СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Времена года", Дети повторяют ранее изуенную тему, вспоминают сказку "12 месяцев". Урок носит нравственно-эстетическую направленность.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения "Времена года"»

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения «Путешествие по временам года»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений 

Форма урока: урок-путешествие, урок-спектакль.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Основные методы: иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический. 

Общая дидактическая цель урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. 

Цель:

- Расширять предоставление детей о сезонных изменениях в живой и

неживой природе, показать красоту каждого времени года;

- воспитывать нравственные качества учащихся на основе литературного произведения путём вовлечения их в творческую деятельность;

- развивать творческие способности учащихся. 

Задачи: 

Образовательные: 

• расширить и закрепить знания учащихся по теме «Времена года» и по сказке С. Я. Маршака «12 месяцев»;

• продолжить формирование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения по ролям, умения анализировать читаемый текст; 

Развивающие: 

• способствовать развитию творческого мышления, памяти; 

• развивать и обогащать словарный запас; 

• развивать актерские качества у учащихся, умение дарить себе и зрителям радость. 

Воспитательные: 

• воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы, доброты и сострадания;

• учиться взаимопомощи и взаимовыручке, отзывчивости

• воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

• умение взаимодействовать друг с другом, чувство коллективизма.

• прививать интерес к чтению. 



Оборудование: компьютер и интерактивная доска, презентация к уроку, глобус, плакат «Зимующие и перелётные птицы», музыка Вивальди из альбома «Времена года», театральные костюмы и реквизиты, солнышко Добра.


Ход урока:

I. Организационный момент: 

- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. И давайте поприветствуем их.

I. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: - Стихотворение Е. Трутневой «Четверо художников…»

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветви, как рога…


У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки – кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.


На картинке третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.


А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы – ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам.

Учитель: - Все догадались, что это зима, весна, лето, осень. В течение 3-ей четверти вы работали над проектом «Двенадцать месяцев».

Мы знаем, что времена года постоянно меняются и идут в строгом порядке друг за другом. Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по всем временам года сразу. Но прежде, чем отправится в путь, ответьте на следующие вопросы.


    • Какое сейчас время года?

    • Какое время года наступает после весны?

    • Какое время года было перед весной?

    • Назовите первый месяц осени.

    • Назовите последний месяц весны.

(ответы детей)


II. Страничка 1. Художник зима.


Учитель: -Каждое время года красиво по-своему. Чародейка-зима набросило белое покрывало на землю. Лес околдован кружевной сказкой. Кажется, что зимой лес спит, и жизнь в нем остановилась. Но это не так. Как вы думаете, какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (Завывание ветра, треск сучьев от мороза, теньканье синицы, стук дятла, вой волка, карканье вороны)


Учитель: Мы слышим звуки не только неживой природы, но и голоса птиц.

- Каких зимующих птиц нашего края вы знаете? (дятел, синица, голубь, сорока, ворона, клест и т.д.). Работа с плакатом «Зимующие и перелётные птицы»

- Почему эти птицы не улетают осенью в теплые края, а остаются зимовать с нами? (Зимующие птицы могут найти себе пищу и перенести зимние холода).


- Как вы помогаете зимующим птицам? (Беседа о том, как помогать зимующим птицам (фото))

Учитель. – А только ли мы с вами задумываемся о том, какими бывает зима, весна, лето, осень? А кто еще? (Ответы детей)

- А хотели бы вы узнать, какой предстает зима или весна в музыке?


Прекрасная музыка Вивальди из его альбома «Времена года».

Отрывок называется «Зима». Закройте глаза и представьте картину, которую нарисует ваше воображение. (Дети слушают музыку в течении 1-2 минут)

- Что вы представили себе, когда слушали музыку? (Ответы детей)

Страничка 2. Художник Весна.


Учитель: - После зимы наступает весна, природа просыпается от зимнего сна. Нет ничего чудеснее весны! Пора цветения, пора пробуждения природы, пора рождения новой жизни – вот что такое весна.

Учитель: Но по-настоящему весна начинается с прилетом птиц.


- Кто первым из птиц возвращается в родные края?

Звучит музыка (голоса птиц).

- Как мы помогаем природе пробудиться ото сна? (сажаем деревья, убираем мусор, белим деревья)

Страничка 3. Художник Лето.

Учитель. Приступило к работе жаркое Лето. Весь лес расписало сочной зеленью. В садах зреют яблоки, груши, сливы. Красно солнышко не может налюбоваться Летом. - - Ребята, а за что вы любите лето. (Ответы детей). Беседа о лете.


Страница 4. Художник осень.

Учитель. После теплого жаркого лета наступает осень.

Дождливая погода, печальный крик улетающих птиц, первые заморозки с их серебристой пылью на ветках и тонким льдом на лужах – все, что понимают под словом «осень». (Беседа об осеннем времени года)


Для вас осенние загадки,

Отгадайте их, ребятки!

  1. Летом пан, на воду пал.

Сам не тонет и воды не мутит. (Лист)

  1. Стоит лепешка на одной ножке, кто

Мимо пройдет, всяк наклонится. (Гриб)

  1. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

  1. Платье потерялось – пуговицы остались. (Рябина)

  2. Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый,

Бархатный. (Арбуз)

  1. Не шита не кроена,

А вся в рубцах

Без счета одежек,

И все без застежек. (Капуста)


СЦЕНКА «12 месяцев» (отрывок)


Инсценировка сказки «12 месяцев»

(отрывок)

Действующие лица:

  • Принцесса

  • Профессор !

  • Канцлер

  • Глашатай

  • Дочка

  • Мачеха

  • Падчерица




Во дворце: ( стол, стул,)

Выход принцессы

Принцесса. Травка зе-не-ле-ет, Сол-ныш-ко блес-тит. (Читает с ошибками).

Профессор. Ласточка с весною
В сени к нам летит!

Принцесса. Ненавижу я писать!
Разорву сейчас тетрадь!

Профессор. Потерпите же, хоть малость
Строчка лишь одна осталась.

(Входит Канцлер с бумагой в руках и низко кланяется).

Канцлер. Доброе утро, ваше величество!
Не хотел бы вам мешать.
Но прошу вас подписать
Очень быстро три указа...

Принцесса. Хорошо! Что здесь? (Берет бумагу).
(читает) Я сомневаюсь...

Канцлер. Здесь одно из двух:
Казнить или помилованным быть.

Принцесса. (Читает по слогам слова:
«Каз-нить, «по-ми-ло-вать»)
Напишу «казнить» - короче
Ах, устала, нету мочи. (Подписывает).


(Канцлер кланяется и уходит).

Профессор. Что вы сделали? О Боже!

Принцесса. Ах, опять Вы все про тоже!
В чем ошибка? «Кознить» что-ли?

Профессор. Ваша воля!
Но, не подумав, вы решили,
А человека погубили.

Принцесса. Думать, думать я должна,
Можно так сойти с ума.
Ваш урок мне надоел,
Без того хватает дел.
Вы меня развеселите
Что-нибудь мне расскажите.

Профессор. Если будет вам угодно
Месяцев 12 ровно.
Составляют целый год.
И у всех них свой черед
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
Раньше брата Января
Вы не ждите Февраля.
Раньше Августа – Сентябрь,
Раньше Октября – Ноябрь
Не приходит никогда.

Принцесса. Фу, какая ерунда!
Надоела мне метель,
Я хочу, чтоб был Апрель.

Профессор. Вы не властны над природой,
Занимайтесь лучше модой.

Принцесса. Я могу издать закон!
Ну, а вас я вышлю вон!
Принесите мне печать.

Профессор. Вы позволите сказать?
Месяцы нам все нужны:
Дарит нам Февраль – блины!
Дарит нам грибы – Октябрь,
Елку дарит нам декабрь.
В марте ручейки бегут,
А подснежники цветут,
Если за окном апрель,
И везде звенит капель...

Принцесса. Я подснежники люблю,
Посему я повелю...
Ручка где? Скорей пишите!
- Канцлер! Мне печать несите!
Ставьте печать сюда и сюда! (Все уходят).

Звучат фанфары. Выходят глашатай.

Глашатый1.

Под праздник новогодний
Издали мы приказ
Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас.


Учитель: - Как вы думаете, ребята, может ли такое произойти на самом деле? (нет)

- Кто прав в этой сказке: принцесса или учитель? (Учитель)

- Почему? (Планета имеет форму шара, вращается вокруг Солнца. При перемещении по орбите Земля то приближается к Солнцу, то отдаляется. Зима и лето сменяются из-за того, что планета прогревается неравномерно.) Учитель показывает глобус.


III. Рефлексия.

- Ребята, сегодня на урок к нам заглянуло солнышко, т. к. на улице весна. Но это не простое солнышко, это солнышко Добра. Для того, чтобы оно светило ярче, ему не хватает его добрых лучиков лучиков. Чтобы они появились, нужно вспомнить, каким добрым качествам нас учит сказка «12 месяцев». (прикрепляют на доску лучики для солнышка со словами «добро», «забота», «счастье», помощь» и т.д.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!