СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по теме "Природные источники углеводородов. Нефть"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Природные источники углеводородов. Нефть"»

Технологическая карта урока

«Природные источники углеводородов. Нефть».

Класс: 10 класс

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Основная технология: технология проблемного обучения

Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний на основе системно-деятельностного подхода.

Раздел химии «Углеводороды. Природные источники углеводородов».

Тема урока: «Нефть».

Цель: углубление представлений о материальном единстве и возможности познания окружающего мира;

формирование комплекса знаний о нефти;

Задачи:

Образовательная: изучить состав нефти, способы ее переработки, состав нефтяных фракций, применение нефтепродуктов.

Воспитательная:

1. продолжить формирование умений анализировать, сопоставлять данные опыта с теоретическими знаниями.

2.продолжить формирование навыка работы с источниками информации.

Развивающая:

1. развивать знания о комплексном использовании сырья.

2. формировать черты социально-направленной личности учащихся, бережное отношение к окружающей среде.

3. развивать логическое и творческое мышление, самостоятельность учащихся через преодоление проблемной ситуации

Предметные результаты:

  • определить отличительные признаки процессов переработки нефти, проанализировав лабораторный опыт;

  • классифицировать способы переработки нефти по различным признакам;

  • привести доказательства целесообразности использования методов переработки нефти

Метапредметные результаты:

  • осознать ограниченность собственного знания, выделить проблему и цель через выполнение задания на анализ результатов лабораторного опыта;

  • анализировать при парной работе информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой и видеоинформации в символы, схемы;

  • провести контроль, оценку и коррекцию знаний по определению видов переработки нефти;

  • выразить в ходе рефлексивной деятельности свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Критерии достижения цели урока:

обучающийся знает: понятие «нефть», её способы переработки и области их применения; меры борьбы против нефтяных аварий;

умеет: называть свойства нефти и виды нефтепереработки.


Методы обучения:

  1. Метод постановки проблемы: побуждающий от проблемной ситуации к поиску

  2. Метод поиска решения

Учебник: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гагара и др. Химия. 10 класс. Базовый уровень. М.: Вентана-Граф, 2011.

Материально-техническое обеспечение:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, Internet;

- карточки с контекстными заданиями для индивидуальной и групповой работы;

- тексты с информацией;

- лабораторный опыт;

- карты «Топливная промышленность мира», «Полезные ископаемые мира», статистический материал из справочника география в таблицах и цифрах, коллекция «Полезные ископаемые», атласы по географии 9 и 10 класс.

- Энциклопедический словарь юного химика/Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1982.

- Экология родного края / Под ред. Т.Я. Ашихминой. – Киров: Вятка, 1996.

Этапы урока


Время

Деятельность

учителя


Деятельность

учащихся


Универсальные учебные действия

(УУД)

1.Организационный

момент





0,5 мин


Приветствие.

Добрый день, ребята, уважаемые коллеги.

У нас сегодня необычный урок.

У нас на уроке гости.

Я думаю, что у нас всё получиться и изученный материал будет важен для каждого, потому что

«С малой удачи начинается большой успех»





Личностные:

1.осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

2.постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

3.осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.


2. Актуализация

3 мин

1. «Интеллектуальный штурм»

Учитель показывает формулы органических соединений – УВ (слайд 2)

  • Что общего в формулах?

  • Как называются эти вещества?

(слайд 3)

  • Встречаются ли УВ в природе?

(слайд 4)

Учитель зачитывает название раздела органической химии «Природные источники углеводородов» (слайд 4)

  • Каковы источники УВ? (слайд 5)

Учитель читает стихотворение и предлагает учащимся определить «О каком природном источнике углеводородов идет речь в стихотворении?»

Под землёй и под водой

И под вечной мерзлотой,

В золотых песках пустыни-

Спрятан ценный клад земной!

Эти углеводороды

Добывают круглый год,

И потом трубопроводом

Отправляют на завод.

Отделяют керосин,

Битум, газ, мазут, бензин.

Из мазута, между прочим,

Получают парафин.

Знают все и стар, и млад,

Чем так ценен этот клад,

Кто сокровищем владеет-

Просто сказочно богат! (слайд 5)

Нефть - это вещество, которое величают «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Она создала новую отрасль промышленности, она же породила ряд экологических проблем.


1. «Интеллектуальный штурм»


Фронтально отвечают на вопросы и определяют тему раздела

«Природные источники углеводородов»


























Учащиеся определяют источник, отвечают на вопрос (НЕФТЬ) и называют тему урока (слайд 5)

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Познавательные: способность анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
























3. Целеполагание и мотивация




































4 мин






























  • Создание проблемной ситуации и ее решение.

Учитель: Опираясь на личный опыт, определите, к какой проблеме имеют отношение ключевые слова: нефть, топливо, ценные продукты, сырьё (слайд 6)

Есть высказывание одного из великих химиков по данной проблеме «Нефть – не топливо, топить можно и ассигнациями» (слайд 6).

«Нефть - эффективное топливо или сырьё для получения ценных продуктов?» (слайд 7)

Сегодня на уроке мы попытаемся

при изучении темы решить данную проблему. Для этого предлагаю выдвинуть гипотезу: предположим, что на свойствах нефти основано ее применение.

Учитель: Как вы считаете, какие вопросы необходимо рассмотреть?


  • Учитель предлагает сформулировать цель урока.

Цель: Изучить состав нефти, месторождения, физические свойства, способы добычи и переработки, применение (слайд 8)

Учащиеся ставят

проблему совместно

«Нефть - эффективное топливо или сырьё для получения ценных продуктов?» и выдвигают гипотезу для решения

проблемной ситуации (отвечают на вопросы учителя)



Составляют план изучения темы совместно с учителем и формулируют цель урока

«Изучить состав нефти, месторождения, физические свойства, способы добычи, транспортировки, переработки и применение».






Регулятивные:

1. формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

2. формировать умение составлять план решения проблемы.

Познавательные:

1. формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3.выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

1. формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

2. формировать умение слушать и понимать речь других людей.





4. Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин

+15 мин

Учитель: для решения поставленной задачи вы будете работать в группе по заданиям, заполняя пункт в опорном конспекте в течение 10 минут (правила работы в группе), далее мы заслушаем сообщение каждой группы учащихся по изучению материала темы «Нефть»

Учитель: итак, заслушаем сообщения групп по результатам их совместной работы, по ходу выступление другие группы заполняют опорный конспект (слайд 9-24)

Решение проблемной ситуации - работают с различными источниками информации в группе, выполняют задания по карточке и заполняют опорный конспект (каждый вклеивает в тетрадь)

Выступление групп учащихся и заполнение опорного

конспекта

Регулятивные: планирование учебной деятельности при выполнении устных и письменных заданий

Коммуникативные:

1. формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

2. формировать умение слушать и понимать речь других людей.

Познавательные:

1. формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой;

2. формировать умение, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы).


5.Первичное закрепление учебного материала


3 мин

Самостоятельная работа.

Учитель просит выполнить задание в группах по закреплению новых знаний и способов действий с самопроверкой и устным опросом по результатам работы (слайд 25-26).




Выполнение заданий в группах на закрепление новых понятий с самопроверкой

Регулятивные:

1. контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

2.формировать умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные:

2.формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение работать в паре


6.Информация о домашнем задании











0,5 мин

Поясняет дифференцированное домашнее задание (карточка)


Слушают и осознают дифференцированное домашнее задание на опорном конспекте





Личностные: смыслообразование - осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.


7.Рефлексия



4 мин

Подведем итоги нашей работы.

Информация урока вам пригодится в будущем и где?

Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?

Как вы считаете, достигли ли мы цели?

А теперь оцените свои знания и свою деятельность на уроке:

1. знаниевая рефлексия.

  • Я знаю понятия …

  • Я умею …

  • У меня есть вопросы …

(слайд 27)

2.деятельностная рефлексия.

Оцените свою работу на уроке, выполненив рефлексивный тест.

Рефлексивный тест

1. Как я усвоил материал?

А) Получил прочные знания;

Б) Усвоил учебный материал частично;

В) Мало что понял, надо поработать еще.

2. Как я работал?

А) Активно отвечал на вопросы;

Б) Приводил примеры;

В) Просто слушал.

3. Как работал класс?

А) Дружно, совместно разбирали материал;

Б) Не все активно участвовали в обсуждении;

В) Тема неинтересная, много непонятного.

Отвечают на вопросы и делают вывод по уроку










Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Личностные:

1.способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

2.адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.