СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Интеграция предметной области "технология" с другими предметными областями."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю примеры внедрения интеграции на уроках технологии. Из моего опыта.

Просмотр содержимого документа
«" Интеграция предметной области "технология" с другими предметными областями."»









« Интеграция

предметной области

« технология» с другими предметными областями»







Доклад подготовила учитель технологии

Бадамшинской средней школы № 1

Горбань Тамара Владимировна.




2016 г.



Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные , групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником.

Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие.

Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Но, используя интегрированный подход в обучении, полагаю, мне удалось показать интеграцию образовательной области “технология” с взаимно удалёнными предметными областями, такими как: физика, химия, биология, психология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости – всё это рассматривалось на уроке.

Позволю себе остановиться на интеграции урока “технологии” с литературой, в частности на теме “Народное творчество”. Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это обычно изучают на уроках технологии. Но я попыталась шире охватить эту тематику и привнести в атмосферу урока колорит национальной темы, потому что считаю воспитание патриотических чувств и любви к Родине является одной из главнейших воспитательных педагогических задач.

Моя семья поющая, и в моем арсенале есть песни связанные с рукоделием. Я предложила детям придумать частушки, которые по своей тематике касались бы урока технологии. Хочу представить некоторые частушки, которые, по моему мнению, заслуживают внимания.





Нам советуют стилисты
Что по моде одевать.
Я решила свои джинсы
На коленях разорвать.

На уроке фартук шила,
Чтоб проблему разрешить.
Сто карманов я пришила –
Буду всё с собой носить.

Мы нарезали салат
Строго по рецепту,
Оглянулись – на полу
Все ингредиенты.

На уроках шьём и вяжем,
Солим в банках огурцы.
На Поле Чудес отправим
Якубовичу призы.

На уроке технологии
Решила юбку сшить.
Бабушка всю ночь строчила,
Чтоб пятёрку получить.

Очень умный дядя Зингер
Основал свою фирму.
Только как машинка строчит
Всё равно я не пойму.


Проблема интеграции предметных областей очень важна и потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, биологии, истории и т.д. И результаты не заставляют себя долго ждать.

В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире. Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся, интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д.

Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые, ролевые ситуации ), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция.

Могу сказать, что в своей педагогической практике стараюсь чаще проводить элементы уроков-исследований, где дети активизируют умственную деятельность, учатся выбирать суть, анализируют, делают выводы. Все выше перечисленные технологии являются самыми актуальными на уроках технологии.

К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Урок, который был посвящён физиологии питания подростков. Была определена развивающая цель урока: исследовать проблему культуры питания подростков. Для достижения цели следовало решить определённые задачи. Например, определить роль правильного питания в жизни школьника, разработать суточную норму потребления продуктов, научиться организовывать режим питания. Составляя план урока, и выстраивая единую линию, я пришла к выводу, что следует применить элементы критического мышления. То есть, выстроить урок по определённому алгоритму: вызовосмыслениерефлексия (размышление). Мне удалось вызвать мотивацию, связанную с различными ассоциациями (ассоциативное мышление). И, в то же время, применялось построение урока на ситуативной основе. Все примеры были взяты из жизненных ситуаций, следовательно, детям легко было понять проблему в данный момент на уроке и начать рефлексивную деятельность. Неравномерный приём пищи, её разнообразие или однообразие, это примеры, с которыми дети уже встречаются в своей жизни. То есть, необходимость режима питания, получение необходимого количества минеральных веществ и витаминов, деятельность бактерий, вирусы, инфекция – логические выстроенные линии мышления приводили к необходимому решению Со своей точки зрения могу отметить, что после проведения уроков, основанных на пропаганде здоровьесберегающих технологий, учащиеся значительно активнее уделяют внимание своему здоровью, правильному питанию и т.д. Это особенно заметно на практикумах по кулинарии: детям уже не надо напоминать о необходимости чистоты рук, качестве продуктов и гигиене питания.

В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации познавательной деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках технологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид. Следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические технологии.

Я считаю, что нынешнему поколению школьников предстоит решать неотложные и сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности, здравоохранения, продовольственные проблемы. Наличие в интеллектуальном багаже данных проектов, также как и исполнение технологических знаний, и, особенно, умений и навыков, просто необходимо. Именно такие знания расширяют наши представления о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, позволяют применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, способствуют применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.