ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 8 классе
Тема урока: Главные члены предложения
Цели урока: Обобщение знаний учащихся о главных членах предложения, о способах
их выражения;
Проверка умений и навыков одновременной работы с несколькими текстовыми файлами, умение работать с перфокартами;
Развитие умений и навыков учащихся находить главные члены, определять
способы их выражения, стилистические свойства форм сказуемого;
Воспитание интереса к творчеству Е.И. Носова, любви к отчему краю, к родной природе.
Методы: личностно ориентированный с элементами дифференцированного.
Оборудование: Портрет Е.И. Носова, краткие биографические сведения;
Выставка произведений писателя;
Фотография памятника Е.И. Носову в г. Курске;
Перфокарты;
Карточки индивидуальные;
Тесты
Эпиграфы к уроку:
Природу нельзя трогать руками…
Всем этим можно только любоваться.
Е.И. Носов
Подлежащее – начальный член синтаксической цепочки.
Сказуемое – главный распорядитель синтаксической цепочки.
Е. Н. Ширяев
ХОД УРОКА
Целеполагание. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы обобщим сведения о главных членах предложения, способах их выражения, их стилистические свойства. Говоря о главных членах предложения, мы будем обращаться к творчеству курского писателя Е.И. Носова, который был Мастером во всём: писал превосходные рассказы и повести, пейзажи курского края, умел великолепно фотографировать, выполнял великолепные поделки из природных материалов, был прекрасным инженером. Умел многое. Не умел только жалеть себя, поэтому и ушёл от нас рано. Но оставил он нам своё наследие, в каждой строке живёт его душа, в каждой работе – его любимые просторы, холмы, деревья, речки. Они были друзьями, помогали ему жить, дарили радость.
Так каков же он был в жизни Е.И. Носов?
( Сообщение учащегося о писателе. Обращение к портрету писателя, изображению его памятника, выставке книг)
- Мы будем сегодня обращаться к его произведениям о природе. Будем учиться красоте его языка, умению так тонко замечать всё вокруг, ценить, любить.
Повторение изученного.
Орфографическая пятиминутка. Работа с перфокартами ( индивидуально)
- Повторение правописания чередующихся гласных.
Вариант 1.
1. | Прил…жения | Заг…р | 1. | о | а |
2. | Прил..гать | З…ря | 2. | а | а |
3. | Прил…гательное | З…ри | 3. | а | о |
4. | К…сательная | Обм…кнуть | 4. | а | а |
5. | К…снуться | Вым…кнуть | 5. | о | о |
6. | Прик…сновение | Зат…рать | 6. | о | и |
7. | Р…стение | Зам…реть | 7. | а | е |
8. | Выр…щенный | Заст…лить | 8. | а | е |
9. | Заг…рать | Вым…рать | 9. | о | и |
Вариант 2
1. | Прил…гательное | Р..стение | 1. | а | а |
2. | К…саться | Зам…реть | 2. | а | е |
3. | Прик…сновение | Выт…реть | 3. | о | е |
4. | Прл…жение | Зам…рать | 4. | о | и |
5. | Оз…рённый | Зап…рать | 5. | а | и |
6. | З…ри | Пл…вать | 6. | о | а |
7. | Заг…реть | Пл…вчиха | 7. | о | о |
8. | Ог…рок | Отр…сль | 8. | а | а |
9. | Выр…щенный | Вым…кнуть | 9. | а | О |
Вариант 3
1. | З…ря | Р…сток | 1. | а | о |
2. | З…ри | Отм…рать | 2. | о | и |
3. | Приг…реть | Зап…рать | 3. | о | и |
4. | Заг…р | Вым…реть | 4. | а | е |
5. | Прил…жить | Заст…лить | 5. | о | е |
6. | Изл…гать | Заст…лать | 6. | а | и |
7. | К…сание | Р…внение | 7. | а | а |
8. | Прик…сновение | Выр…внять | 8. | о | о |
9. | Р…стение | Бл…стеть | 9. | а | е |
Взаимопроверка по готовым ответам, подсчёт ошибок.
Фронтальная беседа.
( Предлагаются вопросы по теории о главных членах предложения)
- Какие члены предложения составляют грамматическую основу?
- Почему их называют главными?
- Рассказать о подлежащем, способах его выражения.
- Рассказать о случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым.
- Рассказать о простом глагольном сказуемом.
- Рассказать о составном глагольном сказуемом ( что выражает вспомогательная часть, а что неопределённая форма.)
- Рассказать о составном именном сказуемом ( что выражает глагол-связка, именная часть, чем выражена именная часть)
? – Согласны ли вы с мнением учёного Ширяева о подлежащем и сказуемом?
( Обращение к эпиграфу)
Практическая работа по теме урока.
Комментированное письмо.
Расставить знаки препинания. Найти главные члены предложения, определить, чем они выражены, вид сказуемых.
Е.И. Носов Мастер и Человек с большой буквы.
Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки.
Дуб стоял как былинный ратник суровый и могучий.
Всё вокруг одето ликующей зеленью.
Я хочу написать книгу.
Анализ текста Е.И. Носова «Шумит луговая овсяница» ( На карточках)
…Полоскались в весёлом спором дожде притихшие лозняки, набухали сахарные пески в излучинах, пили травы, пила земля, и, опустив голову, покорно о охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга… Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно, радостно и молодо на душе.
После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница.
- Можно ли написанное считать текстом?
- Какова его тема?
- А основная мысль?
- Определите тип речи.
- Определите типы сказуемых , их стилистические функции.
Вывод: простые глагольные сказуемые используются в повествовании для изображения динамики событий (начала действия, его развития, продолжения) и для описания действий предмета речи. А составное именное сказуемое выражает постоянный, длительный или временный признак.
Работа с тестом
1)Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. 2) Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. 3) Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.
4) У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепкого заваренного чая. 5) На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесённых ветром. 6) Это Поленов.
7) А на косогоре узнаю Левитана. 8) Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываются всеми своими листьями.
9) Трепещут листья на ветру и мелькают, то поворачиваясь к солнцу золотом, то серебром изнанки. 10) И путается в этом живом колеблющемся кружеве, и тоже трепещет ясная синева осеннего неба.
11) Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. 12) Из его глубины, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. 13) Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, обронённый деревом лист.
14) Я медленно снимаю шапку, вхожу под своды леса, как в залы неповторимого шишкинского гения…
В1. Замените слово взглянуть в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
( посмотреть)
В2. Из предложений 4,5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
( в зарослях)
В3. Из предложений 1,2 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
(взглянуть)
В4. Из предложений 5-6 выпишите причастие, написание которого определяется правилом: «Причастие, образованное от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами – нн - .
( занесённых)
В5. В приведённых предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, (1) и слышно, (2) как, (3) падая, (4) шуршит, (5) цепляясь за ветки, (6) оброненный деревом лист. Я медленно снимаю шапку, (7) вхожу под своды леса, (8) как в залы неповторимого шишкинского гения…
( 7)
В6. Замените словосочетание из музейного здания в предложении 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
( здание музея)
В7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
( я рад)
В8. Из предложений 1,2 ( как простых, так и сложных) выпишите составное именное сказуемое.
( рад)
В9. Среди предложений 4,5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
(5)
В10. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
(2)
Выборочный диктант.
Выписать предложения с составным именным сказуемым. Определить способ его выражения. Произвести синонимичную замену в последнем предложении сказуемого на простое глагольное.
Прошлой осенью ходил я к дальнему озеру за окунями.
Тихо и светло бывает в лесу ясным осенним днём. Птицы уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними постлан ковёр из сухих листьев.
Глухое эхо блуждает в лесу. В нём слышен каждый звук.
Творческая работа по фотографии Е.И. Носова.
Составить по фотографии Носова Е.И. (изображение пейзажа) несколько предложений, используя разные виды сказуемых.
Занимательная лингвистика.
В клетке соловей перестал петь.
Команда будет выступать на своём поле.
Мы будем рады видеть вас.
Она сидела задумчивая.
Рефлексия.
- О чём говорили на уроке?
- Что запомнилось?
- Что нового узнали?
- Какова роль Е.И. Носова в нашей жизни?
Подведение итогов урока.
Е.И. Носову. ( На оборотной стороне - букет цветов и слова « Спасибо за урок».)
Задание на дом.
Написать рассказ ( сочинение –миниатюру) « Осень в моём селе» или « Читая Носова…»
Выписать из любого рассказа Е. Носова 6 предложений с разными видами сказуемых.
Вариант 1.
1. | Прил…жения | Заг…р | 1. | о | а |
2. | Прил..гать | З…ря | 2. | а | а |
3. | Прил…гательное | З…ри | 3. | а | о |
4. | К…сательная | Обм…кнуть | 4. | а | а |
5. | К…снуться | Вым…кнуть | 5. | о | о |
6. | Прик…сновение | Зат…рать | 6. | о | и |
7. | Р…стение | Зам…реть | 7. | а | е |
8. | Выр…щенный | Заст…лить | 8. | а | е |
9. | Заг…рать | Вым…рать | 9. | о | и |
Вариант 2
1. | Прил…гательное | Р..стение | 1. | а | а |
2. | К…саться | Зам…реть | 2. | а | е |
3. | Прик…сновение | Выт…реть | 3. | о | е |
4. | Прил…жение | Зам…рать | 4. | о | и |
5. | Оз…рённый | Зап…рать | 5. | а | и |
6. | З…ри | Пл…вать | 6. | о | а |
7. | Заг…реть | Пл…вчиха | 7. | о | о |
8. | Ог…рок | Отр…сль | 8. | а | а |
9. | Выр…щенный | Вым…кнуть | 9. | а | О |
Вариант 3
1. | З…ря | Р…сток | 1. | а | о |
2. | З…ри | Отм…рать | 2. | о | и |
3. | Приг…реть | Зап…рать | 3. | о | и |
4. | Заг…р | Вым…реть | 4. | а | е |
5. | Прил…жить | Заст…лить | 5. | о | е |
6. | Изл…гать | Заст…лать | 6. | а | и |
7. | К…сание | Р…внение | 7. | а | а |
8. | Прик…сновение | Выр…внять | 8. | о | о |
9. | Р…стение | Бл…стеть | 9. | а | е |
Вариант 1
о | а |
а | а |
а | о |
а | а |
о | о |
о | и |
а | е |
а | е |
о | и |
Вариант 2
а | а |
а | е |
о | е |
о | и |
а | и |
о | а |
о | о |
а | а |
а | О |
Вариант 3
а | о |
о | и |
о | и |
а | е |
о | е |
а | и |
а | а |
о | о |
а | е |
…Полоскались в весёлом спором дожде притихшие лозняки, набухали сахарные пески в излучинах, пили травы, пила земля, и, опустив голову, покорно о охотно мокла среди лугов стреноженная лошадь. А в заречье, куда сваливалась туча, уже висела над синими лесами оранжевая радуга… Лесные запахи мешались с медовыми и чайными запахами лугов в крепкий настой, от которого становилось хмельно, радостно и молодо на душе.
После таких дождей вдруг вымётывала в пояс луговая овсяница.
Работа с тестом
1)Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. 2) Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. 3) Глаз насторожен и жаден: не хочется ничего упустить.
4) У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепкого заваренного чая. 5) На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесённых ветром. 6) Это Поленов.
7) А на косогоре узнаю Левитана. 8) Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываются всеми своими листьями.
9) Трепещут листья на ветру и мелькают, то поворачиваясь к солнцу золотом, то серебром изнанки. 10) И путается в этом живом колеблющемся кружеве, и тоже трепещет ясная синева осеннего неба.
11) Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. 12) Из его глубины, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. 13) Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, обронённый деревом лист.
14) Я медленно снимаю шапку, вхожу под своды леса, как в залы неповторимого шишкинского гения…
В1. Замените слово взглянуть в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 4,5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 1,2 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
В4. Из предложений 5-6 выпишите причастие, написание которого определяется правилом: «Причастие, образованное от глаголов совершенного вида, пишутся с двумя буквами – нн - .
В5. В приведённых предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при однородных членах.
Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, (1) и слышно, (2) как, (3) падая, (4) шуршит, (5) цепляясь за ветки, (6) оброненный деревом лист. Я медленно снимаю шапку, (7) вхожу под своды леса, (8) как в залы неповторимого шишкинского гения…
В6. Замените словосочетание из музейного здания в предложении 12, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
В7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
В8. Из предложений 1,2 ( как простых, так и сложных) выпишите составное именное сказуемое.
В9. Среди предложений 4,5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
В10. Укажите количество грамматических основ в предложении 3.
Занимательная лингвистика.
В клетке соловей перестал петь.
Команда будет выступать на своём поле.
Мы будем рады видеть вас.
Она сидела задумчивая.