Интегрированный урок русского языка и литературы для учащихся 7 класса
Учитель: Литвишкина Галина Ивановна
Предмет: русский язык
Класс: 7 «а»
Тема: "Путешествие с причастием"
Форма: интегрированный урок русского языка
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся
Аспект «Формирование общеучебных умений и навыков школьников»
Цель урока: привести в систему знания учащихся по теме “Причастие”.
Задачи:
обучающий аспект: расширить знания учащихся по теме “Причастие”.
развивающий аспект: способствовать формированию культурных интересов и потребностей учеников, формировать навык поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление, устную и письменную речь.
воспитывающий аспект: воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, внимательное и чуткое отношение к истории русского языка, создателям словарей русского языка.
Оборудование:
ХОД УРОКА
План урока.
Организационный момент (создание мотивации на урок).
Актуализация имеющихся знаний, умений, навыков с самопроверкой домашнего задания.
Введение в тему.
Минутка здоровья
Закрепление знаний учащихся
Подведение итогов урока, рефлексия.
Домашнее задание.
Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В. Даль
1. Организационный момент (создание мотивации на урок)
Задача этапа:
обеспечение мотивации познавательной деятельности учащихся
2. Актуализация имеющихся знаний, умений, навыков
Задачи этапа:
актуализация опорных знаний и умений;
создание условий для самостоятельной формулировки учащимися темы и целей урока.
– Казак Луганский – выдуманный псевдоним писателя, составившего известный словарь русского языка. (повест., невоскл., простое, распр., ослож. прич об.)
Три ученика работают у доски (оценку выставляют консультанты):
морфологический разбор слова выдуманный,
фонетический разбор слова известный,
словарный диктант на доске (комментированное письмо с дополнительным заданием, остальные записывают в тетрадь).
Юный мичман,
Переменил много профессий,
Оттенки речи,
Величайшая сокровищница,
Своеобразная энциклопедия,
Уникальный сборник,
Подписанная псевдонимом.
Собиратель слов
Подобрать синоним к слову юный.
Отметить главное и зависимое слово в словосочетаниях.
О ком идет речь в предложении? (На дом было задано подобрать материал об этом человеке).
3. Введение в тему
1. Беседа о В.И. Дале
Задача этапа: систематизируем знания о В.И.Дале
Ученики: Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого “Толкового словаря живого великорусского языка”. Даль собирал слова. Он родился в городе Луганске в семье врача. В 17 лет окончил морской кадетский корпус, а затем – медицинский факультет в университете в Дерпте (Тарту).
За свою жизнь Даль переменил много профессий: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, но всю жизнь оставался верен своему призванию писателя. В.Даль – создатель книги “Пословицы русского народа” Это уникальный сборник, который содержит более 30 тыс. пословиц.
Учитель: Все началось у Даля случайно. Морозным мартовским днем 1819 года ехал он из Петербурга в Москву… И мы сегодня с вами совершим путешествие с причастием (учитель сообщает цель урока).
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как понять смысл этого высказывания? Что значит “причастный”?
Ученик: Имеющий непосредственное отношение к чему-нибудь.
2. Просмотр презентации “Путешествие с причастием”
Задача этапа: систематизируем знания об этой части речи, совершенствуем умения находить и выделять знаками препинания причастный оборот.
– Привет, ребята! Зовут меня Причастие, или Особая Форма Глагола. Я являюсь самостоятельной частью речи и обозначаю проявляющийся по времени признак предмета по действию. По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею вид и время, но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею род, число, падеж. Так кто же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное? Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи. Поэтому меня выгнали из семьи Глаголов и из семьи Прилагательных. Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым. Люблю много путешествовать. Порой я живу в доме с родственниками – Зависимыми Словами. Вся наша семья называется Причастным оборотом. Наши соседи – Определяемые Слова, когда на нас не сердятся, мы живем перед ними. Когда же они чем-то недовольны, то ставят нас после себя и отделяются запятой. Мне это не нравится, но что поделаешь. Когда у меня все нормально – я Действительное, при этом обозначаю признак, который создается действием самого предмета. Например: летящий самолет – это тот самолет, который летит; упавший мяч – это тот мяч, который упал. Но чаще я – Страдательное, поскольку у меня много разочарований, при этом обозначаю признак, который создается у одного предмета действием другого предмета. Например: выученный учеником урок – это урок, который выучил ученик; исписанная мальчиком тетрадь – это тетрадь, которую исписал мальчик. Я могу быть в разных формах: обычно я Полное причастие, но когда мне невмоготу, то приходится менять обличие – становиться Кратким. В таких случаях у меня меняется внешний вид. Часто не – мой приятель, находится со мной рядом, но, когда я в Краткой форме, он меня не узнает и уходит подальше. При этом я теряю в суффиксе одно “н”. У меня могут быть разные суффиксы – все зависит от времени и настроения. Самое горестное то, что порой меня бьют. В таких случаях в суффиксах над “е” появляются две точки – синяки, они долго не проходят и очень болят. |
По ходу просмотра презентации задаются вопросы:
Как образуются действительные причастия настоящего времени?
Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
Как образуются страдательные причастия настоящего времени?
Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
В каких случаях причастие пишется с не раздельно?
В каких случаях причастие пишется с не слитно?
3. Выполнение упражнений (письменно) обобщающего характера
Задача этапа: систематизируем знания об этой части речи, совершенствуем умения находить и выделять знаками препинания причастный оборот.
После просмотра презентации учащиеся письменно выполняют упражнение из учебника.Работу проверяют консультанты.
4. Минутка здоровья
5. Закрепление знаний учащихся
1. Контрольная работа по теме “Причастие”
Задача этапа:
контроль знаний, полученных учащимися на предыдущих уроках.
Ученик выбирает 1-й, 2-й или 3-й уровень сложности. Работа проверяется учителем.
1. В каком словосочетании даны “прич. + сущ.”
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Лаявшая собака; 2. волнистые волосы; 3. солнечное утро; 4. тающий снег. | 1. Дремучий лес; 2. дремлющий ребенок; 3. шершавые руки; 4. старший брат. |
2. Найдите словосочетания “прич. + сущ.”
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Слышащийся шорох; 2. слышавший шорох; 3. построенный дом; 4. движущийся обоз. | 1. Обидевшийся человек; 2. обидевший друга; 3. растаявший снег; 4. встретившиеся друзья. |
3. В каком причастии -ащ-, -ящ-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Пиш…щий человек; 2. се…щийся дождик; 3. пен…щийся поток; 4. кол…щийся предмет. | 1. Бор…щиеся спортсмены; 2. шепч…щиеся соседи; 3. стро…щийся стадион; 4. скач…щие кони. |
4. В каком причастии -ущ-, -ющ-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Леч…щий врач; 2. служ…щий чиновник; 3. тревож…щий шепот; 4. колыш…щий камыш. | 1. Вер…щий всему; 2. терп…щий боль; 3. кле…щий бумагу; 4. стел…щиися туман. |
5. В каком причастии -ем-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Колебл…мый; 2. слыш…мый; 3. множ…мый. | 1. Чита…мый; 2. вид…мый; 3. движ…мый. |
6. В каком слове -н-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Отравле…ые; 2. отправле…ы; 3. собра…ые; 4. дли…ый; | 1. Засея…ая; 2. засея…а; 3. связа…ая; 4. пусты…ый. |
7. Какие причастия пишутся с не раздельно?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. (не)отправленное письмо; 2. (не)отправленное мною; 3. (не)выполненная работа; 4. (не)замеченая ошибка. | 1. (не)проверенная работа; 2. (не)проверенная учителем; 3. (не)скошена трава; 4. (не)прочитанная книга. |
8. В каком предложении есть причастный оборот?
1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
2. Расчищенная дорожка вела к морю
3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с леревьев листья
4. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
9. Расставь знаки препинания.
Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой. Грэй лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду. Неизвестный художник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Розовые тени скользили по белизне матч, все было белым, кроме раскинутых парусов цвета голубой радости. Охотник смотревший с берега долго протирал глаза. (А.Грин)
10. Собери предложения.
1. К выбегающая мостиком дорожка из кончается густой пруду зелени парка.
2. Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится.
3. Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.
1-й уровень: можешь работать только с первыми двумя примерами в заданиях 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
2-й уровень: выполняешь задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
3-й уровень: успехов в выполнении всех задании!
6. Подведение итогов урока, рефлексия
Задачи этапа:
-анализ и оценка работы учащихся на уроке;
- формулировка учащимися итогов урока: достижение цели
О чем шла речь сегодня на уроке?
Что запомнилось больше всего?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
С каким настроением вы уходите с урока?
О чем будете рассказывать дома?
7. Домашнее задание
Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Составить презентацию по теме урока (на выбор) в виде алгоритма, схемы, таблицы, стихов, сказок, сценариев, кроссвордов.
Составить презентацию.
Самостоятельно составить словарь терминов по теме “Причастие”.
Приложение
Контрольная работа по теме “Причастие”
1. В каком словосочетании даны “прич. + сущ.”
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Лаявшая собака; 2. волнистые волосы; 3. солнечное утро; 4. тающий снег. | 1. Дремучий лес; 2. дремлющий ребенок; 3. шершавые руки; 4. старший брат. |
2. Найдите словосочетания “прич. + сущ.”
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Слышащийся шорох; 2. слышавший шорох; 3. построенный дом; 4. движущийся обоз. | 1. Обидевшийся человек; 2. обидевший друга; 3. растаявший снег; 4. встретившиеся друзья. |
3. В каком причастии -ащ-, -ящ-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Пиш…щий человек; 2. се…щийся дождик; 3. пен…щийся поток; 4. кол…щийся предмет. | 1. Бор…щиеся спортсмены; 2. шепч…щиеся соседи; 3. стро…щийся стадион; 4. скач…щие кони. |
4. В каком причастии -ущ-, -ющ-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Леч…щий врач; 2. служ…щий чиновник; 3. тревож…щий шепот; 4. колыш…щий камыш. | 1. Вер…щий всему; 2. терп…щий боль; 3. кле…щий бумагу; 4. стел…щиися туман. |
5. В каком причастии -ем-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Колебл…мый; 2. слыш…мый; 3. множ…мый. | 1. Чита…мый; 2. вид…мый; 3. движ…мый. |
6. В каком слове -н-?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. Отравле…ые; 2. отправле…ы; 3. собра…ые; 4. дли…ый; | 1. Засея…ая; 2. засея…а; 3. связа…ая; 4. пусты…ый. |
7. Какие причастия пишутся с не раздельно?
1-й вариант: | 2-й вариант: |
1. (не)отправленное письмо; 2. (не)отправленное мною; 3. (не)выполненная работа; 4. (не)замеченая ошибка. | 1. (не)проверенная работа; 2. (не)проверенная учителем; 3. (не)скошена трава; 4. (не)прочитанная книга. |
8. В каком предложении есть причастный оборот?
1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
2. Расчищенная дорожка вела к морю
3. Ветер гнал по дорожкам сорванные с леревьев листья
4. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.
9. Расставь знаки препинания.
Струя пены отбрасываемая кормой корабля прошла через океан белой чертой. Грэй лег у костра и смотрел на отражавшую огонь воду. Неизвестный художник только что покинувший свой костер двигался вдоль реки. Розовые тени скользили по белизне матч, все было белым, кроме раскинутых парусов цвета голубой радости. Охотник смотревший с берега долго протирал глаза. (А.Грин)
10. Собери предложения.
1. К выбегающая мостиком дорожка из кончается густой пруду зелени парка.
2. Сада поверхность лучами тенистого деревья отражающая под неяркого пруда солнца светится.
3. Раскидистых под скамейке читает деревьев сенью сидящая на женщина книгу.