Образованность предполагает наличие образа Божьего в человеке, а не определяется совокупностью знаний, которыми обладает человек.
Протоиерей Валериан Кречетов, старший духовник Московской епархии, автор книги «Как жить по вере сегодня в России?», сказал по этому поводу: «Образование, вообще как таковое, состоит из трёх главных элементов:
1) нравственность, воспитание нравственности;
2) умение мыслить – правильно рассуждать;
3) только на третьем месте стоят знания». [ 5, с.36]
Что касается первого элемента образования, воспитания, то оно не что иное, как восполнение питания, что вполне можно отнести к обучению, получению знаний, то есть восполнению, дополнению к естественному питанию плоти, памятуя о двухсоставности человека.
Согласно Программе духовно-нравственного развития и воспитания учащихся процесс воспитания технологически начинается с определения базовой национальной ценности и реализуется в смыслообразующем мотиве поведения ребенка.
Каждая из базовых национальных ценностей, педагогически определяемая как вопрос (например, что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Бог?), превращается в воспитательную задачу. Ее решение становится возможным благодаря интеграции (о лат. Integratio - «соединение», процесс объединения частей в целое, восстановление, восполнение, а также включение, внедрение элементов чего-либо в целое) в образовательном процессе. [ 6, с.84]
Продуктивным в этом отношении является включение основ православной культуры в процесс обучения младших школьников и учащихся среднего и старшего звена.
На ступени начального общего образования основными принципами обучения младших школьников должны стать притчевость изложения материала, рассчитанная на продуктивную составляющую ассоциативного мышления, интерактивная форма проведения уроков и обучающих занятий во внеурочное время, а также интеграция предметно-знаниевых блоков информации в рамках изучения определенной темы или раздела.