ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
для учащихся 5 классов
Подготовила Гаджимурадова Г.Э., учитель русского языка и литературы.
Цели урока:
1) закрепление знаний, полученных на уроках русского языка;
2) формирование положительной мотивации к изучению русского языка;
3) развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.
Краткое описание: игра проводится среди учащихся 5 класса; класс делится на команды, состав команды – 6-7 человек. Каждая группа учащихся избирает капитана и придумывает название команды.
Оборудование: задания на карточках (см. Приложение); чистые листы на столах для записи ответов.
Ведущий: Орешек знаний твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет наш интеллектуальный урок, девиз которого: «Хочу всё знать!»
Учитель: Сегодня наша игра посвящена русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».
А. Н. Толстой «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
А. Н. Толстой «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык».
В нашей игре участвуют две команды. Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!
Представление команд:
Девиз 1 команды:
Пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Девиз 2 команды:
Соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.
Угадайте название нашей команды:
- А теперь давайте познакомимся с нашим замечательным жюри:
КОНКУРС 1. «РАЗМИНКА» (устно)
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Учитель зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
КОНКУРС 2. «ФОНЕТИКА» (
1) Елка, енот, растение, вьюга.
2) Яблоко, ребенок, терпение, съел.
3) Юность, растение, ястреб, объединение.
4) Семья, веселье, жюри, мягкий.
КОНКУРС 3. «СОБЕРИ СЛОВА» (устно, делают пометки на листах)
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах (за каждое слово – 1 балл).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
Вы большие молодцы, потому что успешно справились с этим заданием!
КОНКУРС 4. «НАБОРЩИК»
( Каждой команде диктуется слово. Задача играющих набрать, то есть составить в течение 5 минут, из имеющихся букв наибольшее количество слов - имён существительных в И.п.)
1.Активность
2.Государство
1. Актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тост, тон, ива, воск, воин, винт, вика, нос, носки, нива, нота, нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок, сват, сатин, скат, скот, ток…
2. Год, гусар, град, грот, город, оса, овраг, сода, сорт, сор, сало, сад, сосуд, суд, удар, угар, устав, удав, утро, ус, дар, дот, дог, дрова, дуст, досуг, дорога, ад, ар, авто, род, рот, ров, рог, рост, руда, рота, тур, враг, вода, вор…
КОНКУРС 5. «БЛИЦ-ОПРОС» (устно)
(правильный ответ – 1 балл)
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
3. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
4. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (антонимы).
5. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
6. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
7. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).
8. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
9. Часть слова без окончания (основа).
10. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
11. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное).
12. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика).
КОНКУРС 6. ЭСТАФЕТА «ПРЕДМЕТ – ПРИЗНАК»
На доске:
Команда 1.
Река - …
Радость - …
Вкус - …
Рука - …
Грусть - …
Ужас - …
Команда 2.
Честь - …
Печь - …
Небеса - …
Мука - …
Место - …
Чудеса - …
( По сигналу дети по очереди выходят к доске и записывают однокоренное прилагательное от одного существительного. Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.)
КОНКУРС 7. «СИНТАКСИЧЕСКИЙ» (устно; делают пометки в рабочих листах)
Составьте предложение, выполнив предварительные действия (правильно построенное предложение – 3 балла):
1. Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение.
2. Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают».
3. Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение.
4. Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской».
5. Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер».
6. Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является обращением.
(Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги).
КОНКУРС 9. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» (устно)
1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (суббота)
2. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (именительный)
3. Чем похожи существительные ножницы, брюки, чернила? (они употребляются только во множественном числе)
4. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
5. Каким членом предложения является обращение? (обращение не является членом предложения)
6. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…)
7. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)
8. Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (строчку, прошитую на швейной машине)
КОНКУРС 9. «ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ»
Исправь ошибки: Дядя, прашу тебя, памаги Твоей племянници Оли, А то небудет её наги В этой противной школи. Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмокпрачитать. Папраси его, дядя, исправить двойку Ипаставить мне пять! Кто грамотней?
Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
Учитель: Итоги. Награждение команд.