Учебный предмет: География, информатика.
Класс: 9
Тема урока: «Источники географической информации»
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Форма урока: урок-практикум
Цель урока: используя знания из курсов географии и информатики, выработать у учащихся умения поиска и отбора информации, закрепить навыки использования информационных технологий и поиска географических объектов при помощи компьютерных программ.
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся с космическими снимками и их отличием от карт; выявить особенности изображения поверхности Земли на космических снимках и закрепить навыки их дешифровки; научить владению приёмами поиска географических объектов при помощи компьютерных программ, знакомство с новейшим классом информационных систем, освоение приемов поиска и средств навигации геоинформационной системы.
развивающие: научить учащихся работать с разными источниками географической информации; высказывать своё мнение, анализировать и делать выводы, формировать критическое мышление, развить навыки исследовательской работы в группах.
воспитательные: показать значение космических снимков в хозяйственной деятельности человека; способствовать воспитанию природоохранного и экологического сознания; создание объективной основы для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения, повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, раздаточный материал: алгоритм выполнения практической работы, задания к практической работе, таблица результатов, учебник «География 9 класс»/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К. Липкина и др. (Полярная звезда).
Программное обеспечение: операционная система Windows, программа создания и демонстрации презентаций Microsoft Power Point, ГИС Карты Google (http://maps.google.com/).
Этапы урока:
Организационный.
Постановка цели.
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений.
5. Практическая работа.
6. Итог урока. Д/з.
7. Рефлексия.
Организационный этап.
Учитель географии (10 мин): Здравствуйте ребята! Урок сегодня не совсем обычный, урок сегодня интегрированный. Проведём мы его вместе с учителем информатики.
2. Постановка цели.
3. Мотивация учебной деятельности.
На прошлом уроке географии мы знакомились с дистанционными методами исследования географии, с космическими снимками, их классификацией и практическим применением. Снимки несут разнообразную информацию. Какую? В каких областях применяются космические снимки? (дети отвечают). Для результативного использования аэрокосмических снимков исследователь должен знать их свойства и владеть специальными способами и приемами эффективного извлечения из снимков необходимой информации. Именно этим мы сегодня и займёмся на практике.
4.Актуализация опорных знаний и умений.
Но прежде всего определим какие знания нами уже получены на предыдущих уроках..
Беседа по вопросам:
- Какие события способствовали получению снимков земли сверху? (открытие фотографии в 1839 г. и запуск первых воздушных шаров).
- Кто и когда получил первые снимки? (француз Турнашон (Надар) в 1858 г. – сенсация).
- Что значит «дешифрировать» снимки? (уметь их читать). Откройте учебник на стр. 14, рассмотрим рис. 3, ответим на вопросы из второго абзаца.
- Что человек использует для работы со снимками? (компьютеры и специальные программы).
В результате обработки первичных аэрокосмических снимков с широким применением компьютерных технологий создаются разнообразные геоинформационные продукты — топографические и тематические карты, фотокарты, цифровые модели местности и др. Снимки несут разнообразную информацию о географических объектах, их взаимосвязях и пространственном распределении, состоянии, изменении во времени. Знание информационных особенностей снимков, правильный выбор комьютерных программ для их обработки — залог успешного получения требуемой географической информации аэрокосмическими методами.
Учитель информатики (5 мин):
Посмотрим, как знание технологий поможет нам в подготовке к путешествию в страну география. Каждый из вас получил лист с практическим заданием для этого путешествия. Его вы выполните в конце урока.
Презентация ГИС
Полюбоваться красотами нашей страны можно используя самые различные технологии. В частности это ГИС. Способности информационных программ безграничны. При подготовке к урокам географии, прокладывании маршрутов летнего отдыха и туристических походов можно использовать электронные карты и географические информационные системы.
ГИС (географическая информационная система) - это современная компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, а также событий, происходящих на нашей планете, в нашей жизни и деятельности.
В них хранится не только географическая информация, но и данные о местности, экономике, культуре, истории географических объектов.
Как работает ГИС?
ГИС хранит информацию о реальном мире в виде набора тематических карт-слоев и баз данных, связанных с этими картами. Любая географическая информация содержит сведения о пространственном положении - привязку к географическим координатам или ссылки на адрес и табличные данные.
При использовании подобных ссылок для автоматического определения местоположения объекта применяется процедура, называемая геокодированием.
С ее помощью можно быстро определить и посмотреть на карте, где находится интересующий объект.
Учитель географии:
Увидеть можно только с высоты
Лицо Земли и лик твоей планеты.
О ней так мало знаешь ты…
Так будем вместе открывать её секреты.
Сейчас пришло время выполнить практическую часть нашего урока.
Практическая работа «Поиск данных в геоинформационных системах» (25 мин).
(Читаем вместе с детьми) Цель: научиться находить географические объекты и решать практические задачи при помощи геоинформационных систем.
Используемое программное обеспечение: ГИС Карты Google (http://maps.google.com/).
Сегодня каждый из вас получит оценку за работу на уроке.
Форма выполнения практической работы: групповая (работа в парах).
Учитель информатики: ТБ при работе за компьютерами.
Учащиеся кладут перед собой листы с алгоритмом выполнения заданий. Учитель объясняет порядок работы.
Задание 1. С использованием указанных карт найти следующие объекты:
Город, в котором вы живёте, рассмотрите улицы и транспортные магистрали в городе;
дом, в котором вы живете (в поисковую строку введите адрес);
нашу школу (в поисковую строку введите адрес: улица Набережная, 1, хутор Вишневецкий,Каменский район, Ростовская область);
постройте маршрут от своего дома до школы, найдите его протяжённость и оптимальный маршрут.
Задание 2. Определите время движения общественным транспортом от школы до набережной .
Задание 3. Проложить оптимальный маршрут от Каменск-Шахтинского до музыкального театра в Ростове-на-Дону и определить время в пути тремя видами транспорта автомобилем, автобусом и ж/д.
Задание 4*. Совершите путешествие по трем уголкам России (озеро Байкал, вулкан Ключевская Сопка, Красная площадь в Москве) с помощью ГИС, выполните задание и запишите ответы в таблицу:
озеро Байкал – найти географические координаты.
вулкан Ключевская Сопка – найти ближайший город и записать его название.
Красная площадь – в каком районе Москвы находится, определить расстояние до ГУМа.
Найти достопримечательность Франции – Эйфелеву башню и определить режим её работы.
Подсказка: воспользуйтесь правой кнопкой мыши, команды «Что там?» и «Измерить расстояние». Воспользуйтесь ресурсом (http://maps.google.com/).
Задание 5. Сделайте вывод: Назовите возможные области практического применения космических снимков? Зачем нужны геоинформационные системы? Чему вы научились в ходе практической работы?
Итог урока (2 мин).
Учитель информатики: Итак, ребята, сегодня на уроке мы вместе с вами, используя знания из курсов географии и информатики, выработали умения поиска и отбора информации, приобрели первичные навыки использования геоинформационных систем с целью поиска географических объектов.
Учитель географии: Д/З: со страницы школьного сайта выписать определение «ГИС» и области её применения; оставить отзыв об уроке на сайте школы.
Мы благодарим всех ребят за участие в уроке.
Оценки.
Рефлексия (2 мин).
«Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителям.