СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерпретация пословиц. Практическое задание

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является выполненным практическим заданием для обучающихся на курсах переподготовки педагогов-библиотекарей. Может быть полезна любому педагогу смежной с языкознанием и литературоведением специализации.

Просмотр содержимого документа
«Интерпретация пословиц. Практическое задание»

Я считаю, что со справедливостью народной мудрости трудно спорить, так как мы постоянно сталкиваемся с её яркими примерами. Но и однозначно подходить к её трактованию не стоит.

Пословица «Учись, пока хрящи не срослись» гласит о сензитивных периодах в развитии человека, то есть об ограниченных промежутках времени, в течение которого человек отличается большей восприимчивостью конкретных сигналов, чем в другие периоды жизни. На мой взгляд, пословица имеет все основания считаться справедливой.

Также я соглашусь с пословицей «Личностью не рождаются, личностью становятся». Это справедливо, поскольку индивид – это буквально особь человеческого вида; индивидуальность – неповторимость биологических и социально-психологических свойств каждого отдельно взятого человека; личность же – это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации человека (игры, обучения, труда), то есть исходит из его социального опыта.

«Подле чертёнка не выкормишь телёнка»… Эта пословица говорит о том, что общаясь в социальной среде, ребенок изучает нормы и ценности общества, вырабатывает личные цели и модель поведения, а также определяет критерии оценки своих действий и действий окружающих людей. Соответственно, такой параметр, как, например, поведение ребёнка в значительной степени будет определяться его социальным окружением. Эту пословицу, на мой взгляд, смело можно синонимизировать с двумя другими: «Ребёнок - зеркало родителей» и «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Остаётся лишь отметить, что на каждом возрастном этапе те самые люди, с кем ребёнок «поведётся», разные: в дошкольном возрасте главный авторитет и образец для подражания – родитель/опекун, а, скажем, в подростковом периоде им может стать важный для ребёнка ровесник/сверстник.

Пословица «Кто к чему родится, тот к тому и пригодится», на мой взгляд, не в полной степени правомерна. Если рассматривать деятельность, в том числе трудовую, как возможность быть частью чего-то (семьи, сообщества, касты и т.д.), то есть быть там, «к чему родился», то с точки зрения учёта потребностей человека (взять хотя бы ту же пирамиду А. Маслоу) она стоит ниже потребности в самоактуализации, то есть ниже возможности реализовать свою индивидуальную мотивацию.

«Из одной клетки, да не равны детки» - пословица о преобладании индивидуальности над социальными факторами в развитии человека. Данная народная мудрость может быть противопоставлена первой (про яблоню и яблоки), а также цитате, что

Таким образом, указанные пословицы несут в себе рациональное зерно, но не должны восприниматься, как окончательная истина, так как зачастую гиперболизируют явления и процессы, о которых говорят.


Солошина Н. Д.

Апрель 2022



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!