Интеллектуальная игра «Космическое путешествие» (3 класс)
Цель: обобщить и систематизировать уже имеющиеся, а также дать новые знания обучающимся о космосе и космонавтике.
Задачи:
развивать память, познавательную активность, логическое мышление, умение применять знания в новой ситуации и творческий потенциал обучающихся;
формировать навыки коллективной работы;
создать творческую атмосферу и дух соревнования;
развивать и укреплять чувства патриотизма к России;
развивать познавательный интерес к развитию космической науки.
Класс делится на 3 команды. Каждая команда должна выбрать себе капитана.
- Добрый день, ребята! Нашу сегодняшнюю игру мы посвящаем Дню космонавтики.
- Через несколько минут будет дан старт. В космическое пространство выходят экипажи кораблей … (названия команд). Также сегодня мы определим, кто из них первым вернётся обратно на Землю.
- В ходе путешествия на каждой планете вас будут ждать различные задания, с которыми вам предстоит справиться. Чем больше баллов вы наберёте, тем быстрее вернётесь на Землю.
- Начнём игру с наших капитанов и проверим их знания в космическом деле.
Вопросы для капитанов:
Как звали человека, который совершил первый полет в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
Как звали третьего космонавта, уроженца Чувашии? (Андриян Николаев)
Как звали первую женщину космонавта, летавшую в космос? (Валентина
Терешкова)
Как звали человека, вышедшего первым в открытый космос. (Алексей Леонов)
Как назывался корабль, на котором Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос? («Восток - 1»)
Третий космонавт мира, уроженец Чувашии. (Андриян Николаев)
- Капитанам доложить о готовности к полёту.
- Экипаж космического корабля … (название команды) к полёту готов. Капитан …(фамилия, имя)
- До старта осталось 10 секунд. Отсчитываем 10,9,8… Поехали! Держим курс на Марс!
Марс - это четвертая по порядку планета. Из-за сходства с Землей полагали, что здесь существует жизнь. Но опустившийся на поверхность Марса космический аппарат признаков жизни не обнаружил. Названа в честь Марса - древнеримского бога войны.
Задание 1. «Найди отличия» - Приложение 1.
Летим дальше на планету Юпитер!
Юпитер - пятая планета от Солнца и самая большая планета Солнечной системы. Юпитер - газовый шар. Превосходит Землю более чем в 10 раз по диаметру, в 300 раз по массе и в 1300 раз по объему.
Планета названа в честь главного римского бога Юпитера.
Задание 2. «Найди слова» - Приложение 2.
Следующая планета, которая нас ожидает – Сатурн!
Сатурн – шестая планета. Окружена дивными кольцами, которые представляют собой концентрические окружности, состоящие из пыли, частиц льда и камней. На планете дуют самые сильные ветры. Сатурн назван в честь римского бога земледелия .
Задание 3. «Ребус» - Приложение 3.
Летим на планету Уран!
Уран - седьмая от Солнца планета. Уникальна тем, что вращается не как все, а «лёжа на боку». Уран имеет кольца, хотя их трудно увидеть. Довольно холодная планета, состоит в основном изо льдов и горных пород . Названа в честь греческого бога неба Урана.
Задание 4. «Составь слова» - Приложение 4.
Держим путь на Нептун!
Нептун - восьмая по счёту и самая дальняя из планет солнечной системы. Нептун является третьей по массе планетой. Нептун стал первой планетой, открытой благодаря математическим расчётам, а не путём регулярных наблюдений. Имеет 14 спутников и массой превосходит земную в 17 раз.
Планета была названа в честь римского бога морей.
Задание 5. «Зашифрованное письмо». Посмотрите, нам оставили письмо на этой планете! Только оно зашифровано. Нам нужно помочь людям, чей корабль потерпел крушение на Меркурии. - Приложение 5.
Летим на Меркурий!
Меркурий - ближайшая к Солнцу планета, но на ней самые холодные ночи в Солнечной системе. Меркурий - самая маленькая планета земной группы. У Меркурия нет естественных спутников.
Планета названа в честь древнеримского бога торговли - быстроногого Меркурия, поскольку она движется по небу быстрее других планет.
Задание 6. А чтоб помочь команде, попавшей в беду, нам надо разгадать загадки, которые спрятались за звёздами. – Приложение 6.
Держим курс на последнюю планету в нашей космической экспедиции – на Венеру!
Венера - вторая от Солнца. Поверхность - раскаленная каменистая пустыня покрытая, вулканами, горами, кратерами. Это самая горячая планета нашей системы, температура её поверхности превышает 400 °C.
Венера - третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны.
У Венеры нет естественных спутников.
Названа именем Венеры, богини любви.
Задание 7. Как же в космосе без всеми любимых инопланетян? Последнее задание – «Нарисовать инопланетянина».
- С выполненным долгом мы с Вами возвращаемся на нашу любимую Землю!
Считаем набранные баллы, подводим итоги.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 6.
1. У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски …
2. Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …
3. Звездолет — стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные …
4. Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится.
Рассыпалось ночью зерно,
А утром – нет ничего.
5. Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает
6. Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете —
На орбите как назло - появилось
7. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят?
8. Бежать. бежать — не добежать,
Лететь, лететь — не долететь.
9. Чудо-птица- алый хвост
Прилетела в стаю звёзд.
10. У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут.