СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеллектуальные карты

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

мастер-класс для учителя по методике "интеллектуальные карты"

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальные карты»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»










Методический семинар

«Применение интеллект-карт как способ развития общеучебных умений у обучающихся на уроках биологии»






подготовил

учитель биологии

МБОУ «СОШ №2

р.п. Базарный Карабулак

Саратовской области»

Ворошилова О.А.


























Сл. 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Я - Ольга Александровна Ворошилова, работаю учителем биологии в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области».

Сл.2 Тема методического семинара «Использование интеллект-карт как способ развития общеучебных умений у обучающихся на уроках биологии»

Современная жизнь предъявляет человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Сл.3 Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от учителя непрерывного профессионального роста, овладения новыми информационными технологиями. Деятельность обучающихся тоже меняется, они должны самостоятельно добывать знания. Учитель больше не источник знания. Его задача - организовать учебный процесс так, чтобы ребенок сам доходил до необходимых выводов.

Новые, самостоятельно добытые знания он пропускает через себя, систематизирует, оценивает их, анализирует, сам доходит до глубин. Практика же работы в школе показывает, что большинство детей не готовы к такому виду деятельности на уроке. Материал учебника, по биологии в частности, огромен. Единицы могут запомнить его в полном объеме, переработать за короткое время, выбрать самое необходимое.

Передо мной встал вопрос: как систематизировать данную детям информацию, ничего не забыть, не пропустить главного?

Сл.5 Проблема неумения учеников работать с информацией, анализировать, обобщать, выстраивать логическую последовательность своей речевой деятельности привело меня к поиску такой технологии, которая бы способствовала оптимизации процесса запоминания, понимания, систематизации и воспроизведения учебного материала обучающимися, а так же способствовала развитию у учащихся умений самостоятельно добывать знания, устанавливать причинно-следственные связи, использовать знаково – символические средства (модели, схемы), осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме и как следствие это обеспечивало бы само развитие. В учебной деятельности школьников процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний. Систематизация и обобщение способствуют формированию прочных и систематичных знаний.

Именно это и позволяет сделать применение на уроках интеллект-карт.

Сл.6 Я поставила перед собой цель:

- теоретически обосновать   и определить эффективность использования интеллект-карт как способ развития общеучебных умений у обучающихся на уроках биологии, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) провести анализ педагогической литературы по вопросу применения интеллект-карт в образовательном процессе, а именно для систематизации и обобщения информации на уроках, и как следствие развитие памяти, мышления, внимания, а так же повышение качества знаний обучающихся;

2)  научить учеников создавать интеллект-карты и применять их в процессе обучения;

3) осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для представленной информации;

4) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Сл.7 Основная идея технологии интеллект-карт – формирование умения перерабатывать большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы, состоящей из ключевых понятий, образов и явлений. Данная технология представляет собой шаг вперед на пути от одномерного, линейного логического мышления (причина-следствие, да или нет) к многомерному, неограниченному, радиантному (ассоциативному).

Сл. 8 Радиантное мышление - основной принцип функционирования человеческого мозга. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие — за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Учащиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Сл.9 Интеллект - карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи. Когда мы воспринимаем информацию, читая книгу или слушая лекцию, в нашем мозгу задействуются все многочисленные нейронные связи, чтобы помочь нам сформировать образ. Как только мы формируем образ, мы понимаем информацию. Нам трудно читать книгу или воспринимать чей-то рассказ, если на основе получаемой информации не удается быстро построить образы.

Сл.10 Читая в интернете информацию по данной технологии, мое внимание привлек сайт Михаила Евгеньевича Бершадского, кандидата педагогических наук, доцента кафедры развития образования AПK и ППPO, автора концепции применения интеллект — карт в учебном процессе. В своих работах Михаил Евгеньевич ссылается на американского ученого Тони Бьюзена, так как он является основоположником данной технологии.

Сл.11 Будучи студентом, Тони Бьюзен обратил внимание, что традиционные методы конспектирования (по порядку) и запоминания малоэффективны. Они требуют много времени, усилий, скучны и монотонны, к тому же не приносят желаемых результатов. Это побудило его серьезно заняться изучением мышления и процессов запоминания информации. Все началось с публикации его книги «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных задач.
Сл. 12 Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг.


Как же составить интеллект-карту?

  1. Необходимо взять неразлинованный лист бумаги, расположить его альбомно, то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
    2. Взять несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.

Сл. 13 3. Написать крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты

Сл. 14  4. От центра сделать несколько ветвей, каждую из них обозначьте ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
Сл 15 5. Продолжите ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Интеллект- карта существенно отличается от традиционной формы представления информации и имеет ценные для учебного материала черты:

‒ проще выделить главный объект, так как он находится в центре листа в виде некоторого графического образа;

‒ все внимание сосредотачивается на главных вопросах;

‒ четко видна важность каждой идеи. Значимые идеи находятся ближе к центру, а менее важные — на периферии;

- быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится большое количество информации;

‒ легко можно дополнить карту новой информацией.

Все это дает широкие возможности использовать интеллект- карты, как на этапе введения нового материала, так и на этапе повторения и обобщения; как для обширной визуализации материала по всей теме или разделу, так и для углубленного изучения различных узких аспектов темы.

Сл. 17 Использование интеллект- карт в рамках обобщения и систематизации учебного материала по теме или разделу имеет ряд преимуществ и позволяет:

  1. Возбудить интерес учащихся.

  2. Сделать учебный процесс «живым», динамичным: благодаря форме записи учебный материал становится более гибким и позволяет вносить изменения в планируемые занятия, идти по пути учащихся.

  3. Контролировать глубину усвоение темы обучающимися.

  4. Демонстрировать не только сами факты, но и взаимосвязи между ними, обеспечивая более глубокое понимание предмета учащимися.

  5. Развивать креативное мышление обучающихся.

  6. Формировать коммуникативную компетентность обучающихся.

  7. Формировать информационную культуру обучающихся, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией различного вида.

  8. Улучшать все виды памяти обучающихся.

  9. Интенсифицировать учебный процесс.

Сл.19 Интеллект-карты универсальны. Интеллект - карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект- карт возможно в различных сферах нашей жизни. Довольно-таки часто в большом объеме информации мы не видим картины в целом, а составление плана в виде интеллект- карты помогает вернуть целостное видение ситуации. Можно планировать проекты, начиная с организации какого-либо праздника и заканчивая проектом открытия собственного дела. Можно составлять планы на жизнь, год, месяц, неделю, день, расставляя дела по приоритетам и затрагивая всевозможные аспекты жизни. Планирование бюджета с помощью интеллект карт помогает расставить приоритеты по важности трат, легко отслеживать его выполнение и вносить коррективы. Очень выгодно и полезно использовать карты ума для обучения.

Технология интеллект - карт используется мной в педагогической деятельности третий год. Изучив более подробно данную технологию, я начала применять ее в классах, в которых на тот момент я работала и продолжаю работать. Знакомлю детей с интеллект-картой поэтапно. Сначала представляю ученикам готовую интеллект-карту по теме урока, объясняя правила ее составления по ходу урока. На следующем этапе составление интеллект-карты шло совместно со мной, где в качестве домашнего задания по желанию дети могли добавить иллюстрацию к имеющимся основным понятиям.

Сл. 19, 20 Далее, когда дети полностью освоили правила составления интеллект-карт, работа велась по группам и индивидуально.

Использую данную технологию как на уроках систематизации и обобщения материала, так и на уроках открытия новых знаний и уроках контроля.

Сл. 21 Одна из первых, составленная совместно с детьми, интеллект-карта «Внутреннее строение рыб». На уроке при изучении нового материала, при составлении интеллект-карт я использую групповую форму работы с обучающимися. Работа на уроке строится в несколько этапов:

1 этап:

  • Обзорное чтение, просмотр изучаемого материала (разделы параграфа, содержащиеся выводы, иллюстративный материал)

  • Определение объёма материала, оценивание уровня его сложности;

  • Свободное высказывание ассоциаций по теме урока;

  • Построение индивидуальных интеллект-карт (главная тема, центральный образ);

  • Обсуждение первичных представлений о теме (ключевые слова от центральной темы);

  • Составление предварительной интеллект-карты;

2 этап:

  • Индивидуальное чтение частей параграфа;

  • Дополнение индивидуальных интеллект-карт;

  • Обсуждение результатов вторичного чтения параграфа;

3 этап:

  • Обстоятельное индивидуальное чтение пропущенных частей текста параграфа;

  • Дополнение индивидуальных интеллект-карт;

4 этап:

  • Чтение наиболее сложных фрагментов текста параграфа;

  • Завершение индивидуальных интеллект-карт;

  • Групповое обсуждение выявившихся проблем и их разрешение;

  • Завершение коллективной интеллект-карты и коррекция индивидуальных карт.


В 5 классе по главе «Многообразие живых организмов» интеллект-карту составляли на протяжении нескольких уроков, добавляя новыми полученными знаниями. Таким образом получили интеллект-карту по целому разделу биологии. Но необходимо заранее сказать детям, что карту будем составлять на протяжении нескольких уроков, для того, чтобы правильно планировали составление карты.

Сл. 23 На уроках контроля ребятам необходимо построить новую интеллект-карту или заполнить пропуски по заданному разделу или теме, то, что ребенок способен вспомнить о предмете изучения. Только после этого можно обратиться к сравнению двух карт, которое позволит определить те фрагменты материала, которые нуждаются в дополнительном повторении.

Так же составление интеллект-карт применяю во внеурочной деятельности по предмету, при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования, а так же подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников по биологии.

Данная технология может использоваться не только на уроках биологии, а всеми учителями предметниками.

Как показал опыт, использование этой технологии позволяет проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Считаю, что применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее, следствием этого развивается критическое мышление, память и внимание, а также процесс обучения идет интереснее, занимательнее и плодотворнее, что в совокупности повышает качество знания по предмету.


Использование данной технологии позволило добиться положительных результатов:

Сл. 25 - повышение качества обученности по биологии; (использование диагностики уровня обученности П.И. Третьякова);

Сл. 26 – 100% успеваемость по результатам государственной итоговой аттестации в 9 классах;

Сл.27 -призовые места в олимпиадах и конкурсах;

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, систематизации, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.

Для более эффективного применения данной технологии необходимо следовать трём принципам:

  • «принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект - карт, правила и инструкции по их созданию.

  • «применяй» – начни применять эту технологию, составь как можно больше интеллект - карт.

  • «приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

  1. Технология интеллект-карт помогает развить общеучебные умения формулировать цели и задачи, отбирать, структурировать, интерпретировать ключевую информацию в виде интеллект - карты, устанавливать причинно- следственные и логические связи, контролировать процесс реализации задач, формулировать ключевые понятия и выводы, классифицировать и сравнивать объекты и явления.

Согласно Закону «Об образовании» образовательная организация должна осуществлять свою деятельность для обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с применяемыми формами,

средствами, методами обучения и воспитания, склонностями, способностями, интересами и потребностями учащихся. И как мне кажется, я использую технологию, которая соответствует требованиям закона «Об образовании».

Используйте интеллект - карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект - карты».









Список литературы:



  1. Бьюзен Т. Суперинтеллект. Мн.: ООО «Попурри», 2005. – 400с.

  2. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 208с..

  3. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm

  4. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,41325

/Itemid,118/

  1. Майер Е. И. Использование ментальных карт в учебном процессе как средство систематизации и обобщения знаний учащихся // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 106-108. — URL https://moluch.ru/archive/177/46134/ (дата обращения: 29.02.2020).

  2. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32

  3. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/03/28/diagnostika-opredeleniya-urovnya-obuchennosti-po-pi-tretyakovu



Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)

Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

 

Тест для определения обученности

1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

I уровень - различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень - воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень - понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…

IV – уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень – перенос (творческие умения)

 

Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.

 

Выполнено

 

Оценка

 

 

 

Вариант I 1, 2

 

«3»

Вариант II 2, 3, 4

 

«4»

Вариант III 4, 5

 

«5»

 

Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

 

 

Ф.И.

Полностью и правильно выполнены задания

 

Выводы

Уровни обученности

различение

запоминание

понимание

умение

перенос

 

 

 

 

 

 

 










Групповая работа обучающихся (обобщение темы)

1 этап:

  • Индивидуальное свободное извержение ассоциаций, связанных с изучаемой темой, поставленной проблемой

  • Построение каждым участником собственной интеллект-карты

2 этап:

  • Обсуждение интеллект-карты в малых группах

  • Составление групповой интеллект-карты

  • Составление первой редакции коллективной интеллект-карты

3 этап:

  • Повторное извержение ассоциаций каждым участником группы

  • Коррекция индивидуальных интеллект-карт

4 этап:

  • Обмен идеями, редактирование групповых интеллект-карт

  • Подготовка второй редакции коллективной интеллект-карты

5 этап:

  • Сравнение карт двух редакций

  • Построение финальной редакции

  • Коллективный анализ интеллект-карты

  • Принятие решения либо о завершении исследования, если его цель достигнута, либо о продолжении работы с составлением её плана.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!