Интегрированный подход к обучению на уроках литературы и во внеклассной работе по предмету (из опыта работы).
Филология есть связь всех связей…
Она лежит в основе не только науки,
но и всей человеческой культуры.
Д.С.Лихачев
Любовь к Слову…Возможно ли в современных условиях развития технического прогресса воспитать и привить любовь к литературе? Как часто мы слышим о том, что современные дети перестали читать так, как читали 20-25 лет назад. Давайте вспомним, что в те времена не было ни Интернета, ни компьютерных игр, которые сейчас потеснили чтение . Значит ли это, что дети стали хуже? Не будем торопиться с категоричным отрицательным ответом: современное поколение идет по новому пути, где эпоха нанотехнологий требует иного способа мышления, причем, не только от молодого поколения, но и от нас, преподавателей. Время диктует новые методы преподавания; инновационные технологии, безусловно, должны быть использованы в работе каждого педагога, но таким образом, чтобы они не смогли подменить главного в литературе – работу со словом, с живым языком писателя-классика.
Преподавателю важно помнить , что в духовно-нравственном воспитании литературе и искусству отводится роль первостепенной важности.
Именно литература помогает почувствовать единство мира и человека ; а задача учителя – выявить общечеловеческие ценности , способствовать воссоединению целостного мировосприятия. Литература-сфера прекрасного , она должна очищать и облагораживать человека силой художественного слова, учить языку искусства. А слияние искусств, их взаимодополнение способствуют более глубокому , эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися. Интеграция позволяет видеть богатство и разнообразие мира, ведь каждый вид искусства отражает реальность по-своему.
Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. В свое время великий Леонардо да Винчи писал: « Живопись – это поэзия, которую видят, но не слышат, а поэзия – это живопись, которую слышат , но не видят. Музыка способна глубоко и непосредственно передать переживания человека. Не случайно композитор А.Н.Серов называл музыку языком души, жизнью души, выраженной в звуках. Важно на уроках литературы показать еще и «дух музыки», пронизывающий творчество художника слова. Описать конкретные события, благодаря своей универсальности, гибкости, опоре на многовековой опыт естественного языка, способна литература. Но ни одно из искусств , взятое изолированно от другого , не сможет дать исчерпывающую информацию о мире.
Литературу и живопись объединяет повествовательность художественных картин ; музыка поможет придать уроку задушевный тон , увидеть характер героя, его настроение.
По словарю Ожегова, интегрировать - значит «объединять в одно целое». Итак, интеграция позволяет разнообразить анализ художественного произведения , приобщить учащихся к тайнам творческого процесса , активизировать познавательную деятельность учащихся. И если эта информация передана на языке искусства, она становится более доступной и легче усваивается.
Посмотрим на интеграцию с другой стороны : именно через эстетическое воздействие и наслаждение , получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта.
Подведем итог сказанному : интегрированный подход в обучении литературе позволяет расширить , углубить филологические знания; способствует формированию познавательного интереса, развитию речи; помогает создавать у учащихся целостное представление о мире и человеке; способствует расширению интеллекта.
Учитывая основные принципы современного образования – гуманизации и демократизации, направленные на свободное развитие личности, определяю формы и методы обучения и воспитания учащихся .
Целью своей педагогической деятельности считаю развитие духовно-нравственных качеств учащихся, формирование любви и уважения к русской литературе и ценностям отечественной культуры.
Для этого необходимо решать следующие задачи:
Развитие эмоционального восприятия художественного произведения наряду с восприятием произведений музыки и живописи.
Развитие умений и навыков интерпретации художественных текстов , музыкальных фрагментов , произведений живописи.
Освоение текстов классических произведений в единстве Слова, Образа и Звука.
Обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы и культуры.
Формирование умений соотносить произведения русской литературы с произведениями живописи , музыки.
Мы прекрасно знаем, что сознание и способ мышления современных подростков воспитан стихией визуальности, потому-то и должны использовать в своей борьбе за живое слово классики те способы и средства, которые близки и интересны учащимся.
Пятый год я преподаю литературу по программе Г.С. Меркина. Интересно само построение курса: 5-9 классы - концентрический на хронологической основе вариант, выходящий на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9,10,11 классах. Начиная с пятого класса, постепенно изучаются вершинные произведения классической литературы и литературы 20 века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов. И так же постепенно формируется первоначальное представление об историко-литературном процессе. Уже к седьмому классу учащиеся готовы осмыслить такое направление, как классицизм, в восьмом – романтизм, а в девятом сосредоточиться на основной этической проблеме – развитии реализма. Работа по этой системе предполагает не только систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия личности писателя и его литературного наследия, но и широкое использование межпредметных связей.
Например, в пятом классе в разделе «После уроков» авторы учебника советуют создать свою творческую группу и подготовить коллективное творческое дело
( после изучения пейзажной лирики ). И таким выходом для учащихся, их родителей и преподавателя стало мероприятие «Березкина неделя».
( Фотоприложение 1 ).
Объединившись в группы, ребята подготовили:
русскую народную песню о березе ( «Во поле березка стояла»);
выразительное чтение стихов (Есенина, Рубцова, Бокова);
иллюстрации с изображением березы как символа Руси;
фотовыставку.
Таким образом, в результате деятельностного подхода к организации учебного процесса удалось достичь совместно выработанных целей и задач, включив в мероприятие и музыку, и сценическое искусство, и работу с иллюстрациями известных художников, и даже показать мастерство учащихся и их родителей в искусстве фотографии.
Но основной формой организации учебных занятий по литературе все-таки является урок с постоянным составом учащихся и определенным расписанием занятий. Эта форма позволяет сочетать коллективную и групповую формы работ , при этом реализуется дифференцированный подход к образованию как один из основных принципов личностно-ориентированного обучения.
Рассмотрим несколько примеров уроков разного типа.
Урок – исследование «Я в этот мир пришел…». Тип урока нацеливает учащихся на самостоятельное постижение окружающего, а чтобы прийти к нему, необходимо посмотреть, как это делали мастера слова – К.Бальмонт и П.Неруда. (Идея работы с текстами П.Неруды взята из учебника литературы для 5 класса Свиридовой (продолжение развивающей программы Л.В.Занкова). Целью урока был сопоставительный анализ текстов и попытка приоткрыть через произведения искусства (слово, иллюстрацию, музыку) извечную жизненную тайну: кто я в этом мире? Погрузиться в мир прекрасного помогают, во-первых, словесные образы, во-вторых, чарующие звуки музыки природы (песня кукушки), в-третьих, яркие иллюстрации полотна П.Гогена «???» и сделанная с помощью родителей лесная композиция. Итак, взяв за основу урока тексты философской лирики разных поэтов и элементы интеграции, можно вывести ребят на серьёзный разговор о значимости Человека в мире, о его месте на Земле, а самое главное – кем является подросток в этом мире: тихим созерцателем таинственного мира П.Неруды или поклонником яркого мира К.Бальмонта. Словесные образы подсказали детям, как можно самостоятельно создавать тексты , подобные тем , с чем они работали во время урока; работа с иллюстрацией добавила философии в созданные миниатюры, музыка эмоционально настроила на творческую работу. Словесное и визуальное, объединенное темой Человека и Вселенной, не только эмоционально обогатило учащихся, расширило их кругозор, но еще раз подчеркнуло, что литература – благодатная почва для нравственного совершенствования подростков. И это нашло отражение в их работах ( Приложение 2 ).
Уроки-лекции, проводимые, как правило, в старших классах, желательно подкреплять иллюстративным материалом : портреты, репродукции картин.
Урок-спор на тему «Кто он, Чацкий: победитель или побежденный?» по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», проведенный в 9 классе, показал, насколько важны такие факторы, как определенный уровень культуры, эрудиции, компетентность, знание полемических приемов. На этом уроке были использованы иллюстрации к комедии Д.Крылова, Д.Кардовского, А.Самохвалова, Т.Шишмаревой, Н.Кузьмина. Проведен их сопоставительный анализ, после которого образ Чацкого стал ближе учащимся. При ответе на ключевой вопрос урока мнения разделились, причем, кто-то из учащихся обоснованно доказывал свою точку зрения, подтверждая ее цитатами из текста, а кто-то строил свои ответы в виде импровизации , без опоры на произведение.
Данный тип урока показал учащимся, насколько скрупулезно и тщательно надо готовиться к подобным занятиям, чтобы такая форма урока увлекла и заинтересовала каждого.
Особое место в течение последних двух лет отвожу ознакомлению с современными образовательными технологиями (СОТ), которые представляют собой последовательную систему взаимодействия учителя и учащихся ,связанную с применением той или иной совокупности методов обучения. После тщательного изучения ввожу элементы этих технологий в практическую часть урока. Замечу, что никакая технология не может заменить живое слово писателя, но вот зрительный образ, подкрепленный словесно, дает хорошие результаты при обобщении тем. Итак, в чем же состоит преимущество инновационных технологий, применяемых на уроках литературы? Во-первых, обеспечивает личностное развитие каждого ребенка; во-вторых, более эффективно используется учебное время.
Рассмотрим технологию развития критического мышления через чтение
и письмо. Суть этого метода заключена в
умении работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умении пользоваться различными способами интегрирования информации;
умении задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умении решать проблемы;
умении вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умении выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умении аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способности самостоятельно заниматься своим обучением ;
способности брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способности выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Не все приемы этой методики «приживаются» на уроках литературы, использую только те, которые нравятся ребятам. Вот некоторые из них:
Приемы работы с текстом:
1. Чтение с остановками.
Примерные вопросы.
По названию предположите, о чем будет рассказ?
Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
2. Чтение с пометками INSERT. ( insert переводится как 1.- вставлять, включать, вносить; 2.- помещать).
V | + | - | ? |
Я это знал | Новое для меня | Я думал иначе | Интересно Непонятно Нужно разобраться |
3. Кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Примером такого способа может служить кластер, созданный при работе со статьёй о К.Н.Батюшкове. ( Приложение 3 ).
Все эти методы помогают организовать мыслительную деятельность учащихся и их способность к обобщению и внимательному прочтению материала.
Следующими этапами будет творческая интерпретация той информации, которая была получена. Вот несколько методов и приемов, которые я использую в своей работе:
Написание эссе. Это вид письменного обобщения по теме занятия со свободной композицией в конце урока.
Стихотворение по алгоритму (синквейн). Состоит из 5 строк, это стихотворение используется как своеобразный синтез материала. Особенностью его является изложение мысли в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Схема его выглядит так:
Кто? Что? | 1строка 1существительное |
Какой? | 2 строка 2 прилагательных |
Что делает? | 3 строка 3глагола |
Что автор думает о теме? | 4 строка фраза из 4 слов |
Кто? Что? Новое звучание темы | 5 строка 1существительное |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) заключительным моментом урока предполагает рефлексию. Как правило, я задаю на этом этапе следующие вопросы:
Что нового узнали из урока?
Что получилось хорошо на занятии, над чем надо еще поработать?
Довольны ли вы своими результатами?
Можно задать вопрос, на который не получили ответа в ходе урока.
Следующая технология, о которой пойдет речь, завоевала неоспоримый авторитет практически на всех уроках – информационно-коммуникативная. Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий стало своеобразным выполнением социального заказа общества по подготовке творчески активного поколения, ориентирующегося в мировом информационном пространстве. Компьютер из средства развлечения превратился в предмет для развития интеллекта, средство получения новых знаний, изучения мира, расширения круга интересов, формирования общеучебных компетентностей
Воспитание желания у школьника найти что-нибудь увлекательное для себя и попытаться предложить не просто достижение определенного результата, а найти свой собственный выход решения той или иной учебной ситуации из множества возможных позволяет учителю и на уроках литературы широко использовать компьютерную технику, которая дает неограниченные возможности , и одна из них- возможность представления яркого визуального ряда, который так важен для эмоционального настроя учащихся. На обобщающих уроках и уроках формирования речевых компетенций такой визуальный ряд можно использовать для проведения письменных творческих заданий. Ветхие репродукции и портреты из старых журналов сменили фото- и видео-, аудио-объекты цифровых ресурсов, которые создают наглядное представление об эпохе, о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества.
Компьютер помогает вовлекать учащихся в проектную деятельность. Так, особый интерес для школьников представляет систематизация материала, взятого как из учебных пособий, так и из Internet и представление его в виде презентаций в программе Power Point . Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации. Мультимедийные презентации дают возможность отобразить ассоциации, возникающие у школьника при чтении художественного текста. Учащийся по-новому, используя свое воображение, открывает для себя безграничный мир литературы, полный образов, красок, звуков. Такой работой стало совместное творчество учителя - презентация на тему «Слово о полку Игореве в иллюстрациях В.А. Фаворского и Н.Рериха» и видеоролик о жизни и творчестве В.А.Фаворского ( длитель-ность - 3 мин.15 сек.), выполненный ученицей 9 а класса Павлиновой Алиной. Такой вид подачи информации во-первых, дает возможность зрительно воспринять произведение древнерусской литературы, сложное для прочтения и осмысления, во-вторых, хорошо проходит работа с текстом к каждому слайду презентации, когда ученики аргументируют свой выбор, подкрепляя его строчками из произведения, в-третьих, можно проследить, как по-разному художники увидели поэтические образы «Слова» и подошли к их изображению.
К вводным урокам по изучению произведений создаю электронное сопровождение в конструкторе презентаций. За курс 9 класса созданы презентации по разделам «Классицизм»; большая работа выполнена по разделу «Романтизм»: «Романтизм в музыке» , «Романтизм в живописи», «Развитие романтизма в русской литературе».Намечена интересная работа по творчеству А.С.Пушкина.
Большие возможности для организации самостоятельной исследовательской, поисковой деятельности учащихся предоставляет использование сети Internet в учебном процессе.
Сегодня Internet пронизывает все сферы жизни мирового сообщества. Internet давно вошел в жизнь учащегося как возможность для нового, интерактивного общения, нахождения необходимой информации для докладов, рефератов. Поисковой деятельностью ребята занимаются дома, но предварительно на уроке я предлагаю, используя поисковую систему Yandex, обладающую расширенным поиском, по ключевым словам найти сайты, разработанные исследователями и программистами, посвященные творчеству того или иного поэта или писателя. При этом для одних школьников не вызывает труда поиск любой информации в разных поисковых системах сети Internet, а другие учатся производить данный поиск и извлекать нужную информацию. Таким образом, к урокам литературы учащиеся приобретают навыки “навигации” в безграничном море информации. Составление запросов к поисковым машинам и их выполнение, правильный подбор ключевых слов – это необходимые умения не только для успешной учебы в школе, но и для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся.
Пример работы с поисковой системой Yandex можно увидеть в презентациях, посвященных К.Ф.Рылееву, их выполнили ученики 9 а класса Писков Д. и Созонтова А. Небольшие по объему - 9, 15 слайдов - презентации позволили сделать урок интереснее.
Работа с сайтами интересна ребятам потому, что сайты содержат теоретический материал, видеофрагменты, фотографии, портреты, а значит, усиливается мотивация к обучению.
Применение на уроках литературы исследовательского метода и поиск информации в сети Internet ведут к непрерывному самообразованию учащихся. Для меня важно, что при этом реализуются такие развивающие цели обучения, как развитие логического и творческого мышления, формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, умение осуществлять самостоятельно исследовательскую деятельность, формирование информационной культуры, умения осуществлять обработку информации – высвобождается время, которого так недостает на уроке.
Внедрение в обучение компьютерных и Интернет-технологий позволяет повысить интенсивность и эффективность учебного занятия, осуществлять личностно-ориентированный, дифференцированный подход к обучению, организовать самостоятельное исследование, в целом – создает благоприятные условия для творческой реализации способностей учащихся. Литературное исследование, организованное с помощью компьютерных и Интернет-технологий, становится личностно значимым, эмоционально пережитым событием в жизни учащегося. В результате – раскрываются возможности развития черт индивидуальности, формируется творческое отношение школьников к разным видам деятельности. Учащийся , обладающий навыками самостоятельного поиска и обработки информации, исследовательской деятельности, умеющий развивать собственные индивидуальные способности, владеющий информационной культурой, будет успешным в любой профессиональной деятельности.
В качестве иллюстрации интегрированного подхода к урокам литературы предлагаю две разработки,: одна из них («Мотивы дороги в поэме «За далью – даль» А.Т.Твардовского и в иллюстрациях художника О.Г.Верейского») была представлена мною на областной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Т.Твардовского. Вторая – открытый урок по творчеству А.С.Пушкина в 9 классе «Поговорим о странностях любви».(Приложения 4,5)
Интеграция представляет богатейшие возможности в обучении и воспитании подрастающего поколения. Форма такого подхода, при котором возникает сотворчество поэта, композитора, художника, учителя и ученика, пробуждают душу ребенка, способного к живому и творческому мировосприятию.
Итогом кропотливой творческой работы могут служить победы ребят, на различных конкурсах:
в викторине, посвященной 100-летию со дня рождения А.Т.Твардовского. Милосердова В.,ученица 8 класса, была награждена Почетной грамотой Департамента образования г. Смоленска.
Дипломом 1 степени награждены Иванцова Ю. и Котловская Н., ученицы 11 класса, ставшие победителями областной краеведческой акции «Сохраним от забвенья».
«Мой самый близкий человек» - работа Беляева В. стала одной из лучших в конкурсе «Моя семья» и отправлена в область.
«Чудотворная сила Одигитрии» и «Рублевская святая «Троица» были признаны одними из лучших и зачитаны на Кирилло-Мефодьевских чтениях в г.Десногорске.
На российский конкурс в июле была отправлена работа «Рядом с великим маэстро России», посвященная П.И.Чайковскому, выполнила Милосердова В.Сейчас ученики продолжают подготовку работ к другим конкурсам : «Молодые дарования»( подборка стихов Иванцовой Ю.) и работа к конкурсу о Георгии Победоносце (Филатова В.).
В следующей части своей работы я покажу, как реализуются принципы интеграции во внеурочной деятельности.
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В.О.Ключевский
Из практики своей работы в качестве классного руководителя заметила, что воспитательная работа с классом стала продолжением образовательного процесса. По-другому, наверное, и не могло быть, потому что нравственность, духовность в большей мере закладывается на уроках литературы. Начиная с пятого класса, у нас стало традицией проводить мероприятия в форме литературных гостиных. Не всегда может получиться такая работа, в которую активно включались бы родители; но в этом коллективе, несмотря на сложности начальной стадии формирования класса, удалось организовать родителей таким образом, что и до сих пор проводятся совместные мероприятия.
Цель моей работы как классного руководителя заключалась в формировании коллектива, единомышленниками, помощниками и активными участниками в школьной жизни стали родители. С их помощью были проведены несколько гостиных: в 5 классе - КВН «Привет из Диканьки!», где были использованы элементы арт-урока, музыкальное сопровождение, выразительное чтение (Приложение 4, Фотоприложение 5). В 6 классе – вечер-конкурс «О школе с улыбкой». Совместно с детьми родители в 7 классе разработали своеобразный кодекс поведения учеников класса.
Надолго запомнится всем общешкольный праздник, посвященный памяти А.С.Пушкина, который организовали ученики и их родители в 8 классе «Пока в России Пушкин длится» ( Приложение 6, Фотоприложение 7). Подготовка к нему длилась около месяца. Это мероприятие включало в себя различные элементы интеграции:
выразительное чтение литературного текста;
сценическое мастерство;
музыкальное сопровождение;
использование ИКТ;
библиографические навыки работы;
связь с историей .
В итоге получилось мероприятие, где каждый ученик стал актером, отлично сыграл свою роль, увидел, как классические строки могут оживать и в наше время. А кто-то из ребят увидел своих родителей на сцене, возможно, впервые, гордился этим и радовался одновременно. Такая тесная связь очень важна и в эмоциональном плане, и в плане коллективизма, и в семейном воспитании, и в духовно-нравственном формировании подростков.
Патриотическое воспитание молодого поколения весьма актуально в наши дни. Ему в классе отводится особое место. Во-первых, на классных часах использую видеоролики о Великой Отечественной войне, некоторые из них записаны и смонтированы с помощью самих ребят.
В мае 2010 года силами ребят был организован общешкольный концерт «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященный 65-летию Победы. Все участники его прониклись патриотическим чувством, это было видно по лицам детей. Главное место в концерте было отведено музыкальному сопровождению: голос Ю.Левитана, исполнение ребятами песен времен войны с инсценировками отдельных моментов – все это гармонично объединилось в выступлении. Видеоролик «Дети войны», подготовленный Арсеновой Вероникой, стал одним из трогательных эпизодов концерта. Важный момент в этой работе – организация не только учащихся 8 класса, но и ребят из других классов, где преподаю литературу, - 10 и 5 классов.
Выступление на сцене очень стимулирует ребят: авторитет в классе, в школе, они чувствуют себя не только учениками, они – яркие личности. И как следствие этого – их предложение постановки вечера поэзии А.Ахматовой , центральным эпизодом которой должен стать «Реквием». Если раньше были предложения с моей стороны, то теперь инициатива исходит от самих ребят. И именно это я считаю высоким достижением в своей работе.
Как видно, сила литературы неоспорима в духовно-нравственном воспитании, в становлении Человека с большой буквы.
Особо хочу отметить наши путешествия по литературным местам России. Здесь, несомненно, сказалась и финансовая, и организационная работа родителей класса.
«Приют, сияньем муз одетый».
Посвящение в гимназисты состоялось в 2006 году в Пушкиногорье, у стен Святогорского монастыря, где находится могила поэта. Ребята посетили Михайловское, Тригорское, Петровское – места, связанные с жизнью и творчеством А.С.Пушкина.
«Когда вы будете в Спасском…»
2007 год – встреча с И.С.Тургеневым – поездка в Спасское-Лутовиново. Вместе с ребятами ездили и их родители. Во Мценске вечером организовали вечер при свечах – литературную гостиную, посвященную памяти писателя. Трогательно в тиши гостиничного холла звучали стихи в прозе , романс «В дороге», проза, посвященная родным местам.
«Без Ясной Поляны я не мыслю России…»
2009 год- открытие Толстого- поездка в Ясную Поляну. Яркий сентябрьский день подарил встречу с писателем: отличная экскурсия, прогулка по тем местам, где ходил Толстой, поклонение его могиле – все оставит глубокий след в детских сердцах.
Оставит след… Мои ученики – яркие, творческие личности, каждый из них вносит в мою жизнь то особое настроение, только ему присущее, у них я учусь идти в ногу со временем, для них открываю новые способы постижения Прекрасного, учусь быть Учителем.
Использованная литература
о критическом мышлении «Перемена»
http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru
http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9
http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70
компетентностно-ориентированного образования:
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
мышления через чтение и письмо»
мышления через чтение и письмо»
Е.В.Зачесова «Пример использования РКМЧП, текст «Морские
черепахи»
А.Ковальчукова «Нарисуйте счастье»
И.Васюта, А.Махотина «Использование приемов развития
критического мышления на уроках литературы»
«Хайку по биологии, синквейны по физике», «Чтобы узнать – нарисуй!»,
«Пишите письма на уроке!», «Уроки с оглядкой»
insert 1) вставлять, включать, вносить 2) помещать - insert an advertisement
Фотоприложение 1
Приложение 2
Я пришел в этот мир,
Чтобы солнце увидеть,
Увидеть улыбки
Родных мне людей.
Чувствовать, мыслить,
Учиться, работать,
Видеть и слышать
Красоты полей.
Слышать грозы громыханье,
Видеть в небе полеты орла,
Слушать музыку тихого дня…
Я пришел, чтоб любить
Лето и Зиму, Осень, Весну
День и ночь.
Я пришел восхищаться Природой,
Которая всем дана.
Я пришел, чтоб сберечь то, что есть!
Писков Дмитрий
Я в этот мир пришел, чтоб вдохнуть частицу любви
Я в этот мир пришел, чтоб слышать плеск волн, пение птиц, шелест листьев.
Буду творить, любить, познавать и созидать.
Все изучу! Я первым стану! Творить добро не перестану!
Сченстный Илья
Приложение 3
Составление кластера
При изучении творчества К.Н.Батюшкова в 9 классе:
Приложение 4
Встреча в литературной гостиной.
КВН между учащимися 5 а класса и их родителями.
Привет из Диканьки!
Цели:
Формирование классного коллектива;
Совместное выступление детей и их родителей;
Привитие любви к литературе, продолжение знакомства с творчеством Н.В.Гоголя;
Развитие артистических способностей учащихся.
Оборудование:
На доске портрет Н.В.Гоголя , надпись «Литературная гостиная»;
Эпиграф «Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли опять.» С.Черный.
Выставка книг, рисунков, детских тетрадей;
Свечи в подсвечниках;
Эмблемы команд.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в нашей литературной гостиной замечательное событие: КВН.
Что такое КВН?
Это шутками обмен!
Это радость, шум, веселье,
Словно в классе новоселье,
Кто играет в КВН?
-Энергичный 5 а и его лучшие друзья.
Судит кто сегодня строго?
Корифеи-педагоги.
Так вперед идем, друзья!
Ведь без шуток жить нельзя!
(Ведущий представляет членов жюри- Иванову Н.Н. , Алешину Н.С. и Немирову Катю)
Конкурс 1. Визитная карточка команд «Хуторяне из Диканьки» и «Черевички». Жюри выставляет баллы за оформление эмблем.
Приветствие родителей:
Мы команда «Черевички»,
И у нас свои привычки.
Дружно Гоголя читаем,
Вот поэтому играем!
Вас хотим мы победить!
Чтобы умными прослыть!
Приветствие детей:
Хуторяне из Диканьки шлют для вас привет большой,
Мы победы вам желаем, за родителей горой!
Но хотим сказать вам точно-деток нужно уважать
И победу нам …отдать!
Жюри оценивает активность участников, слог их приветствий и эмблемы.
Конкурс 2. «Перекрестный обстрел».
Родители и дети задают друг другу вопросы по тексту «Ночь перед Рождеством».
Вопросы родителей:
Что такое запаска? (Женская одежда в виде передника).
Какая это краска – ярь?
Что такое паляница?
Какой картиной любовался Вакула во дворце Екатерины?
Вопросы детей:
За что черт поклялся мстить кузнецу?
Что значит «строить куры»?
Что такое капелюхи?
О краске какого цвета идет речь, если упоминается баклан?
Что значит – и то в шмак?
В Диканьке любили петь, мы тоже неплохо поем и танцуем. Сейчас вашему вниманию предлагается третий конкурс – « выездной конкурс – клип ». Прослушав песню «Распрягайте, хлопцы, коней», взяв необходимые вещи для инсценировки, часть команды уходит для подготовки клипа. (По 4 человека от команды).
Остальные участники набирают очки для команды, участвуя в конкурсе «Прыжки в мешках. Кто быстрее и ловчее?».
Возвращаются участники «выездного конкурса» и показывают клип.
Жюри оценивает выступление и выставляет оценки.
Конкурс капитанов.
Капитаны выходят на середину класса и отвечают на шутливые вопросы по тексту.
1 вопрос.
«Если в это время (перед Рождеством) проезжает сорочинский заседатель…,то он верно приметит все, что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет. Он знает наперечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков…»
Вопрос: зачем сорочинскому заседателю точно знать, сколько поросенков у каждой бабы?
Вариант ответа: заседателю тоже кушать свининки хочется.
2 вопрос.
Черт крадет месяц. Казак Чуб и его кум выходят из избы на улицу. Между ними ведется разговор:
Чуб: Так нет месяца, кум!
Кум: Нет.
Чуб: Чудно, право. А дай понюхать табака. У тебя, кум, славный табак. Где берешь его?
Кум: Кой черт славный?! Старая курица не чихнет.
Чуб: Я помню, шинкарь Зозуля привез табаку из Нежина. Добрый табак был. Но как быть нам? Темно во дворе.
Кум: Так останемся дома…
Вопрос: В чем ошибка кума?
Вариант ответа: куры не чихают.
3 вопрос.
Оксана у зеркала разговаривает сама с собой , не замечая кузнеца Вакулы. Который наблюдает за ней и слышит слова.
Оксана: Разве черные брови и очи мои ,-так хороши, что уже равных нет и на свете. Но…как я хороша! Чудо! Какую радость принесу тому, кого буду женою…Он не вспомнит себя…
Кузнец: Чудная девка! И хвастовства у нее мало. С час стоит у зеркала и еще хвалит себя вслух.
Вопрос: Что потерял кузнец Вакула?
Вариант ответа: голову.
Жюри подводит итог этого конкурса и выставляет баллы.
Конкурс «Вареники».
1участник команды кормит другого варениками. Причем, вареники надо брать деревянной ложкой из деревянной миски. Кто съест все вареники быстрее и аккуратнее?
Жюри внимательно осматривает, как выглядят участники- все ли съедено, насколько перепачкано в сметане лицо.
Фотоприложение 5
Приложение 6
Праздничный концерт, посвященный памяти поэта «Пока в России Пушкин длится».
В мероприятии принимают участие учащиеся 1, 8,11 классов.
Художественное оформление зала:
Участники вечера одеты в стиле X1х-го века, юноши в - белых рубашках и черных брюках, девушки – в длинных вечерних платьях.
Рабочий стол А.С.Пушкина: белая ажурная скатерть, резные подсвечники со свечами, чернильница с гусиным пером, лист бумаги.
Сцена: зажженные свечи, эмблема вечера, черно-белый рисунок с изображением
С.Пушкина, читающего в парке стихи для дамы
Стенд, посвященный А.С.Пушкину, выставка книг и иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина
Музыкальное сопровождение праздника:
Звучит «живое» исполнение музыки – приглашены преподаватели из музыкальной школы - Патяка М.Н., Иванова Е., Прудникова . В их исполнении – флейта, фортепиано - звучат музыкальные композиции
Г.Свиридова “Метель” - “Вальс»,
М.Глинки “Мазурка”,
Боккерини “Менуэт”.
Исполняется романс на стихи А.С.Пушкина, муз. М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”
Другие музыкальные записи сделаны на диске и проигрываются с помощью МР3 плейера :
Д. Вивальди “Времена года”
Романс на стихи А.С.Пушкина “Не спрашивай, зачем”
Г.Свиридов, музыка к кинофильму по повести А.С.Пушкина “Метель”
М.Глинка “Вальс-фантазия”
Д.Верди “Травиата”
Симфония Моцарта № 40
Ход концерта :
Начинается праздник чтением «Пролога» к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:
Токарев Андрей:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух…там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…
Ведущие: (Милосердова В. И Алексеева О.)
Дорогие друзья! Сегодня в День памяти великого поэта мы предлагаем вам вместе с нами совершить путешествие в 19 век, где жил Пушкин, увидеть его во время учебы в Лицее, посмотреть на его друзей, испытать вместе с ним первые чувства. Пушкин у каждого свой, и поэтому сегодня не только мы представим его образ, но и увидим своих родителей, которые представят бессмертные строки из «Евгения Онегина».
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Алексеева О.:
Дни славы Пушкина - желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце радовали нас!
И этот миг, когда венчает
Его вся Русь, - еще тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет.
Милосердова В.:
“С его душою нас сближает”, - заметил Иван Алексеевич Бунин в стихотворении ко дню рождения А.С.Пушкина. Мы приоткрываем для вас несколько уголков души великого поэта.
Звучит музыка Флейта (Патяка М.Н. исполняет «Мазурку» М.Глинки)
Беляев В. : История, которую я расскажу, - это история одного класса. Обычный класс - 30 человек; обыкновенные мальчики, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не забывшие.
Сценка ( участвуют Аванесян А. и Писков Д., одетые как лицеисты )
Жанно: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.
Александр: Ты полагаешь, Жанно?
Жанно: Не полагаю - уверен.
Александр: Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я... у меня несносный характер.
Беляев В. Такой разговор произошел однажды между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Дело в том, что Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью.
Милосердова В.: Почему Александр в разговоре с другом называет его Жанно? Потому что каждый лицеист имел прозвище. Прозвище самого близкого друга Пушкина, Ивана Ивановича Пущина было - “Жанно” (французское имя , соответствующее русскому “Ваня”. “Ванюша” ). А за длинный рост его звали еще “Иван Великий” или “Большой Жанно”. Пушкин Александр Сергеевич - “Француз”, “Егоза-Пушкин”, “Помесь тигра с обезьяной”. Вольховский (он был похож на дочь великого полководца Суворова) - “Суворочкой”. Антоша Дельвиг - “Тося”, “Тосенька”. Кюхельбеккер - “Кюхель”, “Кюхля”, “Беккеркюхель”. А Мясоедов - “Мясожеров”.
Федя Матюшкин - по-немецки, ласково - “Федернелька”. Но было и другое имя, с которого начинается морская карьера будущего адмирала - “Плыть-хочется”.
Французом называли Пушкина те, кто сам по-французски читал и разговаривал не столь легко и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище.
Аванесян А. (в облике Пушкина):
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я...
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив. (Садится на сцене)
Сценка лицеистов.
Писков Д.: (одет как лицеист) Яковлев, бери гитару, идем к Пушкину, он приглашал всех. (Бежит на сцену с ним два лицеиста, одетые в белые рубашки, усаживаются около Пушкина - чтец №2).
Алексеева О.: Пушкин заболел. Он лежал в госпитале на втором этаже, жевал лакрицу, глотал лаврово-вишневые капли и по ночам бредил. Сначала к Александру никого не пускали. Но дней через 10 друзьям разрешили навестить его. И вот Пушкин прислал приглашение всем и велел передать, что будет читать новую поэму, которая касается всех. (Отрывок из стихотворения “Пирующие студенты” читает А.С.Пушкин – Лутов Н).:
...Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь!
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем-
И тотчас помиримся...
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь..,
Писатель, за твои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее. (Лицеисты уходят)
Алексеева О.: Стихотворение “Пирующие студенты” теперь известно всем.
Милосердова В.: А любовь, страдания? Ведь без этого нельзя представить жизнь лицеистов и, конечно, Пушкина!!!
Беляев В.:
Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцам нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон.
Сердце страстное влюбилось,
Признаюсь, и я влюблен.
Раскопин Ю.: (садится за стол, берет перо, пишет) “Я счастлив был!…нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением под окошком смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила! Какое чудное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее с 18 часов – ах, какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!”
На проекторе – изображение портрета Е. Бакуниной работы художника П.Ф.Соколова 1816 и 1828г.
Звучит романс “Я помню чудное мгновение”
На фоне музыки Свиридова ребята исполняют вальс.
Алексеева В.: Шутками, проказами и вздохами начиналась в эти месяцы пушкинская любовная лирика. 630 раз в прозе и письмах поэта встречаются слова “любовь”, “любить”, “любимый”, “влюбиться”. Как легко и быстро окружающие находили в поэте ветреника, пылкого волокиту, искателя наслаждений. И вдруг строчки – лучшие из лучших.
Аванесян А.:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный,
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Раскопин Ю.: (читают на фоне торжественной музыки-марша)
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам, шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
(Музыка стихает)
Сценка лицеистов.
На сцену выходят 3 лицеиста: Жанно, Кюхля, Пушкин - Писков Д., Лутов Н., Левдиков Ю.:
Жанно: Что же, братцы, простимся!
Кюхля: Жанно, мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело.. дело общее. Александр, скажи ему…
Пушкин: На вечную разлуку? Кто знает? Все может быть… Прощай, Лицей! Теперь уже по-настоящему прощай! Мы взрослые.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Звучит флейта и фортепиано – менуэт Боккерини. ( В исполнении Прудниковой и Патяка)
Павлинова А.:
Дорогие друзья! У каждого из нас свой Пушкин. Наши родители тоже учились в школе, знакомились с творчеством поэта . Представляем вашему вниманию чтение «Письма Татьяны» из романа «Евгений Онегин».
На сцене за столом сидит Милосердова Л.Е., пишет на листе и читает одновременно отрывок из «Евгения Онегина»:
Алексеева О:
Друзья! Сейчас в исполнении Беляева В, Ичеткиной Ю, Селицкого С., ЛевдиковаЮ., вы увидите сценку из повести А.с.Пушкина «Метель».
(Ребята инсценируют объяснение Бурмина с Марьей Гавриловной , сцену венчания и счастливого воссоединения).
На сцену выходят все участники концерта .
Заключительное слово учителя:
Дорогие друзья! Мы надеемся, что сегодня Пушкин стал ближе для каждого из нас, мы прикоснулись к прекрасному миру искусства – миру музыки, сченического искусства,живому слову литературы. Я длагодарю всех участников за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Я был от балов без ума.
Нередко Пушкин бывал в роскошном доме Лавалей на Английской набережной, где хозяин устраивал пышные балы.
Фотоприложение 7
13