Пояснительная записка
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины курса «Основы православной культуры» являются
- формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
2 .Место дисциплины в структуре стандарта
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
(Указывается цикл (раздел), к которому относится данная дисциплина (модуль). Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей).
Указываются те теоретические дисциплины, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Основы православной культуры»
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Основы православной культуры»
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
5. Образовательные технологии
ИКТ, проблемная, здоровьесберегающие, личностно-ориентированная, технологии критического мышления, технология педагогических мастерских
(Указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ (проектов):
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
(Указываются темы сочинений, рефератов, исследовательских работ и др.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Основы православной культуры»
а) основная литература:
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.
Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева
дополнительная литература:
Литература для учащихся:
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.
9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006
Литература для педагога:
1. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
2. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
3. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.
4. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
5. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
6. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.
7. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
8. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
10. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.
11. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
12. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
программа «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
http://lib.pstgu.ru/icons/,
http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru,
http://azbyka.ru/tserkov/
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
учебники, тетради, интерактивная доска, принтер, экран, компьютер, электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева,, диски с презентациями, репродукции картин
(Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Учебно-методический комплекс | Словарь терминов | Межпред-метная связь | Региональный компонент | ЦОРы | Дата |
1 | Россия – наша Родина | С. 4-5 | Россия, Отечество, Родина, патриот, столица, президент, государствен-ные символы, духовные традиции | Литературное чтение, окружающий мир | Моя малая Родина | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
2 | Культура и религия | С. 6-7 | Родина, Христианство, Православие, Культура, религия | Литературное чтение, окружающий мир, ИЗО | Культурные традиции нашей семьи | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
3 | Человек и Бог в православии | С. 8-11 | Спасибо, Творец, Бог, Создатель, премудрость, всемогущест-во, вездеприсут-ствие, любовь | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
4 | Православная молитва | С.12-15 | Православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание | | Моя молитва | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
5 | Библия и Евангелие | С. 16-19 | Священное писание, Библия, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, Откровение | Литературное чтение | | Эл. Приложение к учебному пособию Презентация к уроку | |
6 | Проповедь Христа | С. 20-23 | Христианство, Нагорная проповедь, вера, православие | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
7 | Христос и Его Крест | С. 24-27 | Богочеловек, Боговоплощение, Крест, жертва | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
8 | Пасха | С. 28-31 | Спаситель, Пасха Христова, Великий пост, пасхальное яйцо, Воскресение | ИЗО | Праздник в нашей семье | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
9 | Православное учение о человеке | С. 32-35 | Тело, душа, внутренний мир человека. | Литературное чтение | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
10 | Совесть и раскаяние | С. 46-39 | Добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы. | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
11 | Заповеди | С. 40-41 | Заповедь, различение добра и зла, этика, блаженство, царство небесное, миротворец | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
12 | Милосердие и сострадание | С. 42-45 | Милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня | | Любовь к ближнему | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
13 | Золотое правило этики | С. 46-47 | «Золотое правило эти-ки», неосуж-дение, нрав-ственность | Литературное чтение | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
14 | Храм | С. 48-51 | Икона, иконостас, Царские врата, алтарь | ИЗО | Храм Николая Угодника в нашем селе | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
15 | Икона | С. 52-55 | Икона, образ, гармония, нимб, пространство без тени. | ИЗО | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
16 | Творческие работы учащихся. | С. 56 | | ИЗО, музыка, литературное чтение | | Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/ | |
17 | Подведение итогов | С. 57 | | | | | |
18 | Как христианство пришло на Русь | С. 58 - 61 | Церковь, крещение | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
19 | Подвиг | С. 62 - 63 | Подвиг, человеческая жертвенность, подвижник | Литературное чтение | Их подвиг будет жить вечно | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
20 | Заповеди блаженств | С. 64 - 67 | Миротворцы | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
21 | Зачем творить добро? | С. С. 68-69 | Самоотверженность, святой | Литературное чтение | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
22 | Чудо в жизни христианина | С. 70 - 71 | Христианские добродетели | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
23 | Православие о божием суде | С. 72 - 75 | | | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
24 | Таинство причастия | С. 76 - 79 | Причастие, литургия, церковное таинство | | Причастие в твоей жизни | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
25 | Монастырь | С. 80 - 83 | Монах, монахиня, монашеские обеты, послушание, инок | Литературное чтение | | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
26 | Отношение христианина к природе | С. 84 - 87 | Милосердие, «экологический кризис» | Окружающий мир | Милосердие к животным. Мои домашние питомцы | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
27 | Христианская семья | С. 86 - 87 | Венчание, обручальное кольцо, венец, тактичность | Литературное чтение | Традиции нашей семьи | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
28 | Защита Отечества | С. 88 - 91 | Оборонительная война | Литературное Чтение | Защитники Родины | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева Презентация к уроку | |
29 | Христианин в труде | С. 92 - 93 | Грех людей, пост | Литературное чтение | Пост в нашей семье | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | С. 94 -95 | Отечество, Россия, Родина | Литературное чтение | Любовь к ближнему | Эл. Приложение к учебному пособию А. В. Кураева | |
31 | Подготовка творческих проектов |
32 | Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. |
33 | Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. |
34 | Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
Проверено
Заместитель директора по начальному образованию:____________Алейникова М.А.
"_____"__________________2013 г.