СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная игра "Лес и его обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная игра "Лес и его обитатели" разработана для младших школьников с целью воспитания экологической культуры и мотивации школьников к бережному отношению к родной природе.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Лес и его обитатели"»

Интеллектуальная игра

«Лес и его обитатели»


Цель:

- мотивировать детей к бережному отношению к родной природе, воспитывая экологическую культуру.

Задачи:

- уточнение и расширение представлений о лесе, как о многоярусном и многоэтажном доме, где все животные и растения занимают определенную экологическую нишу.

- развитие логического и творческого воображения;

- развитие умений правильно и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

- воспитание гражданской позиции – готовности прийти на помощь, не быть

равнодушным.

Оборудование:

- плакат с изображением леса, иллюстрации с изображением ягод, грибов, животных и птиц – обитателей леса;

- энциклопедия для детей «Жизнь леса»

- презентация о лесе и его обитателях;

Презентация о жизни леса.

Лес - это особый, ни с чем несравнимый мир, со своими особенностями, чудесами и загадками. В лесу никогда не бывает тишины. На деревьях щебечут птицы, в траве шуршат насекомые и грызуны. Если, даже никого не видно, лесная жизнь кипит, бурлит круглый год. Даже зимой многие обитатели остаются активными. Перечислить всех обитателей леса практически не возможно.

Мелких представителей все, наверное, встречали: это насекомые, белки, бурундуки, трусливые зайцы и др.

А вот более крупных лесных обитателей не каждому доводилось увидеть живьем в дикой природе. Может оно и к лучшему. Встреча с ними может оказаться опасной для человека. Люди не входят в обычный волчий или медвежий рацион. Но у этих животных неподалеку могут быть детеныши, а вот свое потомство волки, кабаны, олени будут защищать отчаянно. А лучшая защита - это нападение.

Лес живет по своим законам. И человек, попавший в лесные владения, должен знать эти законы, уважать и подчиняться им.

Необходимо беречь природу, максимально сохранять ее в том виде, в котором она нам досталась. А при возможности стараться ее улучшать, преумножать и облагораживать.

Правила игры:

- Каждая команда выбирает себе название и капитана команды, который будет ее представителем (выбирать вопрос и отвечать на него);

Все вопросы делятся на три уровня сложности и соответственно оцениваются:

первый уровень сложности - один балл,

второй уровень сложности - два балла,

третий уровень сложности - три балла.


- Каждая команда в лице капитана выбирает вопрос определенной сложности;

- У команды есть время на размышление (30 секунд);

- Если у команды готов ответ, то капитан его озвучивает;

- Если ответ правильный, то команде засчитывается определенное количество баллов;

- Если ответ не верный, то у команды – соперницы есть возможность озвучить свою версию ответа, и если она оказывается правильной, то баллы присваиваются этой команде;

- Если по истечении времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то вопрос снимается, баллы никому не засчитываются, а педагог напоминает

правильный ответ;

- В конце игры подсчитываются баллы у каждой команды, определяется команда - победительница, и происходит награждение участников игры.

Ход игры

Вопросы первой категории сложности:


- На овчарку он похож. Что ни зуб, то – острый нож!

Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)


- Зверь, какой опасный в шубе прекрасной.

На двор проникает, кур там хватает. (лиса)


- Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы – уши больше головы. (заяц)


- У него в полосках спинка, хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук, прячет в дупла… (бурундук)


- Ах, чистюля! Ах, кокетка! Аккуратней птицы нет.

На груди всегда салфетка – и на завтрак, и в обед.(сорока)


- Всем года она считает, но птенцов своих бросает.

А послушать – просто врушка эта пестрая…(кукушка)


- Всю ночь летает - мышей добывает,

А станет светло - летит спать в дупло. (сова)


- Угадайте, что за птица света яркого боится?

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова. Кто это? (сова)


- Кто в лесу деревья лечит, не жалея головы?

Тяжела его работа – целый день долбить стволы. (дятел)


- На большой цветной ковер села эскадрилья –

То раскроет, то закроет расписные крылья. (бабочки)


- Нет ноги ни одной, только хвост с головой. (змея)


- Ее всегда в лесу найдешь – пойдешь гулять и встретишь:

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (ель)


- Не рычу, не грозен с виду, но не дам себя в обиду.

От медведя и от волка защитят меня иголки.(еж)

- Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.(береза)


- Я из крошки - бочки вылез, корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок. Ничего, что плод мой мелок. (дуб)


- Не балует дуб детей, одевает без затей,

Все в его семейке носят тюбетейки. (желуди)


- Вырос он в березняке, носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это… (гриб)


- На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята называются… (опята)


- Растет в траве Аленка в красной рубашонке.

Кто ни пройдет, поклон отдает. (ягода)


- Эта ягодка лесная – голубая, голубая.

На болоте, как черника, обитает… (голубика)


- Под листом на каждой ветке сидят черненькие детки.

Тот, кто деток соберет, руки вымажет и рот. (черника)


Вопросы второй категории сложности:

- Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем! (лес)


- В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)


- Определить по иллюстрации какой это лес: лиственный , хвойный или смешанный. (иллюстрация)


- В старом дереве меня дятел выдолбил шутя.

Прилетай, любая птица, чтоб с семьей расположиться. (дупло)


- Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи.

Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (муравьи)


- Стоит столб до небес, а на нем шатер – навес.

Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (сосна)


- Зеленые кусточки, алые цветочки.

Когти – коготочки стерегут цветочки. (шиповник)


- Листочки с глянцем, ягодки с румянцем.

А сами кусточки не выше кочки. (черника)


- Что за странную малинку мама принесла в корзинке?

Цветом черная она, вкусом кислая слегка.

Называют ее дикой и колючей… (ежевикой)


- Ее любят взрослые, ее любят дети и, конечно, больше всех – бурые медведи.

Гроздья алые висят на колючей ветке.

Своим видом говорят: «Угощайтесь, детки!» (малина)

- Догадайтесь – ка, ребята: шляпа у него мохната,

Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? (волнушка)


- В шляпке беленькой на ножке рос грибочек у дорожки.

А теперь в корзинке пусть полежит съедобный… (груздь)


- Кто повыше, кто пониже – на пеньке народец рыжий

33 веселых брата. Как же их зовут? (опята)


- Этот гриб найдешь весной на опушке на лесной.

Весь в морщинках старичок с именем смешным… (сморчок)


- Поохотиться не прочь, зорко вглядываясь в ночь.

Ну а если крикнет «Ух!», то захватывает дух. (филин)


- Две антенки на макушке, а сама сидит в избушке.

На себе ее везет – по соломинке ползет. (улитка)


- Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (лес, дерево)


- Весной цвету, летом плод даю,

Осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель, сосна)


- В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня

В зеленом кафтане. Богач невелик, а орешками наделит. (орешник)


- Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.

Как его не корми, он все равно в лес глядит. А еще его ноги кормят. (волк)


- Он неуклюж, да дюж.

С ним дружись, а за топор держись.

Два их в одной берлоге не уживутся. (медведь)

- Она семерых волков проведет.

Она и во сне кур считает.

Ей хвост не для красы нужен. (лиса)

- Всяк она своим пером красуется.

Где она ни летает, а свое гнездо знает.

Ей даны крылья, а человеку разум. (птица)


- Кто бы его знал, кабы носом не стучал.

Здоровое дерево он не долбит. (дятел)


- Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.

Ласточка день начинает, а он кончает.

Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (соловей)

- Какое дерево считается долгожителем, достигает 500 летнего возраста:

(дуб, береза, ольха)


- Назовите пользу лесов.

(украшают планету Земля; очищают воздух от пыли, грязи, копоти и насыщают его кислородом; ягоды, грибы, травы используют в пищу и в медицине)

- Вы увидели в лесу, выпавшего из гнезда птенца. Ваши действия:

(посадить птенца обратно в гнездо, взять птенца с собой, не трогать птенца)


Вопросы третьего уровня сложности:


- Больше его – больше снега; больше снега – больше хлеба.

Он от ветра защищает, урожаю помогает.

Много его – не губи, мало его – береги, нет его – посади.

Волков бояться – в него не ходить.

Чем дальше в него, тем больше дров. (лес)


- Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам

Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (лес)


- Чем больше колец, тем старше жилец. (дерево)


- Стоят казаки, на них белы колпаки. (пни)


- На болотной кочке, посреди лесочка

Мы собрали маленькие бусинки аленькие. (клюква)


- На болоте родилась «царская малина» и к июлю налилась цветом апельсина.

Соберу в свое лукошко золотистую… (морошка)


- Что за дивная картина: предо мной чудесный куст.

Листьев нет, но весь усыпан россыпями желтых бус. (облепиха)


- В годы древние, бывало, выручала я людей:

Часто мыло заменяла яркой ягодой своей. (бузина)


- Трава, лишайники, деревья, лес. Что лишнее? (ничего, все это – лес)


- В переводе с латинского ее называют «снежной зверюшкой». Название заслужила из-за белого наряда, которым обзаводится зимой. Длина зверька 30 см, а весит всего 100 г. Она ласковый и верный друг. (ласка)


- Своей внешностью этот неуклюжий хищник напоминает медведя. В переводе с латинского обозначает «обжора»; не привередлив в еде и питается абсолютно всем. Это зверь – одиночка, боится человека, никогда не нападает на него. (рассомаха)

- А этот зверь считается пушным сокровищем тайги. Охотится на мелких грызунов, ловит насекомых. Сейчас его ценный вид охраняется государством. Созданы специальные звериные фермы, в которых разводят этих зверьков. (соболь)


- Этого зверька можно увидеть на берегах озер, около заросших оврагов, в лесах. Мех его имеет большую ценность, а так как он ко всему прочему, еще и борется с мышами, то ему вообще нет цены. (горностай)


- Этого хищника очень легко узнать по белой голове, на которой параллельно

проходят через глаза и уши черные полоски. Мех его не ценится, зато в медицине используется его жир. (барсук)


- Самый могучий хищник. Царь русских народных сказок. Его неуклюжесть только кажущаяся, он может практически бесшумно двигаться. Одним ударом своей лапы может сломать позвоночник лосю или кабану. (медведь)


- Кого из лесных жителей можно так назвать:

-доктором? (дятла)

- землекопом? (крота, червяка, землеройку)

-плотником? (бобра)

-певцом? (птицу).


- Рассказать отрывок из стихотворения о лесе и лесных обитателях.

- Изобразить какого либо обитателя леса мимикой и жестами.

-За что нам лес может сказать « спасибо»?

- За что лес мог бы рассердиться на нас?


Подведение итогов. Награждение.