
Урок подготовлен
учителем физики
Метельской И.В.
СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
в 10 классе
по теме
«Решение задач «Движение тел под действием нескольких сил»
Цели урока: осмысление практической значимости и пользы приобретенных знаний и умений по теме «Законы Ньютона. Виды сил»; создать условия для развития деятельностных компетенций через решение задач.
Задачи урока:
образовательные: сформировать умение применять знания, полученные на уроках математики для решения задач, совершенствовать умения и навыки решения задач через осмысление динамического метода;
развивающие: создать условия для развития умений изображать физическую модель, описанную в условии задачи, находить проекции векторов на координатную ось, составлять и решать уравнения, развивать графическую культуру и речевую эрудицию;
воспитательные: воспитание настойчивости и целеустремленности в овладении знаниями; создать условия для повышения интереса к углублению и расширению знаний.
Тип урока: применение и совершенствование знаний через осуществление межпредметной связи физики и математики.
Оборудование: штатив, наклонная плоскость, металлический шарик и деревянный брусок, компьютер, проектор и экран, поурочная карточка.
Содержание урока
I. Организационный этап урока.
Приветствие обучающихся.
Создание ситуации успеха: прислушаемся к этим словам!
«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток». Это слова Конфуция. Мы сегодня будем ещё и ещё раз «полировать» свои умения решать задачи по физике.
II. Мотивация учебной деятельности.
Озвучивается эпиграф к уроку
Умение решать задачи —
практическое искусство,
подобное плаванию или
катанию на лыжах, или
игре на фортепиано:
научиться этому можно,
лишь подражая избранным
образцам и постоянно тренируясь
Дьёрдь Пойа
Умения решать задачи на уроках физики – это основное условие успеха в этой науке. Но, как этого достичь без знаний математики?! Сегодня, ребята, мы в сотый раз убедимся в том, что математика – это язык физики! Опрос опорных знаний будет проведён в равносильных долях и по математике, и по физике.
III. Актуализация знаний.
Повторение опорных знаний
О чем гласит I закон Ньютона?
Формулировка II закона Ньютона и его математическое выражение.
Что такое вектор? Какие физические величины являются векторными?
Как найти проекцию вектора на координатную ось?
Обучающиеся выполняют в тетради

Что значит равнодействующая сил?
О чем гласит III закон Ньютона?
Каковы границы применимости законов Ньютона?
Чем характеризуется сила? Формула, направление и точки приложения силы тяжести Fт и веса тела P? Силы трения Fтр? Силы упругости Fупр?
Что такое система уравнений?
Упражнения на графическое изображение сил, действующих на тело в каждой конкретной ситуации (через проектор): выделить взаимодействующие тела, изобразить графически силы, действующие на тело.

Обучающиеся выполняют в тетради
IV. Применение и совершенствование знаний и умений: решение задач.
Прежде, чем приступить к основной части нашего урока, хочу ознакомить вас с алгоритмом решения задач на применение II закона Ньютона.
Работа с поурочной карточкой
Обратите внимание на алгоритм решения задач в вашей поурочной карточке.
Алгоритм решения задач на применение II закона Ньютона
Внимательно прочтите условие задачи и выясните характер движения.
Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.
Изобразите физическую модель условия задачи с изображением сил, действующих на тело и системы координат.
Запишите уравнение II закона Ньютона в векторной форме.
Найдите проекции сил, скорости и ускорения на координатные оси.
Запишите уравнение II закона Ньютона в проекциях на координатные оси.
Если в системе уравнений количество неизвестных величин равно количеству уравнений, то математически задача сформулирована и может быть решена. В том случае, когда уравнений меньше, чем неизвестных величин, нужно дополнительно записать формулы кинематических величин, исходя из физических рассуждений, и подставить их в уравнение.
Решите задачу в общем виде, т.е. решите уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины.
Выполните проверку единиц измерения.
Получите численный результат и проанализируйте его.
Попробуем реализовать данный алгоритм для решения задач!
Расчётные задачи из поурочной карточки
№1
Учитель решает задачу у доски
Автобус массой 5т, двигаясь от остановки ускоренно, прошёл 400м. Сила тяги, развиваемая двигателем, 5
103Н. Коэффициент трения 0,05. Какую скорость приобретает автобус к концу разгона?
Условие и его физическая модель представлены на экране
Дано СИ Решение
т=5т 5000кг
S=400м Движение равноускоренное, при котором
=0,05 начальная скорость равна нулю:
= 0
Fт = 5
103 Н
- ?
R = ma (в векторной форме) 
Fт + mg + N + Fтр = ma (в векторной форме)
Ох: Fт – Fтр = ma (1)
Оу: N – mg = 0 (2)
Но S =
, учитывая, что
= 0, получаем S = 
a=
(3)
Подставляем (3) в (1) и учитываем, что Fтр =
N, где N выражаем из (2). Получаем Fт -
mg =
= 
Выполняем проверку единиц измерения.
= 400
.
Ответ и его анализ: 400
.
№2
Обучающийся решает задачу у доски
Автомобиль массой 5000 кг движется равномерно с горы, плоскость которой образует с горизонтом угол 30
. Определите силу тяги, развиваемую двигателем, если коэффициент трения 0,7.
Демонстрация условия задачи и её анализ
Дано Решение
т = 5000кг Движение равномерное, значит ускорение равно нулю.
=30
Согласно II закону Ньютона:
= 0,7 R = 0
Fт - ?
Условие и его физическая модель представлены на экране
Получаем конечную формулу: Fт = mg(
cos
- sin
)
сos 30
= 0,85 sin 30
= 0,5
Выполняем проверку единиц измерения.
Fт = 5000Н =5 кН
Ответ: 5кН
№3
Обучающиеся решают задачу у доски
Рабочий тянет груз, прилагая силу, направленную под углом 45
к горизонту. Какую силу он должен приложить, чтобы сдвинуть его с места, если масса груза 100 кг, а коэффициент трения 0,5. Груз находится на горизонтальной плоскости.
Условие и его физическая модель представлены на экране
Дано Решение
=45
т = 100 кг В задаче речь идёт о том, что груз нужно сдвинуть,
= 0,5 значит ускорение равно нулю: а = 0.
Fт- ? Согласно II закону Ньютона: R = 0
Fтр + N + mg + Fт = 0 (в векторной форме)
Ох: Fт cos
- Fтр = 0 (1)
Оу: N – mg + Fт sin
= 0 (2)
Но Fтр =
N, из (2): N= mg - Fт sin 
Тогда (1) имеет вид: Fт cos
-
mg +
Fт sin
= 0 
Fт =
Выполняем проверку единиц измерения.
Fт = 476 Н Ответ: 476 Н
V. Здоровьесберегающая составляющая урока.
Сегодня на уроке мы осуществили хорошую тренировку нашего мозга. Мозг – это мышца, которая нуждается в тренировке, чтобы полноценно функционировать, в частности с возрастом. Сегодня наш мозг приобрёл навыки более эффективного решения задач с использованием динамического метода. Это хорошая зарядка!
С целью приведения мыслей в порядок я предлагаю вам сосчитать от 100 до 1 очень быстро. Это элемент умственной гимнастики.
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Ребята, сегодня вы ещё раз убедились, что математика является мощным средством для обобщения физических понятий и законов. Средством решения задач были ваши знания из математики. Математика представляет аппарат для выражения общих физических закономерностей и методов раскрытия новых физических явлений и фактов, а физика, в свою очередь, стимулирует развитие математики постановкой новых задач.
Сегодня вы были активны и получили мои оценки в тетрадях. Теперь оценим себя. Получите среднее арифметическое оценок, поставленных вам в процессе урока в тетради. Это ваша оценка за урок! Спасибо за активное участие в уроке.
Домашнее задание: повторите п. 27, 28, 34 и 36; заполните «Физический словарь»; решите задачи ПК № 4, №5.
Желаю вам удачи!
Поурочная карточка
Алгоритм решения задач на применение II закона Ньютона
Внимательно прочтите условие задачи и выясните характер движения.
Запишите краткое условие задачи, выразив все величины в единицах СИ.
Изобразите физическую модель условия задачи с изображением сил, действующих на тело и системы координат.
Запишите уравнение II закона Ньютона в векторной форме.
Найдите проекции сил, скорости и ускорения на координатные оси.
Запишите уравнение II закона Ньютона в проекциях на координатные оси.
Если в системе уравнений количество неизвестных величин равно количеству уравнений, то математически задача сформулирована и может быть решена. В том случае, когда уравнений меньше, чем неизвестных величин, нужно дополнительно записать формулы кинематических величин, исходя из физических рассуждений, и подставить их в уравнение.
Решите задачу в общем виде, т.е. решите уравнение или систему уравнений относительно неизвестной величины.
Выполните проверку единиц измерения.
Получите численный результат и проанализируйте его.
Расчётные задачи
1. Автобус массой 5т, двигаясь от остановки ускоренно, прошёл 400м. Сила тяги,развиваемая двигателем, 5
103Н. Коэффициент трения 0,05. Какую скорость приобретает автобус к концу разгона?
2. Автомобиль массой 5000 кг движется равномерно с горы, плоскость которой образует с горизонтом угол 30
. Определите силу тяги, развиваемую двигателем, если коэффициент трения 0,7.
3. Рабочий тянет груз, прилагая силу, направленную под углом 45
к горизонту. Какую силу он должен приложить, чтобы сдвинуть его с места, если масса груза 100 кг, а коэффициент трения 0,5. Груз находится на горизонтальной плоскости.
4. Автомобиль массой 5т трогается с места с ускорением 0,6 . Найдите силу тяги, если коэффициент сопротивления движению 0,04.
5. Троллейбус массой 10т, трогаясь с места, на пути 50 м приобрёл скорость 10 . Найдите коэффициент трения, если сила тяги равна 14 кН.