СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные формы методического руководства как средство активизации творческой деятельности педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерактивные формы методического руководства как средство активизации творческой деятельности педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные формы методического руководства как средство активизации творческой деятельности педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования»

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ  МЕТОДИЧЕСКОго руководства  как средство активизации творческой деятельности педагогов образовательных организаций  среднего профессионального образования Большой круг – Круглый стол – Вечера вопросов и ответов – Деловая игра – Мозговой штурм – Методический ринг – Тренинг – Педагогический КВН – Методический мост – Решение педагогических задач – Методические посиделки – Методический диалог – Вебинар

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОго руководства как средство активизации творческой деятельности педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования

Большой круг – Круглый стол – Вечера вопросов и ответов – Деловая игра – Мозговой штурм – Методический ринг – Тренинг – Педагогический КВН – Методический мост –

Решение педагогических задач – Методические посиделки – Методический диалог – Вебинар

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО) и ученика (педагога-участник МО).
  • Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter» - это «взаимный», «act» - действовать.
  • Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО) и ученика (педагога-участник МО).
БОЛЬШОЙ КРУГ С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты. Первый этап - педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап - по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

БОЛЬШОЙ КРУГ

С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

  • Первый этап - педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.
  • Второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
  • Третий этап - по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «Круглый стол» проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы. При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

  • «Круглый стол» проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
  • При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое. За месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.

ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

За месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.

ДЕЛОВАЯ ИГРА Основная цель игры - живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

  • Основная цель игры - живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.
Виды деловых игр ИМИТАЦИОННЫЕ , где осуществляется копирование с последующим анализом. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ , в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций); ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ , связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям; ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме. ИГРЫ-ТРЕНИНГИ. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки; ИГРЫ ПРОЕКТИВНЫЕ , в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта.

Виды деловых игр

  • ИМИТАЦИОННЫЕ , где осуществляется копирование с последующим анализом.
  • УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ , в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ , связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;
  • ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.
  • ИГРЫ-ТРЕНИНГИ. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;
  • ИГРЫ ПРОЕКТИВНЫЕ , в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта.

Методика организации и проведения деловой игры

  • 1 ЭТАП. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИГРЫ.
  • Формулирование общей цели игры и частных целей участников игры; Разработка общих правил игры.
  • Формулирование общей цели игры и частных целей участников игры;
  • Разработка общих правил игры.
  • 2 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ИГРЫ. Разъяснение участникам смысла игры, правил, распределение ролей, постановка конкретных задач; Назначение экспертов дающих оценку; Определение времени, условий и длительности игры.
  • Разъяснение участникам смысла игры, правил, распределение ролей, постановка конкретных задач;
  • Назначение экспертов дающих оценку;
  • Определение времени, условий и длительности игры.
  • 3 ЭТАП. ХОД ИГРЫ.
  • 4 ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. АНАЛИЗ ИГРЫ. Общая оценка игры и подробный ее анализ: реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины; Самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности; Характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры; Анализ и оценка игры экспертами.
  • Общая оценка игры и подробный ее анализ: реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;
  • Самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;
  • Характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;
  • Анализ и оценка игры экспертами.
Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. Руководитель готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет предложена командам. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма: 15 – 30 мин. затем следует обсуждение высказанных идей. В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников
  • Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.
  • Руководитель готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет предложена командам. Запрещается критика идей, их оценка.
  • Продолжительность мозгового штурма: 15 – 30 мин. затем следует обсуждение высказанных идей.
  • В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ.
  • В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот.
  • Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников

Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения — групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).

МЕТОДИЧЕСКИЙ РИНГ

2 вариант - методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы, например, методический ринг по теме «Активизация познавательной (исследовательской) деятельности дошкольников на экологических занятиях» предлагает соревнование следующих методических идей: применение игровых заданий; использование активных форм обучения.

1 вариант - методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос, например, тема «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А. Коменский), вопрос для дискуссии: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях - переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.

Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

ТРЕНИНГ Тренинг (англ.) – это специальный, тренировочный режим, тренировка Цель: отработка определенных профессиональных навыков и умений. Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

ТРЕНИНГ

Тренинг (англ.) – это специальный, тренировочный режим, тренировка

  • Цель: отработка определенных профессиональных навыков и умений.
  • Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, создание благоприятного психологического климата в группе педагогов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН

  • Цель: активизация имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, создание благоприятного психологического климата в группе педагогов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН.  ХОД ИГРЫ 1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД (10 минут). Учитывается: Учитывается: соответствие выступления заданной теме; актуальность; форма представления. соответствие выступления заданной теме; актуальность; форма представления. соответствие выступления заданной теме; актуальность; форма представления. 2. РАЗМИНКА. Команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений. Время на обдумывание вороса 1 минута. 3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проверка подготовки деловой игры на заданную тему. 4. КОНКУРС КАПИТАНОВ. 5. КОНКУРС МУДРЕЦОВ. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения даннного вопроса. 6. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ. Решение педагогических задач из практики работы. 7. КОНКУРС «ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?». Ситуации из жизни образовательной организации. Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КВН. ХОД ИГРЫ

  • 1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД (10 минут).
  • Учитывается:
  • Учитывается:
  • соответствие выступления заданной теме; актуальность; форма представления.
  • соответствие выступления заданной теме; актуальность; форма представления.
  • соответствие выступления заданной теме;
  • актуальность;
  • форма представления.
  • 2. РАЗМИНКА. Команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений. Время на обдумывание вороса 1 минута.
  • 3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Проверка подготовки деловой игры на заданную тему.
  • 4. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
  • 5. КОНКУРС МУДРЕЦОВ. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения даннного вопроса.
  • 6. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ. Решение педагогических задач из практики работы.
  • 7. КОНКУРС «ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?». Ситуации из жизни образовательной организации. Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.
МЕТОДИЧЕСКИЙ МОСТ Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания. Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных организаций, рууоводители методических объединений.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МОСТ

  • Цель: обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.
  • Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных организаций, рууоводители методических объединений.
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Цель: знакомство с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и обучающихся, системой их взаимоотношений. Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

  • Цель: знакомство с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и обучающихся, системой их взаимоотношений.
  • Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.
  • Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ Цель: обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок; знакомство с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

  • Цель: обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок; знакомство с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ПОСИДЕЛКИ Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов. Форма проведения - круглый стол. Методика организации и проведения: Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСИДЕЛКИ

Цель - формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

  • Форма проведения - круглый стол.
  • Методика организации и проведения:
  • Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.
  • Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.
  • Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

Цель - обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

  • Форма проведения - круглый стол.
  • Методика организации и проведения:
  • Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
  • Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.
  • Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.
  • Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.
  • В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.
ВЕБИНАР Вебинар (от слов «веб» и «семинар») — это «виртуальный» семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинару присущ главный признак семинара — интерактивность. Иначе говоря, делается доклад, слушатели задают вопросы, а докладчик отвечает на них.

ВЕБИНАР

  • Вебинар (от слов «веб» и «семинар») — это «виртуальный» семинар, организованный посредством Интернет-технологий. Вебинару присущ главный признак семинара — интерактивность. Иначе говоря, делается доклад, слушатели задают вопросы, а докладчик отвечает на них.


Скачать

© 2020 215 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!