СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный курс по внеурочной деятельности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить и расширить теоретические знания по истории России XVIII-XIX веков, русской литературе и обществознанию.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный курс по внеурочной деятельности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №22 Интегрированный курс «История России в русской литературе XIX века  (внеурочная деятельность) Учитель истории Курманбаева Л.Н. Учитель русского языка и литературы Абушева С.В.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №22

Интегрированный курс «История России в русской литературе XIX века (внеурочная деятельность)

Учитель истории Курманбаева Л.Н.

Учитель русского языка и литературы Абушева С.В.

История России Расцвет крепостничества в XVIII веке. Восстание под предводительством  Е. Пугачева Отмена крепостного права в России в XIX веке

История России

  • Расцвет крепостничества в XVIII веке. Восстание под предводительством

Е. Пугачева

  • Отмена крепостного права в России в XIX веке
Обществознание Личность и общество: Сфера духовной жизни Мораль Долг и совесть Моральный выбор Социальная сфера: Социальная структура общества Социальные статусы и роли Межнациональные отношения Отклоняющееся поведение

Обществознание

Личность и общество:

  • Сфера духовной жизни
  • Мораль
  • Долг и совесть
  • Моральный выбор

Социальная сфера:

  • Социальная структура общества
  • Социальные статусы и роли
  • Межнациональные отношения
  • Отклоняющееся поведение
Литература Повесть А.С. Пушкина «Дубровский» А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» И.С. Тургенев «Записки охотника» Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (фрагментарно) Л.. Толстой «После бала» Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (фрагментарно)

Литература

  • Повесть А.С. Пушкина «Дубровский»
  • А.С. Пушкин «История Пугачевского бунта»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • И.С. Тургенев «Записки охотника»
  • Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» (фрагментарно)
  • Л.. Толстой «После бала»
  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (фрагментарно)
Цели курса: Научить школьников, базируясь на знаниях, фактах, строить собственное суждение об историческом прошлом России Научить правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме Развивать воображение, формировать опыт творческой познавательной деятельности Воспитывать патриотизм, обогащать учащихся духовно и нравственно

Цели курса:

  • Научить школьников, базируясь на знаниях, фактах, строить собственное суждение об историческом прошлом России
  • Научить правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме
  • Развивать воображение, формировать опыт творческой познавательной деятельности
  • Воспитывать патриотизм, обогащать учащихся духовно и нравственно
Задачи курса Закрепить и расширить теоретические знания по истории России XVIII-XIX веков, русской литературе и обществознанию Совершенствовать умения и навыки подготовки сообщений и докладов Развивать у учащихся навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности

Задачи курса

  • Закрепить и расширить теоретические знания по истории России XVIII-XIX веков, русской литературе и обществознанию
  • Совершенствовать умения и навыки подготовки сообщений и докладов
  • Развивать у учащихся навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности
Учащиеся должны уметь: Монологически высказывать свои мысли в устной и письменной форме Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения Работать с первоисточниками, интернет-ресурсами, пользоваться справочной и дополнительной литературой

Учащиеся должны уметь:

  • Монологически высказывать свои мысли в устной и письменной форме
  • Вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
  • Работать с первоисточниками, интернет-ресурсами, пользоваться справочной и дополнительной литературой
Структура курса Курс – 35 часов Теоретические занятия - 10 часов Практические занятия – 18 часов Подготовка проектов – 7 часов

Структура курса

  • Курс – 35 часов
  • Теоретические занятия - 10 часов
  • Практические занятия – 18 часов
  • Подготовка проектов – 7 часов
Основные виды внеурочной деятельности: Познавательная Проблемно-ценностное общение Творческая деятельность Научно-проектная деятельность

Основные виды внеурочной деятельности:

  • Познавательная
  • Проблемно-ценностное общение
  • Творческая деятельность
  • Научно-проектная деятельность
С целью создать у учащихся яркое образное представление об исторических событиях, рассматриваемых в интегрированном курсе, вначале читается литературное произведение, затем представляется исторический материал. Наш курс мы начали с повести Пушкина «Дубровский», в котором поднимается тема народного бунта.
  • С целью создать у учащихся яркое образное представление об исторических событиях, рассматриваемых в интегрированном курсе, вначале читается литературное произведение, затем представляется исторический материал. Наш курс мы начали с повести Пушкина «Дубровский», в котором поднимается тема народного бунта.
Цель – показать «барство дикое и рабство тощее», социальный протест народное восстания, показать причины стихийного народного бунта в повести «Дубровский». В повести изображен протест крестьян против дворян, однако предводителем восстания становится дворянин В. Дубровский, который борется с несправедливостью соседа барина - самодура Троекурова. На страницах повести даются картины тяжелого положения крестьян, что является основной чертой крепостного права.
  • Цель – показать «барство дикое и рабство тощее», социальный протест народное восстания, показать причины стихийного народного бунта в повести «Дубровский».
  • В повести изображен протест крестьян против дворян, однако предводителем восстания становится дворянин В. Дубровский, который борется с несправедливостью соседа барина - самодура Троекурова.
  • На страницах повести даются картины тяжелого положения крестьян, что является основной чертой крепостного права.
Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей, деспотизм дворян- таковы отрицательные черты дворянства, порождённые крепостным правом
  • Самодурство, жестокость, отсутствие человеческих ценностей, деспотизм дворян- таковы отрицательные черты дворянства, порождённые крепостным правом
Владимир Дубровский

Владимир Дубровский

«Дубровский» Освобождение Маши Троекуровой

«Дубровский»

Освобождение Маши Троекуровой

Поджог Кистеневки

Поджог Кистеневки

Во время создания повести «Дубровский» у Пушкина возникает замысел «Капитанской дочки». Он изучает исторические материалы, связанные с восстанием под предводительством Е. Пугачева и создает исторический труд «История Пугачевского бунта». «Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служивый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно – русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску он имел белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черною немочью. Он не знал грамоты и крестился по - раскольничьи». Таков портрет Пугачева в историческом труде Пушкина.
  • Во время создания повести «Дубровский» у Пушкина возникает замысел «Капитанской дочки». Он изучает исторические материалы, связанные с восстанием под предводительством Е. Пугачева и создает исторический труд «История Пугачевского бунта».
  • «Емельян Пугачев, Зимовейской станицы служивый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно – русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску он имел белое пятно, а на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черною немочью. Он не знал грамоты и крестился по - раскольничьи». Таков портрет Пугачева в историческом труде Пушкина.
Причины поражения восстания Наличие локальных восстаний Отсутствие вооружения Отсутствие дисциплины Отсутствие военной выучки Неумелое руководство повстанческим войском

Причины поражения восстания

  • Наличие локальных восстаний
  • Отсутствие вооружения
  • Отсутствие дисциплины
  • Отсутствие военной выучки
  • Неумелое руководство повстанческим войском
Особенности крестьянской войны Самая мощная за всю историю России В ней участвовали сотни тысяч человек Простиралась на огромную территорию Организованность восставших Наличие при Пугачеве штаба и Военной коллегии с канцелярией

Особенности крестьянской войны

  • Самая мощная за всю историю России
  • В ней участвовали сотни тысяч человек
  • Простиралась на огромную территорию
  • Организованность восставших
  • Наличие при Пугачеве штаба и Военной коллегии с канцелярией
В исторической части повести Пушкин описал два враждующих лагеря: народный и дворянский. Когда читаешь литературное произведение, всегда интересно знать, существовали ли персонажи произведения Гринев и Швабрин, главные герои произведения, непосредственные участники событий. Несомненно, существовал  Е. Пугачев. А были ли в реальной жизни люди, с которых написал историю дворян Пушкин?
  • В исторической части повести Пушкин описал два враждующих лагеря: народный и дворянский. Когда читаешь литературное произведение, всегда интересно знать, существовали ли персонажи произведения Гринев и Швабрин, главные герои произведения, непосредственные участники событий. Несомненно, существовал
  • Е. Пугачев. А были ли в реальной жизни люди, с которых написал историю дворян Пушкин?
Главное событие, через которое проверяются Швабрин и Гринев, это бунт, отношение героев к нему, отношение к возможности перейти на службу к Пугачеву и тем самым сохранить свою жизнь. На этом проверяется крепость духа Швабрина и Гринева, их характеры.
  • Главное событие, через которое проверяются Швабрин и Гринев, это бунт, отношение героев к нему, отношение к возможности перейти на службу к Пугачеву и тем самым сохранить свою жизнь. На этом проверяется крепость духа Швабрина и Гринева, их характеры.
Основной темой повести является крестьянская война. О каких бы персонажах мы не говорили, постепенно возвращаемся к событиям, участниками которых они являются. Насколько достоверно изображены события восстания, отношение крестьян к нему и к взятию крепости.
  • Основной темой повести является крестьянская война. О каких бы персонажах мы не говорили, постепенно возвращаемся к событиям, участниками которых они являются. Насколько достоверно изображены события восстания, отношение крестьян к нему и к взятию крепости.
Несмотря на то, что в основу положены исторические факты, многие исследователи до сих пор не могут прийти к выводу, к какому жанру отнести данное произведение: семейно-бытовому или историческому. Пушкин обладал даром писателя, и он не мог ограничиться лишь историческими фактами. Наша задача – найти историческую правду и художественный вымысел в образах, созданных Пушкиным в «Капитанской дочке», определить его замысел.
  • Несмотря на то, что в основу положены исторические факты, многие исследователи до сих пор не могут прийти к выводу, к какому жанру отнести данное произведение: семейно-бытовому или историческому. Пушкин обладал даром писателя, и он не мог ограничиться лишь историческими фактами. Наша задача – найти историческую правду и художественный вымысел в образах, созданных Пушкиным в «Капитанской дочке», определить его замысел.
«Капитанская дочка»  Александр Сергеевич Пушкин

«Капитанская дочка»

Александр Сергеевич Пушкин

Портреты Е. Пугачёва

Портреты Е. Пугачёва

       Автограф Пугачева

       Автограф Пугачева

Глава 4 «Поединок» Глава 1 «Сержант гвардии» Глава 7 «Приступ» Глава 8 «Незваный гость»

Глава 4 «Поединок»

Глава 1 «Сержант гвардии»

Глава 7 «Приступ»

Глава 8 «Незваный гость»

ПРИСЯГА П УГАЧЁВУ

ПРИСЯГА П УГАЧЁВУ

НА ВОЕННОМ СОВЕТЕ

НА ВОЕННОМ СОВЕТЕ

Фрагмент кинофильма «Капитанская дочка»

Фрагмент кинофильма «Капитанская дочка»

Пугачёвщина

Пугачёвщина

 Вот мой Пугач — при первом взгляде  Он виден: плут, казак прямой!  В передовом твоем отряде  Урядник был бы он лихой.  А.С.Пушкин

Вот мой Пугач — при первом взгляде

Он виден: плут, казак прямой! В передовом твоем отряде Урядник был бы он лихой.

А.С.Пушкин

Встреча Гринёва с Пугачёвым Глава 8 «Незваный гость»

Встреча Гринёва с Пугачёвым

Глава 8 «Незваный гость»

Глава 7 «Приступ». Жители начали присягать…
  • Глава 7 «Приступ». Жители начали присягать…
Вид Оренбурга

Вид Оренбурга

Арест Пугачева

Арест Пугачева

Пугачева везут в Оренбург
  • Пугачева везут в Оренбург
Казнь Пугачева
  • Казнь Пугачева
Освобождение Маши Мироновой

Освобождение Маши Мироновой

Гуманизм А.С.Пушкина: Гуманизм – человечность в отношении к людям. Это умение увидеть человека как равное себе существо, обладающее такими же человеческим достоинством, как и ты; умение относиться к нему с уважением

Гуманизм А.С.Пушкина:

  • Гуманизм – человечность в отношении к людям. Это умение увидеть человека как равное себе существо, обладающее такими же человеческим достоинством, как и ты; умение относиться к нему с уважением
Заключение Пушкин глубоко проникал в суть всеохватной трагедии человека и мира ,настолько сильна была его вера в конечное разрешение народной трагедии. Именно потаенно живущая в романе поэзия открывает истинный духовный взгляд Пушкина на историю, о которой пишет Л.Шестаков: «…Какие ужасы только не проходили перед его духовным взором… И тем не менее – он не смутился. Везде, во всем он умел отыскать внутренний, глубокий смысл, точно жизнь решалась выдать своему любимцу и избраннику все свои сокровенные тайны…» Во взаимных отношениях героев последнего романа Пушкина мы видим его идеал- извечные, в основе всего лежащие начала любви

Заключение

  • Пушкин глубоко проникал в суть всеохватной трагедии человека и мира ,настолько сильна была его вера в конечное разрешение народной трагедии. Именно потаенно живущая в романе поэзия открывает истинный духовный взгляд Пушкина на историю, о которой пишет Л.Шестаков: «…Какие ужасы только не проходили перед его духовным взором… И тем не менее – он не смутился. Везде, во всем он умел отыскать внутренний, глубокий смысл, точно жизнь решалась выдать своему любимцу и избраннику все свои сокровенные тайны…» Во взаимных отношениях героев последнего романа Пушкина мы видим его идеал- извечные, в основе всего лежащие начала любви
«Красота мира начинается с красоты души»  Д.Соло

«Красота мира начинается с красоты души» Д.Соло

«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» Д. И. Фонвизин «Недоросль»

«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

История - наука о прошлом. Каждое поколение, возвращаясь к событиям прошлого, ищет и находит в них ответы на те вопросы, которые волнуют его современников. Мы живем в XXI веке, который называют веком гуманизма и утверждения общечеловеческих ценностей, а А.С.Пушкин жил в XIXвеке. Для него и его современников самыми значимыми событиями были Отечественная война 1812 года и «Ужас XVIII века»-бунт под предводительством Пугачева.
  • История - наука о прошлом. Каждое поколение, возвращаясь к событиям прошлого, ищет и находит в них ответы на те вопросы, которые волнуют его современников.
  • Мы живем в XXI веке, который называют веком гуманизма и утверждения общечеловеческих ценностей, а А.С.Пушкин жил в XIXвеке. Для него и его современников самыми значимыми событиями были Отечественная война 1812 года и «Ужас XVIII века»-бунт под предводительством Пугачева.
А.С. Пушкину и его современникам было неведомо, что XX век принесет людям страшные общечеловеческие трагедии. Первую и Вторую мировые войны, создание оружия массового поражения, а потребительское, варварское отношение к природе приведет нашу Землю к угрозе экологической катастрофы. Ф.М. Достоевский, говоря о творчестве А.С. Пушкина, отметил его «всечеловеческий гуманизм».
  • А.С. Пушкину и его современникам было неведомо, что XX век принесет людям страшные общечеловеческие трагедии. Первую и Вторую мировые войны, создание оружия массового поражения, а потребительское, варварское отношение к природе приведет нашу Землю к угрозе экологической катастрофы.
  • Ф.М. Достоевский, говоря о творчестве А.С. Пушкина, отметил его «всечеловеческий гуманизм».
В XIX веке немногие передовые мыслители, писатели, публицисты смогли подняться до такого уровня понимания гуманности, которое знакомо нам, жителям XXI века, прямо со школьной скамьи. После Второй Мировой войны мировое сообщество в 1948 году приняло основополагающий международный документ- «Всеобщую декларацию прав человека»- международный правовой стандарт прав человека, где сформулированы главные принципы межличностного и межгосударственного человеческого сосуществования.
  • В XIX веке немногие передовые мыслители, писатели, публицисты смогли подняться до такого уровня понимания гуманности, которое знакомо нам, жителям XXI века, прямо со школьной скамьи. После Второй Мировой войны мировое сообщество в 1948 году приняло основополагающий международный документ- «Всеобщую декларацию прав человека»- международный правовой стандарт прав человека, где сформулированы главные принципы межличностного и межгосударственного человеческого сосуществования.
Ст.1 Всеобщая декларация прав человека гласит, что каждое человеческое существо, независимо от того, где бы человек не жил, имеет право на уважение его человеческого достоинства. А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» сюжетную линию отношений Пугачёва и Гринёва строит на межличностном отношении двух героев, которые видят друг в друге равных себе личностей. Гринёв-дворянин спасает жизнь неизвестному бродяге, согревает его заячьим тулупчиком в лютую оренбургскую метель, а Пугачёв, предводитель крестьянского восстания, в свою очередь спасает жизнь не только Петра, но и его невесты - Маши Мироновой
  • Ст.1 Всеобщая декларация прав человека гласит, что каждое человеческое существо, независимо от того, где бы человек не жил, имеет право на уважение его человеческого достоинства.
  • А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» сюжетную линию отношений Пугачёва и Гринёва строит на межличностном отношении двух героев, которые видят друг в друге равных себе личностей. Гринёв-дворянин спасает жизнь неизвестному бродяге, согревает его заячьим тулупчиком в лютую оренбургскую метель, а Пугачёв, предводитель крестьянского восстания, в свою очередь спасает жизнь не только Петра, но и его невесты - Маши Мироновой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!