Управление образования города Ростова-на-Дону
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Ворошиловского района города Ростова-на-Дону «Центр детского творчества» (МБУ ДО ЦДТ)
Рассмотрено на заседании Утверждаю:
методического совета
МБУ ДО ЦДТ Директор МБУ ДО ЦДТ
Протокол № ______ __________Н.Ф. Хацкевич
От «____» ________ 2016г. «_____» __________2016
Сценарий
«Земля –наш Дом.»
(Урок-презентация )
Возрастная категория: 7-13 лет
Составил:
педагог до
Шумкова С.П.
Ростов-на-Дону
2017 г.
Пояснительная записка.
Дата и время проведения: 20 октября 2016 года в 15.00.
Место проведения: подростковый клуб «Искра»
Возрастная категория: учащиеся 7-13 лет, родители, педагоги,.
Форма проведения урок-презентация.
Цель:
организация культурно-развлекательного досуга детей в каникулярное время; экологическое воспитание учащихся.
Задачи:
- расширение кругозора;
- формирование экологической компетентности;
- развивать навыки работы в команде;
- стимулировать познавательную активность учащихся.
Оборудование: детские рисунки о природе, компьютер.
Предварительная подготовка: разработка сценария и презентации «Мир вокруг нас», детские работы на тему «Окружающая природа».
Сценарий мероприятия «Путешествие по ЭКОПЛАНЕТАМ»
План мероприятия:
Вступительное слово ведущего.
Представление жюри, команд, капитанов
1-ая остановка путешествия: «Водная планета»
2-ая остановка путешествия: «Зеленая планета»
3-я остановка путешествия: «Звериная планеты»
4-ая остановка путешествия: «Цветочная планета»
5-ая остановка путешествия: «Планета знатоков»
6-ая остановка путешествия: «Планета тревоги»
(Показ презентаций по каждой планете)
Подведение итогов.
Ведущий:
Сегодня люди много говорят об экологии. А что же это такое? Слово экология произошло от двух греческих слов «oikos» — дом, жилище и «logos» — знание, учение. Экология – это наука, изучающая взаимоотношение всех живых организмов на нашей планете Земля.
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поучаствовать в экологической игре. Давайте выберем команды.
Прежде чем мы начнем наше состязание, давайте вспомним, каким годом объявлен 2016 год в России? Правильно, этот год – космонавтики, так как 55 лет назад 12 апреля Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос. Он увидел нашу планета с космоса и восхитился – какая она красивая!
Я предлагаю вам отправиться в путешествие по экопланетам на планете Земля.
Сначала, разрешите представить вам наше жюри: (Идет представление)
Теперь необходимо дать название нашим командам, выберите конверты (командам раздаются конверты с названиями команд).
За победу в каждом конкурсе вам будут выдаваться жетоны.
Итак, мы начинаем свое путешествие с водной планеты.
Учащиеся (по очереди произносят подготовленные высказывания о воде):
1. Лес и вода – брат и сестра.
2. Океан – кладовая колоссальных биологических и минеральных ресурсов, генератор и регулятор климата Земли.
3. Живое серебро – так любовно называют в народе рыбу. Увеличение рыбных запасов – одна из забот человека.
4. Вода – источник жизни.
5. «Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы». (А.С.Аксаков)
6. «Для рыбы нужна чистая вода. Будем охранять наши водоемы!» (М.М. Пришвин).
7. «Жизнь, в сущности, есть производная воды» (Д.Бернард).
8. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
9. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь» (А.Сент-Экзюпери).
Идет показ подготовленной презентации о воде «Вода- источник жизни»
Ведущий (проводит викторину)
Викторина «Водная планета»:
(вопросы задаются по очереди каждой команде)
1. Что в знойный день самым желанным бывает? Ответ: Вода.
2. Что зимой подо льдом спит, а приходит весна — бежит и шумит? Ответ: Река.
3. О каком минерале речь: сам воды боится, но из неё и родится. Ответ: Соль.
4. Зонт изобретали дважды: сначала в Древнем Китае, а позже – в Англии. Чем они отличаются? Ответ: Китайский предназначался от солнца, а английский – от дождика.
5. Это совсем не море, и вовсе не земля,
Яхты здесь не плавают
Да и ходить нельзя.
Что это? Ответ: Болото.
6. Эти звездочки резные на пальто и на шарфе — расчудесные, сквозные, а дыхнешь – вода в руке. Ответ: Снежинки.
7. Жил в ракушке столько лет
На морских отмелях,
Позже он попал в браслеты,
Бусы, ожерелья. Ответ: Жемчуг.
8. Как зовут бога морей, который управляет водной стихией трезубцем?
Ответ: Нептун или Посейдон.
9.Как называется полное безветрие, тишина на море? Ответ: Штиль.
10. Что в гору не выкатишь,
В решете не унесешь,
В руках не удержишь? Ответ: Воду.
11. Есть такое море на земле, в котором нельзя утонуть. Почему?
Ответ: Мертвое море. В нем очень высокая плотность воды из-за соли.
12. Кто знает название самой длинной реки на планете?
Ответ: Нил.
13. Назовите самое глубочайшее озеро на планете. Ответ: Байкал.
14. Назовите самый глубокий из всех океанов на планете. Ответ: Тихий океан.
15. Кто знает название самой полноводной реки на нашей планете? Ответ: Амазонка.
16. Самое крупное млекопитающее, живущее в океане? Ответ: Киты — имеют длину 33 м, весят до 20 тонн. Сердце кита — до 800 кг. В пасти может поместиться два самосвала. Сразу после рождения детеныши начинают плавать, рост их бывает до 8 м. За одно кормление «маленький» китенок поглощает от 20 до 40 литров молока.
17. Самое мелкое место в реке, где возможно её перейти. Ответ: Брод.
18. За чем так внимательно наблюдает рыбак на поверхности воды? Ответ: За поплавком.
19. Как будет на латыни вода? Ответ: Аква.
20. О чем можно сказать: кругом вода, да, к сожалению, с питьем беда. Ответ: О соленом море.
21. Меня и льют, меня и пьют, я всем нужна, кто такая я? Ответ: Вода.
22. Не лес, а громко шумит, не конь, а быстро бежит. Ответ: Река.
23. Если мало меня – мир пропадет,
Если много меня – мир пропадет. Ответ: Вода.
24. Рыба с человеческим именем? Ответ: Карп.
25. На дне пруда живет народ,
Ползает задом наперед. Ответ: Раки.
26. Назовите «цветные» моря. Ответ: Черное, Белое, Желтое, Красное.
27. Я очень добродушная – нежная, послушная,
Но уж если захочу, то и камни источу. Ответ: Вода.
28. Я летаю в белой стае и сверкаю на лету,
Чуть коснешься – сразу таю на ладонях и во рту. Ответ: Снег.
(Подведение итогов)
Ведущий: Следующая остановка «Зеленая планета»
(предоставляет слово учащимся.
1 ученик:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В любовь, в ней есть язык.
(Ф.И. Тютчев)
2 ученик:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды.
Благословляю я свободу
И голубые небеса
(А.Н.Толстой)
3 ученик:
Стоит зеленому листку прекратить работу на несколько дней, и все живое население мира, в том числе и человечество, погибнет.
4 ученик:
Цветы – всегда праздник для человека. С ними приходит к нам радость и хорошее настроение.
5 ученик:
Лес- национальное богатство нашей страны.
Показ презентации «Зеленая планета»
Ведущий: (проводит конкурс 1 «Разминка».)
Для каждой команды задаются по 10 вопросов, на которые требуется быстро ответить, жюри подсчитывает количество правильных ответов
1 команда
У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина)
Какое дерево дает сладкий сок? (береза, клен)
Кто зимой и летом одним цветом? (ель, сосна)
Какое хвойное дерево сбрасывает свои иголки осенью? (лиственница)
Сколько лет живет дуб? (300-400)
Когда цветет сирень: весной или летом? (весной)
У этого дерева «дрожащие» листья (осина)
Растет ли дерево зимой? (нет)
Цветы какого дерева дают самый лучший мед? (липа)
Это дерево называют «плакучим» (ива)
2 команда
Цветок для гадания (ромашка)
Миллион этих цветов подарил художник певице (роза)
Найти цветок этого растения с пятью лепестками к удаче (сирень)
Как в народе называют цветок календулы? (ноготки)
В какой позе любят сидеть йоги? (лотос)
Как называется цветущее дерево вишни в Японии? (Сакура)
Из цветков, какого растения делают красный чай (гибискус, каркаде)
Цветок – символ французских королей (лилия)
Самый большой цветок (раффлезия)
Это лекарственное растение называют кошачье травой (валериана)
3 команда
За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (ландыш)
Из какого цветка появилась Дюймовочка? (тюльпан)
Что никак не мог сделать Данила – мастер (Каменный цветок)
Что обещал привести купец младшей дочери Аленушке (Аленький цветочек)
На поле этих цветов уснула Элли по пути к Изумрудному городу (мак)
По приданию цветок этого растения указывает на клад (папоротник)
На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)
Продолжите. Ромашки спрятались, поникли … (лютики)
К какому цветку обращались со словами «Лети, лети, лепесток через запад на восток? (цветик-семицветик)
Цветок, упавший на лапу Азора (роза)
Конкурс 2 «Загадочный ящик»
На стол каждой команде ставится «загадочный ящик». Ребятам загадывается загадка, ответ на который находится в ящике.
Ведущий: В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в середине века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Что это? (Луковица)
Красива во время цветения. Особенно эффектна осенью красноватой листвой и ярко-красными гроздьями сочных плодов. Плоды горькие, но полезные. Что это за кустарник? (калина)
В коробочке лежат семена. Родина этого растения – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство израстания» писал: «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что это за лакомство лежит в коробочке? (семена подсолнечника
Ведущий: следующая остановка «Цветочная планета»
Ученик: Цветы, как люди, на добро щедры,
И, нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.
Ведущий: объявляю 1 конкурс капитанов «Корзина загадок»
Конкурс капитанов. Капитанам команд загадываются по очереди загадки:
Золотая середина, и лучи идут кругом.
Это может быть картина: солнце в небе голубом.
Нет, не солнце на бумажке,
На лугу цветы … (ромашки)
Подрастает – нарядится в беленькое платьице,
Легкое, воздушное, ветерку послушное.
А пока, стоит одетый в желтый сарафанчик.
А зовут его, ребята, просто… (одуванчик)
На солнечной опушке в траве стоит она,
Лиловенькие ушки тихонько подняла.
И тут поможет вам смекалка –
Все знают, что зовут цветок… (фиалкой)
Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега.
От снега очищаются и поле, и валежник,
И первый появляется в проталинке… (подснежник)
В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно.
Головка голубая и длинный стебелек –
Ну кто ж его не знает, ведь это… (василек)
Ранним утром распускается лепестки свои цветок.
А как вечер наступает, гаснет красный огонек.
Погляди-ка, погляди-ка, что за красный веерок?
Это яркая … (гвоздика) новый празднует денек.
Конкурс 2 «Путаница»
Проводится во время конкурса капитанов. Каждой команде предлагается набор букв, из которых надо составить 7 названий цветов так, чтобы лишних букв не осталось
Пион, василек, медуница, ромашка, фиалка, хризантема, роза
Лютик, гвоздика, подснежник, лилия, тюльпан, мимоза, мак
Гиацинт, нарцисс, ирис, орхидея, одуванчик, ландыш, клевер
Подведение итогов.
Ведущий: следующая остановка «Звериная планета»
(предоставляет слово учащимся).
1 ученик: У природы живые краски,
И пусть живет она без опаски,
Пусть живут и звери, и птицы,
Пусть человек никого не боится!
2 ученик: «Приглядитесь повнимательнее ко всякому живому существу, исследуйте его и наверняка найдете что-нибудь поучительное в творческом действии природы» (И.В. Мичурин).
3 ученик: Звери – братья наши меньшие. Они учат нас добру, заботе о слабых, без них мы стали бы нравственно беднее.
4 ученик: Красная книга – призыв к разуму человека.
Конкурс 1 «Птичий рынок»
Каждой команде задают по одному вопросу, на который после короткого обсуждения она должна дать ответ.
Какая птица самая маленькая на Земле? (колибри)
Какая птица самая большая на Земле? (страус)
Пингвин – птица или нет? (птица)
Какая птица летает выше всех? (орел)
Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Конкурс 2 «Кто лишний?»
Командам предлагается по три набора животных. Надо найти лишнего в каждой из групп и объяснить свой выбор.
Крот, дождевой червь, многоножка, личинка майского жука, стрекоза
Летучая мышь, голубь, страус, бабочка, летучая рыба
Лошадь, собака, суслик, кошка, корова
Собака, рысь, коза, корова, лошадь
Кузнечик, пчела, муха, комар, воробей
Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена
Чайка, буревестник, рыбный филин, зимородок, летучая мышь
Кот, морж, осьминог, носорог, акула
Лещ, дельфин, щука, окунь, сом
Ведущий: следующая остановка «Планета знатоков»
Конкурс 1 «Живая буква»
Капитаны команд вытягивают из мешка одну букву, и команда за 1 минуту должна вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающих на эту букву.
цветок | |
дерево | |
насекомое | |
рыба | |
птица | |
зверь | |
| |
Ведущий: следующая остановка «Планета тревоги»
Ученик: Внимание, внимание!
К нам поступила радиограмма с планеты Тревоги:
Наша планета — живой дом!
Но как ей жить под дымным — колпаком
Где сточная канава — океан!
Где вся природа поймана в капкан!
Где места нет ни аисту, ни льву.
Где стонут травы: «Больше не могу!»
Ведущий: наш первый конкурс «Спасатели, вперед!»
В этом конкурсе каждая команда должна помочь спасателям в их проблеме.
Чип и Дейл спешат на помощь. На этот раз спасателей ждут морские обитатели. Из потерпевшего аварию лайнера разлилась нефть и покрыла тонкой плёнкой поверхность моря. К ним на помощь вылетели спасатели. Скажите, какое влияние окажет разлившаяся нефть на живые организмы? Что вы советуете спасателям предпринять, и как сделать так, чтобы нефть вообще не могла попасть в море?
Герой утиных историй Скрутж – Макдак купил на свои деньги озеро, которое обеспечивает водой весь город! Отныне вся вода принадлежит ему. Но жители почему-то не очень экономно расходуют его богатство. Если дела и дальше так пойдут, то весь его капитал «Вытечет в трубу». Подумайте. как помочь Мак-Даку сократить потери драгоценной воды?
Однажды утром Вини-Пух и пятачок пошли в гости к кролику. Их путь лежал вдоль реки. Вини-Пух пел, а пятачок подпевал. Было душно, и они увидели, что группа ребят собирается купаться в реке, около трубы, по которой течёт вода с фабрики. Ребята были загорелыми, но вышли из воды чёрными «Вот это, да!!!» — воскликнул пятачок. Почему ребята стали чёрными? Вини — Пух подумал, но не смог ответить и предложил: «Давай спросим кролика?» Кролик был умным, он ответил на вопрос, а сообща они решили важную проблему. А вы ребята, можете ответить на вопрос и отгадать, какую проблему решили герои известного мультфильма и как?
Конкурс 2 «Прогулка по лесу»
Конкурс для зрителей.
Представьте, что мы с вами оказались на природе, в роще. Какие правила мы должны соблюдать, чтобы наше пребывание не было губительным для природы?
Заключение
Ведущий:
Пока, жюри подводит итоги, мне хотелось бы еще раз обратиться к вам со словами Д. Родовича:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни!
Наша планета прекрасна и удивительна, давайте вспомним слова Ю.А.Гагарина