СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по теме "Вулканы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок в 7 классе по русскому языку, географии, истории по теме "Последний день Помпеи"

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по теме "Вулканы"»

МКОУ «Басовская основная общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»



Открытый интегрированный урок по географии, русскому языку, истории

по теме:

«Вулканы. Прошлое и настоящее»

(2 часа- 90 минут)



5,6,7 классы

Учитель географии Халина Л.М.

Учитель русского языка Брежнева Т.А.

Учитель истории Сотникова В.А.



Цель урока по географии:

- Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения, значении.

- Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры.

- Продолжить обучение приёмам работы с картой.

- Закрепить умение определять географические координаты.

- Воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.



Цель урока по истории: воспитание у учащихся интереса к истории как науки через межпредметные связи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у обучающихся самостоятельности, внимания при работе с историческим источником, при поиске ошибок .



Цель урока по русскому языку: подготовка к сочинению по картине

Карла Брюллова «Последний день Помпеи».



Задачи урока: 1)подготовить учащихся к написанию сочинения;

2) способствовать формированию языкового и художественного вкуса;

3) помочь понять идею картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»,

4)обучать умению описывать внешность и состояние человека;

5)содействовать нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.







Формирование познавательных УУД:

1.Давать определение понятиям: кратер, жерло, очаг вулкана ,лава.

2.Устанавливать причинно-следственные связи.

3.Формировать логическое мышление.

4.Делать классификацию вулканов ,объяснять явление вулканизма.

5.Уметь сравнивать ,обобщать, делать выводы .

Формирование регулятивных УУД:

  1. Учить целеполаганию -ставить цели урока.

2.Уметь самостоятельно контролировать свое время.





Коммуникативные УУД:

Формирование личностных УУД:

1Формировать экологическое сознание.

2.Учить задавать вопросы и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопощь.

3.Учить работать в парах.

4.Учить делать самооценку выполненных заданий.



Оборудование: физическая карта полушарий, таблица «Вулкан»,картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»,видеофильм о вулкане Везувий, слайды о вулканах., компьютер ,проектор, детская географическая энциклопедия, коллекция магматические горные породы, выставка литературы о вулканах, иллюстраций, атласы, контурные карты, стенд «Сегодня на уроке».

Тип урока : «Усвоение новых знаний»





Ход урока

1.Организационный этап.

Учитель географии: Ребята, на каком материке мы живем? А на какой равнине? Да, место, где мы живем - это благодатный край во всех отношениях. Мы живем и не боимся, что с нами случится что-то из-за таких грозных явлений, как наводнение, сели, тайфуны, цунами, землетрясения, засухи ,вулканизм.

А ведь на нашем материке есть места, люди живут и боятся за завтрашний день, чтобы завтра не случилось что-то. Какие это места? Ответы учащихся.

Показ ролика о вулканах ( 3-4 минуты), (худ. фильм)

Учитель географии читает загадку о вулканах.

Я извергаю пепел, камни, лаву.

Я в гневе сотрясаю все вокруг

И выгляжу при этом величаво!

Что я такое, догадайся, друг?

Учитель: Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? ( Ученики высказывают свое мнение.) Учитель говорит, что урок будет необычным:2часа,3 предмета будут совмещены в одном уроке.

А как вы думаете, каковы цели этого урока? Учащиеся высказывают свои мнения, а каждый учитель обобщает и четко формулирует цели трех предметов и показывает их на экране.

Учитель географии: Применяя все свои знания и умения, формы и методы работы, мы будем решать поставленные цели. Откуда произошло название вулкан?

Подготовленный учителем истории Сотниковой В. А. ученик рассказывает о происхождении слова «вулкан» из древней мифологии

Учитель географии: - А что вы знаете о вулканах? (Показ слайдов о вулканах, коллекции магматических горных пород.) Чтение учителем русского языка Брежневой Т. А. отрывка из книги «Огненное ожерелье»

Учащиеся высказывают свое мнение и приходят к выводу: вулканы – это окна в глубины земли.

Самостоятельная работа в группах по классам. (Задания прилагаются.) Затем проводится самооценка и

заполнение оценочного листа. Учащиеся 5-6 кл. читают текст учебника 6 кл . и находят ответ на вопрос: «Какова причина образования вулканов?» , 7 кл. работает со схемой-мозаикой «Строение вулкана»

Учитель: Вулканы образуют два сейсмических пояса (Европейско-азиатский и Тихоокеанский) Показ поясов на карте. На какие группы можно разделить вулканы? Найти ответ в тексте учебника 6 кл.

Показ на экране слайдов о трёх группах вулканов. Дополнение учителя. На Земле насчитывается 1343 действующих вулканов, большинство из них - подводные. Ежедневно происходит 20-30 извержений. Больше всего вулканов в Индонезии: 2 00, 77-действующих. В Центральной Америке есть вулкан, который каждые 8 минут извергает столб огня до 300 метров высотой. Это единственный маяк у берегов Сальвадора, он служит ориентиром морякам.

В 17 веке в Средиземном море после извержения вулкана образовался вулканический остров. Итальянцы назвали его Юлией, англичане Грехем, а испанцы – Фернандес. Пока они спорили, остров скрылся в морской пучине. В 1950 он снова появился, но через некоторое время снова исчез.

Учитель. Кто покажет на карте вулканы, обозначенные языком пламени? Ученик 7 кл. показывает их на карте и читает стихотворение «Вулканы»

Не раз вулкан Килиманджаро

Всем задавал большого жара,

А изумительный Везувий

Был для страны своей безумьем,

Дымила сопка Ключевская

И газ, и пепел выпуская,

А за компанию и Гекла

Нисколько не жалела пепла.

Быть может и страшны вулканы.

Но всё же люди как не странно

И в прошлые, и в наши дни

Гордятся, если есть они.

Учитель географии : Как называют людей, изучающих вулканы?

Ученик 7 класса читает стихотворение о вулканологах.

Мы вулкана сыны….

Кратер гремит маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня

Шлак под ногами горяч,

Бомбы дымят вокруг

В гору шаги тяжелы,

По каскам лапиллей град

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам даётся раз,

Ставим на карту жизнь!

Какое значение имеет изучение вулканов? (Даёт возможность открыть тайну образования полезных ископаемых).

Выполнение практической работы с контурными картами. Задания дифференцированы по классам. (Инструкция к заданиям прилагается.) Учащиеся проводят самооценку и отметки выносят в оценочный лист. Учитель географии. А сейчас, ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие в г. Санкт-Петербург с целью посещения Русского музея. В музее экспонируется много замечательных произведений искусства, в том числе и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», на которой изображено извержение вулкана Везувий.

Сообщение учителя истории о художнике К. Брюллове.



Рассказ ученика 7 класса о К. Брюллове

Великий Карл – так еще при жизни называли современники живописца.

Родился Б. в 1799 году в Петербурге. Профессия художника в семье была традиционной. С 1809 по 1821 год Брюллов учится в петербургской Академии художеств.

В первые десятилетия XIX века Брюллова особенно влечет портрет – жанр, считавшийся в Академии низким родом живописи. В портретах ему удается уловить и передать неповторимые черты личности, строй души, непринужденность проявления характера.

16 августа 1822 года Брюллов отправляется вместе со своим братом в Италию. Перед заграничной поездкой исконной фамилии “Брюлло” было придано русское окончание “в”.

Спустя почти год, 2 мая 1823 года, братья Брюлловы въехали в Рим. Вечный город пленяет Карла сразу и навсегда. Первое время он находится в состоянии счастливого волнения, непреходящего восторга. Италия стала для него землей обетованной. Италия была тем “прекрасным далеко”, где можно было творить.

В годы пребывания в Италии Брюллов создал около 120 портретов. Герои его портретов покоряют красотой, напряжением внутренней жизни (парадный портрет Джованины и Амацилии Пачини вошел в историю под названием “Всадница”).

Летом 1827 года, Брюллов впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел исторической картины.

Рассказ ученика сопровождается показом слайдов о художнике (Слайды прилагаются)

Доклад ученика 6 класса о Везувии.

Чтение учеником 6 класса стихотворения А.С. Пушкина «Везувий зев раскрыл….».

Учитель истории даёт историческую справку о Плинии.

Ученик 6 класса читает о Плинии.

Исследовательская работа учащихся по истории.

Учитель русского языка сообщает об истории создания картины «Последний день Помпеи»

От первой мысли о будущей картине до ее завершения пройдет 6 лет. Место действия Брюллов определил сразу – улица Гробниц, перекресток возле усыпальницы Скавра и сына жрицы Цереры (римская богиня производительных сил земли, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие). Размер полотна 456,5 на 651 см. Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашел в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту.

Слово учителя русского языка

Сейчас мы посмотрим фрагмент видеоматериала о картине, после просмотра вы ответите мне на вопрос “Какие чувства у вас вызвала картина?”.

(Видеоматериал прилагается)

Беседа по картине. Собирание рабочих материалов. (20 мин.)

(В процессе беседы основные словосочетания или отдельные слова записываются учащимися в тетрадях)

  • Рассмотрите внимательно картину. Какое настроение она у вас вызывает?

  • Нравится ли вам эта картина? Обоснуйте ответ.

  • Какие чувства вызывает картина? О чем вы думаете, глядя на картину?

  • Удалось ли художнику передать весь ужас происходящего события?

  • Какой момент запечатлел живописец?

  • Как представлен день катастрофы? (День катастрофы представлен трагически мрачным. Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, кроваво-красное зарево заливает вдали небосвод, тьму разрывают длинные, острые молнии. Грохот подземных толчков, треск рушащихся зданий, крики, стоны, мольбы оглашают воздух, и как в судный день, перед лицом смерти обнажается суть человеческой души)

  • Почему художник назвал картину “Последний день Помпеи”?

  • Как вы думаете, спасутся ли эти люди?

  • Есть ли главный герой на картине? Кто герои картины?

  • На картине изображено около 40 персонажей, которые объединены в группы. Каждая группа это своего рода “портрет чувств”. Давайте подробнее рассмотрим эти группы. В этом нам помогут ключевые слова, обозначающие чувства. Смятение и милосердие, мужество и самоотвержение, любовь, страх и корыстолюбие (слова записаны на доске).

- Что такое смятение? (Паническая растерянность, тревога; паника – неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей). Какая группа, по вашему мнению, олицетворяет это чувство?

Семья, укрывшаяся плащом, будто он может защитить от града камней, ищущая спасения в бегстве, олицетворяет собой смятение. Их взоры устремлены на небо. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку. В тот день от жара гибли и птицы, и рыбы. Даже море отступило от берегов.

- Рассмотрите группу людей, изображенных в левом нижнем углу. Что они олицетворяют? Коленопреклоненные мать с дочерьми недвижны, их вера (убежденность) в милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания) Бога так велика, что они не трогаются с места, отдавшись страстной молитве. Их взоры обращены к небу. Над ними высится мужественная фигура христианского священника, не ведающего сомнения и боязни, целиком отдавшись милости Бога.

Учитель: Подавляющее число образов в картине воплощает возвышенные чувства мужества, самоотвержения (жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага), любви.

- Рассмотрите группы людей, изображенных в правом нижнем углу. Опишите их. Какие чувства каждая из них олицетворяет?

Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели. И все же они не могут оставить друг друга. Юный жених, не слыша грохота и грома, неотрывно глядит в омертвевшее лицо невесты, на ее голове венок из роз, хотя в следующий миг смерть может настигнуть и его; тут чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.

Учитель: Гибель Помпеи в представлении Брюллова – это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста – прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы.

- Как вы думаете, почему именно женщину с ребенком, Брюллов выбрал в качестве символа крушения?

Учитель: Не все персонажи воплощают добродетельные чувства. Обратите внимание на фигуру языческого жреца, изображенного в глубине холста. Он, забыв о своей пастве, спасает свою жизнь и драгоценности. Правее изображен человек, вскочивший на коня, он мчится, не разбирая дороги и давя людей. На лестнице гробницы Скавра, в левой части картины, вор, крадущий драгоценности. Они воплощают корыстолюбие (стремление к личной выгоде, наживе, жадность), страх, бездушие (бессочувственного, живого отношения к кому-либо).

- Рассмотрите внимательно лица людей. Куда устремлены их взоры? Как вы думаете, почему большинство из них смотрит на небо?

- Найдите в левой части картины изображение женщины, взгляд которой устремлен на нас. Опишите выражение ее лица. Женщина смотрит прямо на нас. Становится даже страшно. Такое впечатление, будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами. В ее взгляде нет чувства ужаса, в нем скорбь и печаль. На голову наброшен голубой шарф. Голубой символ бессмертия, а значит, человеческой, физической смерти, цвет печали и траура.

- Обратите внимание на мужчину, изображенного за этой женщиной. Он вам никого не напоминает? Кто это? Это сам Брюллов. Он спокоен. Ловит оттенки отражения трагедии на лицах окружающих. Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма. Живописец, на глазах которого свершилось столько крутых поворотов истории, хочет показать причастность художника всех времен событиям современности.

- Исходя из всего сказанного, ответьте мне на вопрос “Чему учит нас эта картина?” Добру и мужеству. Люди могут оставаться людьми, даже когда им грозит смертельная опасность.

Композиция движения.

Учитель: Обратите внимание на то, что лица на картине похожи, а позы – разные. Главное для Брюллова – передать человеческое чувство движением. Это трудное искусство называется “пластика”. Артистична ритмика телодвижений, жестов рук. Опишите эти жесты, используя опорные словаоберегающие, обнимающие, гневно простертые к небу, бессильно падающие. Все формы поражают своей скульптурной объемностью. Кажется, фигуры можно обойти кругом. Это ощущение усиливается отчетливым контуром, охватывающим каждую фигуру.

Цвет. Свет. Какой цвет доминирует в картине? Как освещена центральная часть картины? А задний план? Ритму линий в “Помпеи” соответствует ритмическая организация цвета. Доминирующий в холсте цвет – красный: оттенки алого преобладают в одеяниях переднего плана, весь задний план картины целиком залит пылающим заревом. Центральная часть освещена холодным светом молнии, поэтому здесь главенствуют разбеленные голубоватые, зеленоватые тона.

Какова идея картины? Идея картины глубоко романтична. Брюллов стремиться выразить события через характеры, состояние чувств, через многогранные оттенки переживаний, вызванных у совершенно различных по душевному складу людей одной и той же причиной – угрозой гибели. Это романтический прием.

Ученик. Н.В. Гоголь писал: «… прекрасные фигуры у Брюллова заглушают ужас своего положения красотой… Все герои являют не просто физическое, но нравственное совершенство».

Рассмотрев картину, мы увидели не мертвых персонажей, а реальных людей с их чувствами и эмоциями.

Слово учителя.

В 1834 году в Петербурге в Академии художеств открылась выставка “Одной картины”. Выставлялась картина Брюллова “Последний день Помпеи”. А.С. Пушкин, увидев картину, был потрясен. Снова и снова поэт отходил от картины и приближался к ней. Он был настолько поражен изображенным на полотне, что свои впечатления от увиденного выразил в стихотворении «Везувий зев раскрыл…»



Работа над текстом сочинения (Составление плана сочинения). (7 мин.)

Мы с вами рассмотрели картину. Теперь необходимо составить план нашего сочинения.

- Скажите, с чего начинается сочинение? Как вы будете строить вступление к сочинению: вы будете описывать картину, рассказывать или рассуждать? Во вступлении нужно рассказать о художнике и об истории создания картины.

- Если вы будете рассказывать, то какой преимущественно тип речи вы будете использовать в этой части своего сочинения? (Повествование).

- О чем вы будете писать в основной части вашего сочинения? В основной части мы будем описывать картину.

- Следовательно, какой преимущественно тип речи будет использоваться в основной части? (Описание)

- Что должно содержать заключение? (В заключении необходимо сформулировать вывод, подвести итог всему сочинению).

1. Вступление. История создания картины.

2. Основная часть. Описание картины.

а) Какой момент запечатлел художник?

б) Описание групп людей.

в) Композиция движения.

г) Цвет и свет.

д) Идея картины.

3. Поэтический отклик Пушкина на картину.

4. Чему учит нас картина Брюллова? (Мое впечатление от картины)



Итог урока. (3 мин.)

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Как вы думаете, цель достигнута?

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового для себя вы узнали?

Домашнее задание:

география----





история------





русский язык----- написать сочинение по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи»























Карточка задания для 6 класса.

Название вулкана

На каком континенте находится

Абсолютная высота

Координаты

Действующий или потухший

1.Ключевская сопка





2. Везувий





3. Этна





4. Эльбрус





5. Гекла





6. Кракатау









Карточка задания для 7 класса.



Название вулкана

Координаты

На каком континенте

Действующий или потухший


1.Ключевская сопка





2. Везувий





3. Этна





4. Эльбрус





5. Гекла





6. Кракатау





7. Фудзияма





8. Орисаба





9. Килиманджаро





10. Котопахи






Магматические горные породы

Магнитный железняк

Гнейс

Вольфрамовая руда

Медный колчедан

Свинцово-цинковая руда

Гранит

Марганцевая руда

Хромистый железняк













Задание №1, 7 класс:

выложить мозаику-схему «Строение вулкана»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Басовская основная общеобразовательная школа Железногорского раиона Курскои области»





























Задание №1, 6 класс:

прочитать текст на стр. 51 и ответить на вопрос: « Причины образования вулкана»



Ответ на вопрос №1 , 7 класс

Кратер – вершина вулкана

идёт вглубь от кратера, по нему поднимается магма,-Жерло- до 2 и более километров

излившаяся на поверхность магма, t- 750-1250-Лава- скорость течения 300-5000м/с

Очаг магмы- расположен в глубине Земли















Оценки

5-6 ответов- «5»

4 ответа- «4»

2-3 ответа- «3»

1-2 ответов – «2»

Правильные ответы на тесты

7-землетрясениями

8- (2)

9 – (1)

10- (3)

11- (1)

12- (3)

13- (2)





Оценки

7 ответов- «5»

5-6 ответов- «4»

3-4 ответов- «3»

1-2 ответов – «2»

Задание № 2, 6 класс



Название вулкана

На каком континенте находится

Абсолютная высота

Координаты

Действующий или потухший

1.Ключевская сопка





2. Везувий





3. Этна





4. Эльбрус





5. Гекла





6. Кракатау







Оценки

5-6 ответов – «5»

4-5 ответа- «4»

3-4 ответа- «3»

Мене 3-«2»



Задание № 2, 7 класс



Название вулкана

Координаты

На каком континенте

Действующий или потухший


1.Ключевская сопка





2. Везувий





3. Этна





4. Эльбрус





5. Гекла





6. Кракатау





7. Фудзияма





8. Орисаба





9. Килиманджаро





10. Котопахи








Оценки

9-10 ответов- «5»

7-8 ответов- «4»

5-7 ответа- «3»

Мене 5- «2»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!