Методическая разработка классного часа в 8 б классе
«Интернет-пространство. Реалии и виртуальность»
Кл. руководитель: Кульниязова К.Ж.
Цель:
Ответить на вопрос: « Интернет – друг или враг»
Узнать, как правильно нужно организовывать свою работу в сети Интернет, чтобы не быть затянутым в виртуальную реальность;
Задачи:
1.Рассмотреть виртуальное общение с позиции общения в целом
2. Выявить положительные и отрицательные стороны виртуального общения
3. Рассмотреть виртуальное общение с точки зрения формирования зависимости.
Форма работы – беседа с элементами тренинга и ролевой игры
Оформление класса - полукруг из стульев, учитель – в центре.
Оборудование – проектор, компьютер, бумага, ручки, раздаточный материал, буклеты о правилах пользования Интернетом.
Ход занятия
Слово учителя.
- Добрый день, сегодня я проведу с вами классный час, но перед тем, как мы начнем, посмотрите по сторонам и скажите, какого обязательного атрибута сегодняшней жизни не хватает в этом кабинете? (либо присутствует)
Почему вы считаете, что компьютер в наше время является необходимостью? Для чего чаще всего используете компьютер вы? Кто из вас зарегистрирован в социальных сетях? Кто зарегистрирован более чем в одной социальной сети?
Всемирная паутина виртуального мира и общения в Интернете затягивает и вызывает почти наркотическую зависимость у своих пользователей. У людей появляется навязчивое желание войти в Интернет, ну а попав в него, человек не находит в себе силы покинуть веб-странички. Большинство интернет-зависимых подсели на сервисы, связанные с общением. По статистике, самые заманчивые характеристики таких контактов: анонимность (86%), доступность (63%), безопасность (58%) и простота в использовании (37%). Таким сеть нужна для получения социальной поддержки, возможности творения виртуального героя (создания нового Я).
В настоящее время ВОЗ внесла компьютерную зависимость в разряд категорий патологических пристрастий. Интернет-зависимыми сегодня являются более 10% пользователей Сети. Согласно данным исследований 25% интернет-зависимость приобретают в течение полугода с начала работы в Интернете. «Интернетомания» приводит почти к такому же разрушению личности, как алкоголизм и наркомания.
Сообщение ученика о симптомах Интернет-зависимости.
В наши дни мало кто сомневается, что работа на персональном компьютере влияет на здоровье человека не самым лучшим образом. В то же время, мало у кого возникает мысль отказаться от работы с ПК ради спасения здоровья. Людям случалось не отказываться и от более вредных занятий, к тому же, пользы от ПК
заметно больше чем вреда.
Поэтому, всё важнее становится разобраться, как может пользователь снизить, а то и вовсе устранить, вред, причиняемый компьютером.
Основными показателями Интернет – зависимости являются следующие психологические и физические симптомы.
Психологические симптомы:
– хорошее самочувствие или состояние эйфории в период работы за компьютером;
– невозможность переключиться на другую деятельность;
– увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
– предпочтение виртуального мира семье и друзьям;
– ощущение пустоты, раздражения, депрессии при невозможности получения доступа к Интернету;
– нахождение на интересующих сайтах в ущерб учебе, работе и семье, обман работодателей или близких людей;
– неисполнение своих основных профессиональных, в том числе учебных, обязанностей из-за чрезмерного нахождения в Сети.
Физические симптомы:
– синдром карпального канала (поражение нервных окончаний кисти руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
– сухость в глазах;
– головные боли по типу мигрени;
– боли в спине;
– нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
– пренебрежение личной гигиеной;
– расстройства сна, изменение режима сна.
- Ребята, давайте подумаем, почему мы очень часто выбираем виртуальное общение? Заполните таблицу, каждый должен коротко ответить на вопрос «Почему я выбираю виртуальное общение?»
Почему я выбираю общение в сети?
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. и т. д. |
- Пока я буду обрабатывать результаты опроса, посмотрите , пожалуйста ролик «Дети и Интернет. Безопасный интернет. Правила поведения в интернете для детей» (https://www.youtube.com/watch?v=uH7_DA8wwu4)
( После учитель озвучивает рейтинг полученных ответов, что позволяет сформулировать цели подростков при общении в виртуальных сетях. )
Тренинг
- Давайте смоделируем ситуацию общения в сети, возьмите листочки и напишите на них свое виртуальное имя. Кто может объяснить, почему выбрали именно это имя? Что, по-вашему, оно выражает? А почему вы не хотите назвать свое настоящее имя?
Выводы: под чужим именем легко говорить и делать все, что угодно и не нести за это никакой ответственности.
- Давайте смоделируем ситуацию в виртуальной сети. Игра « Леопольд». Мне нужно шесть добровольцев.
По жребию определяется мышь, коты и Леопольд. Задача котов – убедить мышь дружить с ними, Задача мыши – угадать, кто из них Леопольд, все остальные коты – хищники. По окончании игры важно ответить, почему выбран тот или иной кот, зрители могут высказать свое мнение.
В данном упражнении хорошо видны все стороны виртуального знакомства. При личном общении мы можем судить о намерениях человека по жестам, взглядам и т.д. В виртуальном пространстве такой возможности нет.
- В сети происходит, примерно, то же самое, мы не знаем, кто скрывается под маской собеседника, и каковы будут последствия такого общения. В живом же общении у нас есть возможность оценить собеседника, составить представление о нем. Давайте проведем эксперимент, на доске изобразите графически эмоции указанные в списке. Остальные сделают то же самое в игре.
Радость. |
Удивление. |
Разочарование. |
Подозрительность. |
Грусть. |
Холодное равнодушие. |
Спокойствие. |
Заинтересованность. |
Уверенность. |
Желание помочь. |
Усталость. |
Волнение. |
Игра «Эмоция» Участники получают карточку с эмоцией, необходимо произнести слово «Здравствуйте» с нужной интонацией, остальные определяют, что это за эмоция.
Выводы: в результате данной игры учащиеся отмечают, что выразить «живую» эмоцию очень сложно, некоторые учащиеся отмечают, что за виртуальным общением разучились говорить, снизился словарный запас.
- Сравним результаты, вывод достаточно однозначен: живое общение намного многограннее, смайликов, которые бы отразили все эмоции списка не хватает, тем не менее, выбирать вам, но помните, что если вы проводите слишком много времени в сети, постепенно вы перестаете замечать реальность, виртуальный мир вытесняет ее, формируется стойкая зависимость, избавиться от которой практически невозможно без помощи специалистов.
И в заключение. Хотим мы этого или не хотим, но виртуальное пространство существует. Оно плотно вошло в жизнь каждого человека. Не знание и не понимание особенностей межличностного общения в нём приводит к дезориентации собеседников и снижения их толерантности, зачастую переходящую в интолерантность. Культуру и этику общения в ВИП должно и нужно прививать с раннего возраста. Необходимо учить этому и воспитывать также, как учат жить и общаться в реальном мире.
Умение правильно и адекватно воспринимать зафиксированные в тексте мысли, принимать мнение другого человека, умение дискутировать – вот, чему всем необходимо учиться в виртуальном пространстве. И, возможно, вам в этом поможет информация , которую вы можете получить из буклетов, подготовленных вашими одноклассниками. (Раздать всем буклеты о правилах пользования Интернетом)
-Подводя итоги, хочется прочитать вам стихотворение «Жизнь виртуальная и жизнь реальная»
«Я люблю рассказывать о своем
настроении по Интернету.
Здесь не слышно как дрожит голос.
Я хотел бы жить в Сети….»
Странная штука жизнь виртуальная,
Хоть электронная - все же реальная
Те же в ней страсти, любовь и пороки,
Те же по жизни у всех замороки...
Здесь проще общаться, труднее обидеть
Здесь можно любить, и увы - ненавидеть
Здесь можно казаться в полжизни моложе,
А кто помоложе - те выглядят строже
Здесь внешность зависит от воображения,
Любви к фотошопу и искажениям
И внутренний мир здесь заметней, чем внешний
Ну.. лжи и обмана здесь больше, конечно