СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок»

Интегрированный урок

по предметам: МДК 01.03. «Слесарное дело и технические измерения и русский язык»

Тема урока: «Связь сверления и рассверливания с русским языком»





Дата проведения: 19.04.2022 г.

Группа № 1-3

Профессия: 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»


Цели урока:

Образовательная: Дать понятие о сверлении и рассверливании о происхождении и значении технических терминов, применяемых в данной дисциплине. ПК 1.2.

Развивающая: развитие навыков применении ручных сверлильных инструментов и приспособлений; развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать. ОК 1, ОК 2, ОК 3

Воспитательная: воспитать аккуратность и усидчивость при выполнении слесарных работ; расширить кругозор и развитие интереса к урокам русского языка и техническим дисциплинам. ЛР 5, ЛР 7, ЛР 11.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, схема и инструмент.

Список использованных источников: Основы слесарного дела, учебник для ПО Б. С. Покровский. Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.


Ход урока

  1. Организационный момент. (1-2 мин)


Преподаватель русского языка: Добрый день, дорогие ребята! Садитесь. Подготовьтесь к уроку. Староста, подготовьте рапортичку об отсутствующих.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен наш урок тем, что мы сегодня попытаемся соединить два абсолютно разных предмета, у вас такого ещё не было, поэтому вам придется быстрее «соображать», чтобы переключится с одного предмета на другой. И желаю вам успехов в получении и закреплении знаний на нашем уроке.


Мы должны на уроке придерживаться таких правил:

1. Отвечая на вопросы, поднимать руку.

2. Не выкрикивать.

3. Быть толерантными.


Преподаватель МДК: Ребята, а теперь давайте вспомним:

Вопросы:

  1. Что мы с вами проходили на предыдущем занятии? (Опиливание металла) Что такое опиливание? Дайте определение (Опиливание — это процесс снятия припуска с обрабатываемой заготовки с целью придания ему необходимого размера и шероховатости)

  2. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? (Морфология и орфография). Что называется, морфологией и орфографией? Дайте определение.  (Морфология (от греч. morphe-«форма», Iogos-«слово», «учение» – это учение о частях речи и их функциях в грамматическом строе русского языка. (Орфография — правописание, общепринятая система правил написания слов в данном языке.)

  3. Какие виды насечек вы знаете? (Одинарная, двойная, точечная или рашпильная)

  4. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология) 

Перечислите какие части речи относятся к знаменательным и незнаменательным? (К знаменательным относятся самостоятельные части речи: сущ., прилаг., числит., глагол (и его формы: причастие и деепричастие), наречие, слова категории состояния.). (К незнаменательным относятся служебные части речи: предлоги, частицы, союзы) и междометия.

  1. Какой припуск оставляется при опиливании? (1,5мм.)

  2. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис). Дайте определение синтаксису. (Синтаксис - это раздел русского язык, в котором представлены правила грамматического оформления словосочетания и предложения.)

  3. Каким напильником обрабатываются выпуклые и плоские поверхности? (плоским напильником), а вогнутые поверхности? (полукруглым напильником)

  4. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову) 

  5. Сколько категорий напильников существует? Сколько категорий напильников вы знаете? (6) Назовите их (0 и 1 драчевые, 2 и 3 личные, 4 и 5 бархатные)

  6. Как называется раздел русского языка, в котором изучаются звуки речи? (Фонетика).

  7. Какие виды механической обработки вы знаете? (Правка, гибка, рубка, резание, опиливание)


Преподаватель МДК: Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним видом механической обработки металла, который называется сверлением, а также узнаем его происхождение и значение слова. И так тема нашего сегодняшнего урока называется «Связь сверления и рассверливания с русским языком»

Преподаватель русского языка: и также мы на этом уроке обобщим разделы фонетики, морфологии, орфографии и синтаксиса.

Преподаватель МДК: Сверлением называется процесс образования глухих или сквозных отверстий в сплошном материале режущим инструментом - сверлом. Сверление применяется: для получения не ответственных отверстий, невысокой степени точности и невысокого класса шероховатости. Рабочий инструмент «Сверло». Рассверливание- это процесс увеличения диаметра ранее полученного отверстия, является разновидностью сверления

Преподаватель русского языка: Ребята, давайте для начала выясним происхождение и значение слова «Сверло»

Вопрос: С помощью какого словаря мы сможем узнать происхождение слова? (Этимологического)

Что называется, этимологией и этимологическим словарем?

Ответ студента: Этимологические словари - специальные справочные словари, содержащие информацию об этимологии слов определённого языка или группы родственных языков.

 Ответ студета: Раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова и исторических изменений в его структуре и значениях, называется этимологией (от греч. etymologia «истинное значение слова» и logos – «слово, учение»)

Запись на доске.

Преподаватель русского языка: Этимология слова до конца не изучена. Предполагается, что «сверло» восходит к древненемецкому swert (меч) либо к древнеисландскому sverd с тем же значением. По другим предположениям, слово ближе к древнеисландскому hvirfill («вихрь, кольцо, верхушка») и также к древневерхненемецкому Wirbel («вихрь»). Родственными являются: Украинское – свердел. Польское – svider. Производные: сверлить, просверленный.



Преподаватель русского языка: По значению слово «Сверло»

— режущий инструмент, вращением которого делают круглые отверстия в различных материалах.

Ребята, так как мы уже знаем происхождение и значение слова «Сверло», давайте подберем к нему синонимы. И вспомним что называется синонимом? Кто подскажет?

Ответ студента: (Синонимы — это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение.)

Запись на доске.

Синонимы к слову «сверло»- бурав, буравчик, пёрка, перфоратор, щуп.


Слайд.


Преподаватель МДК:

Спиральное сверло - двух зубый (двухлезвийный) режущий инструмент, Он изготавливается из инструментальной стали марки У12А, У13А или Р9, Р12. Ребята как расшифровать эти марки стали? Сверло состоящих из двух основных частей: рабочей части и хвостовика.

Рабочая часть сверла в свою очередь состоит из цилиндрической (направляющей) и режущей частей. На цилиндрической части имеются две винтовые канавки, расположенные одна против другой. Их назначение - отводить стружку из просверливаемого отверстия во время работы сверла. Канавки на сверлах имеют специальный профиль, обеспечивающий правильное образование режущих кромок сверла и необходимое пространство для выхода стружки (рис. 180).

Форма канавки и угол наклона со (омега) между направлением оси сверла и касательной к ленточке должны быть такими, чтобы, не ослабляя сечения зуба, обеспечивалось достаточное стружечное пространство и легкий отвод стружки. Однако сверла (особенно малого диаметра) с увеличением угла наклона винтовой канавки ослабляются. Поэтому у сверл малого диаметра этот угол делается меньше, для сверл больших диаметров - больше. Угол наклона винтовой канавки сверла составляет 18 - 45°. Для сверления стали пользуются сверлами с углом наклона канавки 26 - 30°, для сверления хрупких металлов (латунь, бронза) - 22 - 25°, для сверления легких и вязких металлов - 40 - 45°, при обработке алюминия, дюралюминия и электрона - 45°.

В зависимости от направления винтовых канавок спиральные сверла подразделяют на правые (канавка направлена по винтовой линии с подъемом слева направо, движение сверла во время работы происходит против хода часовой стрелки) и левые (канавка направлена по винтовой линии с подъемом справа налево, движение происходит по ходу часовой стрелки). Левые сверла применяют редко.

Расположенные вдоль винтовых канавок сверла две узкие полоски на цилиндрической поверхности сверла называются ленточками. Они служат для уменьшения трения сверла о стенки отверстия, Кто скажет с какой целью необходимо уменьшить силу трения при сверлении? Кроме того, режущие ленточки направляют сверло в отверстие и способствуют тому, чтобы сверло не уводило в сторону. Сверла диаметром 0,25 - 0,5 мм выполняются без ленточек.

Уменьшение трения сверла о стенки просверливаемого отверстия достигается также тем, что рабочая часть сверла имеет обратный конус, т. е. диаметр сверла у режущей части больше, чем на другом конце у хвостовика. Разность этих диаметров составляет 0,03 - 0,12 мм на каждые 100 мм сверла. У сверл, оснащенных пластинками из твердых сплавов, обратная конусность применяется от 0,1 до 0,3 мм на каждые 100 мм длины сверла.

Зуб - это выступающая с нижнего конца часть сверла, имеющая режущие кромки.

Зуб сверла имеет спинку, представляющую собой углубленную часть наружной поверхности зуба, и заднюю поверхность, представляющую собой торцовую поверхность зуба на режущей части.

Поверхность канавки, воспринимающая давление стружки, называется передней поверхностью. Линия пересечения передней и задней поверхностей образует режущую кромку. Линия, образованная пересечением задних поверхностей, представляет поперечную кромку. Ее величина зависит от диаметра сверла (в среднем равна 0,13 диаметра сверла).

Линия пересечения передней поверхности с поверхностью ленточки образует кромку ленточки.

Режущие кромки соединяются между собой на сердцевине (сердцевина - тело рабочей части между канавками) короткой поперечной кромкой. Для большей прочности сверла сердцевина постепенно утолщается от поперечной кромки и к концу канавок (к хвостовику).

Угол между режущими кромками - угол при вершине сверла 2φ оказывает существенное влияние на процесс резания. При его увеличении повышается прочность сверла, но одновременно резко возрастает усилие подачи. С уменьшением угла при вершине резание облегчается, но ослабляется режущая часть сверла.

Преподаватель русского языка: Ребята, вы уже знаете, что по схеме сверло состоит из различных элементов, и теперь мы с вами вместе выясним из каких морфем состоят названия этих элементов. Давайте проведем морфемный разбор слов и расставим в них ударение.

Работа у доски. Морфологический разбор.

Сверло, хвостовик, шейка, лапка, кромка, сверление, рассверливание, инструмент.

Преподаватель русского языка: Ребята, обратите внимание на доску и скажите к какой части речи относится слово Сверло?

Ответы студентов: Слово сверло относится к Имени существительному

Преподаватель русского языка: А что называется именем существительным?

Ответы студентов: (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет речи и имеет общее грамматическое значение предметности, отвечает на вопросы кто, что?)

Преподаватель русского языка: Перечислите морфологические признаки.

Ответ студента: сверло (именительный падеж, единственного числа)


Преподаватель русского языка: Перечислите постоянные признаки:

Ответ студента: нарицательное

неодушевлённое

средний

2-e склонение


Преподаватель русского языка: Перечислите непостоянные признаки:

Ответ студента: именительный падеж

единственного числа

Может относится к разным членам предложения.

Преподаватель русского языка: Вспомним, сколько падежей в русском языке? (6) И кто желает пойти к доске просклонять слово в единственном и множественном числе?

Склонение слова «Сверло»

Падеж

Единственное число

Множественное число

Именительный
Кто? Что?

сверло́

свёрла

Родительный
Кого? Чего?

сверла́

свёрл

Дательный
Кому? Чему?

сверлу́

свёрлам

Винительный (неод.)
Кого? Что?

сверло́

свёрла

Творительный
Кем? Чем?

сверло́м

свёрлами

Предложный
О ком? О чём?

сверле́

свёрлах


Преподаватель МДК:



Слайд. 2





А теперь давайте рассмотрим геометрию сверла. Кто скажет какие углы мы выделяем у любого режущего инструмента?

На рис. 181 показаны углы спирального сверла. Передняя поверхность зуба (клина) сверла образуется спиральной канавкой, задняя - боковой поверхностью конуса. Геометрические параметры режущей части сверла показаны на рис. 182 (см. сечение N-N).

Передним углом γ (гамма) называют угол, заключенный между поверхностью резания (обработанной поверхностью) и касательной к передней поверхности (или передней грани).

Наличие переднего угла облегчает врезание инструмента, стружка лучше отделяется и получает возможность естественного схода.

С увеличением переднего угла улучшаются условия работы инструмента, уменьшается усилие резания, повышается стойкость. Вместе с тем ослабляется тело режущей части инструмента, которое может легко выкрашиваться, ломаться; ухудшается отвод тепла, что приводит к быстрому нагреву и потере твердости. Поэтому для каждого инструмента приняты определенные значения переднего угла. Передние углы меньше при обработке твердых и прочных материалов, а также при меньшей прочности инструментальной стали. В данном случае для снятия стружки требуются большие усилия, и режущая часть инструмента должна быть прочнее. При обработке мягких, вязких материалов передние углы берутся больше.

Задний угол α (альфа) - это угол наклона задней поверхности, образуемый касательной к задней поверхности (или задней грани) и касательной к обрабатываемой поверхности. Задний угол дается для уменьшения трения задней поверхности (или задней грани) об обрабатываемую поверхность.

При слишком малых углах, а повышается трение, увеличивается сила резания, инструмент сильно нагревается, задняя поверхность быстро изнашивается. При очень больших задних углах ослабляется инструмент, ухудшается отвод тепла.

Передние и задние углы сверла в разных точках режущей кромки имеют разную величину; для точек, расположенных ближе к наружной поверхности сверла, передний угол больше, и наоборот, для точек, расположенных ближе к центру, передний угол меньше. Если у периферии сверла (наружный диаметр) он имеет наибольшую величину (25 - 30°), то по мере приближения к вершине сверла уменьшается до величины, близкой к нулю.

Как и передний, задний угол сверла изменяется по величине для разных точек режущей кромки: для точек, расположенных ближе к наружной поверхности сверла, задний угол меньше, а для точек, расположенных ближе к центру, - больше.


Преподаватель русского языка:

Слайд.


Ребята, обратите внимание на доску. По цветовой схеме слово «Сверло» состоит из следующих цветов. Сверло

 Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит. 

А для того, чтобы выяснить цветовую схему, нам необходимо выполнить фонетический разбор слова.

Вспомним, что называется фонетикой? Дайте определение.


Ответ студента: (Фонетика –это раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение, особенности деления на слоги.)


Работа у доски.

Слово состоит из 6 букв, 6 звуков.

Транскрипция слова

[св’ирло́]

с

[с]

согласный, глухой парный, твердый парный

в

[в’]

согласный, звонкий парный, мягкий парный

е

[и]

гласный, безударный

р

[р]

согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный

л

[л]

согласный, звонкий непарный (сонорный), твердый парный

о

[́о]

гласный, ударный


Преподаватель МДК: Существует несколько типов сверл диаметром от 5 до 30 мм, оснащенных твердыми сплавами типа ВК. Корпуса этих сверл изготовляются из стали марок Р9, 9ХС и 40Х.

Сверла с винтовыми канавками обеспечивают значительно лучший выход стружки из отверстии, особенно при сверлении вязких металлов. Это достигается благодаря тому, что на длине 1,5 -2 диаметра сверла винтовая канавка прямая, а далее к хвостовой части сверла винтовая.

Сверла с прямыми канавками применяют при сверлении отверстий в хрупких металлах. Они проще в изготовлении, но для сверления глубоких отверстий эти сверла применять нельзя, так как затрудняется выход стружки из отверстия.

Сверла с косыми канавками применяют для сверления неглубоких отверстий, так как длина канавок для выхода стружки у них очень мала.

Сверла с отверстиями для подвода охлаждающей жидкости к режущим кромкам сверла (рис. 183, в) предназначаются для сверления глубоких отверстий в неблагоприятных условиях. Эти сверла имеют повышенную стойкость, так как охлаждающая жидкость, подаваемая под давлением 10 - 20 кгс/см2 в пространство между наружной поверхностью сверла и стенками отверстия, обеспечивает охлаждение режущих кромок и облегчает удаление стружки.



Рис. 186. Перовые сверла: а - двустороннее, б - одностороннее

Сверло крепят в специальном патроне, обеспечивающем подвод охлаждающей жидкости к отверстию в хвостовой части сверла. Эти сверла особенно эффективны при работе с жаропрочными материалами.

При сверлении отверстий сверлами со сквозными каналами режим резания повышается в 2 - 3 раза, а стойкость инструмента - в 5 - 6 раз. Сверление таким способом осуществляют на специальных станках в специальных патронах (рис. 184).

Твердосплавные монолитные сверла предназначены для обработки жаропрочных сталей. Эти типы сверл могут быть применены для работы на сверлильных машинах (материалом служит твердый сплав ВК15М) и для работы на токарных металлорежущих станках (твердый сплав ВК10М).

Корпуса твердосплавных сверл изготовляют из стали Р9, 9ХС, 40Х, 45Х. В сверлах прорезается паз под пластинку из твердого сплава, которую закрепляют медным или латунным припоем.

Комбинированные сверла, например, сверло-зенковка, сверло-развертка, сверло-метчик, применяют для одновременного сверления и зенкования, сверления и развертывания или сверления и нарезания резьбы.

Центровочные сверла служат для получения центровых отверстий в различных заготовках. Их изготовляют без предохранительного конуса (рис. 185, а) и с предохранительным конусом (рис. 185, б).

Перовые сверла наиболее просты в изготовлении, применяются для сверления неответственных отверстий диаметром до 25 мм, главным образом при обработке твердых поковок и отливок, ступенчатых и фасонных отверстий. Сверление, как правило, осуществляют трещотками и ручными дрелями.

Эти сверла изготовляют из инструментальной углеродистой стали У10, У12, У10А и У12А, а чаще всего из быстрорежущей стали Р9 и Р18.

Перовое сверло имеет форму лопатки с хвостовиком. Его режущая часть - треугольной формы с углами при вершине 2φ = 118 + 120° и задним углом α = 10÷20°.

Перовые сверла подразделяют на двусторонние (рис. 186, а) и односторонние (рис. 186, б), наиболее распространенными являются двусторонние. Угол заточки одностороннего перового сверла принимается для стали в пределах 75 - 90°, а для цветных металлов - 45 - 60°. Угол заточки двустороннего перового сверла принимается 120-135°.

Перовые сверла не допускают высоких скоростей резания и непригодны для сверления больших отверстий, так как стружка из отверстия не отводится, а вращается вместе со сверлом и царапает поверхность отверстия. Кроме того, в процессе работы сверло быстро тупится, изнашивается, теряет режущие качества и уходит в сторону от оси отверстия.



Преподаватель русского языка: Ребята, а сейчас ваша задача усложнится, вам необходимо устно составить несколько распространённых предложений со словом сверло, разрешаю применить это слова как в прямом значении, так и переносном.

Но первое озвученное предложение разберем у доски, выполним синтаксический разбор предложения и укажем в нем типы синтаксической связи.

Ребята, перечислим, какие типы синтаксических связей вы знаете?

Ответ: (Согласование, управление, примыкание)


Обучающие составляют предложения. На доске выполняется синтаксический разбор 2 предложений.


Преподаватель русского языка: Пока ребята у доски выполняют синтаксический разбор, а мы с вами выполним работу по карточкам.


Закрепление

Преподаватель МДК: Давайте мы с вами закрепим пройдённый материал и для этого быстренько заполним клетки кроссворда





с

в

е

р

л

о


х

в

о

с

т

о

в

и

к

д

р

е

л

ь




б

у

р

а

в

ч

и

к


л

а

п

к

а



л

е

н

т

о

ч

к

а

к

а

н

а

в

к

а





р

и

с

к

и





ш

е

й

к

а





Вопросы:

  1. Инструмент для получения отверстий в заготовке.

  2. Элемент сверла, с помощью которого оно крепится в патроне.

  3. Инструмент, который значительно ускоряет процесс сверления.

  4. Инструмент для сверления неглубоких отверстий в мягкой древесине.

  5. Элемент сверла, препятствующий его проворачиванию в патроне.

  6. Узкая полоска вдоль винтовой канавки сверла.

  7. Элемент сверла, с помощью которого выводится стружка из отверстия.

  8. Короткие пересекающие линии, обозначающие центр отверстия.

  9. Элемент сверла, служащий для маркировки его диаметра у сверл с конусным хвостовиком.



Подведение итогов: выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 3.2, стр. 82 и повторить все пройденные разделы.


Преподаватель МДК: Ребята на этом наш урок окончен. До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!