СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по музыке и ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой интегрированный урок по музыке и ИЗО

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по музыке и ИЗО»

Интегрированный урок по музыке и изобразительному искусству.

Тема: «Пейзаж в музыке и в изобразительном искусстве.»


Подготовила:

учитель изобразительного искусства

Тодозакова В.И.




Тема: «Пейзаж в музыке и в изобразительном искусстве.»


Тип урока   комбинированный с применением ИКТ

Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Оборудование урока:
а) для учителя: компьютер; бумага, гуашь, кисти, стакан с водой;

б) для учащихся: бумага формата А5, кисти, стакан с водой, гуашь, тряпочка. 
Зрительный ряд: работы художников 
Музыкальный ряд: Антонио Вивальди альбом «Времена года» 
Технологии: здоровьесберегающие технологии (физминутка); информационно – коммуникативной технологии; технологии деятельностного мышления; 
технологии проблемного обучения.

Цель урока: раскрыть взаимосвязи и взаимодействия двух искусств -  музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере произведений живописи и концерта Антони о Вивальди «Времена года».

Задачи урока:

Воспитательные:

Обогатить духовный мир учащихся.

Обучающие

Отразить, посильными для данного возраста средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира.

Формировать навыки передачи настроения с помощью цвета и музыкальной тональности.

Знакомить с выдающимися мировыми произведениями музыки и живописи.

Развивающие

Развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом.

Развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

• повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

• ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

• развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

• духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

• развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

• вырабатывать способность различать способ и результат действия;

• в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

• развивать способность смыслового восприятия музыки и произведений живописи.

• осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

• задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

• адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности


Этапы урока:
1.Организационный этап.

2. Постановки цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Актуализация знаний.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5. Первичная проверка понимания.

6. Физминутка

7. Проверка знаний.

8. Творческая практическая деятельность
9. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока:

1.Организационный этап.

Звучит музыка из альбома «Времена года» А.Вивальди. На фоне музыки прочитать отрывки из стихотворений:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.


Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.


Что ты мне подаришь, лето?
- Много солнечного света!
В небе радугу-дугу!
И ромашки на лугу!


Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на партах раздаточного материала и материала для творческой работы).

Класс разделён на четыре группы.

Прослушав музыку, стихи, произведения живописи, вы наверно, догадались и можете назвать тему сегодняшнего урока.

2. Постановки цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Назовите пожалуйста цели нашего урока?

Урок музыки и изобразительного искусства пройдут сегодня в необычной для вас форме - как единое целое, состоящее из двух искусств: музыки и изобразительного искусства. Сегодня мы попробуем два искусства соединить воедино. Такие уроки называются интегрированными.

Рефлексия. С помощью музыкальных ноток и кисточек, оцените, покажите зеленым цветом - все понятно, желтым есть затруднения, красным ничего не понял)

3. Актуализация знаний.

Весна, лето, осень, зима – времена года, радующие нас каждое по-своему и в свое определенное время. У каждого из нас есть свое любимое время года, в котором нам комфортно и спокойно. Мы испытываем к ним различные чувства, эмоции, мысли.

Во все времена красота природы вдохновляла и художников, работающих красками, поэтов, работающих словом и композиторов, умеющих передавать красоту окружающей природы звуками.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Знакомство с творчеством Антонио Вивальди

Итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта - кончерто гроссо, автор около 40 опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Одними из наиболее известных его работ являются четыре скрипичных концерта «Времена года», входящие в состав цикла «Спор гармонии с изобретением». 

  • Родился: 4 марта 1678 г., Венеция, Венецианская республика

  • Умер: 28 июля 1741 г. (63 года), Вена, Габсбургская монархия

5. Первичная проверка понимания.

Задания по музыке

1) Вам задание, определить какое второе название дал композитор каждому месяцу. Групповая работа в таблицах, обоснуйте свой выбор. Почему вы так решили?

2) Если б вы были композиторами, какую музыку сочинили бы используя музыкальные средства выразительности (работа в таблицах)

А сейчас давайте послушаем, как композитор Антонио Вивальди, выражает свои чувства в своих произведениях.

Совпадают ли ваши ответы, подходят ли ваши музыкальные средства музыке Чайковского?

Рефлексия. С помощью музыкальных ноток и кисточек, оцените, покажите зеленым цветом - все понятно, желтым есть затруднения, красным ничего не понял)

6. Физминутка.

Представьте. Что вы дирижеры оркестра, дирижируем под музыку Антонио Вивальди

7.Природа – это универсальный и прекрасный мир, который вдохновляет поэтов и писателей, художников и музыкантов на создание неповторимых образов времен года. Они передают свои чувства через слова, звуки, цвета

Тема «времен года» остается актуальной в искусстве на протяжении многих веков? Или почему человек в своем художественном творчестве обращается к темам природы вообще и к теме «времен года» в частности

А что такое пейзаж? Какие виды пейзажей вы знаете?

Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.

Природа наделялась определенным философским смыслом: смена времён года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни, и в таком аспекте весна, то есть пробуждение природных сил, олицетворяла начало и символизировала юность, а зима - конец пути - старость.

Мы также наблюдаем сходство в словесной характеристике музыкальных и художественных произведений. Например: «героические образы живописи и музыки», «картины спокойной, мирной природы и умиротворённый лирический характер музыки».

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества. Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя – художника.

Предлагаю перенестись в 14 век. Мы видим картину художника Джузеппе Арчимбольдо – самую оригинальную версию «Весны» из всех сезонных когда-либо созданных 4 времен года. Мы видим образ розовощекой, цветущей, созданной из цветов весны, она дышит землей, пашней, свежестью.

Вспомним лучшие произведения русских художников-пейзажистов, в которых они изображали замечательное время года (И.И. Левитан. Золотая осень, Весна - большая вода, Осенний день. Сокольники, Шишкин, Саврасов и т. д.).

Вопросы для контроля по ИЗО

8.Творческая практическая деятельность

Ребята, очень важно заботиться о красоте целого, передаче своего отношения к изображаемому любимому времени года. Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Постарайтесь умело использовать цвета акварельных красок и гуаши.

Задача каждой группы состоит в выполнении полиптиха (4 иллюстрации, объединенные одной темой и общим сюжетом) на тему «Времена года».

Можно использовать нетрадиционные техники рисования: Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка), или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).

Демонстрация последовательности работы над  правильностью выполнения задания
Варианты задания

Реалистический пейзаж времени года.

Пейзаж через фигуру человека

Портрет-образ времени года

Самостоятельная работа учащихся над творческой композицией.

Во время работы наблюдать за качеством выполнения и своевременно переходить к цветовому решению композиции

9.Итог урока. Рефлексия

На доске каждая команда в конце урока вывешивает работы, на которых совместно и индивидуально нарисовано, все то, что свойственно определенному времени года.

Очень хорошо, сегодня на уроке мы учились с помощью цвета передавать общее состояние природы осенью, зимой , летом и весной; слушали стихи , музыку , рассматривали пейзажи художников . Музыка , живопись, поэзия, используя различные средства изображения (слово , звук и цвет) , способны передать разные состояния пейзажа : грусть , печаль , праздничность , торжественность .И рассматривая Ваши работы нам кажется нам удалось передать времена года в красках

Но чтобы природа радовала нас, давайте будем ее беречь и любить!

Спасибо Вам, ребята, за подготовку к уроку, участие, активность!

Исполнение песни « Кто добрее всех на свете»









































Приложение

Оценочный лист ученика _______________

_______________________________________

п\п

Критерии+/-


1

Знаю тему урока

 

2

Знаю цель урока

 

3

Могу работать по плану

 

4

Умею работать с таблицей



5

Сам могу составить вопрос

 

6

Умею работать в группе

 


7

Могу доказать свои высказывания

 


8

Могу оценить свою работу на уроке

 


9

Могу оценить работу своих товарищей

 


10

Могу сказать что урок прошел с пользой

 
















Задания по музыке.

1.

Декабрь

Январь

Февраль

Святки

У камина

Масленица

Март

Апрель

Май

Песня жаворонка

Подснежник

Белые ночи

Июнь

Июль

Август

Баркарола

Песня косаря

Жатва

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Охота

Осенняя песня

На тройке


2.

Февраль «Масленица»

Динамика – сила звучания

F – форте (громко)

P – пиано (тихо)

Лад – настроение в музыке

Мажор –весело

Минор - грустно








Июнь «Баркарола»

Динамика – сила звучания

F – форте (громко)

P – пиано (тихо)

Лад – настроение в музыке

Мажор –весело

Минор - грустно








Май «Белые ночи»

Динамика – сила звучания

F – форте (громко)

P – пиано (тихо)

Лад – настроение в музыке

Мажор –весело

Минор - грустно








Сентябрь «Охота»

Динамика – сила звучания

F – форте (громко)

P – пиано (тихо)

Лад – настроение в музыке

Мажор –весело

Минор - грустно








Вопросы для контроля по ИЗО

1. К какому виду искусства относится понятие « лессировка»:

а) живопись б) графика в) архитектура

2. В каком жанре работали художники А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан:

а) натюрморт б) пейзаж в) портрет

3. Жанр живописи или графики, в котором основной предмет изображения – природа:

а) портрет б) пейзаж в) натюрморт

4.Лирический пейзаж – это:

а) пейзаж, который изображает скромные уголки природы;

б) зимний пейзаж; в) пейзаж с изображением людей.

5 Чтобы изобразить пространство надо знать, что по мере удаления цвет изменяется. Как?

а) темнеет б) светлеет в) теряет насыщенность; г) приобретает насыщенность

д) становится контрастным ; е) теряет контрастность


Ответы на вопросы по ИЗО


  1. а ; 2. б ; 3. б ; 4. а ; 5. б, в, е .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!