Интерес к чтению. Как его воспитать?
Палкина Ирина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Заря Опаринского района Кировской области
Где читают наши дети? На уроке. Редко – дома, и только то, что задает учитель. Читают без желания, без удовольствия, без интереса, без понимания прочитанного.
Проблема снижения интереса к чтению обозначена в Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Это и определило актуальность моей работы по активизации чтения школьников. Цель деятельности сформулирована также на основе положений Концепции: изучение литературы «не только для того, чтобы «знать» прочитанное за школьные годы, но и для того, чтобы сформировать интерес к чтению, который будет устойчиво влиять на развитие личности человека и после окончания школы».
Немаловажное значение имеет заинтересованное чтение и для подготовки обучающихся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку, которая проверяет соблюдение орфоэпических норм, прочтение текста с правильным интонированием, понимание мыслей, заложенных во фрагмент текста, умение ученика выразить свое отношение к ним с использованием устной речи. А для этого надо грамотно, вдумчиво читать.
Как достичь результата? Как воспитать интерес к чтению?
Читать на уроке – обычное и даже рутинное занятие, а вот после уроков чтение становится чем-то другим. Ведь не поставят отметку, не будут ругать, если не прочитал. Напротив, по словам детей, возникает новое ощущение: «надо прочитать, чтобы не быть белой вороной во время обсуждения прочитанного», «можно показать себя с другой стороны: я могу и умею читать», «просто прийти на мероприятие и интересно провести время, а потом задуматься о том, почему же я не знаю того, что знают мои сверстники».
Не сбрасывая со счетов уроки литературы, я поняла, что целесообразнее, на данном этапе, решать проблему нелюбви к чтению через проведение мероприятий во внеурочное время.
Помочь ребенку «научиться» читать можно разнообразными способами. Один из них, активно используемый нами, – совместные действия школы и сельской библиотеки. У нас сложилась определенная система поддержки чтения современных школьников. Объединив усилия, мы организуем как традиционные мероприятия, так и разовые, эпизодические, юбилейные, посвященные памятным датам.
Приходя в библиотеку, дети попадают в другую обстановку, отличную от школьной, и о книгах им говорит уже не учитель, а библиотекарь. А это, можно сказать, повышает статус литературы. Здесь всегда организована выставка книг, соответствующая тематике события, имеются произведения с закладками, оставленными учащимися и взрослыми, «Советую прочитать», активные читатели поощряются подарками.
Большую роль сыграли целые дни, проведенные в библиотеке во время летнего лагеря. Один из них был посвящен дню рождения А.С. Пушкина. Библиотекарь и учителя русского языка организовали кружки по интересам: кто-то узнал больше о биографии писателя, кто-то знакомился с новым для себя произведением, кто-то рассуждал об иллюстрациях, сравнивая их со своим представлением о героях Пушкина, кто-то смотрел экранизации сказок, повестей и романов Александра Сергеевича. Особенным получился финал этого дня: ребята наперебой рассказывали друг другу, что им запомнилось, понравилось. А самое замечательное – рекомендовали прочитать.
Неоднократно проводились Часы общения с книгой. Они состояли из конкурсов выразительного чтения, викторин знатоков литературы, увлекательных игр.
Изменить отношение к книге призваны и общешкольные мероприятия.
Разнообразная тематика ежегодных читательских конференция заставляет обучающихся по-новому взглянуть на художественное произведение, разобраться в прочитанном, открыть для себя тайну мастерства писателя. В течение весенних месяцев дети готовятся к конференции: читают рекомендованные учителем и выбранные самими ребятами тексты, анализируют их, подбирают вопросы для беседы, готовятся к инсценированию важных и интересных эпизодов, рисуют и подбирают иллюстрации. На протяжении ряда лет мы «помогли» учащимся прочитать произведения, объединенные темами: «Русская литература и история», «Человек и природа в произведениях русских и зарубежных писателей», «Любить, мечтать и верить…», «От экологии природы к экологии души».
Кто-то возразит, скажет, что все равно читают единицы. И в этом есть доля правды. Безусловно, большие по объему произведения читают далеко не все, но это решаемо. Таким учащимся предлагаем самые интересные эпизоды. Они читают, пересказывают и во время конференции получают полное представление о сюжете, композиции, замысле писателя. А это тоже имеет большое воспитательное значение на пути становления читателя.
Немаловажным, как я отметила выше, является проведение юбилейных мероприятий, посвященных памятным датам.
Мы стараемся не оставить без внимания ни одного события. Отмечая значимость, включаем их в общешкольный план на учебный год. Обязательно приглашаем всех: учителей, родителей, работников школы, общественность. Кстати, преподаватели других предметов активно участвуют: читают наизусть стихи, вступают в беседу, задают вопросы, тем самым показывают ученикам, что литература интересна не только учителю-филологу.
Так юбилей С.А. Есенина увлек обучающихся старших классов и весь педагогический коллектив. Дети были удивлены глубиной содержаний текстов стихотворений Есенина. Их поразило чтение наизусть директором школы, классными руководителями. У старшеклассников возникло желание – читать и учить целые произведения и отрывки из них. Они, можно сказать, «заразили» учащихся младших классов, которые просили, чтобы и для них прошло такое мероприятие.
Часто рассказ о писателе проходит в форме литературной гостиной. Творчество писателя-философа Ф.М. Достоевского было представлено в виде презентации с включенными в нее фрагментами из фильмов. Целью стало знакомство с не изучаемыми в школе произведениями и воссоздание в памяти образов известных романов Федора Михайловича Достоевского. Посетившие гостиную отметили огромную силу жизни, заложенную в произведениях писателя. Автор заставил задуматься над вечными проблемами и путями их решений. Достоевский сегодня современен как никогда – вывод, сформулированный учащимися.
Имена Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, К.Г. Паустовского, А.С. Грина известны школьникам по урокам литературы. А мы хотим открыть им и новые имена, познакомить со «знакомыми незнакомцами». Таковыми мы называем писателей-земляков.
Публичный урок литературы по теме «Знакомый незнакомец» был посвящен биографии и творчеству В.Н. Крупина и состоял из двух частей. Сначала рассказ о родине писателя, жизненных вехах, произведениях. Вторая часть – знакомство с тематикой и проблематикой рассказов и повестей Владимира Николаевича. Читали повесть «Прости, прощай», рассказы из сборника «Босиком по небу». Слушатели были очень внимательны и близко к сердцу воспринимали слово писателя. Итогом для всех стало сочинение по теме урока.
Еще одно открытие учащиеся совершили, посетив литературный вечер «А.В. Быстров – опаринский поэт». Вся красота неброского северного края представлена Анатолием Васильевичем. Мы читали и представляли себе полюбившийся уголок природы: лесную полянку, речушку, рощу, угор; прислушивались к голосу родника, завыванию метели, пению птиц. Особенно понравились «деревенские» зарисовки. Как точно изображены будни сельского жителя. Вот мы радуемся первому огурцу, вот копаем картошку, а вот уже квасим капусту. Благодаря Анатолию Васильевичу по-другому присмотрелись к нашей «глухомани». На несколько минут вместе с поэтом задумались о простом: о завтрашнем дне, предстоящей работе, народных приметах. Каждый из присутствующих отметил, что Быстров А.В. понятен, близок лирическими образами, настроениями, отраженными в его стихотворениях. С чувством гордости и уважения к художнику слова были обращены высказывания участников вечера: «Спасибо, Анатолий Васильевич! Вы настоящий певец родной стороны. Как жаль, что нам не удалось с вами встретиться». Мероприятие закончилось, но ребята не расходились. Их интересовало многое: факты биографии поэта, где можно найти сборники его стихотворений. Появилось желание выучить понравившееся.
Таким образом, смею утверждать, что нельзя однозначно говорить о том, что современные подростки безразличны к чтению. В моей практике появляются первые результаты, к которым я шла несколько лет: дети стали чаще посещать библиотеку уже за тем, чтобы взять книгу не по программе, стали интересоваться моими любимыми писателями, просят порекомендовать, что им почитать, летом читают книги не только из рекомендованного списка, обсуждают прочитанное на переменах. Семиклассница, узнав о перечне «100 книг, рекомендуемых для чтения школьников», приняла решение обязательно прочитать все. И уже читает. Делится впечатлениями, увлекает одноклассников.
Итак, можно сделать вывод о том, что интерес к чтению постепенно возвращается. Появляются заинтересованные читатели. А для достижения цели – воспитание читающего поколения – надо использовать разнообразные
образовательные и культурные ресурсы.
2