СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерактивные приёмы в обучении химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение интерактивных прёмов в обучении химии

Просмотр содержимого документа
«Интерактивные приёмы в обучении химии»

 «Применение интерактивных приёмов, как эффективный инструмент обучения химии в 8 классе» Фокина Елена Петровна учитель химии МБОУ СОШ№1 г. Заозёрного

«Применение интерактивных приёмов,

как эффективный инструмент обучения химии в 8 классе»

Фокина Елена Петровна

учитель химии МБОУ СОШ№1 г. Заозёрного

 В последние годы учителя сталкиваются с низким уровнем заинтересованности учащихся в учебных предметах, в частности в химии. Для многих восьмиклассников химия представляется сложной и абстрактной наукой, с набором правил и формул, которые трудно воспринимаются и запоминаются. Это приводит не только к снижению интереса к предмету, но и к низким результатам. Традиционные методы преподавания могут быть неэффективными для удержания внимания учеников и понимания химии . В связи с этим особую значимость приобретает применение интерактивных приёмов, способствующих созданию мотивационного и познавательного образовательного пространства.

В последние годы учителя сталкиваются с низким уровнем заинтересованности учащихся в учебных предметах, в частности в химии. Для многих восьмиклассников химия представляется сложной и абстрактной наукой, с набором правил и формул, которые трудно воспринимаются и запоминаются. Это приводит не только к снижению интереса к предмету, но и к низким результатам. Традиционные методы преподавания могут быть неэффективными для удержания внимания учеников и понимания химии . В связи с этим особую значимость приобретает применение интерактивных приёмов, способствующих созданию мотивационного и познавательного образовательного пространства.

Использование интерактивных приёмов позволяет делать уроки более яркими

и запоминающимися. Например, внедрение игровых элементов, таких как квиз-квиз-трейд,

игра «Липкая дорожка», использование Спринта помогает не только привлечь внимание

учеников, но и сделать процесс обучения более увлекательным.

Учащиеся становятся активными участниками уроков,

что способствует улучшению их настроения и повышению усвоения материала.

Квиз-квиз-трейд

Инструкция

Представляет собой работу в парах, где учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя специальные карточки с заданиями. Возьмите четверть листа А4, мысленно разделите его на три части, нижнюю часть отогните вовнутрь. Записываем вопрос, а на стороне, которая подогнута, пишем ответ. Встаем, поднимаем руку и находим (ближайшую) пару. Теперь задание такое: каждый задает свой вопрос партнеру, и если тот затрудняется ответить, то спрашивающий ему подсказывает, направляя на правильный ответ. Затем другой задает вопрос, и происходит аналогичная беседа. После этого обмениваетесь карточками и находите нового партнёра. Задаёте вопросы, обмениваетесь, передвигаетесь дальше. Аналогичное задание идёт по кругу примерно 3 раза.

Тема урока  «Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества» Ссылка на ресурс «Понятие о методах познания в химии»   https://disk.yandex.ru/i/pZ9BK9r8H8IqNg  «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»   https://disk.yandex.ru/i/x0jd4Ruv9lLUJA  https://disk.yandex.ru/i/gG_eCnRLvt-PZQ   «Атомы и молекулы» «Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов»   https://disk.yandex.ru/i/GT8bwjK0NCXoAA  https://disk.yandex.ru/i/pZEV7cv-lVBoEA  «Простые и сложные вещества»   «Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов» https://disk.yandex.ru/i/F00780uND5ICTA  «Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса» https://disk.yandex.ru/i/SGIaRjrAATmxKg  https://disk.yandex.ru/i/4LWXWeQE3grZAA

Тема урока

«Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества»

Ссылка на ресурс

«Понятие о методах познания в химии»

 

https://disk.yandex.ru/i/pZ9BK9r8H8IqNg

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

 

https://disk.yandex.ru/i/x0jd4Ruv9lLUJA

https://disk.yandex.ru/i/gG_eCnRLvt-PZQ

«Атомы и молекулы»

«Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов»

 

https://disk.yandex.ru/i/GT8bwjK0NCXoAA

https://disk.yandex.ru/i/pZEV7cv-lVBoEA

«Простые и сложные вещества»

 

«Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов»

https://disk.yandex.ru/i/F00780uND5ICTA

«Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса»

https://disk.yandex.ru/i/SGIaRjrAATmxKg

https://disk.yandex.ru/i/4LWXWeQE3grZAA

Игра «Липкая дорожка» Инструкция Можно использовать на любом этапе урока с учащимися любого возраста. Напишите на каждом стикере задание и прикрепите стикеры друг за другом, в форме тропинки. Стикеры можно прикрепить на доску и играть всем классом. Прикрепите на парту и устройте парную работу. Игроки по-очереди отклеивают стикер от дорожки и выполняют задание. Если игрок дал верный ответ, он забирает стикер себе. Один стикер = один балл. В конце игры баллы подсчитываются и определяется победитель. Тема урока Ссылка на ресурс «Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов» https://disk.yandex.ru/i/ydk_lbTK1HY2UA  «Массовая доля химического элемента в соединении» https://disk.yandex.ru/i/vspL84bvLUqqDw  Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях https://disk.yandex.ru/i/sMAN-C7HyVnxaw

Игра «Липкая дорожка»

Инструкция

Можно использовать на любом этапе урока с учащимися любого возраста. Напишите на каждом стикере задание и прикрепите стикеры друг за другом, в форме тропинки. Стикеры можно прикрепить на доску и играть всем классом. Прикрепите на парту и устройте парную работу. Игроки по-очереди отклеивают стикер от дорожки и выполняют задание. Если игрок дал верный ответ, он забирает стикер себе. Один стикер = один балл. В конце игры баллы подсчитываются и определяется победитель.

Тема урока

Ссылка на ресурс

«Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов»

https://disk.yandex.ru/i/ydk_lbTK1HY2UA

«Массовая доля химического элемента в соединении»

https://disk.yandex.ru/i/vspL84bvLUqqDw

Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях

https://disk.yandex.ru/i/sMAN-C7HyVnxaw

Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций https://disk.yandex.ru/i/_G4-5lGodT4R0A  Физические и химические свойства воды Спринт https://disk.yandex.ru/i/gdD-c_NzLhrL7Q  Инструкция Делим класс на группы и объявите соревнование за наибольшее количество очков. Играют в 3 раунда: группой изучают новый материал и выполняют тест (задания), по результатам 3-х тестирований (заданий) определяется команда победителей. Тема урока Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей Ссылка на ресурс https://disk.yandex.ru/i/bNJoBW-iaG2GWQ  Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон   Признаки и условия протекания химических реакций https://disk.yandex.ru/i/wtvClFnSy61cwA  Значение Периодического закона для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный, педагог и гражданин https://disk.yandex.ru/i/YxcEzkOY6JEWrg  https://disk.yandex.ru/i/jDg-dFBYIpFGHA  Окислители и восстановители https://disk.yandex.ru/i/CLa80nU8MyQKww

Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций

https://disk.yandex.ru/i/_G4-5lGodT4R0A

Физические и химические свойства воды

Спринт

https://disk.yandex.ru/i/gdD-c_NzLhrL7Q

Инструкция

Делим класс на группы и объявите соревнование за наибольшее количество очков. Играют в 3 раунда: группой изучают новый материал и выполняют тест (задания), по результатам 3-х тестирований (заданий) определяется команда победителей.

Тема урока

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Ссылка на ресурс

https://disk.yandex.ru/i/bNJoBW-iaG2GWQ

Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон

 

Признаки и условия протекания химических реакций

https://disk.yandex.ru/i/wtvClFnSy61cwA

Значение Периодического закона для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный, педагог и гражданин

https://disk.yandex.ru/i/YxcEzkOY6JEWrg

https://disk.yandex.ru/i/jDg-dFBYIpFGHA

Окислители и восстановители

https://disk.yandex.ru/i/CLa80nU8MyQKww

Интерактивные приёмы позволяют визуализировать сложные химические процессы и реакции. Использование презентаций, видеороликов и анимаций помогает ученикам лучше понимать и запоминать учебный материал. Для этих целей можно использовать каталог Библиотеки цифрового образовательного контента.

Интерактивные приёмы позволяют визуализировать сложные химические

процессы и реакции. Использование презентаций, видеороликов и анимаций

помогает ученикам лучше понимать и запоминать учебный материал.

Для этих целей можно использовать каталог Библиотеки цифрового образовательного контента.

Интерактивные приёмы позволяют организовать групповую и парную работу учащихся, что в свою очередь способствует развитию навыков сотрудничества и командной работы. Постановка проблемных задач, где ученикам необходимо самостоятельно находить решения и обсуждать их с одноклассниками, формирует аналитические способности и критическое мышление. Кроме того, организация групповой и парной работы дает возможность учащимся обмениваться мнениями и активно участвовать в обсуждениях. Работа в группах по использованию интерактивных задач помогает развивать у учащихся коммуникабельность, ответственность за выполнение задания и укрепляет взаимопомощь. Кроме того, такие активности способствуют созданию уютной атмосферу в классе, что положительно сказывается на общем отношении к учебному процессу. Интересными интерактивными приёмам для организации групповой и парной работы являются приёмы: кластер, общий слайд, «верное-неверное утверждение».

Кластер

Тема урока

Ссылка на ресурс

Количество вещества. Моль. Молярная масса

https://disk.yandex.ru/i/Y-F5it48jY1F4A

Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы

https://disk.yandex.ru/i/FptlgkC3zSMb_Q

Генетическая связь между классами неорганических соединений

https://disk.yandex.ru/i/ejYs_0ALgw2R9Q

Общий слайд Правила Тема урока Индивидуальная работа. Обучающиеся читают научный текст, далее на стикерах выписывают только важные научные факты (1 стикер – 1 факт). Групповая работа. После завершения чтения ученики объединяются в группы по 3-4 человека и готовят один общий слайд с научной выжимкой по прочитанному тексту. Презентация результатов всему классу. Первая группа презентует свой слайд, вторая и третья его добавляют, комментируют. В итоге работы появляется один общий слайд. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей Ссылка на ресурс https://disk.yandex.ru/i/L1GpR-h6CU1m-w  Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон https://disk.yandex.ru/i/0eNfWj0MCxzJkA  https://disk.yandex.ru/i/yEKpipijY5hvzw

Общий слайд

Правила

Тема урока

Индивидуальная работа. Обучающиеся читают научный текст, далее на стикерах выписывают только важные научные факты (1 стикер – 1 факт). Групповая работа. После завершения чтения ученики объединяются в группы по 3-4 человека и готовят один общий слайд с научной выжимкой по прочитанному тексту. Презентация результатов всему классу. Первая группа презентует свой слайд, вторая и третья его добавляют, комментируют. В итоге работы появляется один общий слайд.

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Ссылка на ресурс

https://disk.yandex.ru/i/L1GpR-h6CU1m-w

Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов

Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон

https://disk.yandex.ru/i/0eNfWj0MCxzJkA

https://disk.yandex.ru/i/yEKpipijY5hvzw

Не менее значимой является и роль технологий в интерактивном обучении. Онлайн-симуляции реакций, виртуальные лаборатории и интерактивные тесты позволяют учащимся самостоятельно проводить эксперименты и проверять свои знания. Для организации такой работы можно использовать онлайн-платформы Wordwall.net, App.genially.com., Genially.

Wordwall.net позволяет учителю создавать интерактивные викторины с вопросами о химии. Это может быть полезным инструментом для проверки знаний учеников и оценки их понимания конкретных тем. Можно использовать wordwall.net для создания карточек с химическими элементами и их символами. Ученики могут использовать эти карточки для запоминания элементов и их свойств. Также можно создать игры, такие как головоломки, кроссворды или заполнение пропусков, чтобы помочь ученикам закрепить материал.

Интернет-платформа

Тема программы

Wordwall

 

Вещества и химические реакции

Тема урока

Ссылка на ресурс

Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов

 

https://wordwall.net/resource/85590211

Вода. Растворы. Понятие об основаниях

https://wordwall.net/resource/85590457

Физические и химические свойства воды

 

https://wordwall.net/resource/85582791

 

App.genially.com является инструментом, который может быть использован для создания интерактивных и привлекательных презентаций, уроков и других материалов. С помощью Genially можно создать креативные презентации для объяснения сложных тем химии. Он может использовать различные типы контента, такие как текст, изображения, видео, аудио и интерактивные элементы, чтобы сделать уроки более интересными и запоминающимися для учащихся. App.genially.com также предоставляет возможность добавлять интерактивные элементы, такие как викторины, головоломки, игры и тесты, которые помогутучащимся проверить свои знания и улучшить понимание изучаемого материала.

Кроме того, Genially может быть использован для создания онлайн-уроков,которые учащиеся могут изучать в своем собственном темпе. Учитель может включить видео, задания, дополнительные материалы и обратную связь для поддержки учебного процесса. Одной из преимуществ использования app.genially.com является его доступность в любом месте и в любое время, поскольку он работает в Интернете.

Интернет-платформа

Тема программы

Genially

 

Вода. Растворы. Понятие об основаниях

Тема урока

Ссылка на ресурс

Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Массовая доля вещества в растворе

https://view.genially.com/6795f21775e563c01373cdc2/interactive-content-essential-quiz

Физические и химические свойства воды

https://view.genially.com/6794e3dd266b707cf3d25bc6/presentation-einstein-presentation

Интернет-платформа learningapps.org   Тема программы Тема урока Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома Ссылка на ресурс Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева Вещества и химические реакции Физические и химические явления. Химическая реакция https://learningapps.org/3002568  Физические и химические явления. Химическая реакция https://learningapps.org/watch?v=pm8ydhhf325    Основные классы неорганических соединений https://learningapps.org/display?v=yupzwmdc Соли (средние): номенклатура, способы получения, химические свойства   https://learningapps.org/view2961136 Оксиды: состав, классификация, номенклатура Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека   https://learningapps.org/view2501464 Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей   https://learningapps.org/view67596  

Интернет-платформа

learningapps.org

 

Тема программы

Тема урока

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

Ссылка на ресурс

Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева

Вещества и химические реакции

Физические и химические явления. Химическая реакция

https://learningapps.org/3002568

Физические и химические явления. Химическая реакция

https://learningapps.org/watch?v=pm8ydhhf325

 

Основные классы неорганических соединений

https://learningapps.org/display?v=yupzwmdc

Соли (средние): номенклатура, способы получения, химические свойства

 

https://learningapps.org/view2961136

Оксиды: состав, классификация, номенклатура

Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека

 

https://learningapps.org/view2501464

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

 

https://learningapps.org/view67596

 

Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики 1. Мониторинг деятельности в сотрудничестве. 2. Мониторинг формирования навыков обучающихся. 3. Мониторинг ЗУН. 4. Мониторинг участия обучающихся в предметных конкурсах, фестивалях и олимпиадах.

Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики

1. Мониторинг деятельности в сотрудничестве.

2. Мониторинг формирования навыков обучающихся.

3. Мониторинг ЗУН.

4. Мониторинг участия обучающихся в предметных конкурсах, фестивалях и олимпиадах.

В результате применения интерактивных приёмов: Обучающиеся активно участвуют в учебном процессе; приобретают навык саморефлексии, анализа своих действий и мыслей, что способствует развитию личностной само осознанности; развивают навыки общения и взаимодействия в группе; приобретают стойкий интерес к предмету химия, участвуя в предметных конкурсах, олимпиадах и фестивалях. Разработаны, скорректированы и систематизированы учебные материалы, которые позволяют сделать урок интерактивным в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Каждое полугодие проводится мониторинг внедрения практики по всем заявленным направлениям.

В результате применения интерактивных приёмов:

  • Обучающиеся активно участвуют в учебном процессе; приобретают навык саморефлексии, анализа своих действий и мыслей, что способствует развитию личностной само осознанности; развивают навыки общения и взаимодействия в группе; приобретают стойкий интерес к предмету химия, участвуя в предметных конкурсах, олимпиадах и фестивалях.
  • Разработаны, скорректированы и систематизированы учебные материалы, которые позволяют сделать урок интерактивным в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  • Каждое полугодие проводится мониторинг внедрения практики по всем заявленным направлениям.
 Таким образом, применение интерактивных приёмов в обучении химии в 8 классе не только усиливает интерес учащихся к предмету, но и способствует глубокому пониманию материала, развитию критического мышления и навыков работы в команде. С учетом современных вызовов и тенденций в образовании, такие методы становятся необходимым инструментом для достижения высоких результатов в обучении, формируя у учеников не только знания, но и любовь к науке.

Таким образом, применение интерактивных приёмов в обучении химии в 8 классе не только усиливает интерес учащихся к предмету, но и способствует глубокому пониманию материала, развитию критического мышления и навыков работы в команде. С учетом современных вызовов и тенденций в образовании, такие методы становятся необходимым инструментом для достижения высоких результатов в обучении, формируя у учеников не только знания, но и любовь к науке.