Министерство образования и Республики Дагестан Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение среднеобразовательная школа № 1 им. Магомед-Герея Зульпукарова.
Г.Южно-Сухокумск . 28.02.2018год.
Тема урока: Интегрированный урок физкультура + история по теме: "Олимпийские игры в Древней Греции"
Цель урока: Создать представление об историческом значении и возрождении Олимпийских игр в Древней Греции на уроках истории и физической культуры.
Задачи урока:
пробудить в детях желание серьезно заниматься каким-либо видом спорта.
закрепление навыков бега, метания, прыжка в длину с места;
развитие качества, ловкости, скорости, прыгучести;
воспитание смелости, взаимопомощи, коллективизма и самодисциплины.
познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей, поощрять интерес к чтению научно-популярной литературы и самостоятельной поисковой деятельности;
Форма урока: интегрированный урок (история + физкультура).
Учебное оборудование и инвентарь:
карта “Древняя Греция” (до середины V в. до н.э.);
композиция “Гонка колесниц в Олимпийских играх”;
переносная меловая доска, баскетбольные мячи;
свисток, эстафетные палочки, скамейки;
линейка, бумажные диски, секундомер.
Место проведения: спортивный зал школы.
Опережающее домашнее задание:
прочитать доступный материал об Олимпийских играх в Древней Греции;
разбиться на 2 команды по 8 человек;
подготовка команд к “выступлениям” по карточкам-заданиям.
Задание 1: На карте “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте место проведения Олимпийских игр и свой город, откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите на карте маршрут вашего путешествия и словами опишите его (варианты: г. Пантикапей, г. Массилия, г. Кирена, г. Милет).
Задание 2. Выберите бога/богиню - покровителя вашей команды. Объясните свой выбор.
Задание 3. Составьте текст клятвы и произнесите ее хором в день открытия Олимпийских игр.
Кроме учебника школьникам рекомендуется литература:
Венок из оливы. Книга для чтения по истории древнего мира: Пособие для учащихся./Под. Ред. А.И. Немировского. М., 1981, С. 180-189
Нейхардт А.А. Семь чудес света Древнего мира. – М. 1966 – с. 60-76.
“Я познаю мир”, Энциклопедия: История. – М., 1994 с. 68-69
Ход урока
Организационный момент.
Изучение новой темы.
План
Первые Олимпийские игры.
Пять незабываемых дней.
Победители олимпийских игр.
Новые слова: Атлет, Милон, пятиборье, Полидам, ипподром, Феаген, стадион.
I. Вводная часть
1. Учитель истории рассказывает о традиции спортивных соревнований в Древней Греции, где наряду с хорошо известными Олимпийскими играми проводились также Великие и Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания, имевшие политическое, религиозное и культурное значение.
2. По карте уточняется географическое положение Балканского полуострова, греческих колоний (откуда тоже могли прибывать участники Олимпийских игр), Олимпии (разводятся картографические понятия Олимпия и г. Олимп).
II. Соревнования
Учитель физкультуры открывает их торжественными словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе! Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в Олимпию!”
П редставление команд на основе заданий № 1.
“Олимпийские игры, открываются. В первый день приносят жертвы богам и даются клятвы у алтарей”. Команды по очереди озвучивают задания № 2, 3.
“На следующий день и еще два дня идут соревнования в определенных видах спорта”. Команды показывают виды соревнований.
№ п/п | Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
I ч. | Подготовительная часть Ходьба и ее разновидности. | 8-10 мин. 1 мин. | Упражнения для коррекции осанки. Лопатки сведены, смотреть вперед, руки на пояс, носки, пятки повыше. Лопатки сведены. |
Бег и его разновидности | 2-3 мин. | Следить за работой рук, ног, дыхание не задерживать. |
ОРУ | 7-8 упр. | Дети построены по кругу. |
II ч. | Основная часть урока I вид соревнований: Бег 15 метров (с высокого старта). | 12 мин 2 мин. | |
II вид: Прыжок в длину с места. | 3 мин. | Ученики выполняют прыжок в длину с места по одной попытке. Команда-победительница определяется по сумме результатов всех игроков команды. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела. |
III вид: Метание бумажного диска. | 3 мин. | Судьи следят за приземлением, ставя баллы от одного до трех. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков. |
IV вид: Эстафета по кругу. Первый бежит от центральной линии 1 круг, палочку передает следующему игроку. Команды стартуют с противоположных сторон площадки. | 3 мин. | Пробежавший становится в центр площадки, чтобы не мешать остальным , соблюдая технику безопасности. |
V вид: Игра «Толкание за круг» | 1 мин. | По одному человеку от каждой команды. |
| V1 вид: Перескакивание через скамейку | | Каждый участник команды по одному |
3. Учащиеся знакомят класс с версиями об основателе Олимпийских игр:
а) Очистив необычайно грязные скотные дворцы царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить 1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с большим войском в долину Алфея, разбил войско Авгия и убил его. После битвы герой принес благодарственные жертвы своему отцу, громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого холма Кроноса в оливковой роще границы священного округа и повелел раз в четыре года устраивать здесь общегреческие атлетические игры.
б ) Другой миф об основании Олимпийских игр (А.А. Вагасин и др. История Древнего мира с. 151)
В древние времена миром правил отец Зевса бог Крон. Его супругой была богиня Рея. Крону предсказали, что у него отнимут власть его собственные дети. Поэтому, как только у Реи рождался ребенок, Крон проглатывал младенца. Уже пятерых проглотил жестокий отец. Но вот у Реи родился младший сын – Зевс. Боясь потерять и его, мать подала Крону не ребенка, а завернутый в пеленки продолговатый камень. Крон проглотил камень. Когда Зевс возмужал, между ним и отцом началась упорная борьба за власть. Одержав победу, Зевс в память о ней повелел устраивать состязания атлетов на земле Олимпии.
4. Учитель истории напоминает о дате первых Олимпийских игр, подчеркивая значимость этого события, ставшего эрой, т.е. началом летосчисления древнегреческого календаря. Ученикам предлагается серия стандартных хронологических задач Олимпийской тематики:
Сколько лет назад состоялись первые Олимпийские игры? (2781).
Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в год реформы Солона? В год законов Дракона? и т.п.
Если с момента основания Олимпийские игры регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в каком году они прекратились? (394).
В 708 г. до н.э. в программу Олимпийских игр было введено пятиборье. На каких по счету Олимпийских играх это произошло? (На 17-х). (Аналогичные задачи: в 688 г. до н.э. введен кулачный бой, в 680 г. до н.э. – состязание на колесницах. 22, 29).
5. Учитель истории рассказывает об основных условиях и традициях проведения Олимпийских игр в древности, описанием вводит основные понятия темы: пятиборье, ипподром, Атлет, стадион.
6. Закрепление.
Решите задачу: с. 154, вопрос 1, в конце п. 33 учебника Вигасина.
Ответы:
Во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.
20 лет: 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх).
III. Заключительная часть – 10 мин.
1. “В последний, пятый день праздника раздавали награды”. Глашатай (учитель физкультуры) выкрикивает имена олимпиоников, участники приветствуют их словами: “Слава победителю!” (награждение победителей).
2. Учитель истории сообщает, какие почести и привилегии ожидают героев на родине. “Встречать олимпионика выйдет весь город. Правители устроят в его честь пиршество, на главной площади поставят мраморную стелу с хвалебной надписью. Победители смогут быть избранными на высшие государственные должности, им будут предоставляться почетные места в театре, их освободят от налогов и до конца жизни будут кормить за общественный счет. Поэты Греции прославят атлетов в своих стихах, а лучшие скульпторы высекут из мрамора и отольют из бронзы статуи героев Олимпиад”.
3. Работа с классом. Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.
Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом? (Первый российским олимпийским чемпионом стал Николай Панин-Коломенкин, победивший в фигурном катании на коньках на искусственном льду, IV Олимпийские игры, 1908 год, Лондон).
Когда были последние Олимпийские игры? (в 2004 г. в Афинах)
Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете? (А. Попов, И. Привалова, С. Хоркина).
Почему олимпийское движение было прервано на длительный срок и возродилось только в 1896 году? (Последние олимпийские игры состоялись в 392 г. н.э. Через два года в 394 году римский император Феодосий I отменил их как проявление язычества.).
IV. Подведение итогов. Рефлексия: что особенно понравилось, что нового узнали. Выполнять утреннюю гимнастику, процедуры закаливания, играть в спортивные и подвижные игры на воздухе.
Дисциплина построения.