Тюменская область, г.Ялуторовск,
МАОУ «СОШ им.Декабристов»,
Неподоба Наталья Анатольевна, учитель математики
Интегрированный урок в 9 классе
«Блокада Ленинграда»
(математика, история, русский язык и литература)
Цели урока:
Предметные результаты:
математика: умение читать числа, переводить обыкновенные дроби в десятичные, округлять десятичные дроби, решать задачи на нахождение дроби от числа, действия над натуральными и рациональными числами (подготовка к ОГЭ);
история: ознакомление с понятием «блокада», расширение знаний о жизни блокадного Ленинграда;
литература: ознакомление с жизнью и творчеством периода блокады поэтессы О.Берггольц;
русский язык: умение выделять микротемы в тексте; произношение и правописание имён собственных и числительных (подготовка к ОГЭ);
искусство: проследить отражение истории в произведениях искусства.
Метапредметные результаты:
Умение работать с текстом, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в тексте информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; выделять главную информацию, представлять информацию в сжатой словесной форме.
Личностные:
смыслообразование, умение слушать, патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории.
УУД:
познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с использованием дополнительных источников, выделять существенную информацию, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
регулятивные: принимать и сохранять задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану, уметь выделять главное, делать выводы;
коммуникативные: вступать в учебный диалог с одноклассниками и учителем, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению в совместной работе;
Оборудование: проектор, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал (текст, карточки с вопросами, карточки с задачами).
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Результаты деятельности |
Деление на группы | Выбирают карточку с фрагментом пазла. Выясняют принадлежность к какой-либо группе. | Наблюдает за происходящим делением учащихся на группы. При необходимости корректирует действия ребят. | Коммуникативные УУД: умение общаться, работать в коллективе |
Мотивационный | Просмотр фрагмента фильма о войне | Учитель истории: Организует беседу, выявляющую знания детей о Великой Отечественной войне. - Какое событие вы увидели? - Какой Великий праздник отмечает наша страна в мае? - Даты начала и конца войны? - Сколько лет длилась война? - О каких Великих битвах ВОВ вам известно? (Битва за Москву, Курская битва, Сталинградская битва) | Личностные УУД (смыслообразование) |
Определение темы урока | Просматривают фрагмент фильма о блокаде Ленинграда. Отвечают на вопросы учителя. | Учитель матем.: - Какой период Великой Отечественной войны вы увидели из фрагмента? (следуют ответы учащихся) - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Глубже понять и осмыслить события военного времени вам поможет еще некоторые школьные предметы. | Регулятивные УУД (целеполагание) Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков) |
Актуализация знаний | Практическая работа: думают, размышляют над поставленной задачей. (Это суточная норма хлеба в блокадном Ленинграде). | Учитель матем.: Предлагает выбрать по одному члену группы для выполнения задания. Задание: На столе булка хлеба. Разрежьте её на 8 частей. - Чему равна 1 часть? (1/8). - Сколько граммов весит 1/8 часть буханки массой 1 килограмм? (0,125 кг, 125 г) - Какую часть составляет от булки 250 граммов? - Как выдумаете, почему мы говорим о 125, 250 граммах хлеба? Давайте вспомним, как найти часть числа? | Познавательные УУД (формирование общеучебных навыков) |
Организация самостоятельной деятельности с последующим сообщением информации | Работа в группах Читают текст | Учитель истории: Предлагает каждой группе прочитать текст (Приложение 1), ответить на вопросы и составить связный рассказ с помощью вопросов (Приложение 2) | Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний, осуществление учебного сотрудничества) |
Учитель литературы: Проводит диалог с учениками: - О каких трагических фактах говорят нам цифры из текста? - Обратите внимание на выделенные числа. Прочитайте их правильно. Учитель открывает на слайде правильное произношение цифр. Если неправильно – произносят числа хором. |
Работа в группах (решение задач) | В группах решают задачи, проводят обсуждение, излагают ответы. | Учитель матем. - Вспомним о «восьмушке» хлеба. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни. Учитель предлагает группам решить задачи (Приложение 3).
| Познават. УУД (анализ собственных интеллект. операций) Коммуникативные УУД (построение речевых высказ., учебное сотруднич.) |
Сообщение новой информации | Слушают, осмысливают информацию | -Учитель истории: - Как доставляли хлеб в блокадный Ленинград? Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, затем до прекращения навигации продукты грузили на баржи и водным путем доставляли до специально построенной железнодорожной ветки, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни, стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще, продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. | Познавательные УУД (анализ собственных интеллектуальных операций) |
Выступление ученицы | Отрывок из «Ленинградской поэмы» О. Берггольц читает ученица Васильева Е. (на фоне 7-й симфонии Д.Д.Шостаковича). Остальные учащиеся слушают, осмысливают | …И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. -Ну, так и есть – мотор заело. Ремонт на пять минут, пустяк. Поломка эта – не угроза, Да рук не разогнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Своих дождаться? А хлеб – две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев. И вот – в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари. Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на рассвете - Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам… | Познавательные УУД(анализ собственных интеллектуальных операций) |
Творческие люди периода блокады Ленинграда | Слушают, осмысливают информацию, отвечают на поставленные вопросы. | Учитель литературы: -Это стихотворение написала Ольга Федоровна Берггольц (презентация) В годы блокады (с 1941 по 1943) она находилась в осажденном Ленинграде. Тихий голос поэтессы стал голосом самого Ленинграда. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно вела радиопередачи. «Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц…» Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день. Они знали: если Ольга в эфире, значит город не сдался. - Какое музыкальное произведение звучало во время исполнения стихотворения? (7-я симфония Д.Д. Шостаковича) -Давайте снова обратимся к тексту, назовите фамилию, имя, отчество автора симфонии, произнесите правильно. Показ репродукций картин о блокаде сопровождается рассказом учителя литературы. 24 января 2018 года исполнится 74 года со дня снятия блокады. Одна из трагических страниц истории нашей страны останется в воспоминаниях, в документальных фильмах, в фотографиях, в памятниках, в музыке, в картинах, в стихах… | Личностные УУД (смыслообразование, умение слушать, патриотические чувства, уважение к Отечеству) |
Рефлексия учебной деятельности | Проводят осмысление полученной информации, делают выводы, делятся возникшими чувствами. | Учитель истории: -Что нового сегодня вы узнали? - Какие знания, умения вам помогли на сегодняшнем занятии? - Какие чувства у вас после занятии? - Какой вывод вы для себя сделали? - Можно людей, переживших блокаду, назвать героями? Почему? - Какие ещё предметы, кроме математики и истории, помогли вам увидеть страшные картины блокады? | Регулятивные УУД (оценка деятельности) Личностные УУД (смыслообразование) |