"Интерактивная доска как инструмент создания ситуации успеха для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка"
В настоящее время интерактивная доска стала неотъемлемым инструментом работы при дистанционном обучении. Это требование времени, что позволяет вовлечь учеников в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.
Использование интерактивной доски на уроках русского языка приводит к:
• росту положительной мотивации на уроках (ученикам очень нравится работать с доской)
• повышению производительности учебно-воспитательного процесса (на уроке мы успеваем выполнить гораздо больше)
• созданию ситуации успешности на уроке (качество знаний растет).
Я хотела бы рассказать о своей работе с учеником 6 класса. Он перешел в ГКОУ ВЦОДИ только в этом учебном году. У него довольно высокий уровень знаний по всем учебным дисциплинам, кроме русского языка. Чтобы восполнить пробелы в знаниях, улучшить усвоение текущего материала, я регулярно использую интерактивную доску как на всех типах урока (на уроке изучения нового материала, на уроке закрепления знаний, на уроке обобщения и систематизации знаний, на уроке контроля), так и на всех этапах урока. Данный вид работы ему очень нравится.
Интерактивная доска дает широкие возможности для подачи теоретического материала. Я могу выбрать ту форму задания, с помощью которой ученик быстрее и легче овладеет учебным материалом.
Например, теоретический материал можно представит в виде схем, таблиц. Визуальная информация, заполнение таблицы ( он приводит и самостоятельно записывает примеры) формирует умение анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.
С помощью интерактивной доски можно активно вовлекать обучающегося в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Так, для лучшего усвоения темы «Члены предложения» мы используем доску. Я вывожу на экран текст либо пишу предложения, а обучающийся подчеркивает члены предложения, определяет часть речи под моим контролем. Если он ошибся, всегда можно исправить, стереть и тд
Очень эффективно проходит словарная работа. Я думаю, учителя русского языка знают, как сложно школьники запоминают словарные слова. Чтобы запоминание происходило легче, я вывожу на экран словарные слова. Ученик составляет с ними словосочетания или записывает однокоренные слова, что позволяет ему быстрее запомнить информацию. На следующем уроке я предлагаю ученику текст с этими словами, в них пропущены буквы, которые нужно вставить. Таким образом, можно легко и быстро оценить усвоение знаний.
Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктуационного. В тексте могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание.
Все виды грамматического разбора (морфологический, морфемный, фонетический) также можно выполнить с помощью интерактивной доски. Ученик разбирает, выделяет части слова под моим контролем.
Также доска является одной из форм контроля усвоения знаний. На этапе закрепления изученного материала иногда вывожу на экран тест с вопросами и вариантами ответов, открываемыми поэтапно. Ученик выделяет правильные ответы и поясняет, почему он выбрал тот или иной пункт.
Кроме того, возможности доски позволяют оперативно организовать работу над ошибками. Я вывожу работу обучающегося на доску, и мы вместе разбираем ошибки, исправляем их. Когда ученик видит свою работу на доске, он обращает внимание на те детали, которые не заметил в тетради.
Таким образом, интерактивная доска – это современный инструмент создания ситуации успеха для обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка:
• она позволяет существенно экономить время на различных этапах урока. Это весьма актуально в условиях интенсивного обучения, где дефицит времени ощутим;
• это оперативный контроль качества обучения
• также доска позволяет получить обратную связь
• цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому обучающиеся более внимательны на уроках;
• использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.