Разработка интегрированного урока по физической культуре и физике
для учащихся 8 класса.
Тема: «Электрические явления»
Цели: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизацию материала по теме «Электрические явления», развитие скоростно – силовых качеств.
Задачи:
- формировать умения учащихся решать задачи по физике;
- воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
- продолжить развитие логического мышления, внимания, сообразительности, выносливости, скорости;
- воспитание ответственности в принятии решения, умения работать в группе.
Тип урока: комбинированный урок.
Место проведения: спортивный зал.
Форма учебной работы: соревнования
Условия, порядок проведения и награждения:
в конкурсах принимают участие учащиеся 8 класса, состав команд по 8 человек;
в программу соревнований входят:
- спортивные развлекательные конкурсы;
- задания и упражнения по физике
Оборудование: 2 обруча, 2 скамейки, 2 набора дротиков, 2 амперметра, 2 вольтметра, 2 лампочки, набор проводов, весы, секундомер, батарейка, ватман, 2 источника питания, 2 ключа, секундомер, электроскоп, маркеры, карточки с заданиями,
Структура урока:
Организационный момент.
Основная часть.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент. Команды входят в спортивный зал под музыку. Сообщение цели и задач урока.
Вед.1 (учитель физической культуры): Здравствуйте, дорогие участники нашего необычного урока физика + физическая культура! Сегодня мы повторим тему «Электрические явления » с помощью конкурсов и эстафет.
Вед.2 (учитель физики):
Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме «живут».
А если они вдруг бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи тоже помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Проявим нынче мы умение,
Законы объясним, явления:
Электризацию, сопротивление
И мощность за мгновение.
Эксперименты проведем
И победителей найдем!
Вед.1:
Ну, что же, ребята, команды готовы.
Пора поединок начать!
Пусть каждый готовит смекалку и юмор.
Курс на победу держать!
Вед.2: Внимание. Представляем наши команды «Положительный заряд» и «Отрицательный заряд». Начинаем соревнования!
Основная часть.
Визитная карточка.
За 2-3 минуты приготовить каждой команде девиз, приветствие соперникам. Время пошло. За 1 место-3б
2 место-2б
3 место- 1б
«Сложи слово». Каждому участнику команды выдается буква. Добежав до противоположной стороны спортивного зала, ученик прикрепляет букву к стене и возвращается к команде. Побеждает команда, которая первой приклеит все буквы и получит слово: первая команда «Электрон», второй команде «Резистор», третьей команде «Лампочка»
«Меткий стрелок»
На противоположной стене зала натянута веревка с воздушными шариками, на расстоянии стоит скамейка. Члены команд должны добежать до скамейки, взять дротик, выполнить им бросок в цель, в воздушный шарик, чтобы он лопнул. В шарике находится задание по физике. За каждое правильно решенное задание ученик получает 1 балл и 1 дополнительный балл за меткость. Если участник не попал в цель, то подходит и решает задачу, лопнув шар, не получая дополнительного балла за меткость. Решенное задание отдает помощникам, те отдают его после окончания конкурса жюри. Участвует вся команда.
Задачи по физике:
Сила тока, проходящая через нить лампы, 0,3 А, напряжение – 6 В. каково электрическое сопротивление нити лампы?
Ответ: R=U/I=20 Ом
Сила тока в цепи лампы равна 0,5 А. Какой заряд протекает по цепи за 30 секунд?
Ответ:q=It= 15 Кл
Найти мощность тока напряжением 5В, если по цепи протекает ток 0,5А
Ответ: P=UI=2,5Вт
Какое кол-во теплоты выделяется в цепи за 10 мин при силе тока 2А и напряжеии 220В?
Ответ: Q=UIt=264кДж
Найти напряжение на лампе сопротивлением 20 Ом, если по ней течет ток 0,3 А
Ответ:U=IR=6 В
Заряд, протекающий по цепи за 30с, равен 15Кл. найти силу тока в цепи.
Ответ: I=qt=0,5A
Найти напряжение на участке цепи, по которой течет ток 0,5А. Мощность тока равна 2,5 Вт.
Ответ:U=P/I=5В
Какое количество теплоты выделится за 10 мин в проводнике сопротивлением 110 Ом. Если сила тока в цепи равна 2А
Ответ:Q=I2Rt=264000 ДЖ
Найти силу тока, протекающая по цепи лампы сопротивлением 20Ом,
если напряжение на ней равна 6В
Ответ:I=U/R=0,3A
За какое время по цепи потечет заряд 15Кл, если сила тока равна 0,5А?
Ответ:t=q/I=30c
Найти силу тока в цепи мощностью 2,5 Вт, если напряжение на участке цепи равно 5В.
Ответ:I=P/U=0,5A
Какую работу совершает ток в цепи за 10 мин., если мощность тока равна 440Вт?
Ответ:A=Pt=264000Дж
4.«Физическая эстафета». На стойке для каждой команды прикреплен лист бумаги с заданиями по физике. Участник добегает до стойки, решает один пример и возвращается. За правильный ответ начисляется 1 балл.
Задание: перевести в систему СИ следующие физические величины:
100 мА= 0,1А
200 мВ=0,2В
52 кВ=52000В
25 кВ= 25000В
2,5 кА= 2500А
0,25 кОм= 250Ом
0,008МВ= 800В
0,36 кА= 360А
5.«Черный ящик». На противоположной стороне зала стоит ящик, в котором находятся физические приборы. Участники команды по - очереди достают из него приборы и проговаривают его название и назначение. За верный ответ команде зачисляется 1 балл.
Приборы: амперметр, вольтметр, источник питания, секундомер, весы, электроскоп, батарейка, ключ.
6. «Быстрый, ловкий, умелый». Перед командами лежит обруч, далее стоит скамейка, на стене приклеены ленточки с заданиями по физике. Участники команды
Задания по физике:
Расчесывая волосы можно заметить, что волосы прилипают к расческе. Как называется это явление?
Ответ: электризация
Что такое электроскоп?
Ответ: Прибор для определения величины заряда.
Каких рыб называют живыми электростанциями?
Ответ: Электрический угорь, электрический скат.
Сформулируйте Закон Ома для участка цепи.
Ответ: Сила тока на участке цепи равна отношению напряжения на этом участке к его сопротивлению.
Что такое электрический ток?
Ответ: Направленное движение заряженных частиц.
Назовите единицы измерения заряда, напряжения, силы тока, сопротивления.
Ответ: Кулон, Вольт, Ампер, Ом
Каким зарядом заряжается стеклянная палочка при натирании шелк и эбонитовая палочка, натёртая о шерсть?
Ответ: Стекло- положительным, эбонит- отрицательным.
Как взаимодействуют два одноименно заряженных тела; разноименно заряженных?
Ответ: Одноименные отталкиваются, разноименные – притягиваются.
Какие действия оказывает ток?
Ответ: Тепловое, химическое, магнитное.
Какие частицы создают ток в металлах?
Ответ: Электроны.
Какое действие тока используется в электрических лампах?
Ответ: Тепловое.
Что такое амперметр?
Ответ: Прибор для измерения силы тока.
Что такое вольтметр?
Ответ: Прибор для измерения напряжения.
Какие два вида соединения проводников бывают?
Ответ: Последовательное и параллельное.
Что такое диэлектрик?
Ответ: Вещество не проводящее электрический ток.
Конкурс капитанов. «Опыт». Собрать электрическую цепь, состоящую из лампочки, амперметра, ключа, источника питания. Начертить схему электрической цепи.
Литература:
Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Перышкина: 9 класс. – М.: ВАКО, 2007, - 368 с;
Кирик Л.А. физика – 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – 5-е изд., . – М.: Илекса, 2009. – 208 с;
Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2008/. – 191 с;
Янушевская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7 – 9 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные мероприятия. – М.: Планета, 2011. – 224 с.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Название конкурса | Разбалловка | Команда 8А | Команда 8Б | Команда 8В |
Визитная карточка | 1 место-3б 2 место-2б 3 место-1б | -
| -
| -
|
Сложи слово | 1 место-3б 2 место-2б 3 место-1б | -
| -
| -
|
Меткий стрелок | Меткость -1 б Решение -1б Быстрота -3б | -
| -
| -
|
Физическая эстафета | Решение-1 б Быстрота -3б, 2б, 1б | -
| -
| -
|
Черный ящик | 1 место-3б 2 место-2б 3 место-1б | -
| -
| -
|
Быстрый, ловкий, умелый | 1 место-3б 2 место-2б 3 место-1б | -
| -
| -
|
Конкурс капитанов | 1 место-5б 2 место-3б 3 место-2б | -
| -
| -
|
Итого: | -
| -
| -
| -
|
Примечание: | -
| -
| -
| -
|
Место: | -
| -
| -
| -
|
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-