СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интегрированный урок "Блокада Ленинграда"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по математике, истории, русскому языку и литературе предназначена для подготовки к ОГЭ по данным предметам. Урок позволяет донести до учащихся все тяготы жизни людей периода блокады Ленинграда. Можно проводить как внеклассное мероприятие. Также данный урок можно проводить и в 5 классе при изучении темы "Десятичные дроби".

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок "Блокада Ленинграда"»

Тюменская область, г.Ялуторовск,

МАОУ «СОШ им.Декабристов»,

Неподоба Наталья Анатольевна, учитель математики



Интегрированный урок в 9 классе

«Блокада Ленинграда»

(математика, история, русский язык и литература)

Цели урока:

Предметные результаты:

математика: умение читать числа, переводить обыкновенные дроби в десятичные, округлять десятичные дроби, решать задачи на нахождение дроби от числа, действия над натуральными и рациональными числами (подготовка к ОГЭ);

история: ознакомление с понятием «блокада», расширение знаний о жизни блокадного Ленинграда;

литература: ознакомление с жизнью и творчеством периода блокады поэтессы О.Берггольц;

русский язык: умение выделять микротемы в тексте; произношение и правописание имён собственных и числительных (подготовка к ОГЭ);

искусство: проследить отражение истории в произведениях искусства.

Метапредметные результаты:

Умение работать с текстом, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в тексте информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме.

Личностные:

смыслообразование, умение слушать, патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории.

УУД:

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием дополнительных источников, выделять существенную информацию, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану, уметь выделять главное, делать выводы;

коммуникативные: вступать в учебный диалог с одноклассниками и учителем, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению в совместной работе;


Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал (текст, карточки с вопросами, карточки с задачами).












Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Результаты деятельности

Деление на группы

Выбирают карточку с фрагментом пазла. Выясняют принадлежность к какой-либо группе.

Наблюдает за происходящим делением учащихся на группы. При необходимости корректирует действия ребят.

Коммуникативные УУД: умение общаться, работать в коллективе

Мотивационный


Просмотр фрагмента фильма о войне






Учитель истории: Организует беседу, выявляющую знания детей о Великой Отечественной войне.

- Какое событие вы увидели?

- Какой Великий праздник отмечает наша страна в мае?

- Даты начала и конца войны?

- Сколько лет длилась война?

- О каких Великих битвах ВОВ вам известно?

(Битва за Москву, Курская битва, Сталинградская битва)

Личностные УУД

(смыслообразование)

Определение темы урока







Просматривают фрагмент фильма о блокаде Ленинграда. Отвечают на вопросы учителя.


Учитель матем.:

- Какой период Великой Отечественной войны вы увидели из фрагмента?

(следуют ответы учащихся)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Глубже понять и осмыслить события военного времени вам поможет еще некоторые школьные предметы.

Регулятивные УУД (целеполагание) Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков)

Актуализация знаний


Практическая работа:

думают, размышляют над поставленной задачей.


(Это суточная норма хлеба в блокадном Ленинграде).



Учитель матем.:

Предлагает выбрать по одному члену группы для выполнения задания.


Задание: На столе булка хлеба. Разрежьте её на 8 частей.


- Чему равна 1 часть? (1/8).

- Сколько граммов весит 1/8 часть буханки массой 1 килограмм? (0,125 кг, 125 г)

- Какую часть составляет от булки 250 граммов?

- Как выдумаете, почему мы говорим о 125, 250 граммах хлеба?

Давайте вспомним, как найти часть числа?


Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков)

Организация самостоятельной деятельности с последующим сообщением информации







Работа в группах

Читают текст


Учитель истории: Предлагает каждой группе прочитать текст (Приложение 1), ответить на вопросы и составить связный рассказ с помощью вопросов (Приложение 2)


Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций)

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества)


Учитель литературы:

Проводит диалог с учениками:

- О каких трагических фактах говорят нам цифры из текста?

- Обратите внимание на выделенные числа. Прочитайте их правильно.

Учитель открывает на слайде правильное произношение цифр.

Если неправильно – произносят числа хором.

Работа в группах

(решение задач)


В группах решают задачи, проводят обсуждение, излагают ответы.


Учитель матем.

- Вспомним о «восьмушке» хлеба. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни.

Учитель предлагает группам решить задачи (Приложение 3).




Познават. УУД (анализ собственных интеллект. операций) Коммуникативные УУД (построение речевых высказ., учебное сотруднич.)

Сообщение новой информации


Слушают, осмысливают информацию



















-Учитель истории:

- Как доставляли хлеб в блокадный Ленинград?

Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни, стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев.

Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.

Часто лед трескался и машины тонули.

Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций)















Выступление ученицы

Отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц читает ученица Васильева Е. (на фоне 7-й симфонии Д.Д.Шостаковича). Остальные учащиеся слушают, осмысливают



…И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.

-Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Своих дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот – в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на рассвете -

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам…

Познавательные УУД(анализ собственных интеллектуальных операций)

Творческие люди периода блокады Ленинграда

Слушают, осмысливают информацию, отвечают на поставленные вопросы.

Учитель литературы:

-Это стихотворение написала Ольга Федоровна Берггольц (презентация)

В годы блокады (с 1941 по 1943) она находилась в осажденном Ленинграде.

Тихий голос поэтессы стал голосом самого Ленинграда.

В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно вела радиопередачи.

«Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц…»

Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день.

Они знали: если Ольга в эфире, значит город не сдался.


- Какое музыкальное произведение звучало во время исполнения стихотворения?

(7-я симфония Д.Д. Шостаковича)

-Давайте снова обратимся к тексту, назовите фамилию, имя, отчество автора симфонии, произнесите правильно.


Показ репродукций картин о блокаде сопровождается рассказом учителя литературы.

24 января 2018 года исполнится 74 года со дня снятия блокады.

Одна из трагических страниц истории нашей страны останется в воспоминаниях, в документальных фильмах, в фотографиях, в памятниках, в музыке, в картинах, в стихах…


Личностные УУД

(смыслообразование, умение слушать, патриотические чувства, уважение к Отечеству)

Рефлексия учебной деятельности


Проводят осмысление полученной информации, делают выводы, делятся возникшими чувствами.










Учитель истории:

-Что нового сегодня вы узнали?

- Какие знания, умения вам помогли на сегодняшнем занятии?

- Какие чувства у вас после занятии?

- Какой вывод вы для себя сделали?

- Можно людей, переживших блокаду, назвать героями? Почему?

- Какие ещё предметы, кроме математики и истории, помогли вам увидеть страшные картины блокады?

Регулятивные УУД (оценка деятельности)

Личностные УУД

(смыслообразование)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!