Закрепить и расширить теоретические знания по истории России XVIII-XIX веков, русской литературе и обществознанию.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный курс по внеурочной деятельности»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №22
Интегрированный курс «История России в русской литературе XIX века (внеурочная деятельность)
Учитель истории Курманбаева Л.Н.
Учитель русского языка и литературы Абушева С.В.
История России
- Расцвет крепостничества в XVIII веке. Восстание под предводительством
Е. Пугачева
- Отмена крепостного права в России в XIX веке
Обществознание
Личность и общество:
- Сфера духовной жизни
- Мораль
- Долг и совесть
- Моральный выбор
Социальная сфера:
- Социальная структура общества
- Социальные статусы и роли
- Межнациональные отношения
- Отклоняющееся поведение
Литература
- Повесть А.С. Пушкина «Дубровский»
- А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта»
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (фрагментарно)
- Л.. Толстой «После бала»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (фрагментарно)
Цели курса:
- Научить школьников, базируясь на знаниях, фактах, строить собственное суждение об историческом прошлом России
- Научить правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме
- Развивать воображение, формировать опыт творческой познавательной деятельности
- Воспитывать патриотизм, обогащать учащихся духовно и нравственно
Задачи курса
- Закрепить и расширить теоретические знания по истории России XVIII-XIX веков, русской литературе и обществознанию
- Совершенствовать умения и навыки подготовки сообщений и докладов
- Развивать у учащихся навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности
Учащиеся должны уметь:
- Монологически высказывать свои мысли в устной и письменной форме
- Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
- Работать с первоисточниками, интернет-ресурсами, пользоваться справочной и дополнительной литературой
Структура курса
- Курс – 35 часов
- Теоретические занятия - 10 часов
- Практические занятия – 18 часов
- Подготовка проектов – 7 часов
Основные виды внеурочной деятельности:
- Познавательная
- Проблемно-ценностное общение
- Творческая деятельность
- Научно-проектная деятельность
- С целью создать у учащихся яркое образное представление об исторических событиях, рассматриваемых в интегрированном курсе, вначале читается литературное произведение, затем представляется исторический материал. Наш курс мы начали с повести Пушкина «Дубровский», в котором поднимается тема народного бунта.
- Цель – показать «барство дикое и рабство тощее», социальный протест народное восстания, показать причины стихийного народного бунта в повести «Дубровский».
- В повести изображен протест крестьян против дворян, однако предводителем восстания становится дворянин В. Дубровский, который борется с несправедливостью соседа барина - самодура Троекурова.
- На страницах повести даются картины тяжелого положения крестьян, что является основной чертой крепостного права.
- Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей, деспотизм дворян- таковы отрицательные черты дворянства, порождённые крепостным правом
Владимир Дубровский
«Дубровский»
Освобождение Маши Троекуровой
Поджог Кистеневки
- Во время создания повести «Дубровский» у Пушкина возникает замысел «Капитанской дочки». Он изучает исторические материалы, связанные с восстанием под предводительством Е. Пугачева и создает исторический труд «История Пугачевского бунта».
- «Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служивый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно – русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску он имел белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черною немочью. Он не знал грамоты и крестился по - раскольничьи». Таков портрет Пугачева в историческом труде Пушкина.
Причины поражения восстания
- Наличие локальных восстаний
- Отсутствие вооружения
- Отсутствие дисциплины
- Отсутствие военной выучки
- Неумелое руководство повстанческим войском
Особенности крестьянской войны
- Самая мощная за всю историю России
- В ней участвовали сотни тысяч человек
- Простиралась на огромную территорию
- Организованность восставших
- Наличие при Пугачеве штаба и Военной коллегии с канцелярией
- В исторической части повести Пушкин описал два враждующих лагеря: народный и дворянский. Когда читаешь литературное произведение, всегда интересно знать, существовали ли персонажи произведения Гринев и Швабрин, главные герои произведения, непосредственные участники событий. Несомненно, существовал
- Е. Пугачев. А были ли в реальной жизни люди, с которых написал историю дворян Пушкин?
- Главное событие, через которое проверяются Швабрин и Гринев, это бунт, отношение героев к нему, отношение к возможности перейти на службу к Пугачеву и тем самым сохранить свою жизнь. На этом проверяется крепость духа Швабрина и Гринева, их характеры.
- Основной темой повести является крестьянская война. О каких бы персонажах мы не говорили, постепенно возвращаемся к событиям, участниками которых они являются. Насколько достоверно изображены события восстания, отношение крестьян к нему и к взятию крепости.
- Несмотря на то, что в основу положены исторические факты, многие исследователи до сих пор не могут прийти к выводу, к какому жанру отнести данное произведение: семейно-бытовому или историческому. Пушкин обладал даром писателя, и он не мог ограничиться лишь историческими фактами. Наша задача – найти историческую правду и художественный вымысел в образах, созданных Пушкиным в «Капитанской дочке», определить его замысел.
«Капитанская дочка»
Александр Сергеевич Пушкин
Портреты Е. Пугачёва
Автограф Пугачева
Глава 4 «Поединок»
Глава 1 «Сержант гвардии»
Глава 7 «Приступ»
Глава 8 «Незваный гость»
ПРИСЯГА П УГАЧЁВУ
НА ВОЕННОМ СОВЕТЕ
Фрагмент кинофильма «Капитанская дочка»
Пугачёвщина
Вот мой Пугач — при первом взгляде
Он виден: плут, казак прямой! В передовом твоем отряде Урядник был бы он лихой.
А.С.Пушкин
Встреча Гринёва с Пугачёвым
Глава 8 «Незваный гость»
- Глава 7 «Приступ». Жители начали присягать…
Вид Оренбурга
Арест Пугачева
- Пугачева везут в Оренбург
Освобождение Маши Мироновой
Гуманизм А.С.Пушкина:
- Гуманизм – человечность в отношении к людям. Это умение увидеть человека как равное себе существо, обладающее такими же человеческим достоинством, как и ты; умение относиться к нему с уважением
Заключение
- Пушкин глубоко проникал в суть всеохватной трагедии человека и мира ,настолько сильна была его вера в конечное разрешение народной трагедии. Именно потаенно живущая в романе поэзия открывает истинный духовный взгляд Пушкина на историю, о которой пишет Л.Шестаков: «…Какие ужасы только не проходили перед его духовным взором… И тем не менее – он не смутился. Везде, во всем он умел отыскать внутренний, глубокий смысл, точно жизнь решалась выдать своему любимцу и избраннику все свои сокровенные тайны…» Во взаимных отношениях героев последнего романа Пушкина мы видим его идеал- извечные, в основе всего лежащие начала любви
«Красота мира начинается с красоты души» Д.Соло
«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
- История - наука о прошлом. Каждое поколение, возвращаясь к событиям прошлого, ищет и находит в них ответы на те вопросы, которые волнуют его современников.
- Мы живем в XXI веке, который называют веком гуманизма и утверждения общечеловеческих ценностей, а А.С.Пушкин жил в XIXвеке. Для него и его современников самыми значимыми событиями были Отечественная война 1812 года и «Ужас XVIII века»-бунт под предводительством Пугачева.
- А.С. Пушкину и его современникам было неведомо, что XX век принесет людям страшные общечеловеческие трагедии. Первую и Вторую мировые войны, создание оружия массового поражения, а потребительское, варварское отношение к природе приведет нашу Землю к угрозе экологической катастрофы.
- Ф.М. Достоевский, говоря о творчестве А.С. Пушкина, отметил его «всечеловеческий гуманизм».
- В XIX веке немногие передовые мыслители, писатели, публицисты смогли подняться до такого уровня понимания гуманности, которое знакомо нам, жителям XXI века, прямо со школьной скамьи. После Второй Мировой войны мировое сообщество в 1948 году приняло основополагающий международный документ- «Всеобщую декларацию прав человека»- международный правовой стандарт прав человека, где сформулированы главные принципы межличностного и межгосударственного человеческого сосуществования.
- Ст.1 Всеобщая декларация прав человека гласит, что каждое человеческое существо, независимо от того, где бы человек не жил, имеет право на уважение его человеческого достоинства.
- А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» сюжетную линию отношений Пугачёва и Гринёва строит на межличностном отношении двух героев, которые видят друг в друге равных себе личностей. Гринёв-дворянин спасает жизнь неизвестному бродяге, согревает его заячьим тулупчиком в лютую оренбургскую метель, а Пугачёв, предводитель крестьянского восстания, в свою очередь спасает жизнь не только Петра, но и его невесты - Маши Мироновой