СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА по информатике, математике и физике для учащихся 10-11 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА по информатике, математике и физике для учащихся 10-11 класса»

8


ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА по информатике, математике и физике

для учащихся 10-11 класса

1 слайд

Я рада приветствовать участников, болельщиков и членов жюри! 

2 слайд

На слайде – девиз нашей игры.

Каждой команде желаю успеха! Надеюсь, что все команды покажут слаженную, сплоченную работу.
Наша игра предполагает прохождение определенных этапов. Как и в любой игре, начнем с формулировки правил игры:

  1. В каждой команде выбирается капитан, секретарь и докладчик

Каждая команда коллективно работает над заданием, при этом секретари команд фиксируют варианты решений на листке бумаги. После окончания отведенного времени один лист отдается жюри, а второй лист остается у команды. После этого «Докладчик» от каждой команды по очереди докладывают и обосновывают свои решения. После того, как команды сдали свои ответы, ничего добавлять нельзя.

  1. После выполнения всех заданий подводится окончательный итог соревнований, и объявляются победители

  2. За нарушение правил игры и дисциплины команды теряют баллы.

Хочу представить уважаемое жюри (назвать состав жюри), которое будет следить за выполнением всех этапов нашей игры и подводить итоги. (отдать жюри бланк оценивания и лист с ответами) 


3 слайд

Первый этап игры  «Представление». (1 минута)

«Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт», - сказал капитан Врунгель в известном мультфильме. Придумайте, пожалуйста, названия вашим командам и выберите капитана. Капитан будет ответственным в случае, если у команды появятся несколько версий ответов. 

Итак, первая команда – какое название вы придумали? (ответ команды) Вторая команда? (ответ команды). Поприветствуем друг друга!




4 слайд- 2 этап задания по физике (3 минуты)

Задание №1.

Про какого из известных физиков идет речь в данном тексте, если вы ответите верно сразу, то получите за задание – 3 балла, если ответите верно со второго раза – 2 балла, если с третьего – 1 балл.

Основной текст Этот великий английский физик родился в 1642 году в деревушке Вульсторп в Линкольншире. Отец его умер еще до рождения сына. С детства будущий ученый любил сооружать разные механические приспособления – и навсегда остался, прежде всего, механиком.

Первые научные опыты этого ученого связаны с исследованием света, в результате многолетней работы этот ученый установил, что белый солнечный луч представляет собой смесь многих цветов. Изучая преломление света в тонких пленках, ученый наблюдал дифракционную картину, получившую в последствии его имя.

5 слайд 1 подсказка. В один из летних дней, ученый размышлял сидя в саду под яблоней. Предание сообщает, что размышления физика были прерваны падением налившегося яблока. Ученый долго размышлял о законах падения тел, и написал математическую формулу, выражающую закон всемирного тяготения.

В 1670 году этот ученый обнародовал своё изобретение – первый отражательный телескоп, это изобретение сделало имя физика известным всему тогдашнему миру.

6 слайд 2 подсказка. В области механики этот ученый не только развил положения Галилея, но и дал новые принципы, сформулировав их как «три закона движения».

Умер этот физик в ночь на 20 марта 1726 года во время эпидемии чумы.

Ответ: Исаак Ньютон


7 слайд задания по физике (3 минуты)

Задание №2.

Про какого из известных физиков идет речь в данном тексте, если вы ответите верно сразу, то получите за задание – 3 балла, если ответите верно со второго раза – 2 балла, если с третьего – 1 балл.

Основной текст В историю науки этот ученый вошел не только как автор фундаментальных открытий, но также как первый в мире организатор науки. Его теория о корпускулярном строении вещества была шагом вперед на пути развития атомно-молекулярной теории. Исследования великого ученого положили начало рождению новой химической науки.

8 слайд 1 подсказка. Этот физик родился 25 января 1627 года в ЛисморКасле, одном из ирландских поместий отца.

В 1645 году физик оборудовал лабораторию и начал исследования в области физики, химии и агрохимии.

В 1660 году вышла в свет научная работа ученого «Новые физико-математические эксперименты относительно веса воздуха и его проявления».

9 слайд 2 подсказка. Величайшим открытием XVII века стал закон о том, что изменение объема газа обратно пропорционально изменению давления, открытый ученым в 1662 году.

В 1664 году этот ученый публикует очередную свою работу под названием «Опыты и размышления о цветах».

В течение нескольких лет Этот физик изучал вещество, названное светящимся камнем, или фосфором. В 1680 году он получил белый фосфор, который впоследствии был назван его именем.

Этот ученый умер 30 декабря 1691 года. Ответ: Роберт Бойль










10 слайд 3 этап задачи по математике (каждая задача оценивается в три балла)

1 задача "Задача о гусях" (5 минут)

Гуси с юга к нам летели
На зеленом лугу сели.
Их увидел Елисей:

- Добрый день вам, сто гусей.
- Нас не сто, - сказал вожак,
Уважаемый гусак.
- Сколько ж вас, - он вопрошает.

- Кто сметливый, - отгадает.
Если к нам добавить столько ж
И пол столько с четверть столько
Да гуся, что сел на стог,
То нас будет ровно сто.
Вот скажите-ка, друзья,
Какова гусей семья?

Ответ: 36 гусей.

11 слайд 2 задача (3 минуты)

ответ 147


12 слайд 3 задача (3 минуты)


13 слайд 4 этап задачи по информатике (5 минут)

1 задача

За 5 минут вам нужно решить следующую задачу:

В бумагах одного чудака математика найдена была его автобиография. Она начиналась следующими удивительными словами: «Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была маленькая семья из 10 детей»

Ответ:. Т. е. все числа в автобиографии записаны в пятеричной системе счисления.

44 - 24, 100 -25, 34 - 19, 11 -6, 10 -5


14 слайд 2 задача (2 минуты)

Важным событием XIХ века было изобретение английского математика, который вошел в историю как изобретатель первой вычислительной машины – прообраза современных компьютеров. Как звали этого математика? (Чарльз Беббидж)

3 задача. (2 минуты). С 18 лет он работал над созданием математической машины, которая могла бы производить четыре действия арифметики. Первая работающая модель машины была готова к 1642 году, но ученый продолжал работу. В 1645 году арифметическая машина, была готова. Кто он?

Подсказка. В честь этого ученого назван один из популярных языков программирования.

(Блез Паскаль).

16 слайд

5 этап «Решение изобретательских задач».

Готовиться к изобретательству надо с детства – чем раньше, тем лучше. Сегодня у вас есть возможность почувствовать себя изобретателями.

Вам предстоит решить 5 задач. За каждый ответ вам начисляется от 1 до 10 баллов. На решение каждого задания дается 3 минуты.

Жюри фиксирует, совпадает ли ответ команды с контрольным ответом и выставляет баллы.

17 слайд

              1. Кот и скворцы 

Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику. Как он это сделал?

Идеи учащихся:

  1. Отгонять котов.

  2. Перевесить скворечник.

  3. Отпугиватель котов. Ультразвуковой. На 9 Вольт.

  4. Под деревом сделать большую лужу. Но это может повредить дереву.

  5. Смазать дерево каким-нибудь котоотталкивающим маслом, краской.

Контрольный ответ:

Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.


18 слайд

2. Пусть не воруют!

Американская фирм “Рибок”, выпускающая спортивную обувь, построила филиалы в Таиланде и на Тайване. И столкнулась с новой для себя проблемой: рабочие фабрик – филиалов воруют обувь. Качество обуви хорошее, основное место сбыто – крупные европейские и американские магазины. Как быть? Самое плохое решение - применить репрессивные методы

Контрольный ответ:

 Руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване производят один только правый ботинок, а в Таиланде – левый. По парам же их раскладывают в США или Европе, непосредственно на местах продажи.








19 слайд

  1. Как измерить пирамиду?

Когда древние греки попали в Древний Египет, то были поражены величием пирамид. Интересно было определить их высоту, но как это сделать? Попробуйте найти какой-нибудь простой способ.

Контрольный ответ:

Древнегреческий философ Фалес из Милета (625-547 до н.э) предложил способ измерения высоты египетских пирамид быстро и без особых затрат. Нужно выбрать момент, когда солнечные лучи, попадая на любую вертикальную палочку, оставляют за ней тень, равную высоте этой палочки. Тогда и пирамида отбросит тень, равную своей высоте. А измерить лежащую на земле тень очень просто.


20 слайд

4.Надоедливые туристы 

Одни неприятности доставляли американскому фермеру Джеймсу Миноту бесцеремонные туристы. Они протаптывали тропинки от дороги до леса через его поле.

21 слайд Временами казалось, что все методы борьбы уже испробованы и победа любителей природы неизбежна. Как быть фермеру?

Вам нужно придумать способ, чтобы туристы не хотели или боялись ходить через поле.

Идеи учащихся:

  1. Поставить забор вокруг поля.

  2. Повесить у тропинки объявление: «Пройдя через поле, внимательно осмотрите друг друга, и стряхните с одежды всех клещей. При обнаружении присосавшегося клеща, обращаться в больницу города (30 км)». Народ испугается.

  3. Аналогичное предыдущему решение: только объявление такое: «В случае укуса змеи — обращаться ...... и адрес больницы.

  4. Поставить вышку со снайпером и предупреждающую табличку: «Сквозной проход сквозь поле запрещён»

  5. Повесить табличку «Внимание мины»

  6. Сделать хорошую дорожку не через его поле.

  7. Посеять вокруг поля, например, крапиву. Это практически бесплатное решение. Крапива — прекрасно растет без ухода. Семена можно собрать с дикорастущих растений. Посадить непроходимый кустарник, Например шиповник или барбарис, с них можно собирать полезные плоды.

  8. Расставить капканов на медведей. Предупредить об этом туристов.

  9. Договориться с гидами, чтобы те рассказывали какую-нибудь легенду о том, что поле заколдованное (кто ступит на него будет проклят или что-нибудь в этом духе).

  10. Поставить надпись (или договориться с гидами, чтобы те предупреждали об этом) «Осторожно! В растениях на этом поле водятся особо опасные насекомые — переносчики такой-то болезни»

  11. Удобрять поле навозом. Эффективно во всех отношения (особенно полезно для растительности) и дешево.


Контрольное решение:

Каждое утро Джеймс выводит на многострадальное поле огромного быка и привязывает его к хрупкой(!) стойке. А на стойке укреплен обращенный в сторону шоссе транспарант с надписью: «Кто способен пробежать расстояние от дороги до леса за 9,9 секунды, может быть спокоен — быку для этого необходимо ровно 10 секунд!»

22 слайд

5. Необычные камни в Долине Смерти

В Калифорнии в Долине Смерти есть высохшее озеро, окружённое скалистыми горами. Глиняное дно бывшего озера представляет собой почти идеально гладкую поверхность. Здесь часто проводят тренировки и соревнования автогонщики. Дожди в Долине Смерти – большая редкость, поэтому почва там почти всегда твёрдая и специальных трасс для гонок не требуется. Но вот беда: на гладкой поверхности бывшего дна озера, встречаются одиночные камни массой до 300 кг. Такие препятствия смертельно опасны для гонщиков, несущихся на огромных скоростях.

Исследователи Долины Смерти выяснили, что камни попали на поверхность бывшего дна уже после того, как озеро высохло. Но они никак не могли понять, каким образом они туда попали. Любители мистики объясняли это явление вмешательством сверхъестественных сил. И только недавно было найдено решение этой загадки.

Постарайтесь найти его и вы.

Справка

Самым неподходящим местом обитания на планете считают знаменитую Долину Смерти на границе американских штатов Калифорнии и Невады в пустыне Мохава. Географические названия этой местности говорят сами за себя: Гиблый распадок, ущелье Мертвецов, ущелье Ста чертей, Гробовой каньон, горловина Самоубийц. Этот участок длиной около 25 километров, окружённый скалистыми горами с заснеженными вершинами, является наиболее глубокой безводной впадиной на Земле – в среднем 85 метров ниже уровня моря. Долина Смерти – самый засушливый район в Западном полушарии, максимальная зафиксированная температура + 56,7 °C. Лишь несколько раз в году в долине бывают непродолжительные дожди, которые сопровождаются сильным штормовым ветром, скорость которого может достигать 30 м/с. В зимнее время температура в Долине Смерти часто опускается ниже нуля.

Идеи учащихся:

• Камни могли скатиться с гор и катиться по дну озера на значительные расстояния.

• Камни могли прилететь из космоса – метеориты.

• Камни были выброшены вулканом при извержении.

• Камни принесли потоки воды, стекающие со скал во время сильных ливней.

• Камни притащил ветер по обледеневшей поверхности дна.

• Камни вылезают из-под земли.

• Камни притащили местные жители.

Контрольный ответ:

Наиболее вероятный ответ: камни пригнал штормовой ветер по скользкой от дождя поверхности дна. Не все исследователи Долины Смерти поддерживают данную гипотезу. Исследования продолжаются…


23 слайд

Подведение итогов игры. 

Пока жюри обсуждает. Задания для болельщиков


23 слайд после подведения итогов

Вот закончилась игра,

Результат узнать пора!

Тот, кто лучше всех учился,

Тот в игре и отличился!

Оглашаются результаты, команды награждаются грамотами

– Итак, наша игра подошла  к концу. Я благодарю за увлекательную  игру наши команды.

Благодарю вас всех ребята за участие в сегодняшней игре, желаю вам успехов в изучении информатики.

24 слайд До свидания, огромное всем спасибо!