Интегрированный урок природоведения и математики
в 3 классе.
Тема урока: Жизнь диких животных зимой. Решение задач.
Цели урока: дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих животных состоянием неживой природы и растений зимой; закрепить умение решать задачи рассмотренных видов (простые и составные).
Задачи: прививать любовь к природе, учить бережному отношению к животному миру; воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность; развивать речь, мышление, память, воображение детей.
Оборудование: картинки птиц, счетный материал, запись П. И. Чайковского «Времена года», картина д. Я. Александрова «Зимняя сказка», картинки диких животных, музыкальная запись песенок, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент, сообщение темы целей урока
II. Повторение домашнего задания.
— На какие две группы делятся все птицы? (Перелетные и зимующие)
— Назовите зимующих птиц нашего региона. (дятел, снегирь, синица, галка, воробей)
— Что вы знаете о снегире?
— Расскажите о синичке.
—Что вы можете рассказать о дятле?
III. Переход к новой теме
Дятел — очень важная птица. Он хочет задать вам интересную задачу. Устный счет. (Выставляются картинки птиц).
На дереве сидели 5 снегирей, а синиц — в три раза больше. Сколько синиц сидело на дереве?
Работа с веером цифр (дети показывают ответы).
—Как узнали? (5х3 = 15)
— Сколько всего птиц сидело на дереве? (20 птиц)
1. Было 9 воробьев, прилетело еще 5. Сколько стало воробьев?
(9+5=14).
2. В кормушке было 13 воробьев, 7—улетело. Сколько птиц осталось?
(13— 7 = 6).
III. Заочное путешествие в зимний лес. (рассказ учителя)
Мы с вами в зимнем лесу. Посмотрите, какие красивые деревья, а на снегу видны чьи-то следы.
Чьи же это следы?
- Вот на полянке появился зверек. Угадайте кто это? (Заяц)
Летом заяц был серым, а теперь посмотрите. Что случилось?
Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?
Чем он питается?
Где живет заяц?
Но вот наш заяц что-то встрепенулся, поджал уши и бросился на утек. Кто же это приближается? (картинка лисы)
— Почему лиса не запасает корм ни летом, ни зимой?
Лиса прячется от непогоды и от врагов в норе, которую устраивает пнями, корягами, поваленными деревьями.
— Итак, что же нового узнали о лисе?
IУ. Коллективная работа у доски и в тетрадях.
Вы помните, что заяц убежал с поляны, почуяв лису. Лиса заметила след и медленно начала двигаться по следу. Внимание, задача:
Когда заяц пробежал 90 м, лиса прошла всего 15 м. Во сколько раз больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла лиса?
Если мы с вами быстро и правильно решим задачу, то поможем зайцу
убежать от лисы. Повторите условие задачи. Запишите его.
Заяц — 90 м;
Лиса — 15 м.
Во ? раз больше.
Повторите вопрос.
— Как узнать, во сколько одно число больше или меньше другого?
— Почему?
Запишите решение. Решили задачу. Запишите ответ. Мы помогли зайцу убежать от лисы.
У. Самостоятельная работа.
Но и зверям, как и птицам, нередко бывает холодно. Белка не всегда
находит свои запасы, низкие деревца находятся под снегом и зайцы не могут достать кору. Лесных зверей зимой нужно подкармливать.
- А чем подкармливать диких животных зимой, вы узнаете, если правильно прочитаете и решите задачу.
«Лесники разложили для подкормки зверей З кг моркови, а капусты — в
5 раз больше. На сколько кг больше разложили капусты, чем моркови?»
Морковь — 8 кг;
Капуста - ? в 5 раз больше.
1)8х5=40(кг); 2)40—8=32(кг)
Карточка: 32. Ветки лиственных деревьев, морковь, капуста.
Решив правильно задачу, дети узнают ответ на вопрос.
Итог урока.
- Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы?
- Какую помощь могут оказать им люди?
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
Что особенно понравилось в уроке?
Вывод учителя.
Домашнее задание.