СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок по теме :"Жиры."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме коллективного изучения нового материала с элементами критического мышления.Дети учатся развивать умения выделять главное,сравнивать,анализировать и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«Задание для группы»

Задание для группы 2.

Так как жиры являются разновидностью сложных эфиров, то для них характерен процесс гидролиза.

Используя предложенную литературу, охарактеризуйте этот процесс с биологической точки зрения и запишите уравнение реакции на примере тристеарата глицерина.







Задание для группы 2.

Так как жиры являются разновидностью сложных эфиров, то для них характерен процесс гидролиза.

Используя предложенную литературу, охарактеризуйте этот процесс с биологической точки зрения и запишите уравнение реакции на примере тристеарата глицерина.









Задание для группы 2.

Так как жиры являются разновидностью сложных эфиров, то для них характерен процесс гидролиза.

Используя предложенную литературу, охарактеризуйте этот процесс с биологической точки зрения и запишите уравнение реакции на примере тристеарата глицерина.





Задание для группы 3.


Каждый слышал расхожую фразу – «При физической нагрузки человек сжигает жир». Выражение образное, но не лишено смысла. Объясните биологический и химический смысл выражения.

Изготовьте подобие спиртовки и пронаблюдайте процесс горения жиров.








Задание для группы 3.


Каждый слышал расхожую фразу – «При физической нагрузки человек сжигает жир». Выражение образное, но не лишено смысла. Объясните биологический и химический смысл выражения.

Изготовьте подобие спиртовки и пронаблюдайте процесс горения жиров.







Задание для группы 3.


Каждый слышал расхожую фразу – «При физической нагрузки человек сжигает жир». Выражение образное, но не лишено смысла. Объясните биологический и химический смысл выражения.

Изготовьте подобие спиртовки и пронаблюдайте процесс горения жиров.





Задание для группы 1.


Исследуйте физические свойства выданных образцов жира и заполните таблицу:

Вид жира

Агрегатное

сосотояние

Цвет

Запах

Плотность

растворимость

в Н2О

в спирте

в нашатыр.

спирте

Раститель-ное масло










Свиной жир











Вывод:





Задание для группы 1.


Исследуйте физические свойства выданных образцов жира и заполните таблицу:

Вид жира

Агрегатное

сосотояние

Цвет

Запах

Плотность

растворимость

в Н2О

в спирте

в нашатыр.

спирте

Раститель-ное масло










Свиной жир











Вывод:





Задание для группы 1.

Исследуйте физические свойства выданных образцов жира и заполните таблицу:

Вид жира

Агрегатное

сосотояние

Цвет

Запах

Плотность

растворимость

в Н2О

в спирте

в нашатыр.

спирте

Раститель-ное масло










Свиной жир











Вывод:

















































ТЕОРЕТИКИ













































БИОЛОГИ











ХИМИКИ

Просмотр содержимого документа
«Задания»






1. Как известно ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир. Предложите рецепт использования жиров для лечения какого-либо заболевания.








2. Придумайте презентацию нового жиросодержащего продукта






3. Представьте, что вы частный предприниматель в сфере торговли и собираетесь закупить оптовую партию сливочного масла. Сейчас много недобросовестных производителей, которые фальсифицируют пищевые продукты, и сливочное масло часто становится объектом фальсификации. К нему подмешивают более дешевые продукты: маргарин или растительные масла. Обнаружить подделку и доказать её можно с помощью сложных и дорогостоящих анализов. Но есть и такие признаки, которые можно обнаружить и без всяких анализов и которые должны насторожить вас при покупке. Какие это признаки?




Просмотр содержимого документа
«Инструктивная карта»

Тема: «Жиры»

Инструктивная карта

к лабораторному опыту

«Определение непредельного характера жира»



  1. Возьмите чистую пробирку.

  2. Поместите в неё 2 мл раствора KMnO4.

  3. Добавьте образец жира и 2 капли Na2CO3.

  4. Встряхните. Сделайте вывод.











Тема: «Жиры»

Инструктивная карта

к лабораторному опыту

«Определение непредельного характера жира»



  1. Возьмите чистую пробирку.

  2. Поместите в неё 2 мл раствора KMnO4.

  3. Добавьте образец жира и 2 капли Na2CO3.

  4. Встряхните. Сделайте вывод.









Тема: «Жиры»

Инструктивная карта

к лабораторному опыту

«Определение непредельного характера жира»



  1. Возьмите чистую пробирку.

  2. Поместите в неё 2 мл раствора KMnO4.

  3. Добавьте образец жира и 2 капли Na2CO3.

  4. Встряхните. Сделайте вывод.











Тема: «Жиры»

Инструктивная карта

к лабораторному опыту

«Определение непредельного характера жира»



  1. Возьмите чистую пробирку.

  2. Поместите в неё 2 мл раствора KMnO4.

  3. Добавьте образец жира и 2 капли Na2CO3.

  4. Встряхните. Сделайте вывод.









Тема: «Жиры»

Инструктивная карта

к лабораторному опыту

«Определение непредельного характера жира»



  1. Возьмите чистую пробирку.

  2. Поместите в неё 2 мл раствора KMnO4.

  3. Добавьте образец жира и 2 капли Na2CO3.

  4. Встряхните. Сделайте вывод.











Тема: «Жиры»

Инструктивная карта

к лабораторному опыту

«Определение непредельного характера жира»



  1. Возьмите чистую пробирку.

  2. Поместите в неё 2 мл раствора KMnO4.

  3. Добавьте образец жира и 2 капли Na2CO3.

  4. Встряхните. Сделайте вывод.







Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Тип урока: интегрированный урок – химия + биология

Форма урока: коллективное изучение нового материала с элементами критического мышления.

Тема урока: «Жиры»

Цели урока:

  • познавательные:

  1. рассмотреть состав и строение жиров;

  2. вспомнить классификацию жиров;

  3. изучить физико-химические свойства жиров;

  4. охарактеризовать биологическую роль жиров;

  5. сформулировать представление о способах переработки и применении жиров.

  • развивающие:

используя интегрированный подход

  1. развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, анализировать и обобщать;

  2. способствовать развитию логического мышления, коммуникативных и оценочных умений.

  • воспитывающие;

  1. формировать научное мировоззрение, целостную картину мира;

  2. развивать чувство коллективизма, ответственность при выполнении работы в группах;

  3. способствовать повышению интереса к предмету через реализацию межпредметной связи «химия – биология».

Методы и приёмы обучения:

  1. Информационно – развивающие (беседа)

  2. Репродуктивные (работа с учебником, дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы по инструкции)

  3. Словесно-репродуктивные (выполнение тестовых заданий)

  4. Творчески-воспроизводящие (подготовка индивидуальных домашних заданий)

  5. Частично-поисковые (наблюдения)



Средства обучения:

  1. учебники, дидактические задания для проверки усвоения материала;

  2. таблица по биологии «Органы пищеварения»

  3. мультимедийный комплекс

  4. набор пробирок, фарфоровая чашка, фитиль, спички, образцы жиров (подсолнечное масло, свиной жир, маргарин), держатель, KMnO4 р-р, H2O (дистил.), C2H5OH, NH4OH р-р, Na2CO3 р-р.


ХОД УРОКА.

Организационные моменты (приветствие, доклад дежурного)

Стадия вызова:

Учитель биологии: Объектом нашего исследования станет особая группа веществ.

Именно их использовал первобытный человек для освещения своих пещер.

Они придают пище приятный вкус, вместе с белками и углеводами являются компонентом здорового питания, но в тоже время имеют плохую репутацию, так как избыток или недостаток их провоцирует тяжелые заболевания ( Слайд 1) Как вы, наверное, догадались речь пойдет о … ( жирах)

Итак, тема урока «Жиры». (слайд 2)

Начнём мы с вами работу на уроке с восточной мудрости (слайд 3)

Учитель химии А теперь обратите внимание на следующий слайд (слайд 4) и попробуйте определить цели нашего урока (ответы обучающихся).

Да, вы совершенно правы, сегодня на уроке мы рассмотрим состав жиров, строение, познакомимся с их видами, исследуем некоторые свойства. Узнаем какую роль они играют в живом организме и где используются. (слайд 5)

Учитель биологии: Ну что-же приступим. Сегодня вам предстоит работать в группах. Это …. (ответ детей: ( - технологи

- биологи

- теоретики)

На столах в каждой группе лежит оценочный лист, в котором вы будете отмечать все понятные и непонятные моменты урока, а в конце нашей работы сдадите их.

Учитель химии. Давайте подумаем над вопросом. Что же такое жир? Взгляните на следующий слайд – он вам поможет (слайд 6)

Предполагаемый ответ = сложный эфир. Уточните (беседа) сложный эфир трёхатомного спирта, глицерина и карбоновых кислот. Хочу обратить ваше внимание на то , что кислоты входящие в состав жиров содержат более 10 атомов углерода – это ВКК. Их ещё называют жирными. Ну а теперь давайте сформулируем определение (ответ обучающегося). (слайд 7)

На предыдущем занятии мы рассматривали сложные эфиры. Ребята, вспомните, как называется реакция получения сложных эфиров (этерификация). Так как жиры это сложные эфиры, то может быть, попробуем составить уравнение получения тристеаратглицерина.

(ответ у доски )

Учитель биологии: А все ли жиры одинаковы? (нет = животные и растительные)

Да, вы правы, жиры можно классифицировать. (слайд 8,9)

Учитель химии. (раздаёт задания)

Теперь настало время исследовать физико-химические свойства жиров. Каждая группа получает своё задание. Выполните их, соблюдая правила техники безопасности. (работают по инструктивным картам) не забывайте вносить пометки в листы самоконтроля Группа №1. (теоретики)

Исследуйте физические свойства жиров. (агрегатное состояние, цвет, запах, плотность, растворимость).

Группа №2. (биологи) – даём литературу

Так как жиры являются разновидностью сложных эфиров, то для них характерен процесс гидролиза. Охарактеризуйте этот процесс с биологической точки зрения и запишите уравнение реакции на примере тристеарата глицерина. (на доске – уравнение)+устный ответ

Группа №3. (технологи)

Каждый слышал расхожую фразу: «При физической нагрузке человек сжигает жир». Выражение образное, но не лишено смысла. Объясните биологический и химический смысл выражения. (2 ребёнка: 1 – демонстрационный опыт,

Учитель биологии : до 19 века для освещения улиц и домов использовали китовый жир и сало. Это явилось одной из причин массового истребления редких животных.

(2-ой – объяснение биологического смысла)


Учитель биологии: Насколько эта проблема серьёзна, как правильно относиться к потреблению жиров, расскажет нам Мяснянкина К., которая работает нал проектом: «жиры – зло или благо?». (слайд 10,11) листы самоконтроля

Учитель химии. Мы знаем, что состав и строение определяют свойства вещества. Как вы думаете, в чем различие между жидким и твердым жиром? (Слайд 12) Поэтому для жиров, которые содержат остатки непредельных кислот будут характерны реакции непредельных углеводородов. Давайте вспомним их. ( - гидратация, гидрирование и т.д) из перечисленного для жиров характерен процесс гидрирования. (слайд 12)

Гидрирование растительных масел – важнейший промышленный процесс. Он стал возможен благодаря работам французского химика Поля Сабатье (слайд 13 ), который нашёл катализатор этого процесса – мелкоизмельчённый никель или платина. За это открытие в 1912г. Сабатье был удостоен Нобелевской премии. В результате этого процесса получается твёрдый эфир – саломас, идущий на изготовление маргарина и заменителей сливочного масла.

Сейчас много недобросовестных производителей и сливочное масло подделывают очень часто, добавляя к нему маргарин. Оказывается подделку можно обнаружить и без дорогостоящих анализов, в домашних условиях. Я предлагаю вам провести аналогичный опыт. У вас на столах лежат инструктивные карты, (они желтого цвета) воспользуйтесь ими.

(ответ – если раствор обесцветится – то сливочное масло качественное, если не обесцветится – то маргарин, т.к он содержит только насыщенные карбоновые кислоты.)

Помимо производства маргарина жиры используют и для производства мыла.

Так, если нагреть жир с раствором щелочи, то процесс будет необратимым и гидролиз пойдёт до конца. В результате образуются соли КК – то есть мыла, поэтому реакция называется «омыление» (слайд 14, уравнение омыления)

Кроме того жиры используют как сырье и для других отраслей промышленности.(слайд 15)

Подведение итогов урока.( оценки)

Домашнее задание.

Тест. (Слайд 16) ( если есть взаимопроверка, то напомнить про листы самоконтроля).

На предыдущем уроке вы получили несколько тем мини-проектов, желает ли кто познакомить нас с результатами своей работы.

Проект «Лекарственное применении жиров» (Клочкова К.)



Просмотр содержимого документа
«ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ»

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Фамилия, имя___________________________________


1 Важность темы

Начало занятия

любопытно




интересно




необходимо



Конец урока

любопытно




интересно




необходимо


2 Понимание темы «Жиры»

(по результатам теста)


плохо




удовлетворительно




хорошо




отлично


3 Итоговая самооценка


запомнил мало




усвоил основное




знаю


4 Оценка работы группы


Не очень активная




достаточно активная




согласованная


5 Оценка урока


скучен




достаточно интересен




увлекателен, интересен


В целом я считаю, что заработал на этом уроке оценку______________________________________        



ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

Фамилия, имя___________________________________


1 Важность темы

Начало занятия

любопытно




интересно




необходимо



Конец урока

любопытно




интересно




необходимо


2 Понимание темы «Жиры»

(по результатам теста)


плохо




удовлетворительно




хорошо




отлично


3 Итоговая самооценка


запомнил мало




усвоил основное




знаю


4 Оценка работы группы


Не очень активная




достаточно активная




согласованная


5 Оценка урока


скучен




достаточно интересен




увлекателен, интересен


В целом я считаю, что заработал на этом уроке оценку______________________________________        


Просмотр содержимого документа
«СОВЕТЫ ХИМЧИСТКИ»

1. Как можно почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто, пиджаков?

• Необходимо смочить губку раствором нашатырного спирта и потереть ею загрязненные жиром места.

2. Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов тканей?

• Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань утюгом (100 °С) через несколько слоев промокательной бумаги, приложенной с внутренней и с лицевой сторон ткани.

• С шерстяной ткани свежее пятно удаляют с помощью теплого водного раствора стирального порошка или нашатырного спирта. Застарелое пятно натирают смесью мыла с бензином (1:10), а потом чистят это место бензином.

• Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5–10 мин в раствор, состоящий из нашатырного спирта, глицерина и воды. Затем изделие промывают в теплой воде.






















































Просмотр содержимого документа
«тест»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: “ЖИРЫ”.



Вариант 1


1. ЖИРЫ – ЭТО…
а) многоатомные спирты
б) сложные эфиры
в) карбоновые кислоты

г) простые эфиры

2. КАК НАЗЫВАЮТСЯ ФЕРМЕНТЫ, РАСЩЕПЛЯЮЩИЕ ЖИРЫ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА?
а) амилоза в) липаза
б) желчь г) протеаза


3. Жиры используют:

а) при приготовлении освежающих напитков
б) для ароматизации конфет
в) для получения мыла

г) в производстве стекла


4. ПРИ КИСЛОТНОМ ГИДРОЛИЗЕ ЖИРОВ ОБРАЗУЮТСЯ:

а) глицерин и вода
б) глицерин и карбоновая кислота

в) карбоновая кислота и вода

г) глицерин и соли карбоновых кислот


5. какую функцию в клетке не выполняют липиды:

а) энергетическую

б) каталитическую

в) защитную

г) структурную








ТЕСТ ПО ТЕМЕ: “ЖИРЫ”.



Вариант 2

1. Этерификация это -

а) образование сложных эфиров и воды;

б) образование простых эфиров;

в) образование карбоновых кислот и воды;

г) образование двухатомного спирта;


2. В каком отделе пищеварительного канала происходит расщепление жиров:

а) в ротовой полости;

б) в толстом кишечнике;

в) в 12-перстной кишке;

г) в печени;


3. Какие вещества применяют в качестве пищевых продуктов:

а) сложные эфиры одноатомного спирта;

б) сложные эфиры двухатомного спирта;

в) сложные эфиры трехатомного спирта;

г) простые эфиры.


4. Жиры не растворяются:

а) в водном растворе аммиака;

б) в воде;

в) в бензине;

г) в спиртах;


5. В клетке жиры окисляются до:

а) глицерина и жирных кислот;

б) воды и углекислого газа;

в) альдегидов и спиртов;

г) одноатомных спиртов и жирных кислот;






Просмотр содержимого презентации
«презентация»

Тема урока:   «ЖИРЫ»

Тема урока:

«ЖИРЫ»

«Скажи и я забуду,  Покажи и я запомню,  Дай мне сделать самому  и я научусь…»   ( восточная мудрость)

«Скажи и я забуду, Покажи и я запомню, Дай мне сделать самому и я научусь…» ( восточная мудрость)

Цели урока Строение Классифи- кация Состав Жиры Свойства Применение Биологическое  значение

Цели урока

Строение

Классифи-

кация

Состав

Жиры

Свойства

Применение

Биологическое значение

Общая формула жиров:  C H 17 35 C H 17 35 C H 17 35

Общая формула жиров:

C H

17 35

C H

17 35

C H

17 35

Жиры –это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

Жиры –это сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

Классификация жиров растительные 1. По происхождению животные твёрдые 2. По агрегатному состоянию жидкие(масла) простые 3. По составу сложные

Классификация жиров

растительные

1. По происхождению

животные

твёрдые

2. По агрегатному состоянию

жидкие(масла)

простые

3. По составу

сложные

Жиры простые сложные 1. нейтральные жиры  (глицерин+3 молекулы жирных кислот)  фосфолипиды  (глицерин + жирные кислоты + остатки фосфорной кислоты) 2. воска  (двухатомные спирты + жирные кислоты) 2. липопротеиды  (жиры + белки) 3. гликолипиды  (жиры + углеводы)

Жиры

простые

сложные

1. нейтральные жиры

(глицерин+3 молекулы жирных кислот)

  • фосфолипиды

(глицерин + жирные кислоты + остатки фосфорной кислоты)

2. воска

(двухатомные спирты + жирные кислоты)

2. липопротеиды

(жиры + белки)

3. гликолипиды

(жиры + углеводы)

Число людей, страдающих ожирением :

Число людей, страдающих ожирением :

  • США и Мексика – 70%
  • Исландия, Люксембург, Чили – 55-65%
  • Россия – 50%
Функции жиров:

Функции жиров:

  • Энергетическая ( 1г жира = 9.1 ккал)
  • Запасающая ( при окислении 1г жира выделяется 1г воды)
  • Защитная
  • Строительная
  • Регуляторная
Химические свойства  Реакция гидрирования Триолеат (жидкий жир) Тристеарат (твёрдый жир) 9

Химические свойства

Реакция гидрирования

Триолеат (жидкий жир)

Тристеарат (твёрдый жир)

9

Поль Сабатье  (1854 – 1941 гг)

Поль Сабатье (1854 – 1941 гг)

Химические свойства Реакция омыления

Химические свойства

Реакция омыления

Применение жиров

Применение жиров

Ответы к тестовым заданиям:

Ответы к тестовым заданиям:

  • Вариант – I.
  • 1 б; 2 в; 3 в; 4 б; 5 б;
  • Вариант – II.
  • 1 а; 2 в; 3 в; 4 б; 5 б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!