СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок литературного чтения и музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и музыки»

Интегрированный урок чтения, музыки


Учитель


Образовательное

учреждение

МАОУ Переваловская СОШ учитель начальных классов Клименко Елена Владимировна

Предмет

Начальные классы, интегрированный урок литературного чтения, музыки и изобразительного искусства.


Класс

3 класс


УМК

Школа 21 век

Тема урока

Образ осени в поэзии и музыке Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

Цель



Задачи

Создать условия для формирования учебно-познавательных и художественно – эстетических компетентностей учащихся посредством художественных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

Образовательные:

  • Познакомить со стихотворением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной, особенностями его языка.

  • Формировать читательские умения, нравственную сторону развития личности ребенка посредством произведений художников, писателей, композиторов. Развивающие:

  • Развивать умение работать над языком художественного произведения, навыки работы с учебной информацией, речь, творческие способности.

  • Развивать навыки учебного сотрудничества через работу в группах; навыки самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительную мотивацию в обучении, бережное отношение к природе.

  • Воспитывать стремление передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Тип урока

Интегрированный урок

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Личностные:

Пробудить познавательную активность, формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения. Воспитывать интерес к наблюдениям в природе.


Метапредметные. Познавательные: работать над развитием читательских умений; расширять кругозор, формировать умение работать с разными источниками информации. Регулятивные: формировать умение формулировать учебную задачу, планировать пути её решения; оценивать и контролировать свои действия. Коммуникативные: развивать умение договариваться и сотрудничать, осуществлять совместный поиск решения.


Предметные:

Определять порядок учебных действий для работы над стихотворением, выбирать и использовать интонационные средства выразительности: тон, темп, паузы и логические ударения.

Находить в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, аргументировать своё мнение.

Выполнять творческие работы на основе впечатлений от прочитанного.


Методы обучения: 

Словесные и наглядные, репродуктивные, проблемный, частично-поисковые, мотивации и  стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Средства обучения:


- мультимедийная презентация


Оборудование и материалы:


проектор, интерактивная доска, компьютер.

Межпредметные связи:


литературное чтение, музыка, изобразительное искусство.




1.Организационный момент. Психологический настрой. 7 минут

Кто улыбкой жизнь встречает,

Кто улыбкой урок начинает,

Тот, как солнце, все согревает,

Тот, улыбкой зло побеждает.

- Именно так, начинает свою книгу «Улыбка моя, где ты?» Шалва Александрович Амонашвили.

- Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свою улыбку.

-Сегодня урок у нас будет необычный. Потому что вместе со мной урок литературного чтения будет вести учитель музыки, Екатерина Алексеевна.

- Здравствуйте, ребята, а как вы думаете музыка и литература могут существовать вместе. А почему вы так думаете? Как они могут звучать вместе? (Е.А.)

-Я вам предлагаю сегодня оказаться в творческой лаборатории. (Е.А)

- Ребята, странно, а что в лаборатории делают? (Е.В.)

- Правильно. Я сегодня вам предлагаю творческий опыт (Е.А)

- Вы нам поможете провести эксперимент? (Е.А.)

-А сейчас чудо. Ребята, раскройте свой ум, глаза и сердце для встречи с прекрасным. (Е.В.)

Учитель музыки поёт песню «Осень, как рыжая кошка»

- Какие чувства у вас вызвала песня? (Е.В.)


Сегодня на этот урок нас пригласила романтичная, загадочная, чарующая, непредсказуемая, степенная госпожа осень.(Е.В.)


2.Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы. 3 минуты

Видео «Разговор учениц»

- Ребята в нашей школе я услышала такой спор.

1 ученик:

- Ребята, моё любимое время года осень. Послушайте какое стихотворение нам задали выучить.

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень:
- Не жалейте лето!
Посмотрите - роща золотом одета!

Автор: 3. Федоровская

2 ученик:

- Нет, я не люблю осень! Осенью грустно, льют дожди и нельзя гулять на улице. Мы сегодня на уроке музыке выучили очень грустную песню про осень.

3 ученик:

- Да нет же, осень дарит нам яркие краски, сегодня на уроке рисования мы рассматривали как изображают осень художники, рисовали узоры из осенних листьев.

- Какое противоречие возникло у ребят?

-Какой у вас возникает вопрос?

Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты, и каждый по - своему показал её в своих произведениях. Именно сегодня мы и будем говорить на уроке о мастерах искусства, послушаем стихотворение, музыку об осени.

3. РазминкаРабота над дикцией. 5 минут

Презентация ритмодекламация

-Ребята, для того чтобы прочитать красиво с выражением стихотворение или исполнить песню необходимо чётко произносить текст. Я предлагаю вам по играть в ритмодекламацию. Ритмодекламация – это четкое произношение текста или стихов в заданном ритме, но у нас будет не простая ритмодекламация, а целый оркестр. Для вас я приготовила музыкальные инструменты, каждый для себя выберет понравившийся. Выбирайте. На экране будут показаны слова и инструменты, которые должны играть во время произношения конкретной фразы. А вы четко, эмоционально проговаривая текст исполняете произведение. Но главное условие, что произношение текста и звучание инструментов должно быть четко в одном ритме. На пример……



4.Совместное открытие знание. 26 минут

Сегодня на уроке я хочу вам предложить соприкоснуться с творчеством замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева . Видео Ф.И.Тютчеве

Тютчева) Ф.И Тютчев жил в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы. 22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать. Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение. И вот что получилось.

- Посмотрите, перед вами текст этого стихотворения.

-Безусловно, очень важно название произведения. Почему?

-А какое название у этого стихотворения? (ответы учеников).

-Ребята, о таком названии по первой строчке говорят, что оно нулевое.

- Но почему-то поэт отказался от заглавия. Почему?

(Наверное, хотел сказать не только об осени, а о чем-то другом)

- А если заглавия нет, то поэт облегчает задачу читателя или затрудняет ее?

(Затрудняет, пожалуй, ведь мы должны разгадать секрет произведения)


Раз заглавия как такового нет, мы должны обратить пристальное внимание на первую строчку. О чем в ней говорится? Что такое «первоначальная осень»? (ответы учеников).

- Послушайте, это стихотворение.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

-Давайте перечитаем первую строфу (один из учеников читает).

Что значит «есть»? Замените синонимами.

(имеется, существует, бывает)

- «Осень»?

(это время года, следующее за летом, но это и время года, когда в природе жизнь засыпает)

- «Первоначальной»?

(первый, начальный, ранний, самый ранний)

- Какое длинное слово понадобилось поэту, чтобы прозвучало оно торжественно. И как же читать надо эту строку?

(медленно, раздумчиво, неторопливо, ведь первая строчка задает тон)

- Вторая строка говорит о дивной поре осени. Какой? Подберите к этому слову синонимы, чтобы они нам помогли понять смысл этого слова в стихотворении.

(Дивный - удивительный; дивный - прекрасный; очаровательный; чудесный) .

- Учитель уточняет, что это действительно так, что в стихотворении объединяются два значения этого слова :

  1. удивительный, необычайный

Дивный (эпитет)

  1. чудесный, прекрасный


Такое совмещение значений нужно, чтобы ярче показать красоту и очарование русской осени, одновременно с этим подчеркнуть её неповторимость, волшебство .

(это удивительное по красоте, короткое время осени, которое природа дарит перед долгой зимой)
- Как эта пора объясняется в третьей строчке, с помощью какого приема? 
(сравнения, сравнивается с хрусталем)
- Объясните значение слова хрусталь. (Это стекло высокого сорта, с особым блеском, сильно прелом­ляющее свет. Например, хрустальная ваза.
- Что значит «хрустальный день»?
(ясный, прозрачный, как хрусталь, звонкий, хрупкий, как хрусталь)

- Это сравнение прочно вошло в наш язык, и мы часто его

используем, когда хотим рассказать о тёплых, ясных, солнеч­ных осенних днях , когда нет жары, напротив, в воздухе чувствуется особая свежесть .

-Как ещё объясняется «дивная» пора в I строфе ? ( «И лучезарны вечера»).

- Как вы понимаете слово лучезарный в сочетании лучезарны вечера?(эпитет)

(Лучезарный - значит сверкающий, сияющий, лучезарны вечера - вечера полны сияния, мягкого блеска).

- Подумайте и скажите, в первой строфе мы можем увидеть перед собой только одну картину или несколько ?

(Несколько.День и вечер).

Верно, Тютчев показывает нам природу в движении. В четверостишии мы замечаем движение ото дня к вечеру.

- Вся строка заканчивается многоточием,почему?
(это недоговоренность от переполняющих чувств)
- О чем же поэт говорит в первом четверостишие?
(Удивительная по красоте, дорогая каждому из нас пора ранней осени.)

5. Релакс-пауза ( учитель музыки) 3 минуты

Произведение П.И.Чайковского «Октябрь»

Я предлагаю ненадолго отвлечься от работы, сделать небольшую паузу. Сегодня мы отвлечемся не на физминутку. Я предлагаю послушать музыкальную композицию Можно закрыть глаза, постараться представить что-то под музыку. Хочу сказать, что название произведения связано с осенью. Постарайтесь во время слушания догадаться, о каком месяце идет речь в произведении (звучит композиция П.И. Чайковского «Октябрь»)

- О каком месяце это произведение и почему? (ответы учеников).

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какая ещё может быть осень?

Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, грустным шелестом листвы и печалью увядающей природы.

Природа вздыхает, замирает и затихает. Даёт возможность насладиться прозрачным осенним воздухом со свежестью первых, вечерних заморозков.

-Переходим ко второй строфе (один ученик читает).

Что вы представляете, читая его?

(поле, где кипела работа, серп, паутина сейчас, где все убрано) 

Какие непонятные слова встретились в этой строфе? 

Серп – ручное орудие, служащее для срезания колосьев при уборке хлебов.

Борозда – длинная канавка на поверхности почвы, проведенная плугом, служащая для посадки в нее растений.

Праздный – пустой,- ничем не занятый; чуждый забот и тревог, погруженный в покой.

-Почему серп назван «бодрым»? (он был орудием в неутомимых руках, проворно работали им, срезая колосья).

-А почему борозда «праздная»? (урожай уже убран, она отдыхает).

«Бодрый серп» и «праздная борозда» - это эпитеты.

«Паутины тонкий волос» - олицетворение.

Прочтем к третьей строфе (один ученик читает).

-Обратите внимание, какие однокоренные слова используются во второй и третьей строфах? (пусто, пустеет). Для чего автор это делает? (пусто на земле, пусто в воздухе – картина пространства расширяется: пустое необъятное поле, пустое бескрайнее небо…)

-Но почему же нас, читателей, не пугает эта пустота, а на сердце по-прежнему тепло и радостно? Как об этом говорит поэт? «Но далеко еще до первых зимних бурь». Поэт как бы призывает наслаждаться данной порой, ведь она так быстротечна.

-А что такое «лазурь»? 

Лазурь – светло-синий цвет, синева (устар. и высок)

«Льется лазурь» - метафора

«Чистая и теплая лазурь» - эпитеты

«Отдыхающее поле» - олицетворение.

-Ребята, скажите, почему в конце стихотворения автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?

(Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.)

- Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности.

- А знае А знаете ли вы, как в народе называют эту короткую удивительную пору? 
(Бабье лето.)

Ребята, пора нам переходить к нашему творческому опыту. Каждой группе достается своя музыка, а слова будут одинаковые поэта Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

-Ваша задача, что бы стихи и музыка зазвучали вместе. Для подготовки к заданию вам дается 1-2 минутки?! Как вы думаете, какой характер обрело ваше стихотворение, благодаря музыке. Подходит ли эта музыка к этому стихотворению? А почему не подходит?

-Ребята, какой вывод мы можем сделать благодаря нашему опыту? Что не вся музыка может подходить к словам. И не все слова могут подходить к музыке.

6.Итог урока 2 мин

- Наш урок подходить к концу.

- Какой вопрос мы задали в начале урока ?

- Что вы можете сказать об осени? Какая может быть осень?

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Составить портрет Осени словесно или изобразить с помощь кисти или карандаша.

8.Рефлексия

игра «Кейс».

- Если бы у вас был кейс, в котором могло бы поместиться только два слова, какие бы вы взяли с собой после нашего урока?

-Почему именно эти?