« Интеграция
предметной области
« технология» с другими предметными областями»
Доклад подготовила учитель технологии
Бадамшинской средней школы № 1
Горбань Тамара Владимировна.
2016 г.
Современный учитель, если он всерьёз задумывается о реализации задачи доступности качественного образования, не может замыкаться только в круге проблем своего предмета.
Инновационный поиск новых средств обучения приводит меня к пониманию того, что на уроках нужны деятельностные , групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Проблема выбора необходимого метода возникает перед учителем всегда. Но в новых условиях необходимы и новые (а может быть хорошо забытые) методы, позволяющие по-новому организовывать процесс обучения, взаимоотношений между учителем и учеником.
Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Работая над проблемой интеграции образовательной области “технология” с другими образовательными областями, я пришла к выводу, что основные из них – это проектные, информационные, интеграционные, моделирующие.
Межпредметные связи позволяют мне заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Но, используя интегрированный подход в обучении, полагаю, мне удалось показать интеграцию образовательной области “технология” с взаимно удалёнными предметными областями, такими как: физика, химия, биология, психология, история, экономика, филология. Физические и химические свойства тканей, исторические справки о производственной и бытовой одежде, влияние экологических факторов на человека, расчёт себестоимости – всё это рассматривалось на уроке.
Позволю себе остановиться на интеграции урока “технологии” с литературой, в частности на теме “Народное творчество”. Убедилась на своих уроках, что эта тема позволяет раскрыть огромный творческий потенциал учащихся. Кроме того, творчество и культура всегда благоприятно влияют на духовно-нравственное формирование и развитие личности. Народные обряды и традиции, одежда, национальные мотивы в рукоделии – всё это обычно изучают на уроках технологии. Но я попыталась шире охватить эту тематику и привнести в атмосферу урока колорит национальной темы, потому что считаю воспитание патриотических чувств и любви к Родине является одной из главнейших воспитательных педагогических задач.
Моя семья поющая, и в моем арсенале есть песни связанные с рукоделием. Я предложила детям придумать частушки, которые по своей тематике касались бы урока технологии. Хочу представить некоторые частушки, которые, по моему мнению, заслуживают внимания.
Нам советуют стилисты Что по моде одевать. Я решила свои джинсы На коленях разорвать. | На уроке фартук шила, Чтоб проблему разрешить. Сто карманов я пришила – Буду всё с собой носить. |
Мы нарезали салат Строго по рецепту, Оглянулись – на полу Все ингредиенты. | На уроках шьём и вяжем, Солим в банках огурцы. На Поле Чудес отправим Якубовичу призы. |
На уроке технологии Решила юбку сшить. Бабушка всю ночь строчила, Чтоб пятёрку получить. | Очень умный дядя Зингер Основал свою фирму. Только как машинка строчит Всё равно я не пойму. |
Проблема интеграции предметных областей очень важна и потому, что дети получают развивающее обучение, когда начинают получать или самостоятельно искать информацию, сопоставляя факты из географии, биологии, истории и т.д. И результаты не заставляют себя долго ждать.
В условиях модернизации образования процесс интеграции нельзя замыкать лишь на создании интегрирующих курсов, он шире. Интегрирующими факторами могут быть способы деятельности учащихся, интеллектуальные технологии, экологическое содержание и т.д.
Стараюсь широко использовать построение уроков на основе моделирующего обучения (игровые, ролевые ситуации ), а также технологии дифференцированного подхода в обучении (групповые формы учебной работы) и построение уроков на основе коммуникационных технологий (диалоговая и дискуссионная форма работы). Думаю, что при такой форме проведения уроков достигается их развивающая цель, а именно – самостоятельность мышления, умение выступать перед аудиторией, отделение от главного второстепенного, ответственность за свою работу. А это отражает коммуникативная образовательная компетенция.
Могу сказать, что в своей педагогической практике стараюсь чаще проводить элементы уроков-исследований, где дети активизируют умственную деятельность, учатся выбирать суть, анализируют, делают выводы. Все выше перечисленные технологии являются самыми актуальными на уроках технологии.
К современным технологиям относятся и те, которые направлены на сохранение здоровья детей. Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Но, известный факт, что огромный процент обучающихся в образовательных учреждениях теряют своё здоровье, если процесс обучения организован неправильно или недостаточно органично. Поэтому, большое внимание, с моей точки зрения, следует уделять здоровьесберегающим технологиям. Урок, который был посвящён физиологии питания подростков. Была определена развивающая цель урока: исследовать проблему культуры питания подростков. Для достижения цели следовало решить определённые задачи. Например, определить роль правильного питания в жизни школьника, разработать суточную норму потребления продуктов, научиться организовывать режим питания. Составляя план урока, и выстраивая единую линию, я пришла к выводу, что следует применить элементы критического мышления. То есть, выстроить урок по определённому алгоритму: вызовосмыслениерефлексия (размышление). Мне удалось вызвать мотивацию, связанную с различными ассоциациями (ассоциативное мышление). И, в то же время, применялось построение урока на ситуативной основе. Все примеры были взяты из жизненных ситуаций, следовательно, детям легко было понять проблему в данный момент на уроке и начать рефлексивную деятельность. Неравномерный приём пищи, её разнообразие или однообразие, это примеры, с которыми дети уже встречаются в своей жизни. То есть, необходимость режима питания, получение необходимого количества минеральных веществ и витаминов, деятельность бактерий, вирусы, инфекция – логические выстроенные линии мышления приводили к необходимому решению Со своей точки зрения могу отметить, что после проведения уроков, основанных на пропаганде здоровьесберегающих технологий, учащиеся значительно активнее уделяют внимание своему здоровью, правильному питанию и т.д. Это особенно заметно на практикумах по кулинарии: детям уже не надо напоминать о необходимости чистоты рук, качестве продуктов и гигиене питания.
В современных условиях сегодняшнего дня вопрос организации познавательной деятельности обучающихся на уроках, в том числе и на уроках технологии, не утратил своей актуальности, а приобрёл современный вид. Следовательно, необходимо вносить соответствующие изменения и в реализуемое содержание образования, и в форму организации учебного процесса, и в применяемые педагогические технологии.
Я считаю, что нынешнему поколению школьников предстоит решать неотложные и сложные народнохозяйственные задачи, в том числе проблемы лёгкой промышленности, здравоохранения, продовольственные проблемы. Наличие в интеллектуальном багаже данных проектов, также как и исполнение технологических знаний, и, особенно, умений и навыков, просто необходимо. Именно такие знания расширяют наши представления о жизни, быте, традициях и обрядах наших предков, позволяют применить их в современной жизнедеятельности, дизайне, моделировании и конструировании, способствуют применению полученных знаний в практической деятельности для преобразования и усовершенствования известного. Творческая личность двигает прогрессом, изобретая всё новые и новые технологии. А значит, есть возможность создавать новую технику, материалы, технические и биологические системы.