффициент при неизвестном, решать. 4. Равенство, содержащее неизвестное, обозначенное буквой. 5. Равенство. | 1.Квадрат 2. Симметричный, равносторонний, прямоугольный, правильный 3. Находить (периметр, площадь), строить, изучать 4. Прямоугольник, у которого все стороны равны 5. Правильный многоугольник |
Приём «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы?»
Этот приём может быть началом урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему. Затем просьба к обучающимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приём «Концептуальная таблица»
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.
| Категория сравнения | Категория сравнения | Категория сравнения |
Факты | | | |
Факты | | | |
В зависимости от цели, поставленной на уроке, таблица может заполняться обучающимися на уроке или дома, постепенно или вся целиком как результат обобщения. Затем проводим обсуждение правильности заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение. В дальнейшем, учащиеся при составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или линии сравнения.
Например, при изучении темы «Четырёхугольники» можно составить такую таблицу.
Линия сравнения | Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат | Трапеция |
Чертёж | | | | | |
Свойства сторон | | | | | |
Свойства углов | | | | | |
Свойства диагоналей | | | | | |
Литература
1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
2. Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. – М., 2006. – 176 с.
3. Мачинская С.В и др. Современные образовательные технологии как ресурс совершенствования профессиональной компетентности педагога: материалы III Международной заочной научно-практической конференции работников образования. – Челябинск: МБУ ДПО ЦРО, 2020. ‒ 340 с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256с.
5. Циулина М.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.В. Циулина. ‒ Челябинск: Из-во ЮУрГГПУ,2016. ‒ 227 с