СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Интерактивная деятельность на уроках музыки»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из условий успешного обучения на уроках музыки в школе, несомненно является качество используемых аудио- и видеоматериалов.

Просмотр содержимого документа
««Интерактивная деятельность на уроках музыки»»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Специальная коррекционная школа-интернат VIII вида»










«Интерактивная деятельность на уроках музыки»









Выступление на МО специалистов

коррекционного блока

учителя музыки и пения

Е.А. Куликовой.














г. Чернушка, 2019.



В настоящее время особое внимание уделяется использованию компьютерных технологий на уроках. Одной из задач учителя является обучать детей, двигаясь в "ногу со временем", используя компьютерные технологии в процессе обучения музыки. Одним из новейших мультимедийных средств, позволяющим учителю "разбудить" пассивных учеников, обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе, является интерактивная доска. Долгое время существовали грифельные и стеклянные доски, на которых писали мелом. "Венцом творения" в эволюции школьной доски стали интерактивные доски, сочетающие в себе уникальные возможности вывода на них любой информации с компьютера. В общеобразовательных школах ведётся интенсивный поиск новых подходов и внедрение эффективных методов в организацию учебного процесса по предмету "Музыка", которые осуществляются с помощью современных компьютерных технологий. Они способствуют одновременно всестороннему развитию и творчески-активному росту личности учащегося, формированию уровня его воспитанности и коммуникативной культуры, а также высокому уровню внутренней духовной культуры.

На протяжении нескольких лет работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, запоминающимися?

Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. При этом личность учителя, безусловно, останется стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, хотя компьютер при этом выступает лишь как средство, помогающее в решении поставленных задач. Поэтому сегодня, когда компьютерные технологии проникли буквально во все сферы деятельности человека, преподаватель любой дисциплины, в том числе и музыки, может рассчитывать на компьютер, как на электронного ассистента в учебном процессе. Следовательно, в таких условиях роль учителя значительно меняется. Он перестаёт быть источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности.

Одним из условий успешного обучения на уроках музыки в школе, несомненно, является качество используемых аудио- и видеоматериалов. С появлением ИКТ в образовании перед учителями музыки открылись новые возможности. Если раньше наглядный материал к урокам приходилось буквально по крупицам собирать, вырезая картинки из старых журналов, то сейчас, благодаря интернет-ресурсам и появившимся в продаже всевозможным электронным пособиям, стала возможной демонстрация на уроке не только иллюстраций с изображением какого-либо музыкального инструмента, национального или сценического костюма, портрета, фотографии или репродукции картины, но и просмотр видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов. Всё это помогает учителю сделать материал урока более насыщенным, ярким, запоминающимся для ребёнка, расширить его кругозор, мотивировать на творческую деятельность.

Перед современным учителем встает задача, идти вместе с детьми к пониманию музыки, учить самостоятельно, познавать музыкальное искусство и вырабатывать потребность общения с музыкой.

Размышляя над вопросом, как лучше всего ввести в урок музыки ИКТ и сделать его интересным для учеников, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

* Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

* Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.

Все это позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер.

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Педагог должен знать такие программы и уметь ими пользоваться.

Формы использования ИКТ на уроках музыки

Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В качестве основной цели использования ИКТ на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Не следует также забывать, что урок музыки должен иметь свою драматургию, кульминацию и, конечно, содержать художественно-педагогическую идею. Поэтому я считаю целесообразными следующие формы использования ИКТ на уроках музыки:

1) Презентация о жизни и творчестве композитора или музыканта, включающая в себя его портреты (по возможности разных авторов), его фотографии (если имеются), репродукции известных картин и др., либо о художественном направлении эпохи, стиле в искусстве и т.д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока.

2) Демонстрация видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, документальных фильмов и др. В зависимости от того, на каком этапе урока используется данный материал, могут решаться различные задачи. Так просмотр фрагмента в начале урока может стать отправной точкой в изучении темы, создать атмосферу главной идеи урока, эмоционально настроить детей на круг основных образов, помочь восприятию сложного произведения.

3) Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash - технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.

4) Исполнение песен под караоке на уроках музыки. В конце 70-х гг. XX в. в Японии было изобретено устройство, быстро получившее широкую популярность - караоке. Само это название в переводе с японского означает "пустой оркестр". Каким же образом мы можем использовать караоке на уроке музыки? Прежде всего, как замену стандартного инструментального сопровождения песни. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано.

Кроме исполнения хором той или иной песни, мы получаем также возможность выбора одного или нескольких солистов, которые будут исполнять сольно запевы куплетов с микрофоном, а припев будет петь весь класс. Это наверняка станет мощным дополнительным стимулом для музыкальных занятий. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих школьников, увлекающихся модными эстрадными "звездами", особенно привлекательно.

Еще одним интересным методическим приемом использования караоке на уроке музыки и во внеклассной работе становится конкурсное исполнение - "кто лучше споет" (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемой компьютером). Кроме того, караоке позволяет провести такие мероприятия, как "Угадай мелодию", "Два рояля" и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей. видеоматериал музыка урок школьник

Примеры применения ИКТ при обучении музыки:

1. Построение урока с применением программных мультимедиа средств: обучающих программ, электронных учебников, видеороликов.

2. Осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов.

3. Разработка методических программных средств. Выпущены диски "Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка"" с методическими материалами учителям.

4. Разработка педагогических программных средств различного назначения.

5. Разработка web-сайтов учебного назначения.

6. Использование internet-ресурсов.

7. Коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение, сетевое методическое объединение.



Традиционные методы обучения музыки включают три этапа: передача информации (объяснение), закрепление и контроль. Для каждого из этих этапов есть свои дидактические материалы.



1.Этап "объяснение". Цветные рисунки и фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.

Слайд-шоу - сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.

Видеофрагменты - выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)

Вспомогательный материал - сюда можно отнести обобщающие таблицы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока.

2. Этап "закрепление". Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из-за предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, мелодии, а также фотографии, видео - и анимационные фрагменты.

Вспомогательный материал - обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления

3. Этап "контроль". Викторины, задания с выбором ответа, с использованием фото, видео и анимации, все эти типы, обычно используемые на этапе закрепления, могут быть использованы и на этапе контроля.

Важным направлением в использовании ИКТ является интернет - обучение школьников. В учебниках практически отсутствует информация о вкладе отечественных и зарубежных композиторов в развитие искусства, нет исторических справок, недостаточно материала о современной музыке.

Необходимую информацию они могут найти в интернете, но наши дети еще не привыкли получать такие задания и самостоятельно их выполнять к следующему уроку.

Сейчас практически все образовательные учреждения имеют доступ к интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе.

Использование интернета на уроке для объяснения нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В интернете можно найти тематические сайты, тесты, рефераты, минусовки, новые песни.

Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ - одно из средств активизации познавательной и творческой активности учащихся. ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.

Но, к сожалению, на практике существует ряд проблем.

Во-первых, оснащение школьных кабинетов необходимым техническим оборудованием, позволяющим использовать ИКТ на уроках, происходит очень медленно, и не сразу в комплексе. А в нашей школе вообще нет, и никогда не было, отдельного кабинета музыки, хотя предмет относится к коррекционному блоку.

Во-вторых, учитель музыки вынужден сам осваивать многие программы для работы со звуком и изображением, порой делая это методом проб и ошибок, т.к. в содержании курсов повышения квалификации пока не предусмотрено обучение музыкальному программированию и редактированию.

В-третьих, составление презентаций отнимает много времени, поэтому к каждому уроку её не приготовишь, но без наглядности урок кажется "серым" не только детям, но и мне.

В целом использование ИКТ помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень.

При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается роль учителя, которого не может заменить ни один компьютер.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!