СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальная викторина " Своя игра"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная викторина " Своя игра"»
















Цели игры:

  • повторить и обобщить изученный материал по основным разделам русского языка;

  • развивать логическое мышление и устную речь учащихся;

  • воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету;

  • формировать навыки общения и умения отстаивать своё мнение.


Ход мероприятия:

1.

-Добрый день, веселые и находчивые. В школе продолжается предметная неделя. Сегодня в нашей интеллектуальной игре по русскому языку и литературе встречаются сильнейшие представители 8 классов- знатоки русского языка.

- Приглашаются чтецы для представления своей команды:

8А:

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!


Название:

Девиз:


8Б:

-Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Название:

Девиз:



8В:


Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!


Название:

Девиз:



8Г:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!


Название:

Девиз:



Сабир Абдулла, узбекский поэт.




- Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры:

Выучи русский язык!

- Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка.

Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!




Правила игры:

Участвует 24 игрока (по 6 учащихся от каждого класса).

Игровое поле - слайд, на котором представлены категории, вопросы и задания разного уровня сложности. Каждый вопрос имеет стоимость в баллах.

Последовательность выбора заданий участников определяется жеребьёвкой.

 С русским языком можно творить чудеса!

                                                            К.Г. Паустовский

( игра: кто быстрее соберет выражение)


На обсуждение вопроса дается 30 секунд.

Ячейку выбирает участник, который ответил правильно на последний вопрос.

При правильном ответе стоимость вопроса засчитывается в копилку участника, при неверном ответе – баллы снимаются.

В финал выходят 2 команды с большим количеством баллов. Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.


Категории:


Лексика + фразеология

10

20

30

40

50

Фонетика

10

20

30

40

50

Словообразование

10

20

30

40

50

Морфология + орфография

10

20

30

40

50

Синтаксис

10

20

30

40

50

Литература

10

20

30

40

50


Вопросы для категории «Лексика + фразеология»:


10 баллов. Что изучают лексика и фразеология?

(Лексика - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Фразеология - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.)


20 баллов.Установите соответствие между фразеологизмами и их синонимами:

1.Считать ворон а) после дождичка в четверг

2.Из одного теста б) два сапога пара

3.Когда рак на горе свистнет в) бить баклуши


30 баллов. Назовите антонимы в пословицах:

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Сытый голодного не разумеет.

Мир строит – война разрушает.

Старый друг лучше новых двух.

Друг спорит, а недруг поддакивает.

(Ученье - неученье, свет - тьма, сытый - голодный, мир - война, строит - разрушает, старый - новый, друг – недруг, спорит – поддакивает.)

40 баллов.Назовите фразеологизмы со значением «неопределённое состояние».

Между небом и землёй.

Ни рыба ни мясо.

В час по чайной ложке.

Как рыба об лёд.


50 баллов.Назовите слово омоним:

1) Специально оборудованное место для стоянки, погрузки, разгрузки и ремонта судов.

2) Устройство, с помощью которого к компьютеру могут быть подключены другие устройства.

(Порт)


Вопросы для категории «Фонетика»:


10 баллов.Что изучает фонетика?

Фонетика– раздел языкознания, изучающий звуки речи.


20 баллов. Загадки – шутки.

1. Чем кончаются день и ночь? (Мягким знаком.)

2. Что стоит посередине земли? (Буква М.)

3. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О.)


30 баллов.Сколько слов получится, если в слове ТОРТ заменить первую букву?

(4 слова: борт, порт, корт, сорт)


40 баллов.Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими? (Башня – пашня, борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.)


50 баллов.Сколько букв и сколько звуков в словах:яма, пепел, таять, сеялка, её?


Слово

Буквы

Звуки

Яма

3

4

Пепел

5

5

Таять

5

5

Сеялка

6

7

Её

2

4


Вопросы для категории «Словообразование»:


10 баллов.Что изучает словообразование?

Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.


20 баллов.Назовите способы образования слов в русском языке.

Способы образования слов:

  • приставочный;

  • суффиксальный;

  • приставочно-суффиксальный;

  • бессуффиксальный;

  • сложение основ и целых слов;

  • переход из одной части речи в другую.



30 баллов. Игра «Третий - лишний». Найдите в каждой группе слово, не являющееся однокоренным.

Рисунок, рисовать, рисовая (каша).

Водитель, вода, водить.

Запах, пахать, пахарь.

Море, измор, морской (берег).

(Рисовая, вода, запах, измор.


40 баллов.Определив способ образования следующих слов, найдите лишнее слово:

подберёзовик, приморский, вездеход, подсказка, превосходный.

(Слово вездеход – образовано путём сложения основ. Остальные сова образованы приставочно-суффиксальным способом.)


50 баллов.Составьте слово.

  • Возьмите приставку в слове полёт;

  • возьмите приставку в слове надпись;

  • корень - в слове кусок;

  • в слове ходил – первый суффикс;

  • окончание - в слове быть.

(Понадкусить).


Вопросы для категории «Морфология + орфография»:


10 баллов. Что изучает морфология?

Морфология - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.


20 баллов.Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок:бе . шумный, ра . дать, бе . ударный (гласный).

Бесшумный, раздать, безударный (гласный).


30 баллов.Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные. (С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетёра», М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.)


40 баллов.Ответьте на шуточные вопросы:

1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (ОНО, ТОТ)

2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я – МЫ)

3) Какие три местоимения самые чистые? (ВЫ – МЫ – ТЫ)


50 баллов.Почему вне предложения нельзя определить к какой части речи относятся слова: БЕЛИЛА, ЖГУТ, ПИЛА, РОЙ?

Данные слова могут быть существительными и отвечать на вопрос (что?); могут быть и глаголами и отвечать на вопросы глагола. Поэтому эти слова нельзя рассматривать вне контекста:

купить белила – белила потолок;

наложить жгут – жгут костры;

визжит пила - пила компот;

пчелиный рой – рой канаву.


Вопросы для категории «Синтаксис»:


10 баллов.Что изучает синтаксис?

Синтаксис – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

20 баллов.Завершите схему:

односоставные предложения


с главным членом с главным членом

подлежащим сказуемым

1. __________ 1.__________

2.__________

3.__________

4.__________


30 баллов.«КОТ В МЕШКЕ»

Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода

в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « ?»

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю?

(Ответ издателя: «!»)


40 баллов.Найдите ошибки в схемах:

[ О и О ]. Ответ:[О и О].

[ - = ] и [ - =].[ - = ], и [ - =].

[ О а О].[О, а О].

[ О , О].[О , О].


50 баллов.Исправь речевые ошибки.

1.Расскажи кратко свою автобиографию. 2.Благодаря сильным морозам посевы озимой пшеницы погибли. 3.Пожилой старик едва передвигал ноги.

(1.Расскажи кратко автобиографию. 2.Из-за сильных морозов посевы озимой пшеницы погибли. 3. Старик едва передвигал ноги.)


Вопросы для категории «Литература»:


10 баллов.

Всю свою жизнь он посвятил борьбе против тирании, был одним из вождей восстания в национально-освободительной борьбе греческого народа против турецкого господства. Похоронили его в родовом поместье в Англии, а сердце было погребено в Греции.

(Д.Г.Байрон)


20 баллов.Узнай произведение.

… Шли они через мост у города. А из жителей города некто вёз в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца насмерть…

(Повесть о Шемякином суде)


30 баллов.

Воспитывался он у дядюшки в Москве, который устроил его в пажеский корпус при царском дворце императрицы Екатерины II.

В числе лучших воспитанников был отправлен в Германию для получения дальнейшего образования. Работал в Сенате протоколистом. За написанную им в форме путевых заметок книгу был приговорён к смертной казни, которую впоследствии заменили ссылкой в Сибирь.

Назовите автора и его произведение.

(А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)


40 баллов. Узнай произведение и его автора.

… На другой день нарвала она самых лучших ландышей и опять пошла с ними в город. Глаза её тихонько чего-то искали. Многие хотели купить у неё цветы, но она отвечала, что они непродажные, и смотрела то в ту, то в другую сторону. Наступил вечер, надлежало вернуться домой, и цветы были брошены в Москву-реку. «Никто не владей вами!» – сказала она, чувствуя какую-то грусть в сердце своём. (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»).



50 баллов. Узнай произведение и его автора.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон,

Раздался вдруг… и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилёг,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертию грозил…

Но я его предупредил.

(М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)


Вопросы для финала (стоимость всех вопросов – 10 баллов).


Загадочные круги. По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? (Ответ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.)


Вопрос и ответ.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон.)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? (Тень.)

3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? (Яма.)


Из двух слов – одно. К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова.

вол рак

приз овод

сено рис

кипа вал

сад окно

(Ответ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод.)


Подведение итогов игры. Награждение победителя и участников.





Числа встречаются в названиях художественных произведений? Назовите их, вспомните автора.

(«Один день Ивана Денисовича» А.Солженицын

«Пётр Первый» А.Толстой

«Первая любовь» И.Тургенев

«Два капитана» В.Каверин

«Две Дианы» А.Дюма

«Два жадных медвежонка» Д.Юрченко

«Два Ивана солдатских сына» русская народная сказка

«Три мушкетёра» А.Дюма

«Три товарища» Э.М.Ремарк

«Три толстяка» Ю.Олеша

«Три сестры» А.Чехов

«Третья девушка» А.Кристи

«Сердца трёх» Д.Лондон

«Трое из Простоквашино» Э.Успенский

«Четвёртая высота» Е.Ильина

«Знак четырёх» А.Конан-Дойл

«Пятеро из одного стручка» Х.К.Андерсен

«Белоснежка и семь гномов»  братья Гримм

«Семь Симеонов»  русская народная сказка

«Семь королей и одна королева» Е.Пермяк

«Семь подземных королей» А.Волков

«Семь цветов радуги» В.Брюсов

«Ночной сторож, или семь занимательных историй» В.Каверин

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин

«Десять негритят» А.Кристи

«Одиннадцать минут» П.Коэльо

«Двенадцать стульев» И.Ильф, Е. Петров

«Двенадцать» А.Блок

«Двенадцать месяцев» С.Маршак

«Тринадцатая сказка» Д.Сеттерфилд

«Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верн

«Двадцать четыре часа из жизни женщины» С.Цвейг

«Вокруг света за 80 дней» Ж.Верн

«Сто лет одиночества» Г.Г.Маркес

«188 дней и ночей» Я.Вишневский

«451 по Фаренгейту» Р.Брэдбери

«1000 и одна ночь» арабская сказка

«1048» С.Кинг

«1984» Ж.Оруэлл

«Метро 2033» Д.Глуховский

«Тысяча сияющих звёзд» Х.Хоссейни

«Двадцать тысяч лье под водой» Ж.Верн)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!