Автор : Канаичева М.В., учитель физики Пустошенской МСОШ, Шуйский район.
Интеллектуально – познавательная игра для учащихся 9 -11 классов посвященная 300 – летию со дня рождения великого русского ученого М.В.Ломоносова.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
ОТКРЫТИЯ
СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР
5
5
5
10
10
10
15
15
15
20
20
20
5
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Где и когда родился великий русский учёный М.В.Ломоносов?
10
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Что называл М.В.Ломоносов «вратами своей учености»?
15
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Что изучал М.В.Ломоносов в
Славяно – греко – латинской академии ?
20
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками.
Как называется это панно и где оно находится?
5
О Т К Р Ы Т И Я
Какое великое открытие сделал Ломоносов наблюдая за прохождением Венеры между Землёй и Солнцем?
10
О Т К Р Ы Т И Я
Что изобрёл Михаил Васильевич Ломоносов занимаясь оптическими исследованиями?
15
О Т К Р Ы Т И Я
Какой всеобщий закон открыл М.В.Ломоносов, сформулировав его так : «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому…Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от его движения получает»?
20
О Т К Р Ы Т И Я
В середине XVIII века в европейской науке господствовала теория теплорода, впервые выдвинутая Робертом Бойлем. В основе этой теории лежало представление о некой огненной материи, посредством которой распространяется и передаётся тепло, а также огонь. Опровергая теорию теплорода, М. В. Ломоносов предлагает другую.
Какую теорию изложил М.В.Ломоносов в труде «Размышления о причине теплоты и холода»?
5
СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР
Кто назвал Михаила Ломоносова «первым нашим университетом»?
10
СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР
Какому делу был послан учиться Михайло Ломоносов за границу?
15
СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР
Какой завод был пущен в России в 1753 году благодаря огромным усилиям Ломоносова?
20
СВЕТСКИЙ РАЗГОВОР
«Имея 1 алтын в день жалованья нельзя было иметь на пропитание больше, как на 1 денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, обувь и другие нужды»
О каком периоде своей жизни пишет Ломоносов?
Верстах в 80-ти от Архангельска, приняв воды реки Пинеги, Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них - Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На Курострове, в деревне Мишанинской , что слилась потом с деревней Денисовкой, 19 ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
У своего соседа Михаил увидел две светские книги — "Грамматику" М. Смотрицкого и "Арифметику" Л. Магницкого . Эти две книги потрясли юношу. Он выучил их наизусть, с благодарностью помнил всю жизнь и называл "вратами своей учености".
В академии Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти философию. Удивительная целеустремлённость была присуща М. В. Ломоносову. В то время как многие его товарищи по Спасским школам свободные от занятий часы проводили беззаботно, в библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения. Из академической биографии известно, что по прошествии первого полугодия он был переведён из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий. Через год, в достаточной мере овладев латынью, и будучи уже способен на латинском языке сочинять небольшие стихи, начал учить греческий.
(http://journal.spbu.ru.)
Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра – знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
Мозаика М. В. Ломоносова называется «Полтавская баталия». Находится она в здании Академии Наук в Санкт-Петербурге.
В 1761 году Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие – на Венере есть атмосфера , по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли.
Он изобрел «ночезрительную трубу», позволявшую в сумерки более отчетливо различать предметы. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного – рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно вогнутое зеркало, расположенное под углом около 4° к оси телескопа, и отражённые этим зеркалом лучи попадали в расположенный сбоку окуляр, что позволяло увеличить световой поток. Опытный образец такого телескопа был изготовлен под руководством М. В. Ломоносова в апреле 1762 года, а 13 мая учёный демонстрировал его на заседании Академического собрания. Изобретение это оставалось неопубликованным до 1827 года, поэтому, когда аналогичное усовершенствование телескопа предложил У. Гершель, такую систему стали называть его именем.
Одним из выдающихся естественнонаучных достижений М. В. Ломоносова является его молекулярно-кинетическая теория тепла.
В основу молекулярно – кинетической теории Ломоносов положил свою формулировку закона сохранения материи и движения : «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому… Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения: ибо тело, движущее своею силою другое, столько же у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от его движения получает»
М.В.Ломоносов в своих «Размышлениях о причине теплоты и холода» высказал утверждение о том, что тепловая энергия обусловлена движением частиц тела – его молекул . Учение Ломоносова о теплоте как о молекулярном движении, явилось выдающимся достижением, на столетие опередившего современную ему науку.
А.С.Пушкин сказал о великом ученом замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
Трое наиболее подготовленных студентов – Ломоносов, Виноградов и Рейзер – были отправлены за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук.
В 1751 году Санкт-Петербургский Стеклянный завод через Академию наук заказал исследования по разработке цветных стёкол М. В. Ломоносову. Технология стеклоделия тогда применялась только практиками, не владевшими никакими научными методами. М. В. Ломоносов и его однокашник Дмитрий Виноградов, создатель русского фарфора, первыми заявляют о необходимости знания химии для создания стёкол. М. В. Ломоносов сумел доказать необходимость лабораторного и производственного персонала.
В 1753 году был пущен первый завод мозаичного стекла, ныне знаменитый завод художественных изделий под Санкт – Петербургом.
Обучаясь в Славяно –греко – латинскую академии.
Жить приходилось трудно — студенты академии получали десять рублей в год. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И.Шувалову в 1753 году: "Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет, но наук не оставил".
Спасибо за участие в игре!