СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок " Главные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок " Главные члены предложения"»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 8 классе



Тема урока: Главные члены предложения

Цели урока: Обобщение знаний учащихся о главных членах предложения, о способах

их выражения;

Проверка умений и навыков одновременной работы с несколькими текстовыми файлами, умение работать с перфокартами;

Развитие умений и навыков учащихся находить главные члены, определять

способы их выражения, стилистические свойства форм сказуемого;

Воспитание интереса к творчеству Е.И. Носова, любви к отчему краю, к родной природе.


Методы: личностно ориентированный с элементами дифференцированного.


Оборудование: Портрет Е.И. Носова, краткие биографические сведения;

Выставка произведений писателя;

Фотография памятника Е.И. Носову в г. Курске;

Перфокарты;

Карточки индивидуальные;

Тесты

Эпиграфы к уроку:



Природу нельзя трогать руками…

Всем этим можно только любоваться.

Е.И. Носов


Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки.

Сказуемое – главный распорядитель синтаксической цепочки.

Е. Н. Ширяев


ХОД УРОКА


  1. Целеполагание. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы обобщим сведения о главных членах предложения, способах их выражения, их стилистические свойства. Говоря о главных членах предложения, мы будем обращаться к творчеству курского писателя Е.И. Носова, который был Мастером во всём: писал превосходные рассказы и повести, пейзажи курского края, умел великолепно фотографировать, выполнял великолепные поделки из природных материалов, был прекрасным инженером. Умел многое. Не умел только жалеть себя, поэтому и ушёл от нас рано. Но оставил он нам своё наследие, в каждой строке живёт его душа, в каждой работе – его любимые просторы, холмы, деревья, речки. Они были друзьями, помогали ему жить, дарили радость.

Так каков же он был в жизни Е.И. Носов?

( Сообщение учащегося о писателе. Обращение к портрету писателя, изображению его памятника, выставке книг)

- Мы будем сегодня обращаться к его произведениям о природе. Будем учиться красоте его языка, умению так тонко замечать всё вокруг, ценить, любить.


  1. Повторение изученного.

  1. Орфографическая пятиминутка. Работа с перфокартами ( индивидуально)

- Повторение правописания чередующихся гласных.

Вариант 1.

1.

Прил…жения

Заг…р

1.

о

а

2.

Прил..гать

З…ря

2.

а

а

3.

Прил…гательное

З…ри

3.

а

о

4.

К…сательная

Обм…кнуть

4.

а

а

5.

К…снуться

Вым…кнуть

5.

о

о

6.

Прик…сновение

Зат…рать

6.

о

и

7.

Р…стение

Зам…реть

7.

а

е

8.

Выр…щенный

Заст…лить

8.

а

е

9.

Заг…рать

Вым…рать

9.

о

и


Вариант 2

1.

Прил…гательное

Р..стение

1.

а

а

2.

К…саться

Зам…реть

2.

а

е

3.

Прик…сновение

Выт…реть

3.

о

е

4.

Прл…жение

Зам…рать

4.

о

и

5.

Оз…рённый

Зап…рать

5.

а

и

6.

З…ри

Пл…вать

6.

о

а

7.

Заг…реть

Пл…вчиха

7.

о

о

8.

Ог…рок

Отр…сль

8.

а

а

9.

Выр…щенный

Вым…кнуть

9.

а

О


Вариант 3

1.

З…ря

Р…сток

1.

а

о

2.

З…ри

Отм…рать

2.

о

и

3.

Приг…реть

Зап…рать

3.

о

и

4.

Заг…р

Вым…реть

4.

а

е

5.

Прил…жить

Заст…лить

5.

о

е

6.

Изл…гать

Заст…лать

6.

а

и

7.

К…сание

Р…внение

7.

а

а

8.

Прик…сновение

Выр…внять

8.

о

о

9.

Р…стение

Бл…стеть

9.

а

е


  • Взаимопроверка по готовым ответам, подсчёт ошибок.


  1. Фронтальная беседа.

( Предлагаются вопросы по теории о главных членах предложения)


- Какие члены предложения составляют грамматическую основу?

- Почему их называют главными?

- Рассказать о подлежащем, способах его выражения.

- Рассказать о случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым.

- Рассказать о простом глагольном сказуемом.

- Рассказать о составном глагольном сказуемом ( что выражает вспомогательная часть, а что неопределённая форма.)

- Рассказать о составном именном сказуемом ( что выражает глагол-связка, именная часть, чем выражена именная часть)


? – Согласны ли вы с мнением учёного Ширяева о подлежащем и сказуемом?

( Обращение к эпиграфу)


  1. Практическая работа по теме урока.

  1. Комментированное письмо.

  • Расставить знаки препинания. Найти главные члены предложения, определить, чем они выражены, вид сказуемых.


Е.И. Носов Мастер и Человек с большой буквы.

Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки.

Дуб стоял как былинный ратник суровый и могучий.

Всё вокруг одето ликующей зеленью.

Я хочу написать книгу.


  1. Анализ текста Е.И. Носова «Шумит луговая овсяница» ( На карточках)


…Полоскались в весёлом спором дожде притихшие лозняки, набухали сахарные пески в излучинах, пили травы, пила земля, и, опустив голову, покорно о охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга… Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно, радостно и молодо на душе.

После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница.


- Можно ли написанное считать текстом?

- Какова его тема?

- А основная мысль?

- Определите тип речи.

- Определите типы сказуемых , их стилистические функции.


Вывод: простые глагольные сказуемые используются в повествовании для изображения динамики событий (начала действия, его развития, продолжения) и для описания действий предмета речи. А составное именное сказуемое выражает постоянный, длительный или временный признак.


  1. Работа с тестом

  • Прочитайте текст и выполните задания В1 –В10.


1)Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. 2) Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. 3) Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.

4) У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепкого заваренного чая. 5) На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесённых ветром. 6) Это Поленов.

7) А на косогоре узнаю Левитана. 8) Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываются всеми своими листьями.

9) Трепещут листья на ветру и мелькают, то поворачиваясь к солнцу золотом, то серебром изнанки. 10) И путается в этом живом колеблющемся кружеве, и тоже трепещет ясная синева осеннего неба.

11) Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. 12) Из его глубины, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. 13) Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, обронённый деревом лист.

14) Я медленно снимаю шапку, вхожу под своды леса, как в залы неповторимого шишкинского гения…


  • Ответы на задания записывать словами или цифрами.


В1. Замените слово взглянуть в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

( посмотреть)

В2. Из предложений 4,5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

( в зарослях)

В3. Из предложений 1,2 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

(взглянуть)

В4. Из предложений 5-6 выпишите причастие, написание которого определяется правилом: «Причастие, образованное от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами – нн - .

( занесённых)

В5. В приведённых предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, (1) и слышно, (2) как, (3) падая, (4) шуршит, (5) цепляясь за ветки, (6) оброненный деревом лист. Я медленно снимаю шапку, (7) вхожу под своды леса, (8) как в залы неповторимого шишкинского гения…

( 7)

В6. Замените словосочетание из музейного здания в предложении 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

( здание музея)

В7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

( я рад)

В8. Из предложений 1,2 ( как простых, так и сложных) выпишите составное именное сказуемое.

( рад)

В9. Среди предложений 4,5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

(5)

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

(2)


  1. Выборочный диктант.

  • Выписать предложения с составным именным сказуемым. Определить способ его выражения. Произвести синонимичную замену в последнем предложении сказуемого на простое глагольное.


Прошлой осенью ходил я к дальнему озеру за окунями.

Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днём. Птицы уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними постлан ковёр из сухих листьев.

Глухое эхо блуждает в лесу. В нём слышен каждый звук.


  1. Творческая работа по фотографии Е.И. Носова.

  • Составить по фотографии Носова Е.И. (изображение пейзажа) несколько предложений, используя разные виды сказуемых.


  1. Занимательная лингвистика.

  • Найдите «четвёртое лишнее» среди сказуемых в предложениях.

  1. В клетке соловей перестал петь.

  2. Команда будет выступать на своём поле.

  3. Мы будем рады видеть вас.

  4. Она сидела задумчивая.


  1. Рефлексия.

- О чём говорили на уроке?

- Что запомнилось?

- Что нового узнали?

- Какова роль Е.И. Носова в нашей жизни?


  1. Подведение итогов урока.

  • Выставление оценок.

  • Вручение на память об уроке открыток с изображением памятника

Е.И. Носову. ( На оборотной стороне - букет цветов и слова « Спасибо за урок».)


Задание на дом.

  1. Написать рассказ ( сочинение –миниатюру) « Осень в моём селе» или « Читая Носова…»

  2. Выписать из любого рассказа Е. Носова 6 предложений с разными видами сказуемых.
































Вариант 1.

1.

Прил…жения


Заг…р

1.

о

а

2.

Прил..гать


З…ря

2.

а

а

3.

Прил…гательное


З…ри

3.

а

о

4.

К…сательная


Обм…кнуть

4.

а

а

5.

К…снуться


Вым…кнуть

5.

о

о

6.

Прик…сновение


Зат…рать

6.

о

и

7.

Р…стение


Зам…реть

7.

а

е

8.

Выр…щенный


Заст…лить

8.

а

е

9.

Заг…рать

Вым…рать

9.

о

и


Вариант 2

1.

Прил…гательное


Р..стение

1.

а

а

2.

К…саться


Зам…реть

2.

а

е

3.

Прик…сновение


Выт…реть

3.

о

е

4.

Прил…жение


Зам…рать

4.

о

и

5.

Оз…рённый


Зап…рать

5.

а

и

6.

З…ри


Пл…вать

6.

о

а

7.

Заг…реть


Пл…вчиха

7.

о

о

8.

Ог…рок


Отр…сль

8.

а

а

9.

Выр…щенный


Вым…кнуть

9.

а

О


Вариант 3

1.

З…ря


Р…сток

1.

а

о

2.

З…ри


Отм…рать

2.

о

и

3.

Приг…реть


Зап…рать

3.

о

и

4.

Заг…р


Вым…реть

4.

а

е

5.

Прил…жить


Заст…лить

5.

о

е

6.

Изл…гать


Заст…лать

6.

а

и

7.

К…сание


Р…внение

7.

а

а

8.

Прик…сновение


Выр…внять

8.

о

о

9.

Р…стение


Бл…стеть

9.

а

е






Вариант 1

о

а

а

а

а

о

а

а

о

о

о

и

а

е

а

е

о

и




Вариант 2

а

а

а

е

о

е

о

и

а

и

о

а

о

о

а

а

а

О


Вариант 3

а

о

о

и

о

и

а

е

о

е

а

и

а

а

о

о

а

е

…Полоскались в весёлом спором дожде притихшие лозняки, набухали сахарные пески в излучинах, пили травы, пила земля, и, опустив голову, покорно о охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга… Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно, радостно и молодо на душе.

После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница.


Работа с тестом

  • Прочитайте текст и выполните задания В1 –В10.


1)Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. 2) Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. 3) Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.

4) У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепкого заваренного чая. 5) На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесённых ветром. 6) Это Поленов.

7) А на косогоре узнаю Левитана. 8) Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываются всеми своими листьями.

9) Трепещут листья на ветру и мелькают, то поворачиваясь к солнцу золотом, то серебром изнанки. 10) И путается в этом живом колеблющемся кружеве, и тоже трепещет ясная синева осеннего неба.

11) Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. 12) Из его глубины, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. 13) Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, обронённый деревом лист.

14) Я медленно снимаю шапку, вхожу под своды леса, как в залы неповторимого шишкинского гения…


  • Ответы на задания записывать словами или цифрами.


В1. Замените слово взглянуть в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 4,5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3. Из предложений 1,2 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

В4. Из предложений 5-6 выпишите причастие, написание которого определяется правилом: «Причастие, образованное от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами – нн - .

В5. В приведённых предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.

Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, (1) и слышно, (2) как, (3) падая, (4) шуршит, (5) цепляясь за ветки, (6) оброненный деревом лист. Я медленно снимаю шапку, (7) вхожу под своды леса, (8) как в залы неповторимого шишкинского гения…

В6. Замените словосочетание из музейного здания в предложении 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

В7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

В8. Из предложений 1,2 ( как простых, так и сложных) выпишите составное именное сказуемое.

В9. Среди предложений 4,5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В10. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.



Занимательная лингвистика.


  • Найдите «четвёртое лишнее» среди сказуемых в предложениях.


  1. В клетке соловей перестал петь.

  2. Команда будет выступать на своём поле.

  3. Мы будем рады видеть вас.

  4. Она сидела задумчивая.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!