Тема учебного занятия: ДИАГРАММЫ
Цель: познакомить со столбчатой диаграммой, формировать умение читать диаграммы переводить их в таблицы.
Формируемые УУД:
• предметные: развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме; развивать умение строить диаграммы на основе имеющейся информации; учить применять приобретаемые умения в повседневной жизни;
• метапредметные : способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия; развивать умение представлять информацию в виде моделей;
личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать диаграммы, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать выводы.
Ход учебного занятия
Орг. Начало.
Тихо садитесь.
Прочтем девиз сегодняшнего немного необычного урока:
Думать - коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
И открытия нас ждут обязательно!
Актуализация знаний.
Математический диктант
(Если вы согласны с высказыванием ставите «+», если нет «-«) затем мы проверим вашу работу.
Если 90 разделить на 3, получится 30(+)
Произведение чисел 120 и 2 равно 240(+)
Если 300 увеличить в 3 раза, то получится 600(-)
520 больше чем 120 на 400(+)
Частное чисел 420 и 2 равно 220(-)
Разность чисел 500 и 230 равна 270(+)
Сумма чисел 450 и 70 равна 530(-)
Взаимопроверка. Проверка по трафарету
Самоопределение к деятельности.
Интересна и важна
Математика – страна,
Потому что всем, кто хочет
Дарит знания она.
- Дети, скажите, а математика просто дарит нам знания?(нет, мы их всегда сами открываем)
- Какие же знания мы откроем сегодня на уроке?
Для этого сначала найдём значения выражений.
946-46+82= 982(А) (На ДОСКЕ)
26∙3-18= 60(Г)
4+96:2= 52(А)
80:16∙9= 45(И)
260+70= 330(М)
482-60= 422(М)
560:7∙4= 320(А)
8∙8-6∙7= 22(Д)
210:7:6+69=74(Р)
- На какие группы мы можем разделить полученные значения выражений?(на двухзначные и трёхзначные)
- Назовите самое большое среди них трёхзначное число.(982)
- что вы можете рассказать об этом числе?
-Запишите в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится.
- Кто сможет назвать тему нашего урока?(Диаграммы)
- Какая задача стоит перед нами на уроке?(узнать, что это такое, учиться их читать и строить)
4. Работа по теме урока.
- А может кто из вас знает, что такое диаграмма?
Диагра́мма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.
Вконце учебного года вам будет предложено выполнить Всероссийскую Проверочную Работу, а в старших классах – ЕГЭ, где нужно показать умение извлекать информацию из диаграммы. Я предлагаю вам проверить свои силы и выполнить некоторые из них.
Бывают диаграммы? (линейные, круговые, столбчатые)
Сегодня мы будем говорить о столбчатых диаграммах, будем учиться их строить и читать.
Посмотрим на диаграмму и попробуем сравнить массы животных. Стр.16
- Как вы думаете, масса какого животного самая большая, самая маленькая?
- Как вы это узнали? ( чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше)
- Чему равна масса утки?(3 кг)
- Как узнали?
-- Как это показано на диаграмме?
- чему равна масса щенка?(8 кг)
_ Как узнали? Как это показано на диаграмме?
- Чему равна масса зайца? (4кг)
№81
Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всего детей?(во 2)
- В каком классе меньше всего детей?(в 4)
-Что можно сказать о количестве детей в 1 и 3 классах?( их поровну, т. к. высота столбиков одинаковая)
- Назовите масштаб рисунка.(1кл-4 человека)
- Как узнать сколько детей учатся в 1 классе?(24)
- Сколько человек во 2 классе?(28) Как узнали?
-Сколько в 3 и 4? По аналогии.
_ Сделайте вывод, что же можно узнать по диаграмме? ( количество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше, чем в другом)
А сейчас вы попробуете сами построить диаграмму
И поможет нам в этом учитель информатики
Рыканцева С.А.
(ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ)
Работа на интерактивной доске
- Чему равен масштаб на данной диаграмме?(2 кг)
- Расставьте овощи по массе над соответствующими столбцами.
4 кг-КАПУСТЫ
8кг—МОРКОВИ
12кг-ТЫКВЫ
10кг-КАРТОФЕЛЯ
6 кг-СВЁКЛЫ
-Продолжаем работать по учебнику № 82
- Рассмотрим диаграмму.
- Кто догадался, как можно определить МАСШТАБ данной диаграммы?( по последнему столбику)
Работа в группах
Заранее опросить детей
Я сегодня не просто так провела у вас опрос
- Сейчас будем работать в группах. У каждой группы было своё задание для проведения опроса. Сейчас каждая группа должна представить данные исследования на диаграмме. Вспомним, чтобы составить диаграмму, надо сначала задать что? ( Масштаб)
- Работаем.
1. Любимое время года.
2. Любимые школьные предметы.
3.Любимые напитки.
4. Любимые игры.
- Попробуем прочитать получившиеся диаграммы. Оценим работу групп.
- Молодцы, великолепно справились с заданием-Что вы можете сказать о телепрограммах, которые смотрят зрители?
- А кто знает, где ещё можно встретить диаграммы? Люди каких профессий работают с диаграммами, умеют их читать?(врачи, метеорологи, астрономы, географы)
Распечатаю каждой группе
Самостоятельная работа
У Игоря три альбома с фотографиями, у которых обложки зелёного, красного и синего цвета. Он сосчитал количество фотографий в каждом альбоме и записал данные в таблицу.
зелёный | 35 |
красный | 20 |
синий | 30 |
Затем он начал изображать данные, записанные в таблице на следующей диаграмме:
Закончи построение диаграммы.
-Попробуем составить по данной таблице задачу и решить её.
35+20=30=85(ф)
- Мы на протяжении всего урока учились читать, строить столбчатые диаграммы
РЕФЛЕКСИЯ
Я сегодня на уроке научился…
Я на уроке узнал…
Мне было трудно…
Мне удалось…
-Что можно увидеть на небе ночью?(звёзды)
- Как вы думаете, с точки зрения математики, из чего состоит звезда?(из звеньев, которые соединены и образуют замкнутую ломаную)
-Сейчас вы оцените свою работу на уроке, используя звёзды.
Верхняя линия- у меня на уроке всё получилось
Средняя – испытывал иногда затруднения
Нижняя – не было настроения. Работа не удалась.
Задание на дом
| Раздел предметной области: | Тема: |
Математика. | Работа с информацией: сбор и представление информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы | Диаграммы. |
Информатика | Практика работы на компьютере: информация, её отбор и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок), их преобразование, сдание, сохранение, удаление. Освоение программ Word, Power Point. | Информационный центр. |
Цель | создать условия для осмысления нового математического понятия «диаграмма» |
Задачи | образовательная: • познакомить с разными видами диаграмм; формировать умение строить по данным, читать столбчатые диаграммы; • закреплять вычислительные навыки, применяя знание таблицы умножения и деления; • учить использовать приобретённые знания в практической деятельности развивающая: • развивать умение находить пути решения поднимаемой проблемы; • способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать посредством наблюдения и сопоставления воспитательная: • создавать положительную мотивацию путём вовлечения каждого в активную деятельность, содействовать развитию навыков совместной работы |
Планируемые результаты | Предметные: научатся: • читать диаграммы; • выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; • делать выводы Метапредметные: • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; • высказывать и обосновывать своё мнение; • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; • проявлять активность во взаимодействии; • адекватно оценивать результаты своей деятельности Личностные: • определять мотивацию учебной деятельности; • формировать адекватную самооценку |
Формируемые УУД | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление, стремление использовать математические умения в повседневной жизни. Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей; осознанно и прочно овладевать математическими умениями. Коммуникативные: уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, обосновывать этапы решения учебной задачи; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные: формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач; закладывать основы математических знаний. |
Ресурсы: | М.И.Моро, М.А.Бантова. Учебник «Математика. 4 класс» часть 1– М.: М.: Просвещение, сервис онлайн-доска Padlet, мобильные телефоны, сервис Googl форма. |
Организация пространства | Фронтальная, парная (групповая) работа |
Оборудование | цветные «значки», «маячки», ручки, вопросы для анкеты, презентация, проектор, карточки с диаграммами и рисунками (по кол-ву пар), карточки с таблицей «ДО и ПОСЛЕ» (на каждого учащегося), телефоны, карточки с задачами ВПР и ЕГЭ (А4) для каждой группы. |
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационно- мотивационный Цель: эмоциональная, подготовка к усвоению изучаемого материала | Включение в активную мыслительную деятельность с первых минут занятия. 1. Деление на группы. - Прежде чем начать урок, разделимся на группы. Выберите «значок» того цвета, который вам нравится из предложенных, и займите места у «маячков» такого же цвета. На столе коробочки со «значками» 4-х цветов: синий, красный, желтый, зеленый. 2. Тихо садитесь. Прочтем девиз сегодняшнего немного необычного урока: Думать - коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! И открытия нас ждут обязательно! - А какие открытия можно совершить на уроке математики? - Сегодня, сделав математические открытия, мы сразу же попробуем их применить на практике. | Настраиваются на предстоящую работу в классе. Читают и произносят слова в парах (группах) Прикрепляют полоски со словами на доску Включаются в беседу, отвечают на вопросы . | Умение оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других |
II. Актуализация знаний МАТЕМАТИКА 3. Самоопределение к деятельности. Коллективная работа | Организует актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. - Математический диктант (Если вы согласны с высказыванием ставите «+», если нет «-«) затем мы проверим вашу работу. Если 90 разделить на 3, получится 30(+) Произведение чисел 120 и 2 равно 240(+) Если 300 увеличить в 3 раза, то получится 600(-) 520 больше чем 120 на 400(+) Частное чисел 420 и 2 равно 220(-) Разность чисел 500 и 230 равна 270(+) Сумма чисел 450 и 70 равна 530(-) Взаимопроверка. Проверка по трафарету Интересна и важна Математика – страна, Потому что всем, кто хочет Дарит знания она. - Дети, скажите, а математика просто дарит нам знания?(нет, мы их всегда сами открываем) - Какие же знания мы откроем сегодня на уроке? Итак, вам предстоит совершить первое открытие. Разгадайте слово и определите тему уроков. Для этого сначала найдём значения выражений. 946-46+82= 982(А) (На ДОСКЕ) 26∙3-18= 60(Г) 4+96:2= 52(А) 80:16∙9= 45(И) 260+70= 330(М) 482-60= 422(М) 560:7∙4= 320(А) 8∙8-6∙7= 22(Д) 210:7:6+69=74(Р) - На какие группы мы можем разделить полученные значения выражений?(на двухзначные и трёхзначные) - Назовите самое большое среди них трёхзначное число.(982) - что вы можете рассказать об этом числе? -Запишите в порядке возрастания полученные результаты и прочтите слово, которое у вас получится. - Кто сможет назвать тему нашего урока?(Диаграммы) | Находят значение выражений, применяя знания таблицы умножения и деления, расставляют ответы на полосках и составляют слово ДИАГРАММА, формулируют тему. | Уметь определять тему и цель урока с помощью учителя Уметь работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Уметь слушать мнения своего товарища Принимать информацию в различной форме. |
Работа по учебнику | - - Какая задача стоит перед нами на уроке?(узнать, что это такое, учиться их читать и строить) 4. Работа по теме урока. - А может кто из вас знает, что такое диаграмма? Диагра́мма — графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Вконце учебного года вам будет предложено выполнить Всероссийскую Проверочную Работу, а в старших классах – ЕГЭ, где нужно показать умение извлекать информацию из диаграммы. Я предлагаю вам проверить свои силы и выполнить некоторые из них. Бывают диаграммы? (линейные, круговые, столбчатые) Сегодня мы будем говорить о столбчатых диаграммах, будем учиться их строить и читать. Посмотрим на диаграмму и попробуем сравнить массы животных. Стр.16 - Как вы думаете, масса какого животного самая большая, самая маленькая? - Как вы это узнали? ( чем выше столбик, тем масса больше, чем ниже столбик, тем масса меньше) - Чему равна масса утки?(3 кг) - Как узнали? -- Как это показано на диаграмме? - чему равна масса щенка?(8 кг) _ Как узнали? Как это показано на диаграмме? - Чему равна масса зайца? (4кг) №81 Посмотрите на диаграмму и скажите, в каком классе больше всего детей?(во 2) - В каком классе меньше всего детей?(в 4) -Что можно сказать о количестве детей в 1 и 3 классах?( их поровну, т. к. высота столбиков одинаковая) - Назовите масштаб рисунка.(1кл-4 человека) - Как узнать сколько детей учатся в 1 классе?(24) - Сколько человек во 2 классе?(28) Как узнали? -Сколько в 3 и 4? По аналогии. _ Сделайте вывод, что же можно узнать по диаграмме? ( количество человек в каждом классе, на сколько в одном классе учеников больше, чем в другом) | Работают по таблице «ДО и ПОСЛЕ». Определяют границы собственного знания и незнания (колонка «ДО») Обсуждают план выхода из создавшейся ситуации. | Развивать логическое мышление. Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. Формировать собственное мнение и позицию. |
IV. Открытие нового знания Цель: знакомство с новыми понятиями Закрепление изученного Самостоятельная работа Рефлексия | А сейчас вы попробуете сами построить диаграмму И поможет нам в этом учитель информатики Рыканцева С.А. (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ) Работа на интерактивной доске - Чему равен масштаб на данной диаграмме?(2 кг) - Расставьте овощи по массе над соответствующими столбцами. 4 кг-КАПУСТЫ 8кг—МОРКОВИ 12кг-ТЫКВЫ 10кг-КАРТОФЕЛЯ 6 кг-СВЁКЛЫ -Продолжаем работать по учебнику № 82 - Рассмотрим диаграмму. - Кто догадался, как можно определить МАСШТАБ данной диаграммы?( по последнему столбику) Работа в группах Заранее опросить детей Я сегодня не просто так провела у вас опрос - Сейчас будем работать в группах. У каждой группы было своё задание для проведения опроса. Сейчас каждая группа должна представить данные исследования на диаграмме. Вспомним, чтобы составить диаграмму, надо сначала задать что? ( Масштаб) - Работаем. 1. Любимое время года. 2. Любимые школьные предметы. 3.Любимые напитки. 4. Любимые игры. - Попробуем прочитать получившиеся диаграммы. Оценим работу групп. - Молодцы, великолепно справились с заданием-Что вы можете сказать о телепрограммах, которые смотрят зрители? - А кто знает, где ещё можно встретить диаграммы? Люди каких профессий работают с диаграммами, умеют их читать?(врачи, метеорологи, астрономы, географы) Самостоятельная работа У Игоря три альбома с фотографиями, у которых обложки зелёного, красного и синего цвета. Он сосчитал количество фотографий в каждом альбоме и записал данные в таблицу. зелёный | 35 | красный | 20 | синий | 30 | Затем он начал изображать данные, записанные в таблице на следующей диаграмме: Закончи построение диаграммы. -Попробуем составить по данной таблице задачу и решить её. 35+20=30=85(ф) - Мы на протяжении всего урока учились читать, строить столбчатые диаграммы РЕФЛЕКСИЯ Я сегодня на уроке научился… Я на уроке узнал… Мне было трудно… Мне удалось… -Что можно увидеть на небе ночью?(звёзды) - Как вы думаете, с точки зрения математики, из чего состоит звезда?(из звеньев, которые соединены и образуют замкнутую ломаную) -Сейчас вы оцените свою работу на уроке, используя звёзды. Верхняя линия- у меня на уроке всё получилось Средняя – испытывал иногда затруднения Нижняя – не было настроения. Работа не удалась. Задание на дом | Отвечают на вопрос, или используя Интернет (телефон), находят значение слова «диаграмма». Приводят примеры, основанные на жизненном опыте. Дети учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве. По сигналу передают листок по кругу группам, которые проверяют и оценивают работу друг друга - ставят «+» (цвет группы). Листок возвращается в группу. Высказывают и обосновывают свое мнение. Подводят итог и оценивают работу друг друга. Анализируют и делают вывод о том, какие виды диаграмм представлены: столбчатые (гистограммы), кольцевые, круговые | Умение извлекать необходимую информацию из текстов; устанавливать причинно-следственные связи; развивать логическое мышление. Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; адекватно воспринимать оценку своей работы. Приходить к решению в спорных вопросах; уметь высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий; -умение формулировать свои мысли в устной форме. Формировать собственное мнение и позицию; проявлять интерес к изучаемому предмету. |
| | | |