Интеллектуальная игра
«Лес и его обитатели»
Цель:
- мотивировать детей к бережному отношению к родной природе, воспитывая экологическую культуру.
Задачи:
- уточнение и расширение представлений о лесе, как о многоярусном и многоэтажном доме, где все животные и растения занимают определенную экологическую нишу.
- развитие логического и творческого воображения;
- развитие умений правильно и аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
- воспитание гражданской позиции – готовности прийти на помощь, не быть
равнодушным.
Оборудование:
- плакат с изображением леса, иллюстрации с изображением ягод, грибов, животных и птиц – обитателей леса;
- энциклопедия для детей «Жизнь леса»
- презентация о лесе и его обитателях;
Презентация о жизни леса.
Лес - это особый, ни с чем несравнимый мир, со своими особенностями, чудесами и загадками. В лесу никогда не бывает тишины. На деревьях щебечут птицы, в траве шуршат насекомые и грызуны. Если, даже никого не видно, лесная жизнь кипит, бурлит круглый год. Даже зимой многие обитатели остаются активными. Перечислить всех обитателей леса практически не возможно.
Мелких представителей все, наверное, встречали: это насекомые, белки, бурундуки, трусливые зайцы и др.
А вот более крупных лесных обитателей не каждому доводилось увидеть живьем в дикой природе. Может оно и к лучшему. Встреча с ними может оказаться опасной для человека. Люди не входят в обычный волчий или медвежий рацион. Но у этих животных неподалеку могут быть детеныши, а вот свое потомство волки, кабаны, олени будут защищать отчаянно. А лучшая защита - это нападение.
Лес живет по своим законам. И человек, попавший в лесные владения, должен знать эти законы, уважать и подчиняться им.
Необходимо беречь природу, максимально сохранять ее в том виде, в котором она нам досталась. А при возможности стараться ее улучшать, преумножать и облагораживать.
Правила игры:
- Каждая команда выбирает себе название и капитана команды, который будет ее представителем (выбирать вопрос и отвечать на него);
Все вопросы делятся на три уровня сложности и соответственно оцениваются:
первый уровень сложности - один балл,
второй уровень сложности - два балла,
третий уровень сложности - три балла.
- Каждая команда в лице капитана выбирает вопрос определенной сложности;
- У команды есть время на размышление (30 секунд);
- Если у команды готов ответ, то капитан его озвучивает;
- Если ответ правильный, то команде засчитывается определенное количество баллов;
- Если ответ не верный, то у команды – соперницы есть возможность озвучить свою версию ответа, и если она оказывается правильной, то баллы присваиваются этой команде;
- Если по истечении времени ни одна из команд не дает правильного ответа, то вопрос снимается, баллы никому не засчитываются, а педагог напоминает
правильный ответ;
- В конце игры подсчитываются баллы у каждой команды, определяется команда - победительница, и происходит награждение участников игры.
Ход игры
Вопросы первой категории сложности:
- На овчарку он похож. Что ни зуб, то – острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
- Зверь, какой опасный в шубе прекрасной.
На двор проникает, кур там хватает. (лиса)
- Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы – уши больше головы. (заяц)
- У него в полосках спинка, хвостик легкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук, прячет в дупла… (бурундук)
- Ах, чистюля! Ах, кокетка! Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка – и на завтрак, и в обед.(сорока)
- Всем года она считает, но птенцов своих бросает.
А послушать – просто врушка эта пестрая…(кукушка)
- Всю ночь летает - мышей добывает,
А станет светло - летит спать в дупло. (сова)
- Угадайте, что за птица света яркого боится?
Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова. Кто это? (сова)
- Кто в лесу деревья лечит, не жалея головы?
Тяжела его работа – целый день долбить стволы. (дятел)
- На большой цветной ковер села эскадрилья –
То раскроет, то закроет расписные крылья. (бабочки)
- Нет ноги ни одной, только хвост с головой. (змея)
- Ее всегда в лесу найдешь – пойдешь гулять и встретишь:
Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем. (ель)
- Не рычу, не грозен с виду, но не дам себя в обиду.
От медведя и от волка защитят меня иголки.(еж)
- Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.(береза)
- Я из крошки - бочки вылез, корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч, не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок. Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
- Не балует дуб детей, одевает без затей,
Все в его семейке носят тюбетейки. (желуди)
- Вырос он в березняке, носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип. Вы узнали? Это… (гриб)
- На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята называются… (опята)
- Растет в траве Аленка в красной рубашонке.
Кто ни пройдет, поклон отдает. (ягода)
- Эта ягодка лесная – голубая, голубая.
На болоте, как черника, обитает… (голубика)
- Под листом на каждой ветке сидят черненькие детки.
Тот, кто деток соберет, руки вымажет и рот. (черника)
Вопросы второй категории сложности:
- Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом – чудеса увидишь в нем! (лес)
- В шубе летом, а зимой раздетый. (лес)
- Определить по иллюстрации какой это лес: лиственный , хвойный или смешанный. (иллюстрация)
- В старом дереве меня дятел выдолбил шутя.
Прилетай, любая птица, чтоб с семьей расположиться. (дупло)
- Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке. (муравьи)
- Стоит столб до небес, а на нем шатер – навес.
Красной меди столб точеный, а навес сквозной, зеленый. (сосна)
- Зеленые кусточки, алые цветочки.
Когти – коготочки стерегут цветочки. (шиповник)
- Листочки с глянцем, ягодки с румянцем.
А сами кусточки не выше кочки. (черника)
- Что за странную малинку мама принесла в корзинке?
Цветом черная она, вкусом кислая слегка.
Называют ее дикой и колючей… (ежевикой)
- Ее любят взрослые, ее любят дети и, конечно, больше всех – бурые медведи.
Гроздья алые висят на колючей ветке.
Своим видом говорят: «Угощайтесь, детки!» (малина)
- Догадайтесь – ка, ребята: шляпа у него мохната,
Гриб, как розовое ушко. Как зовут его? (волнушка)
- В шляпке беленькой на ножке рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть полежит съедобный… (груздь)
- Кто повыше, кто пониже – на пеньке народец рыжий
33 веселых брата. Как же их зовут? (опята)
- Этот гриб найдешь весной на опушке на лесной.
Весь в морщинках старичок с именем смешным… (сморчок)
- Поохотиться не прочь, зорко вглядываясь в ночь.
Ну а если крикнет «Ух!», то захватывает дух. (филин)
- Две антенки на макушке, а сама сидит в избушке.
На себе ее везет – по соломинке ползет. (улитка)
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (лес, дерево)
- Весной цвету, летом плод даю,
Осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель, сосна)
- В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня
В зеленом кафтане. Богач невелик, а орешками наделит. (орешник)
- Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
Как его не корми, он все равно в лес глядит. А еще его ноги кормят. (волк)
- Он неуклюж, да дюж.
С ним дружись, а за топор держись.
Два их в одной берлоге не уживутся. (медведь)
- Она семерых волков проведет.
Она и во сне кур считает.
Ей хвост не для красы нужен. (лиса)
- Всяк она своим пером красуется.
Где она ни летает, а свое гнездо знает.
Ей даны крылья, а человеку разум. (птица)
- Кто бы его знал, кабы носом не стучал.
Здоровое дерево он не долбит. (дятел)
- Он поет месяц, а ворона каркает круглый год.
Ласточка день начинает, а он кончает.
Не нужна ему золотая клетка, лучше зеленая ветка. (соловей)
- Какое дерево считается долгожителем, достигает 500 летнего возраста:
(дуб, береза, ольха)
- Назовите пользу лесов.
(украшают планету Земля; очищают воздух от пыли, грязи, копоти и насыщают его кислородом; ягоды, грибы, травы используют в пищу и в медицине)
- Вы увидели в лесу, выпавшего из гнезда птенца. Ваши действия:
(посадить птенца обратно в гнездо, взять птенца с собой, не трогать птенца)
Вопросы третьего уровня сложности:
- Больше его – больше снега; больше снега – больше хлеба.
Он от ветра защищает, урожаю помогает.
Много его – не губи, мало его – береги, нет его – посади.
Волков бояться – в него не ходить.
Чем дальше в него, тем больше дров. (лес)
- Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (лес)
- Чем больше колец, тем старше жилец. (дерево)
- Стоят казаки, на них белы колпаки. (пни)
- На болотной кочке, посреди лесочка
Мы собрали маленькие бусинки аленькие. (клюква)
- На болоте родилась «царская малина» и к июлю налилась цветом апельсина.
Соберу в свое лукошко золотистую… (морошка)
- Что за дивная картина: предо мной чудесный куст.
Листьев нет, но весь усыпан россыпями желтых бус. (облепиха)
- В годы древние, бывало, выручала я людей:
Часто мыло заменяла яркой ягодой своей. (бузина)
- Трава, лишайники, деревья, лес. Что лишнее? (ничего, все это – лес)
- В переводе с латинского ее называют «снежной зверюшкой». Название заслужила из-за белого наряда, которым обзаводится зимой. Длина зверька 30 см, а весит всего 100 г. Она ласковый и верный друг. (ласка)
- Своей внешностью этот неуклюжий хищник напоминает медведя. В переводе с латинского обозначает «обжора»; не привередлив в еде и питается абсолютно всем. Это зверь – одиночка, боится человека, никогда не нападает на него. (рассомаха)
- А этот зверь считается пушным сокровищем тайги. Охотится на мелких грызунов, ловит насекомых. Сейчас его ценный вид охраняется государством. Созданы специальные звериные фермы, в которых разводят этих зверьков. (соболь)
- Этого зверька можно увидеть на берегах озер, около заросших оврагов, в лесах. Мех его имеет большую ценность, а так как он ко всему прочему, еще и борется с мышами, то ему вообще нет цены. (горностай)
- Этого хищника очень легко узнать по белой голове, на которой параллельно
проходят через глаза и уши черные полоски. Мех его не ценится, зато в медицине используется его жир. (барсук)
- Самый могучий хищник. Царь русских народных сказок. Его неуклюжесть только кажущаяся, он может практически бесшумно двигаться. Одним ударом своей лапы может сломать позвоночник лосю или кабану. (медведь)
- Кого из лесных жителей можно так назвать:
-доктором? (дятла)
- землекопом? (крота, червяка, землеройку)
-плотником? (бобра)
-певцом? (птицу).
- Рассказать отрывок из стихотворения о лесе и лесных обитателях.
- Изобразить какого либо обитателя леса мимикой и жестами.
-За что нам лес может сказать « спасибо»?
- За что лес мог бы рассердиться на нас?
Подведение итогов. Награждение.