«Применение интерактивных приёмов,
как эффективный инструмент обучения химии в 8 классе»
Фокина Елена Петровна
учитель химии МБОУ СОШ№1 г. Заозёрного
В последние годы учителя сталкиваются с низким уровнем заинтересованности учащихся в учебных предметах, в частности в химии. Для многих восьмиклассников химия представляется сложной и абстрактной наукой, с набором правил и формул, которые трудно воспринимаются и запоминаются. Это приводит не только к снижению интереса к предмету, но и к низким результатам. Традиционные методы преподавания могут быть неэффективными для удержания внимания учеников и понимания химии . В связи с этим особую значимость приобретает применение интерактивных приёмов, способствующих созданию мотивационного и познавательного образовательного пространства.
Использование интерактивных приёмов позволяет делать уроки более яркими
и запоминающимися. Например, внедрение игровых элементов, таких как квиз-квиз-трейд,
игра «Липкая дорожка», использование Спринта помогает не только привлечь внимание
учеников, но и сделать процесс обучения более увлекательным.
Учащиеся становятся активными участниками уроков,
что способствует улучшению их настроения и повышению усвоения материала.
Квиз-квиз-трейд
Инструкция
Представляет собой работу в парах, где учащиеся проверяют и обучают друг друга, используя специальные карточки с заданиями. Возьмите четверть листа А4, мысленно разделите его на три части, нижнюю часть отогните вовнутрь. Записываем вопрос, а на стороне, которая подогнута, пишем ответ. Встаем, поднимаем руку и находим (ближайшую) пару. Теперь задание такое: каждый задает свой вопрос партнеру, и если тот затрудняется ответить, то спрашивающий ему подсказывает, направляя на правильный ответ. Затем другой задает вопрос, и происходит аналогичная беседа. После этого обмениваетесь карточками и находите нового партнёра. Задаёте вопросы, обмениваетесь, передвигаетесь дальше. Аналогичное задание идёт по кругу примерно 3 раза.
Тема урока
«Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Тела и вещества»
Ссылка на ресурс
«Понятие о методах познания в химии»
https://disk.yandex.ru/i/pZ9BK9r8H8IqNg
«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»
https://disk.yandex.ru/i/x0jd4Ruv9lLUJA
https://disk.yandex.ru/i/gG_eCnRLvt-PZQ
«Атомы и молекулы»
«Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов»
https://disk.yandex.ru/i/GT8bwjK0NCXoAA
https://disk.yandex.ru/i/pZEV7cv-lVBoEA
«Простые и сложные вещества»
«Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов»
https://disk.yandex.ru/i/F00780uND5ICTA
«Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса»
https://disk.yandex.ru/i/SGIaRjrAATmxKg
https://disk.yandex.ru/i/4LWXWeQE3grZAA
Игра «Липкая дорожка»
Инструкция
Можно использовать на любом этапе урока с учащимися любого возраста. Напишите на каждом стикере задание и прикрепите стикеры друг за другом, в форме тропинки. Стикеры можно прикрепить на доску и играть всем классом. Прикрепите на парту и устройте парную работу. Игроки по-очереди отклеивают стикер от дорожки и выполняют задание. Если игрок дал верный ответ, он забирает стикер себе. Один стикер = один балл. В конце игры баллы подсчитываются и определяется победитель.
Тема урока
Ссылка на ресурс
«Закон постоянства состава веществ. Химическая формула. Валентность атомов химических элементов»
https://disk.yandex.ru/i/ydk_lbTK1HY2UA
«Массовая доля химического элемента в соединении»
https://disk.yandex.ru/i/vspL84bvLUqqDw
Тепловой эффект химической реакции, понятие о термохимическом уравнении, экзо- и эндотермических реакциях
https://disk.yandex.ru/i/sMAN-C7HyVnxaw
Вычисления количества, массы вещества по уравнениям химических реакций
https://disk.yandex.ru/i/_G4-5lGodT4R0A
Физические и химические свойства воды
Спринт
https://disk.yandex.ru/i/gdD-c_NzLhrL7Q
Инструкция
Делим класс на группы и объявите соревнование за наибольшее количество очков. Играют в 3 раунда: группой изучают новый материал и выполняют тест (задания), по результатам 3-х тестирований (заданий) определяется команда победителей.
Тема урока
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Ссылка на ресурс
https://disk.yandex.ru/i/bNJoBW-iaG2GWQ
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон
Признаки и условия протекания химических реакций
https://disk.yandex.ru/i/wtvClFnSy61cwA
Значение Периодического закона для развития науки и практики. Д. И. Менделеев — учёный, педагог и гражданин
https://disk.yandex.ru/i/YxcEzkOY6JEWrg
https://disk.yandex.ru/i/jDg-dFBYIpFGHA
Окислители и восстановители
https://disk.yandex.ru/i/CLa80nU8MyQKww
Интерактивные приёмы позволяют визуализировать сложные химические
процессы и реакции. Использование презентаций, видеороликов и анимаций
помогает ученикам лучше понимать и запоминать учебный материал.
Для этих целей можно использовать каталог Библиотеки цифрового образовательного контента.
Интерактивные приёмы позволяют организовать групповую и парную работу учащихся, что в свою очередь способствует развитию навыков сотрудничества и командной работы. Постановка проблемных задач, где ученикам необходимо самостоятельно находить решения и обсуждать их с одноклассниками, формирует аналитические способности и критическое мышление. Кроме того, организация групповой и парной работы дает возможность учащимся обмениваться мнениями и активно участвовать в обсуждениях. Работа в группах по использованию интерактивных задач помогает развивать у учащихся коммуникабельность, ответственность за выполнение задания и укрепляет взаимопомощь. Кроме того, такие активности способствуют созданию уютной атмосферу в классе, что положительно сказывается на общем отношении к учебному процессу. Интересными интерактивными приёмам для организации групповой и парной работы являются приёмы: кластер, общий слайд, «верное-неверное утверждение».
Кластер
Тема урока
Ссылка на ресурс
Количество вещества. Моль. Молярная масса
https://disk.yandex.ru/i/Y-F5it48jY1F4A
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы
https://disk.yandex.ru/i/FptlgkC3zSMb_Q
Генетическая связь между классами неорганических соединений
https://disk.yandex.ru/i/ejYs_0ALgw2R9Q
Общий слайд
Правила
Тема урока
Индивидуальная работа. Обучающиеся читают научный текст, далее на стикерах выписывают только важные научные факты (1 стикер – 1 факт). Групповая работа. После завершения чтения ученики объединяются в группы по 3-4 человека и готовят один общий слайд с научной выжимкой по прочитанному тексту. Презентация результатов всему классу. Первая группа презентует свой слайд, вторая и третья его добавляют, комментируют. В итоге работы появляется один общий слайд.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
Ссылка на ресурс
https://disk.yandex.ru/i/L1GpR-h6CU1m-w
Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов
Воздух — смесь газов. Состав воздуха. Кислород — элемент и простое вещество. Озон
https://disk.yandex.ru/i/0eNfWj0MCxzJkA
https://disk.yandex.ru/i/yEKpipijY5hvzw
Не менее значимой является и роль технологий в интерактивном обучении. Онлайн-симуляции реакций, виртуальные лаборатории и интерактивные тесты позволяют учащимся самостоятельно проводить эксперименты и проверять свои знания. Для организации такой работы можно использовать онлайн-платформы Wordwall.net, App.genially.com., Genially.
Wordwall.net позволяет учителю создавать интерактивные викторины с вопросами о химии. Это может быть полезным инструментом для проверки знаний учеников и оценки их понимания конкретных тем. Можно использовать wordwall.net для создания карточек с химическими элементами и их символами. Ученики могут использовать эти карточки для запоминания элементов и их свойств. Также можно создать игры, такие как головоломки, кроссворды или заполнение пропусков, чтобы помочь ученикам закрепить материал.
Интернет-платформа
Тема программы
Wordwall
Вещества и химические реакции
Тема урока
Ссылка на ресурс
Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов
https://wordwall.net/resource/85590211
Вода. Растворы. Понятие об основаниях
https://wordwall.net/resource/85590457
Физические и химические свойства воды
https://wordwall.net/resource/85582791
App.genially.com является инструментом, который может быть использован для создания интерактивных и привлекательных презентаций, уроков и других материалов. С помощью Genially можно создать креативные презентации для объяснения сложных тем химии. Он может использовать различные типы контента, такие как текст, изображения, видео, аудио и интерактивные элементы, чтобы сделать уроки более интересными и запоминающимися для учащихся. App.genially.com также предоставляет возможность добавлять интерактивные элементы, такие как викторины, головоломки, игры и тесты, которые помогутучащимся проверить свои знания и улучшить понимание изучаемого материала.
Кроме того, Genially может быть использован для создания онлайн-уроков,которые учащиеся могут изучать в своем собственном темпе. Учитель может включить видео, задания, дополнительные материалы и обратную связь для поддержки учебного процесса. Одной из преимуществ использования app.genially.com является его доступность в любом месте и в любое время, поскольку он работает в Интернете.
Интернет-платформа
Тема программы
Genially
Вода. Растворы. Понятие об основаниях
Тема урока
Ссылка на ресурс
Вода как растворитель. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Массовая доля вещества в растворе
https://view.genially.com/6795f21775e563c01373cdc2/interactive-content-essential-quiz
Физические и химические свойства воды
https://view.genially.com/6794e3dd266b707cf3d25bc6/presentation-einstein-presentation
Интернет-платформа
learningapps.org
Тема программы
Тема урока
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома
Ссылка на ресурс
Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева
Вещества и химические реакции
Физические и химические явления. Химическая реакция
https://learningapps.org/3002568
Физические и химические явления. Химическая реакция
https://learningapps.org/watch?v=pm8ydhhf325
Основные классы неорганических соединений
https://learningapps.org/display?v=yupzwmdc
Соли (средние): номенклатура, способы получения, химические свойства
https://learningapps.org/view2961136
Оксиды: состав, классификация, номенклатура
Химия — важная область естествознания и практической деятельности человека
https://learningapps.org/view2501464
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей
https://learningapps.org/view67596
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
1. Мониторинг деятельности в сотрудничестве.
2. Мониторинг формирования навыков обучающихся.
3. Мониторинг ЗУН.
4. Мониторинг участия обучающихся в предметных конкурсах, фестивалях и олимпиадах.
В результате применения интерактивных приёмов:
- Обучающиеся активно участвуют в учебном процессе; приобретают навык саморефлексии, анализа своих действий и мыслей, что способствует развитию личностной само осознанности; развивают навыки общения и взаимодействия в группе; приобретают стойкий интерес к предмету химия, участвуя в предметных конкурсах, олимпиадах и фестивалях.
- Разработаны, скорректированы и систематизированы учебные материалы, которые позволяют сделать урок интерактивным в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
- Каждое полугодие проводится мониторинг внедрения практики по всем заявленным направлениям.
Таким образом, применение интерактивных приёмов в обучении химии в 8 классе не только усиливает интерес учащихся к предмету, но и способствует глубокому пониманию материала, развитию критического мышления и навыков работы в команде. С учетом современных вызовов и тенденций в образовании, такие методы становятся необходимым инструментом для достижения высоких результатов в обучении, формируя у учеников не только знания, но и любовь к науке.