СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по истории и литературе "В мифах Древней Греции" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по истории и литературе "В мифах Древней Греции" (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по истории и литературе "В мифах Древней Греции" (5 класс)»





Провели

Учитель русского языка и литературы: Исаева Б.Г.

Учитель истории: Магомедова А.Ш.











28.01.17год. СОШ № 1,

г. Южно-Сухокумск.

Тема: Мифы Древней Греции

Цель: через восприятие мифов показать учащимся как человек искал ответы на вопросы, сформировать у учащихся систему научных знаний, развивать познавательную активность учащихся на уроке.

Задача: воспитание любви к истории и литературе.

Вид урока: история, литература и русский язык через мифы.

Оформление: слайды с изображением греческих богов, литература, энциклопедии, экран.



Вступление:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем необычный урок. Мы отправимся в путешествие вслед за греческими богами и героями, в древнегреческие мифы.

Однажды очень, давно, пришлось одному, бедному мальчику отправится в лес, чтобы собрать хворост. Вот собрал он его, а так как сильно озяб, решил домой не торопиться, а развести костер и немного погреться. Но вдруг повалил снег, мальчик так удивился и задал сам себе вопрос: «Что это такое?». Вслед за вихрем снега подул ветер. И снова у мальчика возник вопрос: «А почему дует ветер? Откуда он?». Но это было очень, давно, а так как ответов не было, вот и стали люди придумывать мифы о том, как происходит землятресение, почему идет дождь, гремит гром, светит солнце. У каждого народа были свои боги, назывались они по-разному, но обозначали одно, и тоже. У древних славян бог верховный – Сварог, бог дождя и грома – Перун, бог солнца – Ярило. Славянский миф о зарождении земли нам сейчас прочитает Гаджиева Суайбат.

Сотворение земли.

До рождения света белого тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь Род – прародитель наш… Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтобы он мир осматривал во все стороны, чтобы ни что от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он. Путь Сварог стол солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по нему, после утра чтобы разгорался день, а на смену дню прилетела ночь. Вот Сварог по нему похаживает и свои владения оглядывает. Видит: солнце по небу катится. Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку. - Где же мать-Земля? – опечалился. Тут заметил он: точка малая в Океане – море чернеется. То не точка в море чернеется – это уточка серая плывет, пеной серою порожденная… - Ты не знаешь ли, где Земля лежит? – стал пытать Сварог серу уточку. - Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена. … Трижды ныряла в Океан-море серая уточка и на третий раз принесла в клюкве горсть земли. Взял Сварог горсть земли, стал в ладонях мять. – Обогрей-ка, красно Солнышко, освети-ка, Месяц светлый, вы же, ветры буйные, дуйте! Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать-кормилицу… Землю мнет Сварог, греет солнышко. Месяц светит, и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце красное – мать – Земля запеклась сверху корочкой, остудил её месяц светлый.

Так Сварог сотворил Землю-матушку….



Учитель: Но дальше всех видели древние греки или эллины… они населили своими богами горы, долины, моря леса и степи. Их боги были похожи на них самих - имели человеческий облик и человеческий характер. И жили они на реально существующей горе – ОЛИМП. Ну, а теперь я предлагаю вам наглядно увидеть и ответить на кое-какие вопросы, касающиеся богов и героев античного времени. Но прежде чем мы начнем просматривать хочу предупредить, тишина и внимательность, покажет нам кто удостоится в конце урока звание самого главного бога олимпа (показ слайд шоу…

Люди жили не зная никаких несчастий, болезней и старостей. Так продолжалось до тех пор пока Прометей не похитил у богов огонь.

(сценка похищения огня).

- а чтобы наказать людей, он прислал на землю красивую, но любопытную женщину, которой вручил изящный ящик с запертыми в нем человеческими несчастьями. Это была???(Пандора) (сценка плача).

А в русский язык вошел фразеологизм Ящик Пандоры, что оно означает? (людские несчастья)

Древние греки, придумали не только богов, в их мифах действовали герои с необыкновенной силой и невиданным мужеством. Они совершали подвиги, уподобляясь богам. Конечно, самый сильный из них был Геракл.

Читает о подвигах Геракла:

Геракл сын Зевса и смертной женщины Алкмены. С самого его рождения преследовала маленького Геракла, богиня Гера, посылая на него много приключений. Вырос он в лесах Киферона и стал могучим юношей. И с этого периода начинается у Геракла жизнь греческого героя. Поселился он в Тиринфе и стал слугой слабого Еврисфея. Первый его подвиг – убийство немейского льва. Лев был чудовищной величины. Но после взмаха меча Геракла лев пал. Второй подвиг- убийство лернейской гидры, это было чудовище с телом змеи и девятью головами дракона. И с ней он справился беспощадно, и отправился на третий подвиг – стимфалийские птицы. Перья этих птиц были прочнее чем бронза, но Гераклу удалось перебить и их. Четвертый подвиг – Киренейская Лань , пятый – битва с кентаврами, шестой- скотный двор царя Авгия, седьмой – критский бык, восьмой – кони деомеда, девятый – пояс Ипполиты, десятый – коровы Гериона, одиннадцатый – кербер, и двенадцатый – яблоки Гесперид. Где Геракл встретил титана Атланта, который держал небо. Все свои приключения он рассказывал своим детям и любимой жене. Но когда пришла пора дать дань богам – жертвоприношение, Геракл умер. Умер от рук собственной жены, которую обманули, и чтоб не потерять любимого мужа использовала волшебное средство кентавра Несса. Вот так закончил свою жизнь легендарный греческий герой Геракл.

Но, ребята в греческой мифологии, есть еще один герой, который так же, как и Геракл силён был духом и храбр сердцем. Это Ахиллес.

Читает миф об Ахиллесе

Сын царя Пелея и богини Фетиды. Боги предвещали, что только Ахилл может помочь взять Трою, но погибнет он под стенами Трои, не вернется живым. Когда Ахилл был еще маленьким Фетида смазывала его амброзией и держала под огнем, чтоб он вырос неуязвимым и бессмертным. Но Пелей, увидев, это ужаснулся, выхватив меч, он бросился на Фетиду, которая бросив мужа, убежала от страха к морю. И тогда Пелей отдал меленького сына на воспитание к своему другу кентавру Хирону. Кормил он Ахиллеса мозгами медведя и печенью львов. Вырос юноша сильным и равных ему не было. Был у него друг Патрокл, с которым он дружил с самого детства.

А кто, ребята стрелял в Ахиллеса? (Парис)

В русский язык вошло выражение ахиллесова пята – уязвимое место.

Прекрасный юноша Парис разрешил спор между прекраснейшими Герой, Афродитой и Афиной. Никак не могли решить, кто из них самая прекрасная. Парис отдал яблоко Афродите. Отсюда и пошли споры, раздоры. В русском языке появилось выражение яблоко раздора – предмет спора.

Из-за этого началась троянская война.

На этой ноте мы завершаем раздел мифов о греческих богах и героях, но не завершаем урок, а теперь ребята вас ждут интересные вопросы, по итогам которых мы выявим Великого бога Олимпа.

1. первая часть слова – название священной горы, вторая – соединительный союз, третья – самая хвастливая буква алфавита, а целое слово- древнегреческий город (Олимпия)

2. первая часть слова – деталь автомобиля, для освещения дороги, вторая – местоимение, а целое слово – правитель Египта в древности. (Фараон)

3. первый слог морское животное, второй – междометие, а целое слово – родина фарфора (Китай)

Вы видите на доске анаграммы, переставьте буквы таким образом, чтобы получились известные исторические имена.

РАМАФНО – марафон, ПОИМЛ – олимп, ФЫИАН – Афины.



Ну и по итогам все видят кто у нас главный бог олимпа. ----



Как вы думаете, наши предки, что хотели видеть в созданных ими героях???

В мифах отразилось восприятие древнего человека, его понимание добра и зла, люди хотели создать идеального человека: мужественного, сильного, выносливого, умного, сообразительного, уважительного, справедливого. Миф – это результат творчества целых поколений. Но к сожалению, создать такого человека невозможно, он сам должен становится таким. Поэтому то о чем мы сегодня говорили – это миф.

В реальности всё по-другому, но надо верить и надеяться на лучшее.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!