I.Организационный момент. | Метод: слово учителя Приём: приветственное слово учителя. - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня большая работа. Начинаем. . | Метод: слушание Приём: слуховое восприятие информации. | Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу. |
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний. | Метод: беседа - Итак, мы начинаем урок чтения. 1.-Какие две формы общения существуют? -Из чего состоит наша речь? -А из чего состоит предложение? слово? буква? 2. Поговорим про устную речь. - А любую ли речь приятно слушать? Давайте поработаем над дикцией. - проводится дыхательная гимнастика - повтор скороговорок - повтор чистоговорок: МА-МО-МА- на улице зиМА КО-КУ-КА – леплю снеговиКА - Я вам тоже предлагаю выбежать на улицу и поиграть в снежки. Я кидаю вам звук мягкий, а вы-твердый и наоборот: П′-П, Т′-Т… - С нами отдельно лепят снеговика гласные буквы, которые обозначают твердость предшествующего согласного. Назовите их. - А одна гласная буква «хитрая» (Е). Она отдельно катается на коньках. А почему? А какую гласную она взяла бы в пару, которая обозначает мягкость предшествующего согласного, отгадайте. Идет работа по «ленте букв» Метод: беседа | Приём: уч-ся отвечают на вопросы учителя. Приём: уч-ся отвечают на вопросы учителя. | |
III. Постановка темы и цели урока. | Метод: беседа - Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке сегодня? (Тема: буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м']. Цель: познакомиться с новыми буквами и звуками.) | Ученики под руководством учителя формулируют тему и цель урока. (Ответы детей.) | |
IV. Работа над новым материалом. V. Закрепление нового материала. | 1. Физкультминутка. Возьмитесь с соседом за руки. Метод: беседа Взялись за руки друзья И сказали: «Ты да я – Это мы». А между тем Получилась буква М. (А. Шибаев) - Кто знает, как называется эта буква? - Она гласная или согласная? - В какую группу букв мы её поместим? - Как вы думаете, сколько звуков обозначают этой буквой? Какие? - Сколько букв видим? - На какие группы их можно разделить? (Письменные и печатные; заглавные и строчные.) - Можно ли убрать одни или другие? - Найдите слова на плакате, в которых есть новые звуки (Мальвина, маки, смотрит, мечтает). 2. Первичное выделение нового звука. Метод: беседа Приём: Работа по учебнику с. 85. 1). Знакомство со звуками [м], [м'] в словах “дом” и “семь”. - Что изображено на рисунке? - Какой новый звук вы услышали? - Произнесите его. - Что изображено на следующем рисунке? - Какой новый звук вы услышали? - Произнесите его. 2). Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос). - Что вы можете сказать про этот звук? - Какой он? - Чем отличаются гласные звуки от согласных? | Ученик ищет плакат с новой буквой. Приём: уч-ся отвечают на вопросы учителя. Приём: первичное выделение нового звука. ДОМ [м] СЕМЬ [м'] Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым. Органы речи создают для согласных звуков преграду, а при произношении гласных звуков – преград нет. | Работа по учебнику на с. 85 |
3. Упражнение в определение новых звуков в словах: - Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [м] хлопаете 1 раз в ладоши, а звук [м'] - 2 раза: МОХ МЕДВЕДЬ ПЕНАЛ КАРМАН МУРАВЕЙ ДЕВОЧКА МАЛЬЧИК МЕТРО КНИГА СОМ МОЛОТОК САМОВАР УЧЕНИК МОСКВА МАМА | Уч-ся выполняют упражнение и на слух распознают в словах новые звуки. | |
4. Приём: чтение слогов-слияний - Найдите на слайде слоги, которые являются целыми словами (МЫ МИ УМ ЕМ ИМ). 5. Приём: Сопоставление схемы и слова. (см. приложение 1) - У вас на листочках напечатаны несколько слов и 1 схема. - Подчеркните слово, к которому дана схема и раскрасьте её. мама метро мир мышка Москва мячик - Давайте проверим, что у вас получилось. - Почему одно слово написано с заглавной буквы? 6. Работа по учебнику с. 84. 1). Приём: чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушкина - Кто автор этих строк? - Вы знакомы с этим поэтом и писателем?. - Что это за город МОСКВА, о котором А.С. Пушкин написал такие замечательные строки? - Мы с вами уже путешествовали по Москве на уроке по окружающему миру. Давайте вспомним некоторые достопримечательности столицы нашей Родины. 7. Игра « Дополни слог до слова» - Слова рассыпались. Попробуйте их собрать. | Чтение слогов-слияний и обратных из презентации. Уч-ся выделяют слова с изученной буквой. Уч-ся соотносят слова и схему, подчёркивают нужное слово и раскрашивают схему. Ответы детей Слово «Москва» - имя собственное. Ответы детей. | |
VI. Работа над развитием мышления, внимания, памяти. Итог урока | 1. Игровой метод. Антонимы. - Подберите слова противоположного значения со звуками [м], [м']. война –…. ссориться –………. быстро –…………. твёрдый-…………. глупый – ……….. большой –…….. 2. Игра «Кто догадался?» - Сейчас я попрошу тех ребят, у кого на парте прикреплены полоски взять их и выйти к доске. - У меня на столе тоже есть полоска. - А у одной девочки даже 2 полоски, а у одного мальчика целых 3 полоски. - Что же объединяет нашу группу? (В фамилиях, именах и отчествах детей есть звуки [м], [м'].) Чему сегодня научились на уроке? Чем вам понравился урок? Что, особенно, запомнилось на уроке? | Метод: слушание Приём: слуховое восприятие информации. война – (мир), ссориться – (мириться), быстро – (медленно), твёрдый – (мягкий), глупый – (мудрый), большой – (маленький). | Слушают внимательно и запоминают |